Проект " По следам осени"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Позновательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekpo_sledam_oseni_starshaya_gr_2022t.docx | 903.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Светлячок»
Проект для детей старшей группы
на тему: «По следам осени»
ОО «Познавательное развитие»
Руководитель проекта Воспитатель
высшей квалификационной категории
Мирошкина Татьяна Геннадьевна
Участники проекта:
Воспитатель, дети, родители
пос. Светлый
сентябрь - ноябрь, 2022г.
Пояснительная записка.
Каждый ребенок неповторим и уникален, а значит, если создать условия для его развития, у него обязательно откроются способности, заложенные в нем от природы. Важно не научить ребенка, а помочь ему в раскрытии и реализации своих способностей. Достаточно заинтересовать его и тогда он будет творить себя. Ребенок никому ничего не обязан, а наша задача – заинтересовать ребенка, чтобы вызвать желание познавать и действовать, иметь право на ошибку и тогда он не будет бояться экспериментировать, принимать самостоятельные решения. А для нашего общества- это сегодня очень актуально.
Как говорил Корней Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется успехам. Проекты, реализующиеся в контакте с семьей, дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности.
Тема: «По следам осени»
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о признаках осени в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи : - Углубить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать, умения, наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- привлечь, внимание к окружающим природным объектам;
- развивать, умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
- обогатить активный словарь детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на осеннюю тему.
- развивать продуктивную деятельность детей, детского творчества.
- вовлечь родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепить заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
- обеспечить психологический комфорт детей и родителей.
Тип проекта:
- по методу – познавательно - исследовательский;
- по количеству участников – групповой, дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатель, музыкальный руководитель, детская районная библиотека.
- по продолжительности – средней продолжительности (сентябрь - октябрь)
Актуальность:
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес».
Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Проблема.
В период детства дети дошкольного возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы, происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации
Гипотеза:
Если реализовать план работы по проекту в различных видах деятельности, то возможно развитие интереса у детей к миру природы в целом и к явлениям природы осенью в частности, развитие экологической культуры.
Интеграция образовательных областей
Предполагаемый результат.
- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- совершенствование экологической среды группы;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
праздник Осени;
- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Обеспечение проекта:
- Материально техническое – подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, сюжетно ролевых, подвижных игр.
- Учебно – методическое – дидактический материал, иллюстрации, картинки, альбомы.
подбор литературного материала: книжки, потешки. песенки, сказки, стихи.
Продукт деятельности: Выставка рисунков «Осень»
Оформление выставки внутри сада «Веселый огород»
Презентация проекта: Фотоотчет проекта.
Этапы работы над проектом:
- I этап - Организационно – проектировочный
-создание методического обеспечения;
- разработка конспектов занятий, наблюдений, подбор детской художественной литературы об осенней природе, подбор настольно – печатных и дидактических игр;
- подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на осеннюю тему, гербарии с осенними листьями;
- приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши. Восковые мелки, цветная бумага, клей, пластилин.)
- обсуждение темы проекта, задач с родителями;
- помещение информации в родительский уголок.
- ознакомление родителей о проводимой проектной деятельности;
- совместная с детьми работа по сбору природного материала для работы по аппликации и ручному труду;
- изготовление поделки на конкурс внутри сада «Веселый огород».
- II этап – Основной
- создать развивающую среду;
- организовать ОД;
- информационная деятельность;
- организованные тематические встречи;
- беседы с родителями;
- работа с детьми.
