Проект "Встречаем птиц"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект "Встречаем птиц" для педагогов средней средней группы. Проект краткосрочный одна неделя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vstrechaem_ptits.docx | 448.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Малыш»
Краткосрочный проект
для детей средней группы
"Встречаем птиц"
Автор: воспитатель:
Базанова Наталия Николаевна
Данилов 2023 г
Содержание проекта
- Актуальность…………………………………………………………3
- Паспорт проекта……………………………………………………...4
- Этапы реализации…………………………………………………….5
- Планируемый результат……………………………………………...6
- План реализации проекта…………………………………………….7
- Результаты проекта…………………………………………………...9
- Приложения…………………………………………………………..10
- Литература……………………………………………………………11
Актуальность
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о перелетных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, я решила реализовать проект «Встречаем птиц»! Это позволит расширить и углубить знания детей о перелетных птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 20.03 по 24.03. 2023 г.).
Участники: воспитатели, родители и дети средней группы.
Цель: расширить знания детей о перелетных птицах, их название и образ жизни.
Задачи:
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
2. Основной этап.
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц , читали художественную литературу, отгадывали загадки,
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками.
Изучая птиц и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
3. Завершающий этап
Изготовление аппликации «Домик для скворца»
Работа с родителями
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы с родителями: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели
Планируемый результат:
Изучая названия перелетных птиц и наблюдая за птицами, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
Побудить у родителей желание узнавать чем занимался ребенок в детском саду о чем разговаривали на занятиях с воспитателем
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание | Сроки | |
Подготовительный | ||
1.Разработка плана реализации проекта с детьми 2.Сбор и анализ литературы 3. Подбор материала | В течение недели | |
Практический | ||
Ознакомление с окружающим миром: Беседа с детьми: «Перелетные птицы» Птицы, какие они? Зимующие и перелетные птицы (назвать зимующих и перелетных птиц, показать иллюстрации птиц) Упражнение «Что бы вы сделали, если бы увидели...». Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих». | Понедельник | |
Развитие речи: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи о перелетных птицах: Загадывание загадок и отгадок о перелетных птицах Подвижные игры: «Голуби и кот», «Пчелки и ласточка», «Совушка», (смотри приложения ниже) Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». | Вторник | |
Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Птицы прилетели». Пальчиковые игры: «Ласточка», «Птички», «Весна», «Кап, кап, кап». | Среда | |
Центр экспериментирования: Что дальше улетит? Игровая деятельность: Дидактические игры: «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей». | Четверг | |
Аппликация: «Домик для скворца» Индивидуальные беседы с родителями: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? | Пятница | |
Заключительный | ||
Аппликация «Домик для скворца» | Пятница |
Результаты проекта:
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Приложение №1.
Беседа «Перелетные птицы»
Перелетные птицы — птицы, улетающие зимой в теплые края.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния.
Сейчас мы с вами поговорим о некоторых представителях перелетных птиц.
Жаворонок— маленькие птички, живущие на земле. По земле они не прыгают, а бегают. На земле они также и гнездятся, откладывая в гнездо пятнистые яйца. Едят жаворонки семена растений и насекомых.
Утка — птица среднего размера с относительно короткой шеей. Окраска оперения бывает разная. В период размножения самцы отличаются от самок яркой окраской. Большинство уток линяют два раза в год.
Грач — перья у грача чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва лысое. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Любят большими стаями следовать за тракторами, пашущими землю.
Журавли— крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Кукушка— размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Кукушка является гнездовым паразитом. Она откладывает свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше и растут быстрее, потом вытесняют яйца или прогоняют птенцов особи, высидевшей птенца кукушки. И хозяину гнезда приходится выкармливать только птенца кукушки.
Ласточка - мелкая птица. Питается летающими насекомыми, которых ловит в воздухе. Семейные пары сохраняются в течение всей жизни.
Лебедь - оперение лебедей по своей окраске бывает либо чисто белое, либо серого или чёрного цвета. От гусей лебедей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами.
