"Как весну искали снеговики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание: познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой, учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей в природе, рассказать о влиянии изменений на жизнь животного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vesnu_iskali_snegoviki.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Как весну искали снеговики
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Тип: интеллектуально-развивающее
Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.
Программное содержание: познакомить с основными приметами весны, нацеливая на последующие наблюдения за природой, учить детей применять имеющийся опыт для установления закономерностей в природе, рассказать о влиянии изменений на жизнь животного мира.
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «эмоционально отзывчивый», «имеющий первичное представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Материал: иллюстрации (весенняя природа в разные периоды): деревья, кустарники, травы весной (от оголенных до покрытых листвой); животные весной (птицы, которые прилетят; звери, которые проснутся; насекомые, которые появятся); чашка с водой.
Словарная работа: холодная, снежная, морозная; белый, чистый; растопить; проталинки.
Предварительная работа: наблюдение за различной погодой, рассматривание иллюстраций с первыми признаками весны.
Ход занятия:
Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Давно я у вас в гостях не был. Пришел я в гости, чтобы сказать вам спасибо за рисунки снеговиков, которые вы мне прислали. Снеговики Снежок и Пушок рассказали мне о том, как им хорош зимой было: холодно, снежно, морозно. Какую они погоду любят?
Дети: они любят снежную и холодную погоду.
Дядюшка Ау: А почему они такую погоду любят?
Дети: чтобы не растаять.
Дядюшка Ау: Правильно. Вот и решили Снеговики идти к солнышку и спросить его не греть так сильно, как сейчас. Я тоже с ними пошел. Хотите узнать, что с нами в дороге произошло?
Дети: да
Дядюшка Ау: Тогда садитесь на веранде и слушайте. Пошли мы втроем по лесной тропинке. Вокруг снег почернел, стал рыхлым, грязным. Запомнили, каким стал снег?
Дети: снег почернел, стал рыхлым, грязным
Дядюшка Ау: Нам это не понравилось, ведь зимой он был белым, чистым. Каким снег был зимой?
Дети: белым, чистым.
Дядюшка Ау: Пушок сказал: «Обязательно попрошу Весну не растоплять снег». Запомнили, о чем Пушок хотел попросить Весну?
Дети: не растоплять снег.
Дядюшка Ау: Идем дальше. Видим, деревья стоят с мокрым стволом, а вокруг ствола весь снег растаял. А ведь мы, наоборот, к стволу деревьев снег подсыпали, помните? Зачем мы это делали?
Дети: Чтоб корни не замерзли.
Дядюшка Ау: Испугался Снежок, что деревья померзнут без снега, и твердо решил просить Весну не растоплять снег. О чем собирался Снежок просить Весну, запомнили?
Дети: не растоплять снег.
Дядюшка Ау: Пошли мы дальше. Видим – все звери, птицы от голода и холода не прыгают, не летают, не веселятся. Вот, что они нам на своем языке рассказали.
-Мы от холода устали,
По теплу мы заскучали.
Пусть скорей придет весна.
Постучит к нам в дверь сама.
Снится нам тепло во сне,
Мы скучаем по весне.
Пусть для зябнущих детей
Теплых принесет лучей!
(М. Скребцова)
-Жалко мне стало птиц и зверей. И сказал я: «Может, пора уходить зиме? Ведь все уже ждут весну». На что Снеговики возразили: «Мы весну не ждем. От нее только одни неприятности для нас, ведь с приходом весны мы погибнем». Снеговиков мне тоже стало жалко. Пошли мы дальше. По дороге встретили истощавшего за зиму ежика, то есть он стал худой и слабый без еды. Затем увидели озябшего зайца, грустную березку – они дрожали от холода. Все они ждали теплых солнечных лучей. Все ждали весну, чтобы весеннее солнце растопило снег в лесу. И Снеговики задумались – им стало жалко лесных жителей. Наконец мы дошли до высокого холма, за которым пряталось солнце, но теперь мы уже не знали, о чем его просить. И решил я придти к вам за помощью. Скажите, ребята, а вы ждете весну? Рады первым лучам солнца?
Дети: да
Дядюшка Ау: Давайте поищем разные предметы весны. Я их зарисую, покажу Снеговикам, чтобы они убедились, что весна уже наступает повсюду и все ей рады.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на рисунке растений весной
Показывает рисунки с приметами весны.
-Что вокруг ствола дерева и кустарника лежит ранней весной?
Дети: снег
Воспитатель: Давайте подойдем к деревьям и кустарникам. Посмотрите, есть ли снег сейчас в природе и вокруг стволов?
Дети: Снег еще кое-где лежит. Вокруг стволов растений его нет.
Воспитатель: Ребята, мы с вами заметили первый признак, что весна уже идет, - это первые проталины. Проталина – это место, где стаял снег и открылась земля. Ласково их можно называть проталинками. Что мы с вами обнаружили?
