Конспект занятия по познавательному развитию "Невелички -валенки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Хомутова Полина Владимировна

Данный конспект занятия предназначен для для воспитателей, работающих с группами 5-7 лет. В игровой и интересной форме Вы сможете рассказать детям о валенках и о том, почему эта обувь так ценилась на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pro_valenki.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы

«Невелички - валенки»

Программные задачи:

1)Рассказать детям о русской народной обуви – валенках. Дать знания об их назначении,  обычаях и традициях, интересных фактах, связанных с этой обувью.

2)Развивать интерес и желание узнавать о прошлом русских народных предметов.

3) Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к людям труда и предметам народного творчества; формировать чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.

Организация занятия:

1 часть – сидя на стульях;

2 часть – движение по группе;

3 часть – сидя на стульях;

Оборудование:  экран, лоскутное одеяло, лоскуток с валенком, валенки, интерактивная игра, кегли, монетка, конфетка, шоколадка, игрушка, погремушка, ленточка, яблоко, валенки для росписи, акриловые краски, кисточки, валики.

Ход занятия:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех в этот морозный зимний день! Сегодня нас ждут волшебные приключения, увлекательные игры и ещё много всего интересного. Пусть нашим спутником будет хорошее настроение и тогда у нас все получится. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Я хочу загадать вам загадку. Послушайте и дайте ответ.

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье

Вкусные оладушки

У любимой …. (бабушки)

-Скажите, у вас у всех есть бабушка? Расскажите, какая она?

- Добрая, ласковая, заботливая.

Воспитатель:

-Сколько теплых слов вы сказали о своей бабушке! А я вам хочу рассказать о своей. Зовут ее Анна Никитична. У моей бабушки, ребята, золотые руки. А кто из вас знает, что значит выражение, золотые руки?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Ее руки умеют печь, копать, вязать, шить, жалеет. А еще руки моей бабушки умеют творить чудеса… Зимой, когда за окном бушует злая вьюга, она, в своей теплой комнатке, шьет одеяла. Да не простые, а волшебные, лоскутные, сказочно красивые. Сегодня я вам принесла показать одно такое одеяло. Скажите, лоскуты одеяла украшены, какими – нибудь картинками или узорами?

- Нет.

Воспитатель:

-Действительно, это одеяло не дошито. И я хочу предложить его закончить всем вместе. Вы мне поможете? А украшать наше лоскутное одеяло мы будем особенным узором. Каждое занятие мы будем знакомиться с ремеслами, которыми богата наша страна и символ этого ремесла будем располагать на нашем одеяле. Готовы начать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-С каким же ремеслом мы с вами сегодня познакомимся? Об этом нам расскажет Коля Иванов. Он, к сожалению, не смог сегодня быть на нашем занятии, но зато, он со своей бабушкой, совершил невероятное путешествие, о котором сам нам сейчас расскажет.

Включается экран и появляется воспитанник с бабушкой (или мамой) с репортажем из музея валенков.

Воспитатель:

-Так о каком же ремесле мы с вами сегодня будем говорить?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Спасибо огромное Коле и его бабушке за такой подробный рассказ. Мы будем говорить о валенках. А вот что вы сами мне можете рассказать о них?

Ответы детей (их носят зимой, в них тепло, делают из шерсти).

Воспитатель:

Вы многое запомнили из рассказа Коли. Это здорово. Но сегодня мы узнаем о валенках несколько необычных секретов, о которых в музее не рассказывают! А поможет нам в этом вот такой забавный персонаж. Узнали его?

-Это Кузя!

Воспитатель:

-Все верно. Это Кузя. И никто не знает о валенках больше, чем он. Он предлагает проверить ваши знания и поиграть! Готовы?

Воспитатель включает интерактивную игру.

Кузя задает детям вопрос:

-Может ли валенок служить подушкой?

Ответы детей.

После нажатия ребенком ответа  - Кузя подтверждает или опровергает ответ детей и уточняет правильный.

-Во многих деревнях валенки часто служили подушками. Валенок одевали в наволочку - получалось и мягко, и тепло.

На экране снова появляется Кузя с вопросом:

-Валенкобол это игра или выдуманное название?

Ответы детей.

Кузя дает полный ответ.

-Валенки часто используют на зимних гуляниях вместо шара или мяча. Придумали и название такой игры: валенкобол.

Воспитатель:

-Хотите попробовать поиграть?

Дети играют в игру валенкобол и пытаются сбить валенком кегли.

Третий вопрос от Кузи:

-Можно ли гадать с помощью валенка?

Ответы детей.

После выбора ответа на экране Кузя дает полный ответ.

-Валенки часто используются во время гаданий на Святки. Начиная с Рождества и до самого Крещения - валенки помогают узнать, что ждет нас в этом году. Сейчас как раз святки. Попробуйте и вы погадать.

Воспитатель:

-Внутри валенка спрятаны предметы, которые мы сейчас будем доставать.