- III этап – Заключительный
- Выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Веселый огород» - оформление экологической газеты «Осенние новости»
Этапы реализации проекта
№ | Мероприятие | Задачи | Ответственные | Сроки реализации мероприятия | ||||||
I этап | ||||||||||
1 | Беседа с родителями. Знакомство с проектом на тему: «По следам осени» | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатель, родители | 2 – неделя сентября | ||||||
2 | Разработка плана реализации проекта. | Спланировать работу над проектом по этапам. | Воспитатель
| 1-2 – неделя сентября | ||||||
3 | Подбор методической и художественной литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта. | Создать методическое обеспечение проекта «По следам осени» | Воспитатель | 3– 4 неделя сентября | ||||||
4 | Подготовка консультаций и рекомендации, для родителей. «Что такое осень?», «Осенняя прогулка» «Осень» | Создать атмосферу сотрудничества ДОУ с семьей по формированию основ экологической культуры у дошкольников | Воспитатель, родители | На протяжении проекта | ||||||
5 | Работа с социумом. Русские народные сказки, рассказы. Детские книжки с потешками., стихами об осени. Иллюстрации, картинки, открытки на тему проекта. | Подбор необходимой литературы и информации по данной теме. | Воспитатель, родители, детская районная библиотека | На протяжении проекта | ||||||
II этап | ||||||||||
1. 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 21 22 23 24 25 26 27 28 29 | Познавательное развитие. Беседы: «Что мы знаем об осени?» «Почему деревья сбрасывают листья?» «Как называется первый месяц осени?» «Что делают животные осенью?» Рассматривание и обследование муляжей овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени. – Наблюдения - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада. Экскурсии в парк, по территории детского сада. Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам:
Рассматривание иллюстраций об осени, заучивание стихов и загадок о осени. Чтение художественной литературы:
Социально – коммуникативное развитие Беседы: «Что мы знаем о лесе и его жителях», «Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» Дидактические игры: «Винегрет», «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде». «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», «С какого дерева листок?». «Времена года» «Узнай по описанию» «Чудесный мешочек" «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!» «С какой ветки детки?» «Найди дерево по описанию», «Доскажи словечко» Сюжетно – ролевые игры: Магазин «Природа»; «Фермеры»; «Овощной магазин»; «Поход в лес». «Уборка урожая» Настольные игры: «Домино», «Овощи - фрукты», лото «Овощи» Театрализация: По сказкам «Колосок», «Репка», «Вершки и корешки», «Война грибов» Хороводная игра: «Огородная хороводная» Труд в природе: Сбор гербария, уборка веток и сухих листьев на участке ДОУ. Художественно-эстетическое развитие Аппликация: «Цветные зонтики» «Осенние картины» «Гриб Мухомор» «Превращение осеннего листочка» «Осенний ковер» «Ветка рябины» Рисование: «Осенние листья» «Цветные ладошки» «Золотая хохлома и золотой лес» «Деревья в нашем парке» «Осенняя деревья» Лепка: «Пластилиновое дерево» «За грибами в лес осенний» «Витамины с грядки» «Листья танцуют» «Осенние листочки» «Ежи» Коллективная работа: «Осенний пейзаж» Досуги, развлечения: «Осенний бал» «Конкурс чтецов» Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь» А. Вивальди «Осень» Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой «Осенний хоровод» Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку» Самостоятельная музыкальная деятельность: «Сочини песню об осени» «Сыграй песенку дождя» Физическое развитие Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутка: «Клен» «Листопад» «Грибы» Пальчиковые игры: «Листья» Дыхательная гимнастика: «Горячий чай», «Эхо»
| Расширить представление детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени. Развивать кругозор детей, наблюдательность Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы. Создать условие для формирования представлений об окружающей действительности. Развивать исследовательскую деятельность детей по посредству экспериментальной и игровой деятельности Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг; формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; Закрепить представления о признаках осени, активизировать в речи воспитанников соответствующие понятия. Побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни, через сюжетно – ролевые игры. Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности. Развивать творческие способности детей. Воспитывать эстетические чувства радости, любви к природе. Способствовать формированию познавательной активности детей в процессе изобразительной деятельности. Формировать умение детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание музыкальных произведений. Укрепление здоровья детей, через интерес к физкультурным занятиям, физическим упражнениям, подвижным играм и т.д. Создание хорошего настроения, проявление двигательной активности. | Воспитатель, дети . Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. Воспитатель, дети. | На протяжении проекта
На протяжении всего проекта. На протяжении всего проекта. На протяжении всего проекта. На протяжении всего проекта. | ||||||
III этап | ||||||||||
1 2 3 | Выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Веселый огород» Итоговое: Выставка рисунков «Осень» Фотоотчет итогового мероприятия | Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях. Создать радостное настроение у детей. Реализация проекта в игровой, практической, интеллектуальной деятельности детей и родителей. | Воспитатель, дети. | 2- неделя октября
4- неделя октября 2 – неделя ноября |
Выводы: проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей об осени, сезонных изменениях и признаках осени значительно повысился.
