Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Антарктиде»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konspekt_zanyatiya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
«Путешествие по Антарктиде»
Составила:воспитатель
Хакова З.Ф.
Надым, 2021г.
Тема: «Путешествие по Антарктиде»
Цель: формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление об особенностях природы Антарктиды;
- продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (полярные животные);
- расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся;
- знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов;
- формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
Развивающие:
- развивать мышление, память;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к Антарктиде, к ее флоре и фауне.
Активизация словаря: глобус, континент, море, океан, река, озеро, оперение, пингвин
Обогащение словаря: Антарктида, рацион, Поморник
Оборудование: Использование ИКТ, коробочки с обозначением «домиков», карточки с изображением животных, мяч, магнитная доска, маркеры, указка
Предварительная работа:
- с детьми: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение литературы, просмотр фильмов
- подготовка воспитателя: изучение методического пособия и дополнительной информации, подготовка презентации, написание конспекта, консультация с воспитателем, подготовка оборудования для игры, поиск информации
Ход занятия:
I.Вводная часть
- Ребята, сегодня мы с вами побудем летчиками и отправимся в путешествие на очень необычный континент, а чтобы узнать на какой, я предлагаю вам отгадать загадку:
«Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин.
Этот материк безлюден,
И пингвин здесь в роли гида.
Он готов поведать людям,
Как прекрасна…» (Антарктида)
Рассматривание глобуса. Беседа с детьми.
-Как вы думаете, что отмечено на глобусе зеленым цветом? (леса).
-А голубым цветом? (моря, океаны, реки, озера).
-А что же белым цветом отмечено на глобусе? (снег, льды).
«Антарктида, Антарктида
Холодна ты даже с виду
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.»
-А как вы думаете, где находится Антарктида?
-Чем она отличается от других материков?
-А вы хотите побывать в Антарктиде?
- Ребята, встаньте по удобнее, чтобы друг другу не мешать. Предлагаю вам отправиться в путешествие, слушайте внимательно:
(включаю фрагмент из музыкальной игры «Летчики на аэродром»)
- Вот и приземлились, присаживайтесь на стулья (установка на посадку).
II.Основная часть
- Ребята, а живут ли в Антарктиде животные? Оказывается, живут. Давайте пройдемся по Антарктиде и посмотрим кого здесь встретим.
- Кто скажет, какая природа в Антарктиде? Тепло здесь или холодно и почему?
Холодно, потому что здесь много снега и льда
(Вечная мерзлота - это регионы планеты с особенными климатическими условиями, при которых температура верхнего слоя земной коры на протяжении всего года не подымается выше 0° C. Вечная мерзлота обычно встречается в районах мира с холодным климатом, где средняя годовая температура ниже точки замерзания воды.)
- Ребята, кажется я кого-то вижу. Послушайте что он про себя говорит, и догадайтесь кто же это:
1. «Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь – я …» (пингвин)
- Это животное – пингвин, но вот вопрос: кто он – рыба, птица или зверь?
- Посмотрите: пингвин охотится за рыбой и хорошо плавает. Может быть, это рыба?
- Пингвин толстый, с трудом передвигается по земле, как морж. Может, это морской зверь?
Дети сами должны предложить решение – найти отличительные признаки птиц: клюв, лапы, крылья. (На основе предлагаемого ниже материала воспитатель проводит беседу с детьми.)
- Правильно. Эти птицы очень интересные. Они хорошо ныряют и плавают, т.е. это водоплавающие птицы. Какие же секреты есть у водоплавающих птиц? Во-первых, строение лап. Почему они похожи на ласты?
- Какие же должны быть лапы у пингвинов? Лапы у них мощные, с грубой кожей, приспособленные для хождения по острым льдам и сугробам.
Второй секрет – оперение, которое не намокает, иначе вылезший из моря мокрый пингвин на таком морозе сразу бы превратился в сосульку и погиб. Почему перья пингвинов не намокают? (Они покрыты жиром, как у гусей и уток.)
- Как вы думаете, чем питаются эти птицы? Для этого вам надо вспомнить, есть ли травоядные на Серверном полюсе.
