Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

свойства воздуха. средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл свойства воздуха25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Задачи:

·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.

·        Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха), ролью воздуха в жизни человека и живых организмов.

·        Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

·        Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.

·        Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

·        Расширять и активизировать словарь детей.

Игровая мотивация.

Воспитатель. 

Посмотрите на предметы, лежащие на подносе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь, к какой сказке эти предметы имеют отношение.

Дети отвечают. Слайд №1

Воспитатель предлагает проверить правильность ответов с помощью мультимедийного оборудования. На экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Крылатый мохнатый да масленый», «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Дети выбирают героев сказки, убирая героев других сказок. Слайд №2

Воспитатель. Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?

Используется алгоритм для пересказа сказки на демонстрационном мольберте.

Дети. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а пузырь хохотал- хохотал, да и лопнул.

Интерактивная технология «Интервью».

Воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке.

Воспитатель. На что был похож Пузырь?

Ребенок. На воздушный шар, мыльные пузыри и другие варианты.

Воспитатель. Как вы думаете, что у него внутри?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Если бы Пузырь согласился перевести Соломинку и Лапоть мог бы он лопнуть? (Ответы детей).

Воспитатель. Почему тогда он лопнул?

Дети. Когда он смеялся, сильно надулся и лопнул, через дырочку вышел весь воздух.

Воспитатель. Значит, пузырь исчез, потому что из него вышел весь воздух.

Ребята, отгадайте загадку. Слайд №3

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети. Воздух.

Воспитатель. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах?

        2 часть. Серия опытов.

Воспитатель. Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите его. (Варианты ответов детей: воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим).

Воспитатель. А можно нам увидеть эту «невидимку»? Может быть, с ним кто-то уже встречался?

(Предполагаемые варианты ответов детей: пузыри на поверхности воды, мыльные пузыри)

Воспитатель. Как же можно обнаружить воздух?

(Дети выдвигают гипотезы)

Опыт 1 С полиэтиленовым пакетом

В-ль: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

В-ль: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

В-ль: Смотрите, ребята! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

 Какого цвета воздух?
(ответы детей) На столах у меня фонарик. Волшебники, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели?
Дети: Свет фонарика проходит через пакет. 
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Воспитатель: ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!

Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
(Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.)
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке». На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные палочки.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика). Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки). Что происходит? Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку). Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать?
Дети: Умеем!
Воспитатель: Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Физкультминутка:
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,

И на деревья голые подул, подул, подул.

Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.

Ветерок всё тише, тише,

Дерево всё выше, выше.

Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 3. «Тепло-холодно»

Ребята, мы с вами убедились, что человеку необходим воздух, чтобы дышать. Давайте проведем еще один эксперимент. Подышите на ладонь как я. Что вы чувствуете? 
Дети. Тепло!

А, если подуть?

Дети. Холодно!

Вот и еще одно свойство воздуха: воздух можно нагревать и охлаждать. Когда мы с вами выходим на улицу, на улице холодно, а заходим в помещение, здесь тепло. Как вы думаете, почему в группе и дома тепло? (ответы детей) Правильно в домах горячие батареи нагревают воздух и дома тепло. А если летом жарко? Как можно воздух охладить? (ответы детей)

Опыт 4. «Запахи»

Ребята, сейчас мы с вами еще поэкспериментируем, хотите? Мы с вами говорили, что воздух нельзя увидеть, потрогать без каких-то способов, а можно ли воздух понюхать? (ответы детей). Правильно, ребята, чистый воздух ничем не пахнет, но если что-то вокруг нас происходит, то сразу же мы можем ощутить изменения в воздухе. Например... (достаю апельсин, чеснок) если кто-то чистит и режет апельсин мы с вами сразу это чувствуем. Почему? (ответы детей) Вот ребята и еще одно свойство воздуха: воздух может смешиваться с запахами и ароматами и принимать этот запах и распространять его.


Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!

Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится? когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! В результате наших опытов, что вы можете рассказать дома родителям?

- что воздух постоянно нас окружает;
- что воздух невидим, но его можно найти разными способами;
- что мы с вами дышим воздухом;
- что воздух есть внутри людей.
- что воздух можно нагревать и охлаждать;

- что воздух может смешиваться с запахами.
Ребята, как вы думаете, зачем нам нужно и важно знать свойства воздуха? (ответы: воздух необходим всему живому)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.Задачи:·        Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.·...

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»

Конспект ОД по познавательно- экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух-невидимка»...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе "Воздух - невидимка"

познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека; способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментиро...

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух и его свойства»

Конспект экспериментальной деятельности для детей средней группы "Воздух и его свойства". В занятиии проведены с детьми опыты по определению воздуха  в воздушном шаре, в пакете и вокруг...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе. «Воздух и его свойства»

Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интересаРасширять знания детей о свойствах воздуха: невидимый, прозрачный, воздух движется, не имеет за...