"Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
познакомить детей с разными свойствами воды и ее взаимосвязь с живым миром;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnitsa_voda.docx | 19.08 КБ |
nablyudenie_za_morskoy_svinkoy.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» для детей второй младшей группы
Цель: Формировать у детей представление о свойствах воды.
Задачи:
Познавательное развитие
-познакомить детей с разными свойствами воды и ее взаимосвязь с живым миром;
-расширять знания детей о природе;
-развивать интерес к исследовательской деятельности.
Речевое развитие
-формировать связную речь детей;
-развивать интонационную выразительность речи;
- активизировать словарный запас.
Социально-коммуникативное развитие
-формировать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
-создать радостное эмоциональное настроение;
-воспитывать желание помогать всем живым существам.
Материал и оборудование: емкость с водой для каждого ребенка, рыбки-игрушки, трава и камушки, гуашь синего и зеленого цвета, одноразовые ложечки по две для каждого ребенка, пластиковые стаканчики, соль, видеозапись с изображением водоемов.
Этапы, про дол житель ность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1.Организационно – мотивационный этап Введение в ситуацию. Создание проблемной ситуации (постановка цели) | Развивать желание узнавать, что будет дальше Задача: мотивировать детей на включение в деятельность | Воспитатель раскладывает на столе рыбок, дети подходят, интересуются игрушками. Воспитатель. - Ребята, рыбкам очень грустно. Как вы думаете, почему? Воспитатель. - Давайте отнесем рыбок в водичку. Воспитатель. - Посмотрите, как радуются рыбки в воде. Давайте покажем, как весело рыбкам. Пальчиковая гимнастика - Рыбка плавает в водице, (выполняют плавное движение ладонями, соединенными вместе) Рыбка очень веселится (руки вверх, движение "фонарики") Раз, два, три, четыре, пять, (считают пальчики) Рыбка плавает опять. (плавное движение ладонями) Воспитатель. - Ребята, а вы знаете, что вода нужна не только рыбкам, но и людям, и животным, и растениям. А зачем как вы думаете? | Вопросы к детям Наблюдение Пальчиковая гимнастика Вопросы к детям | Дети подходят к педагогу и заинтересованно наблюдают и интересуются Ответы детей (рыбкам плохо без воды). Дети выбирают понравившихся рыбок и относят в емкость с водой. Дети наблюдают за рыбками. Дети повторяют за воспитателем пальчиковую гимнастику в соответствии с текстом Отвечают на вопрос педагога | Проявления интереса Дети дают предположительные ответы Дети проявляют заботу и относят рыбок в воду Проявляют положительные эмоции, что рыбки в воде. Дети активно и с желанием выполняют пальчиковую гимнастику повторяя за педагогом. Отвечают на поставленный проблемный вопрос воспитателя. |
2. Основной этап | Мотивирование к деятельности Вы сможете? Обучать детей отвечать на поставленные вопросы. Обогащать речь детей, развивать мышление, воображение. | Ребята, а кто помнит стишки о воде? Давайте их почитаем. Воспитатель. – Ребята, чтобы рыбкам стало еще весей и радостней, предлагаю вам украсить свой водоем травкой и камушками. Вопросы к детям: что произошло с камнями в воде? А где находится трава? Далее воспитатель предлагает детям посмотреть видео с изображением водоемов. | Худ. слово Вопросы к детям: что произошло с камнями в воде Просмотр видео с изображением водоемов | Дети читают ранее выученные стишки о воде. Опустились на дно. Плавает вверху. Ответы детей Дети проявляют интерес и желание посмотреть о водоёмах | Вспоминают ране изученные стишки и читают их. Дети отвечают на вопросы педагога. Проявляют заинтересованность узнать и посмотреть о водоёмах. |