- Как и все птицы, пингвины откладывают яйца и выводят птенцов. В самый сильный мороз пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными криками, кланяются и благодарят друг друга. Потом отец пингвин берет яйцо и держит его, зажав его между лапами, прижимая к низу живота, не давая прикасаться к холодной ледяной земле. Так он будет стоять на трескучем морозе и сильном ветре, почти не двигаясь. Но вот появляется птенец, и теперь его воспитанием занимается мама. Это длится не долго. Как только пингвинёнок встанет на ножки, его отправят в пингвиний «детский сад», где он будет находиться среди других малышей под присмотром взрослых пингвинов.
- Пока пингвинята в «детском саду», родители отправляются в море за пищей для малышей. В море пингвинов подстерегают опасные хищники: касатка и морской леопард (тюлень). Как спастись от них?
- Пингвины умеют не только быстро и проворно плавать. Они умеют, как пробка, вертикально выпрыгивать из воды на ледяной берег, уходя от преследования. Антарктида – самое холодное место на планете, но там живут такие интересные животные!
- Ребята, кого же я еще вижу, послушайте еще одну загадку и догадайтесь о ком я:
2. «В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день. С легкостью!
Ведь он - …» (тюлень)
- Как вы догадались?
- Тюлень Уэдделла – не только самый южный зверь, но еще и одно из самых милых животных. Миловидными мордашками этих большеглазых млекопитающих можно любоваться часами. Тюлень заселяет все побережье Антарктиды, численность его оценивается примерно в миллион особей. Это животное – прекрасный ныряльщик. Взрослый тюлень способен задерживать дыхание на целый час и способен добывать себе пропитание на глубине в 800 метров. Тюлени плавают не хуже рыб, на которых охотятся. Питаются рыбой, креветками, крабами, моллюсками.
Физминутка
«Антарктида – белый край!
Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Поверти – ка головой,
А теперь глаза закрой.
Помечтаем о пингвинах,
О холодных белых льдинах!
О тюленях, о китах,
О суровых холодах!»
- Кто же еще здесь живет?
3. «Мы – животные морские, для китов – опасней гроз: плавники у нас такие, что острее острых кос.» (касатка)
Косатки — не рыбы. Это морские животные, крупнейшие из дельфинов. Их великолепные обтекаемые тела достигают десятиметровой длины. Правда, только у самцов, самки чуть поменьше — не более восьми метров. От прочих дельфинов косаток отличают не только размеры, но и главное их украшение — огромный спинной плавник. Выступая над поверхностью воды на полтора, а то и на два метра, он выглядит как коса, рассекающая океанские волны. За этот плавник косатки и получили свое русское название.
Как и все дельфины, косатки активно обмениваются звуковыми сигналами. У каждой семьи свой особый «диалект», на котором косатки общаются друг с другом, и который непонятен другим семьям, но есть и общие для любой стаи сигналы. Благодаря им косатки общаются, когда несколько семей объединяются в суперстаю для совместной охоты или свадеб. Примечательно, что кроме людей только дельфины, к которым относятся и косатки, умеют придумывать новые слова и передавать их по наследству.
Они употребляют в пищу: рыбу, головоногих моллюсков, морских млекопитающих. Когда пищи достаточно, то косатка мирно уживается с другими китообразными.
4. «Жаль, не очень много птах в антарктических морях! Вот поморник,
выгнув спину отдохнуть присел на льдину.»
Обычный или средний поморник принадлежит к семейству поморниковых. Это птица северная, для своего гнездования выбирает места в арктической тундре, которая располагается возле Северного Ледовитого Океана, вдоль его берегов.
Длина тела среднего поморника достигает 78 см, а размах крыльев доходит до 127 см. При этом, весит птица чуть меньше килограмма. Интересно, что птица поморник совсем не «говорун», не любит он зря кричать. Однако, в его арсенале имеется довольно много оттенков голоса.
Больших компаний поморник не любит. Он предпочитает вести одиночный образ жизни. А еще эта птица не слишком обеспокоена правильным поведением – поморник не всегда охотится сам, очень часто он просто отбирает добычу у другой птицы.