В ходе работы по проекту «По следам осени» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали участие в музыкально-литературном вечере, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
Приложение №1
Консультация для родителей на тему «Что такое осень»
Цель:
- Учить детей называть приметы осени, изменения в погоде, использовать для осени образные слова и выражения;
- учить сравнивать существенные признаки явлений;
- расширять кругозор детей о природных изменениях осенью, о жизни птиц и диких животных;
- провести веселые прогулки детей с родителями;
-составить чёткое представление о сезонных явлениях, с помощью совместных с родителями прогулок;
-воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, положительные качества характера.
-передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени.
Что такое осень?
Как сделать так, чтобы осенняя прогулка стала для детей интересной и познавательной? Чем можно занять ребёнка на прогулке осенью?
Осень переходный сезон, в это время природа очень быстро меняется. Сначала появляются яркие краски, потом листва с деревьев опадает, и они становятся серыми и унылыми. Температура воздуха понижается, и ребенок понимает, что на улице с каждым днем становится все холоднее. Одежда становится объемной, тяжелой и не очень удобной. Но именно в это время года легко привлечь внимание детей к природе, заинтересовать их и показать, как устроена жизнь.
«Гербарий» Одно из интереснейших занятий в это время года — сборка гербария, изготовления поделок из природного материала.
Каждый сезон для малышей наступает как будто впервые. Поэтому важно дать им возможность на своем опыте усвоить понятие времени года. Это ляжет в основу стройной картины мира. К счастью, решить такую задачу совсем не сложно.
Наблюдение во дворе
Оглянемся вокруг и задумаемся – что изменилось в привычной картинке с приходом осени? Пусть во дворе растёт одно – единственное дерево – и оно может стать замечательным пособием. Подходите к нему раз в несколько дней – рассматривайте и трогайте листики. Качаясь на качелях, можно «полететь вместе с птичками» в теплые края. И полюбоваться цветом осеннего неба. В песочнице – потрогать прохладный песок и обратить внимание на теплую одежду приятелей. А потом вместе с ними отправиться на поиски тонких корочек льда. Если подержать в руке это прозрачное хрупкое чудо, кроха увидит и почувствует. Как холодное стёклышко льдинки на глазах превращается в тёплую капельку. Вот так фокус.
Прогулка в парк
Здесь можно любоваться красками осени. Вдыхать её неповторимый аромат!
Отправляйтесь на прогулку в парк или лесокпочаще – и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. «Волшебная природа». Это занятие заключается в том, чтобы просто гулять, наблюдая, прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.Вспомните во время прогулки об осенних признаках, и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.
Приметы осени
- Белки делают большой запас на зиму — жди зимой сильных морозов.
- Много рябины уродилось — значит, осень дождливая будет, а зима морозная.
- Высоко птицы перелетные летят — холода уже близко.
- Если листва с деревьев опала очень быстро, то зима будет холодной.
- Листва с берез опадает неравномерно — долго снега не будет.
- Кошка мордочку прячет, хвостиком прикрывает — к похолоданию.
Где ещё встретишь столько интереснейших объектов для исследования?! Да ещё всё это можно потрогать, пощупать, понюхать. Давайте малышу полную свободу.
