Конспект открытого занятия на тему :" Это волшебное метро!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семенова Светлана Валерьевна

Прививать у детей чувство гордости за свой город, его истории. Желание узнавать его достопримечательности, относится к метро не только как к виду транспорта, но и как к исторически значимому объекту, как произведению искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          ГБОУ Школа № 1056

                      Дошкольное отделение 4

          Конспект занятия в подготовительной группе на тему  :                            

                                  « Это волшебное метро!»

                                       

                                                         Воспитатель: Семенова Светлана Валерьевна  

                           

                                                   Москва 2019 г.

Цель. Знакомить со схемой метрополитена. Развивать речь, логическое мышление, внимание.

Материал и оборудование. Схемы метрополитена Москвы и других городов России. Цветные верёвки. Картинки с изображением технических средств, используемых на метрополитене. Различные предметы (ключ, сковорода и др.). Карта Москвы с обозначением станций метрополитена. Фотография фрагмента оформления станции метро – на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Экскурсия к станции метро. Беседа о правилах поведения в метро.

Воспитатель.

Многолюден, шумен, молод,

Под землёй грохочет город.

Веселы, неугомонны,

По тоннелю мчат вагоны.

От народа в них пестро.

Это что, скажи? (Метро.)

Звучит аудиозапись песни о московском метро. Дети подходят к схеме московского метрополитена.

Воспитатель. В мае 2020 года московское метро отметило юбилей. Восемьдесят пять лет назад 15 мая первый электропоезд проехал от станции Сокольники до станции Парк культуры. Много лет прошло с тех пор, но метрополитен был и остаётся самым надёжным и быстрым видом транспорта столицы. Тоннели с рельсами связывают центр города с самыми отдалёнными районами.

По рельсам спешат электропоезда, которые ежедневно перевозят почти 10 миллионов пассажиров.

Метрополитен – это сложная система тоннелей, станций и переходов, которую иногда сравнивают с подземным городом.

Ориентироваться в лабиринте подземных улиц-тоннелей и находить нужные дома-станции москвичам и гостям столицы помогает схема метрополитена. (Демонстрирует схему.) На что похожа схема московского метро? (На разноцветное солнце. На цветик-семицветик.) Верно. Кольцо, в центре которого пересекаются разноцветные лучи, – это линии метрополитена, которые для удобства пассажиров на схеме окрашены в разные цвета. Назовите цвета линий метро.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Путешествие по схеме московского метро начнём со станции, которая располагается неподалёку от нашего детского сада. Как называется эта станция? На какой линии метрополитена она располагается? Найдите эту станцию на схеме.

Ребёнок (показывает на схеме). Станция «Люблино» расположена на Люблинской линии. На схеме эта линия окрашена светло-зелёным цветом.

Воспитатель. Станции на схеме метро обозначены кружками. Сколько станций находится на Люблинской линии? Сосчитайте станции на других линиях.

Дети поочерёдно считают станции на всех линиях, изображённых на схеме.

Воспитатель. Обратите внимание: линии метро пересекаются. Станции, обозначенные несколькими кругами, показывают, что в этом месте можно сделать пересадку на другую линию. Покажите на схеме такие станции и скажите, с какой линии на какую вы можете перейти.

Дети (по желанию) выполняют задание.

Проводится подвижная игра «Метро».

Дети выкладывают на полу из верёвок круг и радиальные линии, напоминающие схему метро. Затем составляют электропоезда: встают парами на концах радиальных линий, берутся за руки. Под аудиозапись спокойной музыки «поезда» двигаются по своим линиям. Встречаясь с другими парами игроков, поднимают руки, пропуская встречный электропоезд. Дойдя до конца линии, поезда двигаются в обратном направлении. Задача игроков – не сталкиваться с другими поездами и не сходить со своего маршрута.

Воспитатель. Улицы-тоннели и дома-станции подземного города наполнены сложными аппаратами и механизмами.

Какие технические средства можно увидеть на станциях метро? Для чего они предназначены?

Выставляет картинки с изображением технических средств, используемых на метрополитене. Дети поочерёдно рассказывают об автоматах по продаже проездных билетов, турникетах, эскалаторах, поездах, справочных устройствах.

Воспитатель. Каждый пассажир должен уметь пользоваться этими устройствами и знать правила безопасного поведения в метро. Ведь метро –транспорта  повышенной опасности.

С правилами поведения в метро можно познакомиться во время поездки. В каждом вагоне есть стенд, на котором написано, как должен вести себя пассажир. Вы знаете, как надо вести себя в метро?

Дети рассказывают о правилах поведения в метро. В случае затруднения воспитатель задаёт вопросы.

Можно ли заходить в метро в пачкающей одежде? Почему?

Как надо вести себя на ступенях движущегося эскалатора?

Можно ли кататься по вестибюлю на велосипеде? Почему?

Где должен находиться пассажир в ожидании поезда?

Надо ли пропустить выходящих из вагона пассажиров? Почему?

Кому надо уступить место в вагоне?

Во время поездки на любом виде транспорта могут произойти непредвиденные ситуации. Как надо себя вести, если:

— вагон остановился в тоннеле и погас свет;

— вы находитесь на середине эскалатора, и он неожиданно остановился;

— вы отстали от родителей?