- Дидактическая игра «Природа и человек»
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
5. «Рано утром в поднебесье, гордо реет буревестник. Он несётся над волнами, словно правит небесами».
Морские птицы буревестники отличаются от других птиц тем, что умело движутся по поверхности воды. Самые маленькие птицы в длину составляют до 25 см, их размах крыльев около 60 см, а вес до 200 г. Существуют даже гигантские буревестники, которые по величине приближаются к альбатросам. Длина их тела достигает 1 м, размах крыльев около 2 м и масса до 5 кг. Рацион буревестника состоит из маленькой рыбы, моллюсков, ракообразных. Больше всего птица любит лакомиться сельдью, шпротами, сардинами, каракатицами.
Охотится буревестник, в основном, по ночам, когда его добыча всплывает в верхние слои воды. При этом птица сначала внимательно высматривает мелкую рыбку, после чего резко ныряет за ней в воду. Максимально буревестники могут погружаться на 6-8 м. Клювом они процеживают морскую воду, оставляя съедобный остаток. Гнезда у каждого вида разные. Часто родители в качестве гнезда выкапывают нору от 1 до 2 м глубиной. Затем самка откладывает одно яйцо, которое по очереди насиживают оба партнера в течение 50-60 дней. Первые недели после появления птенца на свет он требует тщательной родительской заботы. Обычно самец и самка остаются с птенцом около 2 месяцев, после чего улетают.
Продолжительность жизни буревестников – до 30 лет.
- Дидактическая игра «Правда или нет»
- Давайте поиграем в игру. Я буду, говорить предложения, а вы отгадывайте: правда, это или нет. (раздаю детям карточки и объясняю что каждая обозначает)
Слушайте внимательно, буду вас путать.
Воспитатель:
1. Пингвины питаются рыбой (да)
2. Морской лев живет в Африке (нет)
3. У пингвинов очень красивая и блестящая шерсть (нет)
4. Морские леопарды охотятся на пингвинов, главное оружие их острые и мощные клыки (да)
5. Касатка, это такая птица, которая питается рыбой (нет)
6. Синий кит, хоть и обитает в море, но он вовсе не рыба, а зверь- млекопитающее. (да)
7. Буревестник, это такой маленький зверек с белой пушистой шерстью. (нет)
-Вот и подошло наше путешествие к концу. Встаньте со стульчиков и расположитесь так, чтобы друг другу не мешать.
(Включаю фрагмент из музыкальной игры «Летчики на аэродром»)
III.Заключительная часть.
- Ребята, кем мы сегодня были? А куда летали?
- Какая там природа?
- Каких животных и птиц мы там встретили?
- Чего нового вы узнали?
- Понравилось ли вам путешествие? Чем и почему?
- Давайте придумаем герб для Антарктиды так же, как мы это делали для других континентов. Только помните – герб должен рассказать об этом континенте самое важное. Вспомните, что отличает Антарктиду. (Летчиками и летали на Антарктиду. Холодная, снежная, морозная и т.д. Пингвины, тюлени, и т.д. Дети называют основные отличия, а воспитатель зарисовывает их в герб. Важно, чтобы это сделали сами дети, объяснив свой выбор.)
Литература.
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
2.Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
3.Хабарова, Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. - СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в страну умных игр»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Цль: расширяем знания о частях суток и о временах годаЗадачи: 1) формировать целостную картину окружающего мира;2) активизировать познавательную и речевую деятельность детей;3) развивать умения...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №20 ПОСЁЛКА УМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН Конспект непосредственной образова...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие к королеве Математики».
Вовлекать детей в содержательную, активную и развивающую деятельность, углубляя их представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в Город Мастеров"
В конспекте НОД обозначены цель, задачи, интеграция образовательных областей , предварительная работа, ожидаемые результаты. Данная НОД - итог 2х месячного проекта "Профессии моего города" ....
Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности и познавательного развития в старшей группе из цикла: «Познай свое тело» на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Развитие детей при момощи упражнений с сибирскими бордами...