Каждый из детей вытаскивает из валенка предмет: монетка, игрушка, конфетка, шоколадка, погремушка, ленточка, яблоко.

Воспитатель просит детей подумать и сказать, что ждет их в этом году, в зависимости от выбранного предмета. При необходимости дает наводящие вопросы.

Шоколадка, конфета - сладкая жизнь;

Монетка - пополнение копилки;

Игрушка, погремушка - будет очень весело;

Ленточка - далекое путешествие;

Яблоко полное витаминов - отменное здоровье.

Воспитатель:

-Ну что ж! Узнаем у Кузи, есть ли у него еще вопросы?

Вопрос от Кузи:

-Может ли валенок быть почтовым ящиком?

Ответы детей.

Кузя:

-Валенок часто был почтовым ящиком в тех местах, где стоят очень сильные морозы. Потому что металлические ящики замерзали и ржавели. А валенок, благодаря тому, что сделан из овечьей шерсти, не намокал и не замерзал и письма с газетами, в нем всегда оставались целыми.

Воспитатель:

-Спасибо, Кузя! Мы узнали столько всего нового! Остались ли у тебя еще вопросы для ребят?

Вопрос от Кузи:

-Можно ли рисовать на валенках?

Ответы детей.

Ответ от Кузи:

-Традиционные валенки серого, черного или белого цвета, в зависимости от шерсти, из которой их делают: овцы или верблюда. Но, чтобы сделать их особенными и непохожими на другие - мастера научились расписывать их акриловыми красками и создавать свой особенный рисунок.

Воспитатель:

-Ребята, а вы хотели бы попробовать рисование на валенке? Тогда давайте присядем за стол и попробуем сейчас это сделать.

Дети садятся на заранее приготовленные места.

Воспитатель:

-Я уже сделала заготовки для росписи валенков. Сначала их нужно было побрить бритвой. Как вы думаете, зачем?

-Чтобы убрать лишние волосинки шерсти.

Воспитатель:

-Все верно. Затем, каждый валенок нужно тщательно промазать клеем и дать полностью высохнуть, чтобы краска ложилась ровно и не растекалась при покраске. Посмотрите, я наклеила на все валенки обыкновенную малярную ленту. Ее обычно применяют при ремонте, а мы, с ее помощью, сделаем необычный и яркий рисунок. Смело заполняйте все пространство между лентами, красками любого цвета, который вам нравится.

Роспись валенка под музыку.

После росписи дети аккуратно снимают ленту и складывают ее в сторону.

Воспитатель с детьми рассматривает валенки, отмечает оригинальность и красоту каждого из них.

Воспитатель:

-Теперь и мы можем открыть свой музей валенков, только дождемся их высыхания.

Дети кладут валенки сушить.

Воспитатель:

С каким ремеслом мы сегодня познакомились?

Дети:

-Изготовление валенков.

Воспитатель:

-Давайте вспомним все, что мы сегодня узнали.

Дети вспоминают изученное на занятии.

Воспитатель:

-Теперь, когда мы подробно узнали об этом ремесле, давайте прикрепим картинку на первый лоскуток нашего одеяла.

Ребята прикрепляют валенок на любой из лоскутков одеяла.

Воспитатель:

-Это лоскутное одеяло символизирует собой всю нашу страну во всем ее великолепии и разнообразии. Сейчас я вам это покажу.

Дети с воспитателем подходят к экрану, на котором появляется карта мира.

-Ребята, кто из вас знает, что это?

-Карта!

Воспитатель:

-Это карта всего нашего огромного мира. Чем наше одеяло и карта похожи, кто может сказать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-А вот здесь наша страна. (обводит контур России). Посмотрите, какая она огромная! Сколько в ней городов, поселков и маленьких деревень и везде живут люди уникальных талантов. Каждый город и деревня России – лоскуток, на котором живут уникальные, талантливые люди, умеющие творить чудеса. Как вы считаете, ребята, в нашей стране интересно жить? Почему?

Ответы и рассуждения детей.

Воспитатель:

-Спасибо вам за занятие. Вы просто молодцы. Я горжусь тем, что в нашей стране живут такие ребята: добрые, веселые, готовые всегда узнавать что - то новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе «Как помочь Мишутке?»(в конспекте фото занятия)

Цель: формирование представлений об основах здоровьесбережения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Дать представление о способах укрепления и сохранения здоровья (утрен...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «РУССКИЙ ВАЛЕНОК»

Цель: Расширение знаний о зимней обуви – валенках, знакомство с историей традиционнойрусской обуви....

Конспект занятия на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза».

Конспект занятия в старшей логопедической группе по аппликации (художественно-эстетическое развитие) на тему: «Украшаем валенки мордовским орнаментом для Деда Мороза»....

Конспект занятия по развитию речи "Валенки"

Валенки делают из овечьей шерсти, но могут их делать из козьей, собачьей и даже верблюжьей шерсти.                            ...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Программное содержание: Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. - Вызывать радость открытий, полученных из опытов, - Воспитывать умение работать в коллективе. ...