2.1. Этап постановки проблемы 2.2. Этап ознакомления с материалом 2.3.Этап практического решения проблемы | Познакомить детей с разными свойствами воды. Развитие интереса к исследовательской деятельности. Формировать умение делать выводы. Формировать связную речь детей. | А вы знаете, что вода волшебница. А хотели бы вы узнать и увидеть волшебные свойства воды? Воспитатель. - Ребята, какого цвета воду мы видим в водоемах? Воспитатель. - Предлагаю вам попробовать окрасить воду в ваших аквариумах. Выбирайте цвет, который вам понравился. набирайте гуашь в ложечки и добавляйте в водичку. Воспитатель. - Значит можно сделать вывод, что водичка может менять цвет. А сейчас попробуйте воду и скажите, какой у нее вкус? Воспитатель. - Ребята, предлагаю набрать немножко соли в ложечки и добавить в воду, а потом размешать и еще раз попробовать. Что изменилось? Воспитатель. - А вы знаете, что вода в морях и океанах соленая, и рыбы в ней прекрасно себя чувствуют. Давайте добавим немного соленой воды в ваши аквариумы и у вас получится маленькое море, а ваши рыбки станут морскими. Дети выполняют задание. Воспитатель. - А теперь соединим наши маленькие водоемы и получим большое море с рыбками. | Вопросы детям Проведение опыта Вопросы детям | Ответы детей (синяя, голубая, зеленая и т. д.) Дети выполняют задание и рассказывают, какого цвета становится вода. Дети делают вывод, что водичка поменяла цвет Дети пробуют воду из одноразовых стаканчиков. Ответы детей (безвкусная) Ответы детей (вода стала соленая) Продолжают экспериментировать Дети выполняют задание. | Проявление заинтересованности о свойстве волшебной воды. Отвечают правильно на вопросы педагога. Правильно и с интересом выполняют задание и делают соответствующий вывод, что водичка меняет цвет. Пробуют воду на вкус, определяют. Что вода безвкусная. С интересом и желанием продолжают опыты с водой. Выясняют, что вода стала солёной, как в море. И проявляют желание сделать свое маленькое соленое море. |
3.Заключительный этап. Рефлексия | Закрепление и обобщение знаний, впечатлений детей полученных в опыто – исследовательской деятельности. | - Молодцы, ребята, как хорошо все справились с заданием. Какое большое море у нас с вами получилось. -Ребята, что нового вы сегодня узнали о воде? Какая бывает вода? Она может быть разных цветов? -Вам было интересно? -Вы хотели бы узнать, какая еще бывает водичка? | Вопросы детям | Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы воспитателя. Да | Проявление положительных эмоций от проделанной работе и от полученных положительных результатов. Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом. Проявление интереса узнать еще о свойствах воды. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности для детей средней группы
«Наблюдение за морской свинкой».
Цель: обобщение и систематизация представлений детей о морской свинке.
Задачи
Образовательные:
- развивать познавательную активность в процессе наблюдения.
- продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела морской свинки (туловище, голова, лапки, ушки, хвостик).
- обучать детей отвечать на поставленные вопросы.
- формировать умение составлять рассказ описательного характера
Развивающие:
- обогащать речь детей, упражнять в подборе прилагательных к существительному (разноцветная, мягкая, пушистая и т.д.).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к наблюдаемому объекту -морской свинке, желание заботиться о ней, правильно общаться (ласково называть, угощать , осторожно гладить).
- привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Оборудование и материал: Незнайка (игровой персонаж), проектор, компьютер, морковь, а также морская свинка.
Предварительная работа: чтение рассказов о жизни грызунов, рассматривание альбомов, загадывание загадок, наблюдение за животными в экологической комнате.