Вас беспокоит состояние одежды после прогулки? Прихватите с собой запасной попроще. И позвольте ребёнку веселиться в своё удовольствие: ползать по земле, забираться на деревья, собирать охапки опавших листьев и зарываться в них с головой!
В разных уголках парка можно наблюдать многоликость пейзажей и растений. Сегодня вы полюбуйтесь раскидистым клёном и соберёте под ним нарядный букет. Завтра добавите в композицию веточки рябины. Дуб по праву займёт почётное место в прогулках. Обнаружив под ним однажды гладкий жёлудь, да ещё с симпатичной шляпкой.
Беседа
Как сделать прогулку ещё полезнее для развития ребёнка?
Обращайте внимание на отдельные элементы окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой малыша по коре дерева.
Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».
Развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.
Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности.
Фотографируйте своё чадо на роскошном фоне, не забывайте снимать и всё вокруг. Такие фотографии помогут оживить в памяти недавнюю прогулку и закрепить впечатления.
Заготовка природного материала
Собирать природный материал можно круглый год, так как у каждого времени года есть свои прелести. Особенно богатую палитру красок дает осень, золотыми и багряными листьями осенних деревьев. Заготовленный природный материал можно использовать в творческих работах. Для сбора природного материала можно использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работать. А вот листья можно использовать в аппликации, придавая ей различных оттенков или в качестве фона. Шишки еловые и сосновые можно использовать в работе с пластилином, делая разнообразных лесных зверюшек. Собранные сухие корни, ветки, шишки, сучки имеют причудливую форму. Можно предложить, детям ответить на вопросы:
«На что похоже? Что напоминает?» Это побуждает ребят сравнивать их, вспоминать знакомых сказочных героев, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать, какую создать композицию (с участием человечков, зверей, птиц, рыб и т. п.).
Старайтесь начинать каждое утро с улыбки и хорошего настроения, тогда и Вам, и Вашим детям осенняя депрессия не страшна!
Консультация для родителей: «Осенняя прогулка»
Описание материала: Материал рекомендован для родителей детей 5-7 лет и направлен на развитие познавательного интереса ребенка.
Цель: продолжать формировать умение детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; продолжать знакомить с многообразием явлений природы.
Задачи:
Образовательная: закрепить с детьми приметы осени.
Развивающая: развитие умений наблюдать осенние признаки и явления природы, видеть красоту осенней природы. Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления, восприятия.
Воспитательная: воспитывать любовь к растительному и животному миру, умение любоваться красотой окружающей природы. Формировать мотивацию к совместной деятельности.
На всё живое на земле, будь то растения или животные влияют сезонные изменения в природе. Это проявляется в колебаниях солнечного света, количестве осадков, а также температуры воздуха. Но так или иначе, всё живое имеет свойство приспосабливаться к таким изменениям. Как же это происходит? Почему? Зачем? На такие вопросы взрослый сможет дать ответ, если заинтересует ребенка, обратив на это его внимание во время совместной прогулки.
Проявление сезонных изменений у растений:
Все растения по-разному переносят холод. Одни накапливают питательные вещества в корнях, их верхняя часть при этом отмирает, так растение будет отдыхать до весны. Лиственные деревья сбрасывают листву, потому что в холодное время года им недостаточно солнечного света для образования в них питательных веществ. В это время они также отдыхают, а весной «просыпаются» радуя всех новыми листочками. Исключениями являются вечнозелёные растения. Они сохраняют свою листву в холод, но начинают расти с приходом весны.
Проявление сезонных изменений у животных:
Здесь также имеются различия. Одни животные, чтобы выжить в холодный сезон, уменьшают свою активность и засыпают. У других есть свои способы выживания в осенне-зимний период. Птицы делятся на перелётных (улетающих в тёплые края, там, где больше пищи) и зимующих.