Скворец -певчая птица. У скворца чёрное оперение с металлическим блеском иногда с фиолетовым, зеленоватым или синеватым оттенком. В зимнее время на теле появляются многочисленные белые крапинки. Обладает широким диапазоном звуков, которые могут включать в себя свисты, скрипы, мяуканье, различные шумы и дребезжания. Способен подражать пению других птиц.
Соловей— неприметная серая певчая птица. Зимует в Африке. Обитает в кустарниковых зарослях, в долинах рек. Гнёзда строит на земле или очень низко, в кустах. Яйца зеленоватые или голубоватые в крапинку.
Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу.
Приложение №2.
Упражнение «Что бы вы сделали, если бы увидели...». ..
выпавшего из гнезда птенца? ...
мальчишку, разоряющего птичье гнездо?
мальчишку с рогаткой в руках?
птичку, севшую к вам на подоконник?
Приложение №3
Константин Ушинский «Ласточка»
Мальчик осенью хотел разорить прилепленное под крышей гнездо ласточки, в котором хозяев уже не было: почуяв приближение холодов, они улетели.
— Не разоряй гнёзда, — сказал мальчику отец, — весной ласточка опять прилетит, и ей будет приятно найти свой прежний домик.
Мальчик послушался отца.
Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых, красивеньких птичек, весёлых, щебечущих, прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
Работа закипела; ласточки таскали в носиках глину и ил из ближнего ручья, и скоро гнёздышко, немного попортившееся за зиму, было отделано заново. Потом ласточки стали таскать в гнездо то пух, то пёрышко, то стебелёк моха.
Прошло ещё несколько дней, и мальчик заметил, что уже только одна ласточка вылетает из гнезда, а другая остаётся в нём постоянно.
«Видно, она наносила яичек и сидит теперь на них», — подумал мальчик.
В самом деле, недели через три из гнезда стали выглядывать крошечные головки. Как рад был теперь мальчик, что не разорил гнёздышка!
Сидя на крылечке, он по целым часам смотрел, как заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров и мошек. Как быстро сновали они взад и вперёд, как неутомимо добывали пищу своим деткам!
Мальчик дивился, как это ласточки не устают летать целый день, не приседая почти ни на одну минуту, и выразил своё удивление отцу. Отец достал чучело ласточки и показал сыну:
— Посмотри, какие у ласточки длинные, большие крылья и хвост в сравнении с маленьким, лёгким туловищем и такими крошечными ножками, что ей почти не на чем сидеть; вот почему она может летать так быстро и долго. Если бы ласточка умела говорить, то такие бы диковинки рассказала она тебе — о южнорусских степях, о крымских горах, покрытых виноградом, о бурном Чёрном море, которое ей нужно было пролететь, не присевши ни разу, о Малой Азии, где всё цвело и зеленело, когда у нас выпадал уже снег, о голубом Средиземном море, где пришлось ей раз или два отдохнуть на островах, об Африке, где она вила себе гнёздышко и ловила мошек, когда у нас стояли крещенские морозы.
— Я не думал, что ласточки улетают так далеко, — сказал мальчик.
— Да и не одни ласточки, — продолжал отец, — жаворонки, перепела, дрозды, кукушки, дикие утки, гуси и множество других птиц, которых называют перелётными, также улетают от нас на зиму в тёплые страны. Для одних довольно и такого тепла, какое бывает зимою в южной Германии и Франции; другим нужно перелететь высокие снежные горы, чтобы приютиться на зиму в цветущих лимонных и померанцевых рощах Италии и Греции; третьим надобно лететь ещё дальше, перелететь всё Средиземное море.
— Отчего же они не остаются в тёплых странах целый год, — спросил мальчик, — если там так хорошо?
Видно, им недостает корма для детей или, может быть, уж слишком жарко. Но ты вот чему подивись: как ласточки, пролетая тысячи четыре вёрст, находят дорогу в тот самый дом, где у них построено гнездо?
Приложение №4
В.Даль «Ворона»
Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.
Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!
Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.
— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!
И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:
— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!
Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.
Вот и прилетели они к орлову житью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.
И стал орел ворону допрашивать:
— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!
— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червяков из свежей пашни таскаю!
— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копна сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!
— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!
Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!
Приложение №5
Стихи о перелетных птицах.