Этапы, про дол житель ность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1.Организационно – мотивационный этап Введение в ситуацию. | Организовать направленное внимание детей; Вызвать интерес к содержанию наблюдения; Правильно направить внимание детей. | Дети подходите ко мне и становитесь полукругом. Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он мне сказал, что не разу не был в нашей экологической комнате. | Приход сказочного героя | Дети подходят к педагогу Радуются приходу н Незнайки | Настрой на занятие Узнают сказочного героя, радуются его приходу |
2. Основной этап 2.1. Этап постановки проблемы | Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела морской свинки (туловище, голова, лапки, ушки, хвостик). Развивать познавательную активность в процессе наблюдения. | Мы с вами уже знакомы со всеми обитателями экологической комнаты. А вот Незнайка не всех знает. И он мне говорит, что очень хочет поближе познакомиться с животными, живущими вот в этой клетке. Но для начала давайте напомним ему правила поведения в экологической комнате. -Ребята, а вы знаете , как называются эти животные? Не забыли как их зовут? Воспитатель просит 1-2 детей рассказать о внешнем виде животного. Следует добиваться от детей полного описания свинки. В случае затруднения, помочь наводящими вопросами: «Какой формы мордочка? Какого цвета и формы глаза? На что они похожи? Какой формы уши? Какие лапки? Хвост? (не видно, наверное, он очень маленький)» и т. д. Посмотрите, какой длины шея у свинки? | Правила поведения в экологической комнате Рассказ детей. Уточнение. Наводящие вопросы | Проговаривают правила поведения в экологической комнате. (Морские свинки). Ответы детей Похожи на бусинки. с большими острыми когтями Короткая, обернуться назад свинка не может. | Знают правила поведения в экол.комнате. Появился интерес к наблюдению; |
2.2. Этап ознакомления с материалом 2.3.Этап практического решения проблемы | Обучать детей отвечать на поставленные вопросы. Обогащать речь детей, упражнять в подборе прилагательных к существительному (разноцветная, мягкая, пушистая и т.д.). Формировать умение составлять рассказ описательного характера Закрепление основных движений Развивать слуховое внимание | Расскажите, какой формы туловище у свинки. Чем покрыто все тело свинки? Какого цвета шерсть? Как назвать такую окраску? Погладьте свинку осторожно от головы к хвосту. Какая у нее шерсть, мягкая или нет? Как свинка передвигается? (Быстро бегает, семенит; при беге тело ее вытягивается.) Далее воспитатель наводящими вопросами подводит ребят к сравнению свинки с другими животными, живущими в экологической комнате и спрашивает: «У каких животных еще такие же черные блестящие выпуклые глаза? У каких животных такая же овальная, подвижная мордочка? У каких животных такие же полукруглые уши? - А хотите узнать, почему это животное называют морской свинкой? - Морские свинки были привезены к нам издалека, как говорят, из-за моря, и сначала назывались заморскими, а потом их стали называть морскими. Жили дикие свинки в жарких странах вдали от моря, в степях, питались травой и ветками. Свинками они называются потому, что повизгивает, как поросенок. Питаются они веточками и травой. В степях эти зверьки живут большими семьями в норах, выкопанных в земле. Свинки могут подниматься на задние лапки, прижимая передние к грудке, они могут даже недолго ходить так, если вы привлечёте их внимание каким-нибудь вкусненьким лакомством, до которого необходимо дотянуться, чтобы достать его. Такие упражнения бывают полезны для этих зверьков. У нас в стране свинка живет только в жилище человека, в клетке. У нее здесь есть домик, она очень любит в него прятаться. Свинки чистоплотные животные — они умываются и облизывают друг друга.
- Я вам предлагаю сейчас покормим свинку. И покажем Незнайке, как она ест? Дети, как ест морская свинка.
- Каких еще вы знаете животных, которые грызут пищу? Как называются животные, у которых передние зубы длинные и острые , которые грызут пищу? А чем нужно кормить грызунов? Как вы думаете, можно держать грызунов в картонной коробке или в деревянном ящике? Почему нельзя? - А сейчас я предлагаю нам немного размяться вместе с Незнайкой Физкультминутка.
- Дети, а вы знаете, зачем в клетке у морских свинок всегда находится твердая ветка дерева или специальный камень (обращает внимание детей на окраску, поведение, повадки). - А как ведет себя морская свинка?