Стоит отметить всю красоту природы во время осенней прогулки. Обратите внимание на красоту разноцветных осенних листьев на деревьях и кустарниках, как облетая они образуют яркий ковёр на земле. Послушайте, как шуршат опавшие листья под ногами. Также будет интересно их собирать и рассматривать, собрать гербарий, сделать букет – всё на что способна ваша фантазия будет вызывать у вас и ребёнка много положительных и памятных эмоций.
Поиграйте в игры, можно придумать их прямо на ходу. Например, показывая лист, попросить ребёнка определить с какого дерева он упал, постараться вспомнить его название. Можно сопровождать игру такими слоганами, как: «Раз, два, три, дерево с такими листьями найди!». Такая игра будет и интересна, и познавательна. Будет веселей, если пригласить к участию других детей.
Также осенью будут интересны наблюдения за насекомыми. В самом её начале они ещё ползают, летают, особенно если стоят солнечные деньки. Насекомые проявляют свою активность именно в то время, когда стоит теплая погода. Объясните, что с наступлением холодов насекомые исчезнут, поэтому и улетают в тёплые края птицы, которые ими питаются (такие как дрозды, грачи, скворцы, соловьи, журавли ).
Понаблюдайте за грибами в осеннем лесу. Покажите, где они растут. Расскажите, как они называются и различаются. Полюбуйтесь растущим мухомором в траве, отметьте, что при всей своей заманчивой красоте, гриб этот очень коварен. Обратите внимание на запах и звуки осеннего леса.
Замечайте всё на своём пути, даже незаметные паутинки, которых так много в лесу в это время года, расскажут и покажут вам столько интересного! Изучите вместе плетение, объясните, что паук является хищником, так плетя паутину он ловит мух, комаров и мошек, которыми питается. Скажите, что в воздухе летает много маленьких паутинок. Это молодые паучки расселяются по округе, чтобы не мешать друг другу.
В начале, первой половине осени можно много интересного наблюдать в лесу. Птички объединяются в стайки и исследуют кору деревьев в поисках пищи. Если повезёт, можно увидеть ежа, который на своих иголочках несёт опавшие листочки, так он готовится к зимней спячке, делает себе уютную подстилку в ямке. Белка прыгает по деревьям, запасаясь едой на зиму (грибы накалывает на сучки веток, а жёлуди или орехи складывает к себе в дупло). Так ей будет чем прокормиться в холодный период до наступления весны.
Соберите различный природный материал (шишки, сухие корни, ветки, сучки), дома будет весело и познавательно сотворить из него различные поделки, добавив пластилин.
Прочтите детям стихи об осени:
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
(Н. Антонова)
«Улетает лето»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
Любая ваша совместная деятельность на осенней природе будет вдвойне полезна, если добавить к ней улыбки и хорошее настроение! Тогда никакая осенняя депрессия вам не будет страшна!
Консультация для родителей на тему: «Осень».
• Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает? »
• Родителям рекомендуется:
- рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;
- рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;
- вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;
- обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы
• Выучить с ребёнком стихотворение:
Подарки осени.
Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине, фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.
Вопрос: Кому что дарит осень?
• Выучить загадку.
Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)
• Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их? ».
Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья) .
Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый.
Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.
• Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются)
• «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».
