Конспект Непосредственной образовательной деятельности интегрированного занятия по экологии в старшей группе "СНЕГ И ЛЁД"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ушакова Мария Александровна

Интегрированное занятие предназначенное для старшей возрастной группы, посвящённое решению проблемы обледенения улиц городов и сохранению почвы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zan_.ekologiya_plohoy_i_horoshiy_sneg_i_lyod.ushakova.docx513.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Каменск-Шахтинский

(МБДОУ детский сад № 38)

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

интегрированного занятия по экологии в старшей группе

"СНЕГ И ЛЁД"

Автор Ушакова Мария Александровна

 воспитатель первой категории

г. Каменск-Шахтинский

2023 год

Цель: сформировать представления детей о гололёде и способах борьбы с ним.

Задачи:

«Познавательное развитие»

Продолжать знакомить детей со свойствами снега и льда. Дать представление о том, где и как рождается  бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать воспитателя. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.

«Физическое развитие»

Способствовать формированию потребности в двигательной активности.

«Речевое развитие»

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизация словаря: опыт, кристаллы, снегопад, гололёд.

Методы и приемы:

практические: опыт, физкультминутка, демонстрация опыта.

наглядные: познавательный мультфильм «Где и как рождается снег», иллюстрации с изображением ЧС.

словесные: рассказ, дидактическая игра «Хороший - плохой».

Материалы и оборудование:

Лёд, соль, песок, реагент, интерактивная доска, ноутбук, познавательный мультфильм «Где и как рождается снег».

Формы и методы организации совместной деятельности:

Познавательно - исследовательская

Опыт — демонстрация «Лёд - скользкий», опыт со льдом, просмотр познавательного мультфильма «Где и как рождается снег».

Игровая

Дидактическая игра «Хороший - плохой».

Коммуникативная

Беседа – рассуждение о снеге и льде, беседа после просмотра мультфильма.

Двигательная

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Познавательный опыт                                                                                                                  

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, мне сегодня на телефон пришло важное сообщение от МЧС. Вы знаете, что такое МЧС? Это служба спасения. Хотите узнать, что было в этом сообщении?

 Внимание! По прогнозам гидрометеоцентра в ближайшие дни в городе и его окрестностях будет наблюдаться понижение температуры. В связи с резким понижением температуры возможно образование гололеда. Так же ожидаются метель и обильные снегопады. Будьте внимательны, по возможности оставайтесь дома. Более подробную информацию вы можете узнать на сайте МЧС.

Воспитатель: Ой, ребята, давайте зайдём на сайт МЧС и узнаем всё поподробнее: почему нельзя выходить из дома? Какой гололёд?

Дети садятся перед экраном. На экране фотографии с изображением последствий гололёда и обильного снегопада: люди падают на льду, машины замело снегом, высокие сугробы - людям тяжело идти.

Просматривая фотографии, воспитатель беседует с детьми:

Попросить рассмотреть фотографии и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны гололёд и обледенелые комья снега, большое количество выпавшего снега?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто - либо пострадал в подобных ситуациях.

Попросить детей подумать, какие меры можно принять, чтобы бороться с такими ситуациями.

(Ответы детей)

Во дворах снег чистят лопатами дворники. На проезжих частях снегоуборочные машины. А в больших городах снег вывозят из города на специальные полигоны, где тая, он не нанесёт никакого вреда.

Воспитатель: Ребята, а как же бороться со льдом? Ведь его не очистишь лопатой, или снегоуборочной машиной, ведь он очень твёрдый и крепкий. Что же делать, как вы думаете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что бы узнать об этом поподробнее, предлагаю пройти в нашу лабораторию. А пока мы к ней идём, немного разомнёмся.

«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Воспитатель: Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться, как бороться со льдом?

Перед вами 3 контейнера с различными веществами.

В первом – соль. Попробуйте лёд на ощупь, какой он? (Скользкий, гладкий) А, теперь давайте посыпим его солью. Что происходит? Лёд стал стремительно таять, стал шершавым, перестал скользить.

Воспитатель:

Но, к сожалению, ребята, соль очень вредна, поэтому от её использования отказались. Тая, лёд превращается в воду и вместе с солью впитывается в землю, а засоленная почва губительно влияет на растения и животных, которые в ней обитают.

Предлагаю убедиться в этом с помощью эксперимента. Посадим луковицы в 2 вида почвы; обычную и солёную, будем ухаживать за ними и, посмотрим, как будет чувствовать себя растение в обычной и солёной почвах.

Поэтому соль мы убираем, она не поможет нам в решении нашей проблемы, а только навредит природе.

Второй контейнер- в нём песок.

Опять пробуют лёд на ощупь, затем посыпают песком и снова пробуют. Лёд стал шершавый и не катается.

Ребята, песок помог нам сделать лёд не скользким? (Да) Но, к сожалению, ребята, песок зимой замерзает, и добывать его не очень удобно. Песком лёд посыпают на набольших территориях - у подъездов, во дворах, у нас в детском саду. А что же делать с гололёдом в больших городах, на дорогах?

 А чтобы решить эту задачу и найти способ борьбы с гололёдом, к этой проблеме подключили учёных. И они придумали специальное вещество - реагент, которое борется со льдом, и не наноси вреда почве, растениям и животным.

Третий контейнер - в нём реагент.

Посыпаем лёд, делаем вывод.

Подведение итогов - чтобы бороться со льдом, его необходимо сделать не скользки, в этом поможет песок и специальное вещество - реагент.

Воспитатель: Ребята, но ведь снег и лёд, это не всегда плохо. Снег приносит большую пользу растениям. Он укрывает собой землю, согревая ее. Под снегом не вымерзает трава. Мелкие животные согреваются в своих норках. 

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хороший — плохой».

Выберите картинки и расскажите, какой на них снег и лёд плохой или хороший. И распределите их.

Дети перечисляют хорошо (Строим горки и снежные крепости, лепим снежную бабу, снеговиков, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.).

Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда берётся снег?

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о том, где и как образуется снег в природе.

Дети смотрят фильм.

Воспитатель задает вопросы

- Что же такое снежинки?

-Где образуются снежинки?

-Все ли снежинки долетают до земли?

-Как падают снежинки?

-Почему не существует одинаковых снежинок?

Дети отвечают на вопросы:

- Снежинки это кристаллы льда;

-Снежинки образуются высоко в небе;

-Не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе;

-Снежинки падают медленно;

Снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Воспитатель: Ну а теперь, я предлагаю вам взять наши луковицы, поставить их ближе к свету и начать за ними наблюдать.

D:\откр.занятие Плохой и хороший снег и лёд  Экология\IMG-20230329-WA0057.jpg

D:\откр.занятие Плохой и хороший снег и лёд  Экология\IMG-20230329-WA0037.jpg

D:\откр.занятие Плохой и хороший снег и лёд  Экология\IMG-20230329-WA0029.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Социализация». Конспект непосредственной образовательной деятельности « Что такое дружба» в старшей группе.Занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года"

Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура, художественное творчество.Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, проду...

Методическая разработка Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия) в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Кто нас лечит?»

АннотацияПредставленный конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Данный конспект можно использовать педагогам в ходе проведения образовательной деятельности в...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)

Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....

Конспект непосредственно -образовательной деятельности «Сказочное путешествие» (Экология)

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА» (региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: «Только смелым покоряются моря»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо физическому развитию детейстаршего дошкольного возраста МБДОУ д/с №2 «СКАЗКА»(региональный компонент) Сюжетное занятие по теме: ...