Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром) «Филимоновские игрушки».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Шалякина

конспект для занятия с детьми 4-5 лет.

содержит:

цель, задачи, перечень демонстрационного и раздаточного материала, и непосредственно ход занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskie_igrushki.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие»

(ознакомление с окружающим миром)

«Филимоновские игрушки».

Цель:

приобщение детей к народным промыслам.

Задачи:

познакомить детей с филимоновской игрушкой;

развивать интерес к народным промыслам;

вызывать желание делать что-то своими руками, следуя мастерству предков;

воспитывать уважительное отношение к культуре своей Родины;

развивать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы.

Демонстрационный материал:

Флипчарт;

Иллюстрации с филимоновскими игрушками;

Наглядное пособие по изготовлению филимоновских игрушек.

Раздаточный материал на каждого ребёнка:

Шаблон филимоновского барашек;

Гуашь: жёлтая, зелёная, розовая, красная;

Кисть;

Непроливайка с водой;

Влажные салфетки.

Ход работы:

  1. Познавательно – коммуникативная деятельность. «История филимоновской игрушки».

Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в прошлое и познакомиться со старинными игрушками. А именно, с филимоновской игрушкой.

Садитесь поудобнее, начинаем путешествие!

Свистульки

Нина Агошкова

Мастер глину замесил
И игрушек налепил.
После высушил, и в печь —
Добела их все обжечь.

А потом он краски взял
И игрушки расписал.
Вот они какие, в ряд
Разноцветные стоят:

Цвет малиновый и синий,
Жёлтый — яркий и красивый.
Зайцы, птички, петушки —
Музыкальные свистки,

По-народному — свистульки.
Лепят в области их Тульской
И свистульки, спору нет,
Покорили целый свет!

Филимоновская игрушка — русский художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева издавна лепили посуду, продавая её на местных базарах.

Существует легенда, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов.

 Игрушки смешные, причудливые. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов, котиков, рыбок и прочих зверушек.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим изображения игрушек и подумаем, какие они имеют отличительные особенности?

Дети озвучивают свои варианты.

Воспитатель: действительно, у многих длинные шеи, словно у жирафов.

Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках?
Дети: Полоски, точки, круги, звездочки, елочки.
В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки?
Дети: Желтый, малиновый, зеленый, синий, красный.
В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек.

Почти все филимоновские игрушки – это свистульки.

У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Воспитатель: вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После изготовления мастера уносили свои игрушки на ярмарку. Где не только показывали своё мастерство, но и продавали их. В мире не существует двух одинаковых игрушек, так как каждую расписывают вручную.

  1. Физ.минутка

Ребята, как вам известно, ярмарка — это не только покупка и продажа товаров, но и веселье. Поэтому, предлагаю вам немного отдохнуть и повеселиться.

Физминутка «Замок»

На двери висит замок,

(пальцы рук соединены в «замок»)

Кто открыть бы его смог,

(повторение движений)

Потянули,

(руки тянут одну, потом в другую сторону)

Покрутили,

(сцепленные пальцы к себе от себя)

Постучали,

(основаниями ладоней постучали друг о друга)

И открыли.

(пальцы расцепить, ладони в сторонылпвоышпощгп)

3. Продуктивная деятельность «Роспись филимоновского барашка».

Воспитатель:

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки. Давайте назовем знакомые. Чаще всего украшают игрушки «ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или «солнышком».

А обозначают эти элементы вот что:

круг – солнце,

треугольник – землю,

елочки и ростки – символ растительности и жизни.

лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

Воспитатель:дылпрвущшкпегцщуеогцзшщуег

Ребята посмотрите, и назовите те краски, которые используют художники для филимоновской игрушки?

Дети: красный, синий, жёлтый, зелёный.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам стать народными мастерами. Сейчас мы с вами будем рисовать узор на филимоновской игрушке барашек.

Филимоновские бык, коза, баран, олень считались оберегами от разных злых духов.

Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте внимательно рассмотрим петушка. Посмотрите какая у него длинная вытянутая шея. Голова по сравнению с туловищем какая? Она больше или меньше?

Дети: Голова меньше туловища.

Воспитатель: еще у барашка есть рога. У вас на столах лежат рисунки барашка. Давайте посмотрим и обсудим, какие приемы мы будем использовать в росписи.

Дети: Полосочки.

Воспитатель: аккуратно садитесь за свои рабочие места и приступайте к работе.

Дети начинают расписывать барашков. Педагог оказывает индивидуальную помощь.

Воспитатель: ребята, посмотрите, какие замечательные игрушки у вас получились.

Вам понравилось сегодняшнее путешествие в мир народного промысла?

Дети:Да! Очень!

4. Рефлексия.

Воспитатель: вместе с детьми рассматривают работы, обсуждают у кого как получилось.

Воспитатель: Ребята, с чем вы сегодня познакомились? Что нового узнали?

Дети: Мы познакомились с филимоновскими игрушками. А еще мы сами были мастерами и расписывали филимоновскую игрушку – барашка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

Конспект занятия. Образовательная область -познавательное развитие,ознакомление с окружающим миром. Тема: " Мой город Санкт-Петербург"

ОО Познавательное развитие. Ознакомление  с окружающим миром. Тема:"Мой город Санкт-Петербург" Материал патриотической направленности. Для занятий в начале учебного года (1 сентября)....

Конспект подгруппового занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с дошкольниками с легкой умственной отсталостью. Тема: «Домашние животные. Закрепление»

Конспект подгруппового занятия по познавательному развитию по теме "Домашние животные. Закрепление." М.б. использован для занятия с детьми дошкольного возраста....

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе по теме: «Как жили славяне»...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Мы друзья природы»

Цель: создать условия для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с живой и неживой природой Прибайкалья...

Конспект образовательной ситуации по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Путешествие в поисках сокровищ».

Образовательная ситуация по данной теме помогает детям развивать интерес и способствует общему развитию, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов де...

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром во второй младшей группе по теме: «Домашние животные»

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» ознакомление с окружающим миром во второй младшей  группе по теме: «Домашние животные»...