Приложение№2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев(для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Приложение№ 3
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»
Наблюдения за солнцем (обратить внимание детей на то, что осенью солнце светит меньше, греет хуже, путь его по небу стал короче; поздно рассветает, рано темнеет);
- Наблюдения за работой дворника (продолжать знакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; познакомить с орудиями труда, различными трудовыми операциями; воспитывать уважение к людям труда, желание помогать);
- Наблюдения за цветами на клумбе (познакомить детей с названиями цветущих растений: календула, космея, настурция; уточнить представления детей об изменениях в живой природе, происходящих осенью);
- Наблюдения за облаками (обратить внимание детей на то, что в пасмурные дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака в ветреную погоду);
- Наблюдения за птицами (уточнить представления о строении птиц; познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением осени, рассказать о перелетных птицах, о том, что во время перелета многие птицы собираются в стаи);
- Наблюдения за насекомыми (расширять представления детей о многообразии насекомых, учить выделять и называть характерные особенности строения тела насекомых; обратить внимание на то, что в солнечную погоду можно увидеть множество насекомых, в пасмурную жизнь насекомых замирает; подводить к пониманию того, как насекомые готовятся к зимнему периоду);
- Наблюдения за дождем (предложить детям сравнить летний и осенний дождь, отметить различия: осенью дожди долгие, холодные, лужи долго не высыхают);
- Наблюдения за деревьями (уточнить понятия «дерево», «куст»; закрепить названия деревьев – береза, осина, ива, рябина);
- Наблюдения за листопадом (показать детям многообразие красок осени, раскрыть понятие «листопад»; рассмотреть листья разных деревьев, помочь детям определить цвета, в которые окрашиваются осенью листья различных деревьев; сформировать понимание понятий «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень»);
- Наблюдения за сбором урожая (расширять представления детей об овощах); - Наблюдения за небом (учить детей замечать изменения на небе, происходящих осенью);
- Наблюдения за прохожими (расширять представления детей о зависимости одежды людей от погодных условий)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Цели: формировать представления об изменениях природе (день стал короче, ночь длиннее); учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворениях; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Миновало лето, осень наступила. а полях и в рощах пусто и уныло. Птички улетели, стали дни короче. Солнышко не видно, темны-темны ночи. Рассказ о приметах осени. Сентябрь - зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его запевалой осени и златоцветником; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют и становится золотистой листва деревьев и кустарников. Сентябрь - первый осенний месяц. В начале месяца выдаются еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летаю серебряные нити паутины. Такие дни называют бабьим летом.
Вопросы:
Почему сентябрь называют «златоцветником»?
Какие дни в сентябре называют «бабьим летом»?
Какие знаете признаки «бабьего лета»?
Наблюдение за березой
Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.
Ход наблюдения
Загадка. Стоит Алена - платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза)
Вопросы
: О каком дереве говорится в загадке?
Какой высоты береза?
Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Ветки у березы толстые или тонкие?
А листья можно достать?
Какого цвета ствол березы?
Как можно сказать про березу?
Какого цвета листья у березы?
Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».
Наблюдение за воробьем
Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.
Ход наблюдения
Загадка. Чик-чирик к зернышкам – прыг. Клюй - не робей! Кто же это? (Воробей)
Вопросы:
Как выглядит воробей?
Чем он питается?
Как передвигается?
Как поет?
Воробей - маленькая бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая, с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло – черные, а вот голова серая. Воробей - проворная птица, не боясь прыгает возле ног человека, клюет из собачьей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки. Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека. Поют воробьи «чик-чирик»
Наблюдение за цветником
Цели: формировать представления детей о том, что цветы живые они растут и изменяются.
Ход наблюдения
Растения на клумбе хорошо росли, цвели, пока было тепло, много света и воды; теперь дни становятся короткими, воды много, но тепла мало, цветы увядают, на месте их образуются семена, из которых могут появиться новые растения. Осень наступила, высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вопросы:
Какими стали цветы на клумбе?
Почему они завяли?
Что надо сделать, чтоб весной цветы снова выросли?
Наблюдение за осенними листьями
Цели: знакомить с многообразием красок золотой осени, понятием листопад; воспитывать любовь к природе.
Ход наблюдения
Вдруг похолодало, вдруг загрохотало,
Полетели листики, листики, листики,
Поля опустели и ливни рекою,
А это, скажите мне, время какое? (Осень)
Золотые тихие рощи и сады, Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром, Спать ложиться солнышко Раньше с каждым днем. (Осень)
Загадка. Сидит-зеленеет, упадет-пожелтеет, лежит-почернеет. Что это такое? (Лист) Листья желтеют от того, что осенью в них происходят большие изменения. Летом в зеленых листьях есть специальное вещество – хлорофилл, которое и придает листу зеленую окраску. А когда лист опадет, это вещество разрушается. Но в клетках листика есть и другие красящие вещества – желтые. Только летом буйная зелень их заглушает, а когда зеленые вещества разрушаются, они выступают ярче. Листья желтеют. И даже не просто желтеют, а становятся багряными, потому что добавляется еще одно красящее вещество. Все это происходит в природе осенью. Вот почему листья меняют свою окраску.