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
***
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
— Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
***
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
***
Милый скворушка-скворец,
Прилетай же наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец!
Приложение № 6
Загадки о перелетных птицах.
Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день. (скворец)
Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели?. (соловей)
Гости приходят весной,
А уходят осенью. (перелетные птицы)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это. (цапли)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот. (соловей)
Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит. (грач)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок. (жаворонок)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех. (грач)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу. (иволга)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут. (кукушки)
Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица. (грач)
На месте — дворец,
Во дворе — певец. (скворец)
Маленький мальчишка,
Черный, кричит: «Кра»
Червякам враг. (грач)
Приложение № 7
Подвижная игра «Голуби и кот».
Инвентарь: маска кошки.
Считалочкой выбираем водящего.
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек — пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
На площадке (в зале) раскладываются несколько больших обручей — «домиков для голубей». По сигналу педагога «Голуби, летите!» «голуби» вылетают из гнезд-домиков и летают по всей площадке, «кот» в это время старается поймать как можно больше «голубей». По второму сигналу педагога «Голуби, домой!» «птицы» летят в свои домики. Педагог вместе с детьми подсчитывает, сколько «голубей» поймал «кот».
Подвижная игра «Пчелки и ласточка».
Инвентарь: маска ласточки
Играющие — пчелы — летают по поляне и напевают:
Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчел. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.
Правила игры. Пчелам следует летать по всей площадке. Гнездо ласточки должно быть на возвышении.
Игра «Совушка»
В одной стороне лежит обруч – это гнездо совушки. Одного из играющих назначают «совушкой». Все дети изображают бабочек, мышек, жучков. По сигналу «День!» дети разбегаются, подражая мышкам, жучкам и пр. по сигналу «Ночь!» вылетает из гнезда совушка. Дети замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. А совушка смотрит не шевелится ли ко. Того кто пошевелился, уводит в гнездо. Игра повторяется.
Приложение №8
Консультация для родителей
«Кормушки для птиц своими руками»
В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками.
Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно.
Кормушка из пластиковой бутылки
Можно изготовить из пластиковой бутылка простой вариант автокормушки. Подготовьте какую-нибудь прочную крышку – сюда будет постепенно высыпаться корм и садиться птицы. Бутылку закрепите вертикально так, чтобы ее горлышко касалось поверхности корма. Процесс высыпания будет зависеть от того, как быстро будут клевать птицы, они сами и будут его регулировать. Нам нужно будет только время от времени наполнять кормушку.
Самая простая кормушка — из молочного пакета.
Прорежьте леток, зацепите бумажную пирамидку за вершину и повесьте на дерево.
Очень необычные, интересные и простые кормушки получаются из плотного картона. Для этого произвольные фигурки из картона (колечки, сердечки, ромбики) нужно обмазать мучным клейстером, а затем густо обсыпать с двух сторон различными мелкими сухими зёрнышками. Когда такие фигурки просохнут, они легко развешиваются на веточках. Синицы и вездесущие воробьи держатся стайками и постоянно перелетают в поисках корма с места на место. Сегодня птицы наведаются к вашей кормушке, а завтра – к другой.
Тыквенный домик
В не очень большой тыкве круглой формы можно прорезать два отверстия наподобие окон. Затем необходимо вынуть внутренности из тыквы, вставить внутрь дощечку, насыпать корм и подвесить на ветку дерева за хвостик. Оригинальная кормушка готова!
Для синичек.
Синички - единственные птички, которые способны кушать на лету. Самым простым кормом для них будет кусок сала, висящий на веревке - а вороны и голуби не смогут его съесть.
Пряники для птиц
Еду для птичек можно приготовить и самостоятельно, тем более и ребенку будет очень интересно, и остатки еды выполнят важную миссию. Поскребите по сусекам и подготовьте для пряников овсяные хлопья, мюсли, яблочные шкурки, бекон, столько же маргарина и чуть-чуть подсолнечного масла. если есть возможность, можно добавить орешки, сахар, мед и просо. Все это тщательно перемешайте и поместите в маленькие пластиковые стаканчики, после чего их нужно заморозить. После достаньте печенье из формы, положите в готовую кормушку, сетку или же просто повесьте на ветку дерева.