Дети рассказывают о правилах поведения в предлагаемых ситуациях.

Воспитатель. Иногда пассажиры забывают в вагонах и вестибюлях станций метросвои вещи. Как вы думаете, что надо сделать, обнаружив в вагоне забытую кем-то сумку? (Предположения детей.) Ни в коем случае не трогайте чужую вещь! Надо сообщить о находке машинисту поезда или дежурному на станции. Все найденные вещи передаются на склад забытых вещей.

Чего только не увидишь на полках этого склада! Давайте заглянем в это хранилище и попробуем догадаться, кто оставил лежащие там предметы.

Проводится игра «Кто это забыл?»

Дети поочерёдно берут со стола по одному предмету и называют сказочных героев, которые могли оставить их в метро.

Сковорода. (Человек рассеянный с улицы Бассейной или Федора.)

Топор. (Железный Дровосек.)

Ключ. (Буратино.)

Зонт. (Мэри Поппинс или Оле_Лукойе.)

Белый халат. (Айболит или доктор Пилюлькин.)

Воспитатель. Вы знаете правила поведения в метро. Можно отправляться в путь. Но куда мы поедем? В Москве так много интересных мест. Читая названия станций на схеме метро, можно узнать, какие достопримечательности находятся поблизости. Скажите, где можно побывать, если выйти на станции «Парк культуры» («Царицыно», «Парк Победы», «Театральная», «Пушкинская», «Сокольники», «Александровский сад», «Лужники»)?

Выставляет карту Москвы с указанием достопримечательностей и обозначением соответствующих станций метрополитена. Дети называют достопримечательности, при необходимости воспитатель помогает.

Воспитатель. Попробуем добраться до Московского зоопарка. Он находится на станции «Краснопресненская».

Ребёнок (по желанию) показывает маршрут от станции отправления до станции назначения. Аналогично дети показывают маршрут движения до станций, где расположены другие достопримечательности (по выбору воспитателя).

Если дети хорошо ориентируются на схеме, можно предложить им найти дублирующие маршруты, сделав пересадку на других станциях.

Воспитатель. Рассматривая схему метрополитена, можно не только узнать о некоторых достопримечательностях Москвы, но и вспомнить людей, прославивших Россию. Многие станции метро носят имена известных учёных, писателей и полководцев. В честь кого получили свои названия станции «Пушкинская», «Чеховская», «Маяковская», «Кутузовская», «Багратионовская», «Нахимовский проспект»?

Дети называют писателей и полководцев.

Воспитатель. На схеме метро можно увидеть названия некоторых городов России и других стран. Знаете ли вы, в честь какого города названа станция «Римская» («Пражская», «Курская», «Севастопольская» и др.)?

Дети высказывают предположения. Воспитатель при необходимости уточняет их ответы.

Воспитатель. Метро есть во многих городах нашей страны и мира. Но Московский метрополитен считается самым красивым, ведь в проектировании и оформлении его станций принимали участие известные архитекторы, скульпторы и художники. Путешествуя по вестибюлям и переходам станций, можно увидеть замечательные скульптуры и барельефы, красочные мозаики и витражи. (Раздаёт детям фотографии с изображением элементов оформления станций метро.) Знаете ли вы, на каких станциях сделаны эти фотографии? (Предположения детей.) Определить, в оформлении какой станции использованы скульптуры, барельефы и витражи, запечатлённые на фотографиях, вам помогут родители. Пусть они вам расскажут, чем знаменита эта станция, когда она построена, какие достопримечательности находятся рядом.

Наше путешествие по московскому метро подошло к концу. И, несмотря на то, что оно проходило не по станциям подземного города, а по схеме метрополитена, мне кажется, путешествие было интересным и познавательным.

Дома дети вместе с родителями составляют и записывают небольшие рассказы о станциях метрополитена. По результатам работы воспитатель оформляет альбом «Московское метро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Волшебный кубик"

Данное открытое занятие направлено на развитие связной речи, диалогической, фонематичеких представлений, речевого дыхания.Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением.Ра...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебный мир камня»Провели: воспитатель Артемова Наталья Анатольевна                  ...

Конспект открытого занятия в старшей группе "Волшебный мир камня"

Занятие дает  детям представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, знакомит с использованием камней человеком; развивает ...

Конспект открытого занятия по теме «Волшебный мир театра» (подготовительная группа).

Конспект открытого занятия по теме «Волшебный мир театра» (подготовительная группа). *Знакомство детей с историей возникновения театра. *Развитие интереса к театральной профессии актер. *Развитие...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Волшебное путешествие»

ПРОДОЛЖАТЬ ФОРМИРОВАТЬ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ....

Конспект открытого занятия на тему:«Путешествие в волшебный лес».

Конспект открытого занятия на тему:«Путешествие в волшебный лес».  ...

Конспект открытого занятия на тему : " Волшебное мыло! "

Знакомить детей с назначением различного мыла. ( где люди используют мыло в повседневной жизни.) Способствовать развитию речи детей, желание высказывать свои суждения.Создавать условия для ...