НОД "Зимующие птицы" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Зимующие птицы» для детей старшей группы.
Задачи:
Образовательная: уточнить и расширить знания детей о зиме и зимующих птицах, дать дополнительную информацию о птицах;
Развивающая: совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление, совершенствовать навыки чтения;
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе.
Оборудование: карточки со слогами, мяч, карточки с изображением птиц, аудиозапись голосов птиц.
Ход занятия:
Воспитатель вспоминает с детьми, какое сейчас время года.
- Что зима принесла с собой?
Воспитатель говорит о том, что у зимы бывает разное настроение: то она радостная, то сварливая и даже злая.
- Как вы думаете, какими природными явлениями выражает зима свою радость?
- Какими природными явлениями зима выражает свою злость?
Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Воспитатель обсуждает с детьми, как ведут себя птицы с наступлением зимы. Подводит итог: некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в теплые страны, другие остались — у них есть свои секреты, как пережить зиму.
Дидактическая игра «Поломанные слова»
На столе из карточек со слогами составлены «поломанные» слова: БЕЙРОВО, ЛУБЬГО, КАРОСО, НАРОВО, ТЕЛДЯ, ГИРЬСНЕ, ЦАНИСИ, ВАСО.
НАРОВО. Дети должны правильно выложить слова.
-Как одним словом можно назвать этих птиц?
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
Беседа о зимующих птицах.
(Картинка с изображением воробья)
Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Как он выглядит?
Воробей маленькая, очень подвижная птичка. У него коричневая спинка с широкими полосками. Хвост и крылья у него тёмно-бурые, голова серая, подбородок и горло чёрные, клюв тонкий. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Зимуют воробьи и в городе, и в деревне рядом с человеком. (в щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах). Он питается зерном, семенами, семечками, крошками. А летом воробей уничтожает вредных насекомых.
(Картинка с изображением голубя)
Голуби – воркуют, очень доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.
Как голубь воркует? (Гур-гур)
(Картинка с изображением сороки)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками. Она всеядна, питается ягодами, семенами растений, грызунами, насекомыми.
(картинка с изображением вороны)
-А как ворона каркает.
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
(Картинка с изображением дятла)
- Как стучит дятел? А чем он стучит? И зачем же ему вот так стучать?
У дятлов черная курточка и красная беретка на голове. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев.
(Картинка с изображением снегиря)
Посмотрите, как он выглядит? Где они живут?
Снегирь – самая зимняя птичка. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях, клюв чёрный. Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью. Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
(На доске картинка синицы)
Вот посмотрите, какая она? Как мы ее узнаем? А как вы думаете, чем они питаются?
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
(На доске картинка совы)
- Кто это? Какую пользу приносят совы?
Красивый ночной хищник. Днем она спит, а ночью выходит на охоту. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их
- Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?
-А скажите, для чего нужны птицы?
Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Им трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц) Из чего можно сделать кормушки? А чем мы будем угощать птиц?
Игра с мячом «Кого чем угостим?».
Воробья – зерном, семенами, семечками, крошками; сороку- ягодами, семенами растений; синицу – салом; снегиря – рябиной; голубя – пшеном, хлебом; вороны – всеядные птицы.
Пальчиковая гимнастика «Птичья кормушка».
Мы повесили кормушки, В них насыпали зерно. Для голодных птиц зимою Очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, Голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости Красногрудых снегирей. | Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
А сейчас викторина.
Какая птица бывает почтовой? (Голубь).
Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
Как называется птичий дом? (гнездо).
Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
Как называют дитя птиц? (птенец)
Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
Итак, ребята, про каких птиц сегодня говорили? (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)
Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...
Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)
Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...
сценарий совместной деятельности ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ старшая группа
Сценарий совместной деятельности Тема: “Зимующие птицы” Программное содержание:1.Систематизация и дополнение знаний детей о зим...
Конспект НОД "Куда улетают птицы?" Старшая группа
Конснект НОД "Познание. ФКЦМ" "Куда улетают птицы" направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о перелетных птицах....
Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа
Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа
Цель занятия: расширить и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...