Конспект открытого занятия на тему : " Волшебное мыло! "
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Семенова Светлана Валерьевна
 Знакомить детей с назначением различного мыла. ( где люди используют мыло в повседневной жизни.) Способствовать развитию речи детей, желание высказывать свои суждения.Создавать условия для развития познавательных способностей в опытнической деятельности (восприятие, сравнение) Уточнять представления детей о свойствах мыла с помощью различных анализаторов (глаза, руки, нос), воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание следить за своим внешним видом. формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКВА

ГБОУ Школа № 1056

Дошкольное отделение 4

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

« Да, здравствует мыло душистое»

Воспитатель: Семенова Светлана Валерьевна

Москва 2020 г.

          Тема: «Да здравствует мыло душистое!»

Цель:

  • Познакомить детей со свойствами мыла;
  • Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Обогащать словарный запас (душистое, туалетное мыло, стружка, пена).

Предварительная работа:

  • чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
  • проведение игры с мыльными пузырями;
  • конкурс рисунков «Мыльный пузырь»;
  • тематическая беседа из серии «Вежливые сказки» на тему «Как я выгляжу»

Материал к занятию: 

  • кусочки туалетного мыла по количеству детей;
  • коробочка-посылка с письмом;
  • мыло туалетное разных форм;
  • для опытов: емкости с водой на каждого ребенка, стружки мыла, трубочки для коктейля;

Ход занятия:

Я  вношу в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла  (по количеству детей) разного цвета и запаха и мыло разных форм.

- Дети, нам принесли посылку! Откроем ее? (ответы детей)

- Ой, она не открывается! Дети, а здесь письмо. Сейчас я его прочитаю.

(читаю письмо)

«Детки, эта посылка волшебная, чтобы ее открыть,… а мы ведь хотим ее открыть? (ответы детей)… необходимо отгадать загадку, и вы узнаете, что тут лежит!»

- Вот это чудеса! Дети, слушайте внимательно загадку?

Чтоб "грязнулею" не быть,
Следует со мной, дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут - чистыми.

(ответы детей)

- Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку.

Раздаю детям мыло. Дети обследуют кусочки мыла.

 - Ребятки, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое). Понюхайте его. (оно пахнет). Какое оно по цвету? (розовое, белое, желтое).

- Ребятки, здесь в коробочке есть еще мыло. Вот какое (достаю круглое). Какое мыло по форме? (круглое) А это? (достаю квадратное) – (квадратное). Ой! А это кто? (достаю мыло в виде мишки) – (мишка!) 

- Ребятки, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы.

- Дети, а  для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)

- Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное.

- А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем еще много интересного о мыле! Вперед?!

(ответы детей)

Физкультминутка:

(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

По ровненькой дорожке,
Бежали наши ножки
  -             дети  идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем –
        дети  перешагивают через                               воображаемые камешки, при словах "в ямку за товарищем" приседают. Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.

- Мы приехали в лабораторию, где все готово для работы. Начнем? (ответы детей)

Я вместе с детьми провожу опыты.

  1. В емкости с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
  2. С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра “У кого пена выше и пышнее?”

(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).

Вывод: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

- Ребятки, мы с вами узнали много нового и интересного о мыле.  Давайте вспомним все, о чем мы сегодня узнали. (мыло пахнет, пенится, растворяется в воде, имеет разную форму и цвет) Вам понравилось? (Ответы детей). Теперь все будут дружить с мылом? А ручки мыть без мыла можно? (нет, оно отмывает грязь)

- Молодцы! И хочется закончить наше занятие словами из сказки про «Мойдодыр»:

«Да здравствует мыло душистое!                                                                     И полотенце пушистое»

Организация пространства на занятии:

1                                            

                                                                   4          

                                                                                         1 - гости

                                                                                         2 – ковер, для детей

                                                                                         3 -  столы для опытов    

                                                                                         4 – стул для воспитателя

  Познавательно-исследовательский  проект        

      « Да здравствует мыло душистое!»

Объект изучения: мыло.

Предмет изучения: изготовление мыла.

Цель проекта: научиться делать мыло своими руками.

Задачи проекта:

Познакомиться с историей создания мыла и мыловарения в России.

Выяснить каким бывает мыло.