Классическая кормушка.
Для изготовления самой популярной "модели" кормушки понадобятся березовая ветка длиной 10-15 см, достаточно крупная, 2 листа ДВП или доски, метла. Березовую ветвь следует разрезать на 4 ровных куска и прикрепить к ним ДВП или досточки. Наверх прикрепите метлу (нижнюю часть), чтобы кормушка была устойчивой, после чего можно вешать ее на дерево.
Чем наполнять кормушки
У каждой птицы свои предпочтения.
Главное – не дать им погибнуть от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас сторицей.
Необходимо учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
- Снегирь (семена деревьев, ягоды рябины, калины)
- Дятел (жуки, желуди, муравьи, семена деревьев)
- Воробей (хлебные крошки, пшено, ягоды)
- Сорока (зерно, насекомые)
- Синица (сала, пшено, зерно)
- Клест (насекомые, ягоды, семена шишек)
Изготовление кормушки - дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик - так еда не выпадет и ветром ее не унесет.
Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться. Как показала практика, кормушки можно сделать из самого разнообразного материала: из коробок из-под молочных продуктов, соков, пластиковых бутылок, картонных коробок, дощечек и т. д.
Приложение № 9
Пальчиковые игры:
«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель. (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, - За морем бывала,
Милая касаточка, Весну добывала.
Ты где была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой, потом на левой руке)
«Весна»
Иди, весна, иди, красна, («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев)
Приложение № 10
Конспект ООД по рисованию
«Грачи прилетели» в средней группе
Цель:
-учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее содержание, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;
Задачи:
Образовательные: Продолжать учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть. Расширять знания детей о перелетных птицах.
Развивающие: Развивать воображение, образное восприятие; речь ребёнка
Воспитательные: Воспитывать чувство доброты, любовь к птицам.
Материал:
-альбомный лист с карандашным контуром грача, гуашь черного и белого цвета, две кисти /на каждого ребенка /, подставка, салфетка, баночки с водой.
- репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
Ход НОД:
Вос-ль: Ребята, скажите, пожалуйста, кто пишет картины?
Д: Картины пишет художник
Вос-ль: Я предлагаю вам рассмотреть картину художника Саврасова. Скажите, какое время года изображено на картине?
Д : Весна.
Вос-ль: Весна ранняя или поздняя?
Д: Ранняя весна
Вос-ль: Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну?
Д : Снег лежит грязный, проталины, грачи прилетели.
Вос-ль: Да грачи прилетают 17 марта. В церковных календарях есть такой праздник –Святого Герасима, названный как «Герасим –грачевник», в честь прилета первых грачей. Грачи всегда были символом начала весны. Как художник нарисовал грачей, что они делают?
Д: Грачи чинят свои старые гнезда и строят новые
Вос-ль: На каких деревьях любят вить гнезда грачи?
Д: Больше всего на березах
Вос-ль: Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках- грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник?
Д: Голубое и немного желтоватое.
Вос-ль: Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?
Д: Весна. Ранняя весна. Тает снег. Первые проталины.
Вос-ль: Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Люди всегда ждали весну и радовались ее приходу, о чем свидетельствовал прилет грачей. Есть такая пословица – «Грач на горе …весна на дворе»
/показ иллюстрации грача/ Белый клюв – примета взрослого грача, а у молодого он черный. Птица много работает своим клювом, добывая из почвы личинок насекомых и червей. При этом перышки вокруг клюва стираются и он белеет.
Физкультминутка «Грачи прилетели»
Как-то раннею весной (Дети стоят в кругу)
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: (Бегут на цыпочках, подняв согнутые в локтях)
Не скворцы и не синицы руки, а большущие грачи
Цвета черного, как ночь (Приседают)
Разбежались на опушке (Бегут в разные стороны)
Прыг-скок, крак- крак
Тут жучок, там червячок (Прыгают, наклоняются вперед, вниз)
Крак-крак, крак- крак!