Вопросы:
Почему желтеют листья?
Какого цвета еще они могут быть?
Почему осень называют золотой?
Какое явление называют листопадом?
Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Приложение №4
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
Воспитатель: Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер) А, вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Воспитатель: Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Приложение №5
Конспект осенней прогулки в старшей группе
Тема: «На осенней полянке».
Цель: создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи:
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени;
-создать условия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в трубочку»)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
Воспитатель: Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.) Что значит «листопад»? А вы любите осень?
Воспитатель: Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.
Воспитатель: Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?(Дети рассказывают об осени)
Воспитатель: Ребята ,давайте поиграем игру «Эхо»
Игра «Эхо» ( с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа».
Ход игры.
Воспитатель: Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …
Приложение №6
Загадки об осени.
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень)
***
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто… (листопад)
***
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно … (Листопад)
***
Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)
***
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад)
***
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
***
Приложение №7
Пальчиковые игры.
«Грибы»
Самомассаж подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке.
«Осень, осень»
Осень, осень, погляди! Трём ладошки друг о друга
Листья жёлтые кружатся, Плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся. Ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует всё сильнее, Синхронно наклоняем руки в стороны
К югу полетели птицы, «Птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится. Барабанить пальцами по ладони
Шапки, куртки надеваем Имитируем
И ботинки обуваем. Топаем ногами
Знаем месяцы: Ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь.
Приложение №8
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Был у зайки огород (изобразить руками заячьи уши),
Ровненьких две грядки (развести руки в стороны).
Там играл зимой в снежки (имитация игры в снежки),
Ну а летом - в прятки (закрыть лицо руками).
А весною в огород Зайка с радостью идет (шагать на месте).
Но сначала все вскопает (сделать ладошку ковшиком, имитация движения), А потом все разровняет (похлопать ладошкой по другой).
Семена посеет ловко (потрясти кистями)
И пойдет сажать морковку. Ямка - семя, ямка – семя (наклоны вперед),
И глядишь - на грядке вновь Перец, огурцы, морковь (загибать пальцы, перечисляя овощи).
А как осень подойдет, Урожай свой соберет.
Приложение№9
ОО «Художественно – эстетическое развитие.»
Аппликация
Тема: «Цветные зонтики»
в старшей группе.
Цель: Продолжение формирования умения детей создавать выразительный образ зонтиков средствами аппликации.
Задачи:
Обучающая:
Продолжать учить детей вырезать зонтики, наклеивать на основу, украшать их.
Развивающая:
- Развивать чувство цвета – подбирать цвет фона в зависимости от цвета зонтика;
- Развивать воображение.
Воспитывающая:
Воспитывать интерес к оформлению зонтиков различными бросовыми материалами.
Здоровьесберегающая:
- Обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.
- Создать условия для благоприятного эмоционального климата в процессе совместной деятельности.
Предварительная работа: беседа о дожде и дождливой погоде, о помощи зонтов в жизни людей.
Материал: Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, наборы цветной бумаги для выбора фона, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеёнки, конфетти, обрезки дождика для украшения, мишуры, коробочки для обрезков.
Демонстрационный материал: зонт, педагогические образцы.
Ход НОД по аппликации:
- Мотивационный этап.
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребята, какая погода чаще всего осенью?
Дети: Дождливая, пасмурная.
Воспитатель: Что нам помогает во время дождливой погоды передвигаться по улице и не промокнуть?
Дети: Зонтики!