Сделать разное мыло своими руками.

Сделать выводы по исследованию.

Этапы исследования

Подготовительный этап

Сбор информации о мыле.

Знакомство с историей создания мыла и мыловарения в России.

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Создание коллекции готового мыла.

Подготовка необходимого оборудования для изготовления мыла.

 С древних времен люди стремились к чистоте.

В далекие времена Древние греки очищали тело мелким песком. Египтяне умывались с помощью пасты из пчелиного воска, которую растворяли в воде.

Длительное время для мытья люди употребляли древесную золу или чистящее средство, которое состояло из частей хвойных деревьев, воды и эфирного масла.

Однажды люди заметили, что если смешать золу и жир — то смывать грязь с тела станет легче, так и появилось первое мыло.

Оно, конечно, не пахло так ароматно как современное мыло, да и цвет у него был серым, но люди всё равно были рады такому помощнику.

История мыловарения насчитывает около 6 (шести)

тысяч лет.

Родина мыла – Древний Рим. В 1424 году в этой стране выпустили первый кусок твердого мыла. Именно оттуда мыло распространилось по всему миру. В России впервые стали варить мыло при царе Петре I.

Целые деревни занимались «поташным делом», так раньше называлось мыловарение. Мыло в то время, изготавливалось из сала, жира и растительного масла.

Мыло на Руси долго было предметом роскоши и очень дорогим средством соблюдения чистоты. Даже самые знатные и богатые люди не могли себе позволить стирать им белье. Для этого использовали разную глину и растения. Крестьяне стирали и мылись щелоком — смесью из древесной золы, залитой кипятком и распаренной в печи, для умывания применяли полусырую картошку и небольшие шарики из золы папоротника.

В России самая известная своим мылом фабрика находилась в городе Шуя. Даже на гербе этого города изображен брусок мыла. Очень известным было мыло фабрики Лодыгина, оно считалось одним из самых лучших в мире.

Его готовили на коровьем, миндальном масле — белое и цветное, с духами и без. Предлагалось также мыло дегтярное — "от хворостей" (от болезней).

Сейчас мыло используется в каждом доме. Это важное средство личной гигиены. Каждое утро мы умываемся, моем руки

по нескольку раз в день. Мыло помогает нам в борьбе с микробами и бактериями. И у всех оно своё — любимое! Оно может иметь самую различную окраску,

форму, размер и аромат.

Может не только очищать кожу, но также насыщать ее витаминами, увлажнять, и конечно приносить эстетическое удовольствие при использовании.

Современное мыло состоит из жиров, щелочи, растительных масел, красителей, и активных добавок.  Оно бывает детским, банным, туалетным, хозяйственным, медицинским и другим. По внешнему виду твердым и жидким.

Жидкое мыло. Наиболее гигиеничное, так как не соприкасается с грязными поверхностями.

Самое главное – в нём повышенное содержание калия, поэтому для кожи оно, более щадящее, при этом отлично пенится и очищает кожу. В нём намного больше полезных добавок: витаминов, кислот, душистых масел, лекарственных трав. Поэтому оно более остальных подходит для умывания лица.

Детское мыло самое безопасное в нем практически не присутствует ни каких добавок и красителей. Химические вещества в данном мыле заменяются выжимками из самых разных трав.

Детское мыло никому и никогда не навредит, оно идеально подходит для очищения кожи.

Антибактериальное же мыло выделяется тем, что в его состав входит триклозан — вещество, которое убивает бактерии. Человеку может показаться, что такое мыло близко к идеальному, так как оно справляется сразу с двумя задачами, одновременно очищая руки и убивая бактерии. Плохо то, что это мыло убивает не только плохие, но также и нужные бактерии. Хотя самые крепкие бактерии всё равно останутся на коже. Длительное использование данного

мыла может нанести большой вред здоровью человека.

Мыло-скраб. Это мыло отличается от других тем, что оно отлично очищает кожу от старых частичек кожи.

Обычно скраб — это дроблёные косточки малины, овса, абрикоса и так далее. Использовать данное мыло стоит не чаще одного раза в неделю, и то, если на теле отсутствуют ранки. А грозит это тем, что можно разнести инфекцию по всему телу.