- Ребята, вы можете осторожно погладить нашего маленького друга Незнайка тоже хочет погладить свинку. Воспитатель еще раз повторяет устами Незнайки какая свинка. - Дети, морские свинки - это млекопитающие животные. А каких животных называют млекопитающими? Правильно. Морские свинки- это млекопитающие животные. Обычно у них рождается от двух до пяти детёнышей. Мать кормит детёнышей молоком в течение двух недель. А затем они способны питаться самостоятельно и принимать растительную пищу. Сейчас встречается множество пород домашних морских свинок, с различной шерстью и даже без нее. В нашей экологической комнате живет три вида морских свинок: розетки- у них шерсть так закручена, что напоминает розеточки, гладкошерстные- у них шерсть очень короткая и они гладкие и длинношерстные - это наша Зарянка. - А вы знали что у морских свинок есть свой язык. Сейчас мы с ним познакомимся. Просмотр слайдов с издающими звуками свинок и их пояснением
Теперь, когда мы знаем язык морских свинок, давайте послушаем в каком настроении наша Зарянка - Дети , а скажите , где живет наша морская свинка? А в природе морские свинки заботятся о себе сами, а вот живя рядом с человеком, о них должен заботиться человек. Менять подстилку, следить за поилкой с водичкой, наличием корма, камнем или ветками для стачивания зубов. Свинке очень нужно общение с человеком иначе она может погибнуть. Поэтому надо чаще брать ее на руки. А как же мы должны относиться к домашним животным?
- Давайте еще раз напомним Незнайке, с каким животным мы с вами сегодня общались? Что мы узнали о нём? Молодцы, ребята! Вы многое уже знаете и умеете. | Вопросы детям Рассказ детей. Уточнение. Наводящие вопросы Наводящие вопросы. Сравнение. Худ.слово Физ.упр. Рассказ детей Повторение (устами Незнайки) Использование ИКТ. Пояснение Вопросы к детям | Пестрая, пятнистая. Мягкая, пушистая, длинная Быстро бегает, семенит; при беге тело ее вытягивается. у хомяка, мышки. Слушают историю про морских свинок Кормят морскую свинку морковкой. Грызет пищу, у нее острые зубы. Кролик, мышка, хомячок. Грызуны. Твердой пищей — овощами, сеном, ветками, травкой; поить молоком и водой. Прогрызут. Выполняют движение в соответ. с текстом У морских свинок зубы растут на протяжении всей жизни и их необходимо постоянно стачивать. Морские свинки это делают в природе, грызя твердую пищу, поэтому в клетке постоянно должны находиться ветки или камни. Если морские свинки не будут стачивать зубы, то они будут очень длинные и животным будет неудобно питаться.) Дети рассказывают, что морская свинка быстро бегает, всегда беспокойная и очень пугливая. Ответы детей Ответы детей. С интересом смотрят видеослайды дети высказывают свои предположения. клетке. Бережно. Ухаживать за ними, кормить, поить, менять подстилку в клетке и т.д (ответы детей) | У них появился интерес к наблюдению; Четко и правильно отвечают на вопросы при сравнении животных С желанием и интересом слушают историю про свинку Осторожно, с соблюдением правил кормят свинку Знают о грызунах и чем они питаются Четко выполняют движения Поясняют зачем в клетке находятся ветки.. Знают как ведет себя морская свинка, дают объяснение. Осторожно с желанием глядят маленького друга. Четко и обоснованно дают ответы на поставленные вопросы Рассматривание внешнего вида разных морских свинок Проявление интереса, узнать о характеристики звуков морских свинок Рассказывают об уходе за животными и бережном отношении к ним |
3.Заключительный этап. Рефлексия | Формировать умение составлять рассказ описательного характера Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, в соответствии с замыслом. Развивать композиционные умения, умения закрашивать. Привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе | А вот ваши родители сегодня не присутствовали на нашем занятии, поэтому я предлагаю вам рассказать своим родителям о морской свинке и вместе с ними нарисовать ее портрет. Все портреты мы разместим в нашей галерее Что вы узнали сегодня нового и интересного? Как вы думаете Незнайке интересно было узнать о морской свинке? Что вам запомнилось больше всего? | Вопросы детям | Дети делятся впечатлениями и отвечают на вопросы воспитателя. Да | Проявление положительных эмоций Обмениваются впечатлениями с друг другом и педагогом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол
Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...
Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».
Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»
Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...
Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"
Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....
«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.
Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЙ ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНИЦА-ВОДА» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе
27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...