Воспитатель: Да, ребята, зонтики наши верные помощники. Зонт закрывает нас от дождя и не даёт нам промокнуть. У меня есть зонт, но что-то он очень мрачный. (Воспитатель достаёт детям чёрный зонт). Подскажите мне, пожалуйста, что можно сделать с ним, чтобы он стал ярким?
Дети: Украсить его!
Воспитатель: Это вы здорово придумали, а вы поможете мне украсить мой зонт?
Дети: Поможем!
Воспитатель предлагает детям приклеить на зонт заранее вырезанные силуэты капель, кругов из самоклеющейся бумаги.
Воспитатель: Ребята, какой яркий и красивый зонт у нас получился! Спасибо вам, вы молодцы! Но вот внезапно может пойти дождь, а зонт у нас всего один, и мы не сможем с вами все уместиться под одним зонтом. Я предлагаю вам каждому сделать для себя свой зонтик!
II. Поисково-исследовательский этап.
Воспитатель предлагает детям сесть за свои рабочие места.
Воспитатель: Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя.
Воспитатель выставляет на мольберте или доске варианты зонтиков, выполненные аппликативной техникой.
Воспитатель: Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по - своему.
Воспитатель уточняет и поясняет, используя частичный показ.
«Складываем прямоугольник пополам и от верхней точки сгиба ведём ножницами дугу к нижнему уголку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить».
Дети высказывают свои предположения, воспитатель поощряет, отмечая интересные и оригинальные способы. Предлагает познакомиться с новыми способами.
«Один способ нужен нам для оформления края зонтика, чтобы он стал как настоящий. Вот здесь вырезаем «зубчики» (движение ножницами «зигзаг», или «маковки» (движение ножницами «волна»). Другой способ нам понадобится для оформления купола зонтика. Смотрите: я клеем слегка намазываю купол, и сверху посыпаю конфетти или обрезками дождика и мишуры. Вы так же можете использовать свой способ оформления. Не забудьте про ручку, за которую зонтик держат. Вырежем полоску и к ней прилепим ручку – конфетти, или же вырежем круг, треугольник из бумаги. Предлагаю вам выбрать цвет фона, на который вы приклеите свои зонтики и цвет бумаги для самого зонтика. Приступаем к работе».
Дети выбирают материал для аппликации по своему желанию и начинают вырезать зонтики.
Если воспитатель видит, что одному из детей нужна индивидуальная помощь или ребёнок сам просит помочь, то воспитатель оказывает помощь на своём примере.
Если воспитатель видит, что кто-то из детей уже заканчивает работу предлагает вырезать капельки дождя и приклеить их на фон, будто уже идёт дождь.
Воспитатель напоминает детям об окончании работы до 3-ёх раз.
Воспитатель: Ребята, напоминаю вам, что время, отведённое на занятие, заканчивается.
III. Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, какие яркие и красивые зонтики у вас получились! Предлагаю вам встать и повесить свои работы на доску.
Дети вешают свои работы на доску.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои работы внимательно и скажите мне, у кого получились самые яркие зонтики?
Дети: У Ульяны, у Стаса.
Воспитатель: Под каким зонтиком вы хотите погулять?
Дети: под зонтиком Нади.
Воспитатель: Все молодцы, ребята, мне очень нравятся ваши зонтики! Теперь нам не страшно попасть под дождь, ведь у нас есть такие замечательные яркие зонтики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "По следам осени".
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста....
Проекта «Информационно – творческий» Проект «По следам осени»
Проект «По следам осени»Актуальность темы: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очере...
Проект «По следам осени» в старшей группе.
Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересног...
Творчески — информационный проект "По следам осени"
Цель проекта: Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Задачи проекта:Углубить представления об изменениях в природе осен...
проект "По следам осени"
Цель проекта: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях....
Проект "По следам осени"
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Экологи...
Паспорт проекта "По следам осени"
Паспорт проекта "По следам осени" в старшей группе с презентацией...