Дети: проталины
Воспитатель: Дядюшка Ау, ты их зарисовал для Снежка и Пушка?
Дядюшка Ау: да.
Воспитатель: Теперь посмотрите еще одну картинку. Где травка пряталась зимой?
Дети: под снегом
Воспитатель: А что мы видим в природе сейчас?
Дети: Снег стаял кое-где. Видны старые травинки в проталинах. Они мокрые и серые. Но рядом прорастает новая трава. Она зеленого цвета и еще очень короткая.
Воспитатель: То, что трава скоро появится везде, - это вторая нам подсказка о приходе весны. Дядюшка Ау, ты зарисовал эту примету?
Дядюшка Ау: да
Воспитатель: Ребята, посмотрите на третью картинку
Показывает картинку.
-на ней нарисованы ветки деревьев и кустарников с листьями. Посмотрите вокруг: появились ли уже листья на деревьях?
Дети: нет
Воспитатель: Как вы думаете, почему еще нет листьев на деревьях и кустарниках?
Дети: еще холодно
Воспитатель: Действительно еще холодно, листья появятся только тогда, когда будет больше теплых и солнечных дней. Сегодня, ребята какой день?
Дети: пасмурный и прохладный
Воспитатель: Дядюшка Ау, тогда листочки на деревьях пока не зарисовывай, ведь они еще не появились. Ребята будут наблюдать за растениями в природе и, как только заметят эту примету весны, сразу зарисуют ее.
Дядюшка Ау: Тогда не забудьте мне прислать свои рисунки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку у меня в руках. Кто здесь нарисован?
Показывает картинку с изображением муравья и божьей коровки
Дети: насекомые
Воспитатель: Какие?
Дети: Божья коровка и муравей.
Воспитатель: Они тоже просыпаются весной. Давайте внимательно посмотрим на кору деревьев, на ветки кустарников, на почву вокруг нас. Заметили ли вы каких-нибудь насекомых?
Дети: нет
Воспитатель: почему?
Дети: еще холодно, они еще не проснулись.
Воспитатель: правильно. Как только станет в природе тепло – появятся листья на растениях, этими листьями будут питаться насекомые. А если появятся насекомые, то сразу прилетят и птицы, ведь они питаются насекомыми. Теперь в догадались, почему еще не прилетели птицы?
Дети: им нечем сейчас питаться.
Воспитатель: тогда будем ждать прилета птиц, и зарисовывать их. Первой прилетит вот эта птица
Показывает рисунок грача
Давайте вспомним, как она называется
Дети: грач
Воспитатель: А о том, какие звери в лесу проснуться после зимы, я прочту вам в группе. Теперь давайте проверим Дядюшку Ау, все ли он правильно нарисовал для Снеговика
Дети смотрят на зарисовки, повторяют приметы, объясняют первые признаки весны.
Дядюшка Ау: Какие вы, ребята, молодцы. Так что же мне передать Снеговикам? Подскажите, о чем они должны просить солнце и весну?
Дети: Не бояться растаять, ведь следующий зимой их опять слепят. Пусть солнце согреет землю. Все лесные жители ждут прихода весны и теплого солнца – пусть скорее приходят
Воспитатель: Белые снеговики похожи на белые облака в небе. Эти облака нам будут напоминать о снеговиках весной и летом
Март – зима или весна?
Догадайся-ка сама.
Март, я знаю, это слезы
Уходящего мороза.
Игра «Весна пришла»
У воспитателя в руках чашка с водой, из которой он брызгает на детей. Дети стараются убежать от брызг воды. Тот, на кого попали брызги, называет признаки весны: тает снег, появляются проталины, распускаются листья, появляются насекомые, прилетают птицы, становится теплее…..
Список использованной литературы:
- Т.А Макаренко «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
- В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
- М. Скребцова «Ждем весну»
- Н. Н. Кондратьева «на экологической тропе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ 8 МАРТА "КАК АЛЕНКА ВЕСНУ ИСКАЛА"
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....
театрализованная игра "Как мы весну искали"
Сценарий праздника для детей старшего и подготовительного к школе возраста...
Конспект НОД по познавательному развитию детей в средней группе. Тема: «Как снеговики правду о весне искали».
Цель: познакомить детей с основными приметами весны.Задачи:- показать влияние весенних изменений в природе на жизнь и деятельность людей, животных;- учить детей составлять предложения, самостоятельно ...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Как снеговик правду о весне искал»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе....
Презентация к занятию по познавательному развитию : мир природы. "Как снеговики правду о весне искали"
Презентация к конспекту НОД по познавательному развитию : мир природы. ( по рекомендациям Т.И. Гризик ,программа "Радуга")...
НОД в средней группе "Как снеговики правду о весне искали"
конспект по познавательному развитию...