Банное мыло. В банном мыле присутствуют различные лечебные добавки, которые очень хорошо влияют на кожу, так как при

распаривании поры кожи открываются, позволяя

данному мылу лучше очистить кожу от жиров и шлаков.

Только стоит помнить, что при выборе банного мыла нужно внимательно смотреть на его состав, так как в нем могут оказаться вещества, на которые возможно у человека имеется аллергия.

Туалетное мыло с кремом. В состав данного мыла добавляют крем или молочко, которое питает и увлажняет кожу.

Глицериновое мыло. Из его названия можно понять, что в мыле присутствует

глицерин (порядка 8-16%) который смягчает

и увлажняет кожу.

Медицинское мыло. Состав данного мыла зависит от того, какое лечебное воздействие оно будет оказывать. Оно имеет достаточно мощный и резкий, не приятный запах. Чаще это мыло используют при кожных болезнях, в качестве профилактики или врачи для обеззараживания рук.

Хозяйственное мыло. Название говорит само за себя — оно предназначено для использования в хозяйстве – стирки вещей, удалении с одежды различных пятен, отмывании

разнообразных поверхностей

(когда нет специальных средств)

и много другого.

Необычные способы использования обычного мыла в быту:

- Мыло прекрасно защищает руки и ногти при работе с землей. Нужно очень хорошо намылить их и приступать к работе, когда они высохнут. Мыло образует на руках пленку и защищает от грязи.

- Мыло помогает лучше вымывать грязь из-под ногтей. Следует поскрести ногтями кусочек мыла до начала работ. Грязь потом легко отмоется.

- Мыльный раствор защищает домашние растения от бактерий, микробов и насекомых.

- Если смазать мылом тугую молнию, то замок на ней будет хорошо двигаться.

- Мылом можно рисовать на бумаге, на ткани и даже с акварелью по стеклу.

- Небольшие остатки мыла

(обмылки) используют в своей

работе портные.

Мыло оставляет на ткани четкие линии и потом хорошо смывается.

- Полезно мыть голову хозяйственным мылом, ополаскивая их отварами трав или водой с лимонным соком. Волосы будут блестящими и густыми.

- Хозяйственное мыло часто используют в медицине. Оно успешно помогает бороться с микробами и бактериями.

 Если поцарапались, порезались, обожглись нужно намылить больной участок хозяйственным мылом

и оставить высохнуть. Инфекция не проникнет в рану и это ускорит ее заживление. Если ушиблись, сразу смазать больное место мылом. Это предупредит появления синяка и отечности. Пена хозяйственного мыла способна снять зуд от укусов насекомых и отпугивает комаров. Прекрасное средство профилактики гриппа и простуды обработка слизистой оболочки носа хозяйственным мылом.

 Многие добавки в мыле могут вызывать аллергию, поэтому детям лучше пользоваться специальным детским мылом или мылом, изготовленным своими руками.

Мыло — сделанное своими руками самое полезное и лучшее, ведь мы точно знаем, из чего оно состоит. Кроме этого, изготовление мыла — увлекательный и творческий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Волшебный кубик"

Данное открытое занятие направлено на развитие связной речи, диалогической, фонематичеких представлений, речевого дыхания.Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением.Ра...

Конспект открытого занятия по теме «Волшебный мир театра» (подготовительная группа).

Конспект открытого занятия по теме «Волшебный мир театра» (подготовительная группа). *Знакомство детей с историей возникновения театра. *Развитие интереса к театральной профессии актер. *Развитие...

Открытое занятие на тему: «Волшебный камень – магнит»

Знакомство детей старшей группы со свойствами магнита....

Открытое занятие по теме : « Волшебные пальчики» в средней группе .

Программное содержание:Дать представление детям о важности пальцев рук и активности их в различной деятельности .Расширять знания детей о профессиях и познакомить с пословицей : «Умелые  ру...

Открытое занятие на тему: "Волшебный зимний лес"

Занятие для старшей подгруппы...

Конспект открытого занятия на тему:«Путешествие в волшебный лес».

Конспект открытого занятия на тему:«Путешествие в волшебный лес».  ...

Конспект открытого занятия на тему :" Это волшебное метро!"

Прививать у детей чувство гордости за свой город, его истории. Желание узнавать его достопримечательности, относится к метро не только как к виду транспорта, но и как к исторически значимому...