НОД "Зимующие птицы" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кутявина Евгения Александровна

Занятие для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starshaya_zimuyushchie_ptitsy.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимующие птицы» для детей старшей группы.

Задачи:

Образовательная: уточнить и расширить знания детей о зиме и зимующих птицах, дать дополнительную информацию о птицах;

Развивающая: совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения;

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе.

Оборудование: карточки со слогами, мяч, карточки с изображением птиц, аудиозапись голосов птиц.

Ход занятия:

Воспитатель вспоминает с детьми, какое сейчас время года.

- Что зима принесла с собой?

Воспитатель говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.

- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?

- Какими природными явлениями зима выражает свою злость?

Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Воспитатель обсуждает с детьми, как ведут себя птицы с наступлением зимы. Подводит итог: некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в теплые страны, другие остались — у них есть свои секреты, как пережить зиму.

Дидактическая игра «Поломанные слова»

На столе из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: БЕЙРОВО, ЛУБЬГО, КАРОСО, НАРОВО, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, ЦАНИСИ, ВАСО.

НАРОВО. Дети должны правильно выложить слова.

-Как одним словом можно назвать этих птиц?

Физкультминутка

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем –

Крылья мы сложим назад.

Крылья расправим,

Клювик почистим

И все вернёмся назад.

Беседа о зимующих птицах.

(Картинка с изображением воробья)

Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Как он выглядит?

Воробей маленькая, очень подвижная птичка. У него коричневая спинка с широкими полосками. Хвост и крылья у него тёмно-бурые, голова серая, подбородок и горло чёрные, клюв тонкий. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Зимуют воробьи и в городе, и в деревне рядом с человеком. (в щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах).   Он питается зерном, семенами, семечками, крошками.  А летом воробей уничтожает вредных насекомых.

(Картинка с изображением голубя)

Голуби – воркуют, очень доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Как голубь воркует? (Гур-гур)

(Картинка с изображением сороки)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками.  Она всеядна, питается ягодами, семенами растений, грызунами, насекомыми.

 (картинка с изображением вороны)

 -А как ворона каркает.

Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

 (Картинка с изображением дятла)

- Как стучит дятел? А чем он стучит? И зачем же ему вот так стучать?

У дятлов черная курточка и красная беретка на голове. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев.

(Картинка с изображением снегиря)

Посмотрите, как он выглядит? Где они живут?

Снегирь – самая зимняя птичка. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях, клюв чёрный.  Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью.  Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

(На доске картинка синицы)

Вот посмотрите, какая она? Как мы ее узнаем? А как вы думаете, чем они питаются?

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

(На доске картинка совы)

Кто это? Какую пользу приносят совы?

Красивый ночной хищник. Днем она спит, а ночью выходит на охоту. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их

- Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?  Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?

 -А скажите, для чего нужны птицы?

Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Им трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц) Из чего можно сделать кормушки?  А чем мы будем угощать птиц?

Игра с мячом «Кого чем угостим?».

Воробья – зерном, семенами, семечками, крошками; сороку- ягодами, семенами растений; синицу – салом; снегиря – рябиной; голубя – пшеном, хлебом; вороны – всеядные птицы.

Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка».

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Дети имитируют движения.

Имитируют движения.

Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.

А сейчас викторина.

Какая птица бывает почтовой? (Голубь).

Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)

Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)

Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)

Как называется птичий дом? (гнездо).

Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)

Как называют дитя птиц? (птенец)

Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)

 Итак, ребята, про каких птиц сегодня говорили? (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)

 Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

сценарий совместной деятельности ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ старшая группа

   Сценарий совместной деятельности       Тема: “Зимующие  птицы” Программное  содержание:1.Систематизация и дополнение знаний детей о зим...

Конспект НОД "Куда улетают птицы?" Старшая группа

Конснект НОД "Познание. ФКЦМ" "Куда улетают птицы" направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о перелетных птицах....

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа

Цель занятия: расширить  и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...