Вос-ль: Ну,а теперь нам пора побывать в роли художника / дети выполняют упражнения кистью, обводят пальцами контуры грачей; уточняют названия частей тела, рисуют тычками по контуру, потом внутри (все кроме клюва)/
Вос-ль: Вспомните: у молодого грача клюв черный, а у взрослого- белый. Какого грача каждый из вас хочет нарисовать? (ответы детей). Тогда не ошибитесь при выборе цвета.
/работа детей/
Анализ работ. Выставка работ детей.
Вос-ль: Ребята, посмотрите на своих грачей. Какие они красивые! А вам нравятся ваши работы? Какой грач вам больше всего понравился? Расскажи, чем тебе понравилась работа. (ответы 2-3 детей)
Молодцы! Мы все побывали сегодня художниками.
Приложение №11
Игра на внимание «Угадай, какая птица улетела»
Молодцы, хорошо знаете перелетных птиц и были очень внимательны.
Посмотрите , какая интересная птичка залетела к нам в гости (магнитная). Она как будто парит в воздухе.
Все люди, когда смотрят на птиц, думают одно и то же: «Почему они не падают? » Вы тоже, наверное, не знаете.
Воздух, хоть мы его и не видим, может удерживать легкие предметы. Вот, например, мыльные пузыри (показ). А вы о чем можете рассказать? (листья, пух, снежинки)
А вот такое перышко упадет сразу или тоже полетает? (показ)
Почему не упало перышко? ( легкое )
Такими перышками покрыто все тело птиц, но не только это помогает им летать.
Что это? (веер) Так же, как я сейчас раскрыла веер, птицы расправляют свои крылья. Такими широкими крыльями птицы опираются об воздух и, отталкиваясь от него – летят. А на земле – крылышки складывают, чтобы не мешали.
Приложение № 12
Конспект комплексного занятия средней группе.
Аппликация "Домик для скворца"
Ход занятия:
Повсюду развешаны картинки с изображением птиц. (Слышится пение птиц)
Воспитатель: - Ребята, что вы слышите?
Дети: - Пение птиц.
Воспитатель: - В какое время года это бывает?
Дети: - Весной.
Воспитатель: - Какие ещё признаки весны вы знаете?
Дети: - Стало тепло, распустились листочки на деревьях, проснулись насекомые.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Вокруг стало так красиво, птички радуют нас своим пением, давайте и мы споём песенку о птицах.
Песня «Птичка».
Воспитатель: - Ребята, а каких птиц вы знаете?
Дети перечисляют уже знакомых птиц.
Воспитатель: - У этих птиц ещё есть один друг. Дети, а вы любите разгадывать загадки? Я сейчас загадаю, узнаете ли вы эту птицу? Он прилетает каждый год туда, где домик его ждёт! Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет!
Дети: - Скворец.
Воспитатель: - А как ласково можно назвать эту птицу?
Дети: - Скворушка.
Воспитатель: - Я хочу рассказать вам об этой птице, давайте рассмотрим её. Воспитатель: - Скворец вернулся весной в родные края. Живёт он в скворечнике. У него желтый клюв, чёрные крылья и хвост, а на животике маленькие пятнышки. (Дети составляют рассказ по образцу воспитателя) . Воспитатель: - Ребята, скворушка шепнул мне на ухо, что он задержался в пути, а все скворечники уже заняты. Давайте поможем ему! Построим скворечники.
(На столах разложены заготовки для аппликации: квадраты, треугольники, круги).
Дети по образцу наклеивают скворечники.
Воспитатель: - Какие красивые скворечники у нас получились, молодцы, ребята! Теперь наш скворец сможет позвать и своих друзей.
Ознакомление с художественной литературой
1. А. Майков «Ласточка».
2. В. А. Сухомлинский «Пусть будут соловей и жук», «Стыдно перед соловушкой».
3. В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».
4. В. Н. Орлов «Ворона», «На зимовку», «Цап-цап-цап»
5. Г. Снегирев «Ласточка», «Скворец».
6. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
7. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
8. И. Козеева «Журавль – красавка», «Лебеди», «Скопа»
9. И. Соколов-Микитов «Улетают журавли».
10. К. Д. Ушинский «Ласточка».
11. Л. Н. Толстой «Лебеди», «Птичка».
12. П. Воронько «Журавли».
13. Сказка «Гуси-лебеди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....