«ИСТОРИЯ ЖИТЕЛЕЙ НАШЕГО ГОРОДА. СТАРИННАЯ РУССКАЯ ОДЕЖДА»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления детей об истории русского народного костюма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starinnaya_russkaya_odezhda.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №22
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАНИЮ НА ТЕМУ:
«ИСТОРИЯ ЖИТЕЛЕЙ НАШЕГО ГОРОДА. СТАРИННАЯ РУССКАЯ ОДЕЖДА»
СОСТАВИЛА:
ПОНОМАРЧУК Н.М.
ВОСПИТАТЕЛЬ
МКДОУ №22
Г. АША
МАРТ 2023 Г.
ЦЕЛЬ:
Закрепление полученных знаний, продолжать формировать представления детей об истории русского народного костюма.
ЗАДАЧИ:
- Продолжать знакомить детей с русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения;
- Развивать любознательность, внимание, логическое мышление;
- Формировать связанную речь;
- Воспитывать патриотические чувства, интерес к русскому народному творчеству, русским традициям;
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Лен, льняная ткань, рубаха – косоворотка, сарафан, понева, порты, онучи, кокошник.
МАТЕРИАЛ:
Сундук, рубаха – косоворотка, пояс, сарафан, кокошник, лапти, ноутбук, музыкальное сопровождение к играм. Р.н. «Светит месяц». Шаблоны одежды для раскрашивания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение художественной литературы К.Д. Ушинский «Как рубаха в поле выросла», З. Александрова «Сарафанчик», р.н.с. «Царевна лягушка;
- Дидактические игры: «Наряди куклу», «Виды тканей»;
- Разучивание народной игры «Гори, гори ясно»;
-Знакомства с народным фольклором: потешки, прибаутки.
ХОД НОД:
Организационный момент.
Слушание песни «Красно солнышко»
Воспитатель: Ребята, о чём поётся в песне?
(ответы детей: О Родине, о России)
Ребята, в давние времена наша страна называлась по-другому Древняя Русь. Там, где мы сейчас живём, не было ни городов, ни сёл. А были только поля, горы да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне. Они охотились, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду.
Беседа об одежде.
Сегодня мы будем говорить о старинной одежде. Ребята, как вы думаете, для чего людям нужна одежда? (ответы детей)
Совершенно верно, Одежда защищала тело человека от неблагоприятных воздействий природы. Потом стала ещё оберегом и украшением. С появлением костяной иглы одежды стали более удобными. Люди научились плетению, ткачеству. Наши далёкие прабабушки шили одежду даже из крапивы, но она была очень груба и быстро изнашивалась. Женщинам приглянулось другое растение-лён. (показ картинки льна) Процесс добывания льняных нитей очень сложный. Его надо было посеять, прополоть, выдергать, вымочить, высушить, обмять, обтрепать, вычесать, спрясть нить. И только после этого, можно ткать льняную ткань.
Льняные ткани отбеливали, красили, отчего одежда становилась нарядней. Красок в то время не было. Из отвара коры, веток и листьев боярышника получали красную краску. Шелухой лука красили в жёлтый цвет. Черника давала фиолетовый цвет. Лист берёзы радовал зелёным. У русских женщин был небогатый выбор ткани: шерсть да лён. Но из этих тканей они создавали очень красивую одежду.
Ребята, где в вашем доме хранится одежда? (ответы детей). В старину русские люди называли одежду – «одёжа» и хранилась она в сундуке. У нас тоже есть сундучок, давайте в него заглянем, но сначала отгадайте загадки.
Один вход-три выхода, что это за одежда? (дети отгадывают-рубашка). Достаю из сундучка рубаху, дети рассматривают её.
Старинные рубахи были длинные-ниже колена. Имели почти закрытый ворот, длинные рукава, их приходилось закатывать. Как вы думаете, ребята, почему нужно было закатывать рукава? (ответы детей) Правильно, потому, что не удобно было работать. С тех времён появилось выражение «работать спустя рукава». Что означает это выражение, как вы думаете? (ответы детей: плохо, кое-как). Давайте сравним, чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (рассуждения детей: другая ткань, по- другому сшита, ворот сбоку, нет воротника, мало пуговиц). Как называется рубаха с косым воротом? (косоворотка).
Носили рубаху на выпуск и подпоясывались узким поясом или цветным шнурком. Порты или штаны были не широкие, суженные к низу, завязывались на поясе шнурком. Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной до ступней, с длинными рукавами.
Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали понёву-юбку. Ткань для понёв была пёстрая с клетчатым узором.
Позже на рубаху стали одевать сарафан. В современной одежде тоже есть сарафаны.
На Руси говорили «делу –время, потехе-час» Пришло время отдохнуть, в народную игру поиграть.
Проводится игра «Гори, гори, ясно»
Женщины очень любили украшения: кольца, бусы, яркие ленты
Отгадайте загадку: Ходит девица с косой
С непокрытой головой
Красоте помощник
Расписной…(кокошник).
Достаёт из сундука кокошник, дети рассматривают его. Кокошники девушки носили в праздники. Они были разной формы, очень красивыми. Украшали их бисером, шёлковыми нитями, тесьмой.
Украшением девушки была длинная толстая коса, заплетённая яркими лентами. Недаром говорили: «Девичья коса-всему миру краса»
Воспитатель надевает девочкам кокошники. Проводится разминка.
Дети выполняют танцевальные движения под р.н. музыку «светит месяц». Воспитатель загадывает загадку: В липовом корытце нога шевелится. (лапти)
Достаёт из сундучка лапти. В старые времена люди носили лапти.
Это очень лёгкая, мягкая обувь, ноги в ней не потеют,
потому что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти плели из бересты, лыка. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или верёвок. Ребята, как вы думаете, лапти – это летняя или зимняя обувь? (рассуждения детей). Лапти носили и зимой, и летом.
Летом их надевали на онучи (длинные куски ткани, намотанные на ноги). А зимой на тёплые шерстяные носки. Одно плохо-лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять дней.
Как вы думаете, почему лапти летом снашивались быстрее? (ответы детей: летом больше ходили и много работали).
Воспитатель предлагает одному из детей примерить лапти. Проводится инсценировка песни «В деревне то было в Ольховке»
Подводится итог.
Воспитатель: Сегодня вы познакомились со старинной русской одеждой, историей её происхождения. Достаёт из сундучка шаблоны одежды, дети выбирают и называют их: (рубаха, сарафан, кокошник). Воспитатель предлагает в свободное время (дома), украсить их красивыми узорами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "История жителей города"
История возникновения города Аша, традиции, быт, современные достопримечательности родного города...
Старинная русская одежда
Знакомство детей с ождеждой русской старинной...
Образовательная деятельность по развитию речи " Начинаются наши сказки, сказки русские, старинные".
Учить детей оценивать поступки героев. Формировать умения детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать сказочным персонажам....
Проект "Мини-музей старинной русской одежды и предметов быта".
ЦЕЛЬ: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей Родине и уважения к труду народных мастеров через ознакомление с русской народной одеждой и предметами быта...
Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...
интегрированное занятие по познавательному развитию "История жителей нашего города Сим"
интегрированное занятие по познавательному развитию "История жителей нашего города Сим"...
Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Известные жители нашего города"
Знакомство со знаменитыми земляками - одна из форм работы с дошкольниками при осуществлении задач воспитания интереса и любви к родному краю. На занятии дети знакомятся с жизнью и творчеством Р. Е. Де...