Конспект НОД «Космос» в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством развития моторики и тактильной чувствительности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Космос» в подготовительной группе
Цель: обобщить знания детей о космосе, создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством развития моторики и тактильной чувствительности детей.
Задачи:
образовательные:
• уточнить и расширить знания детей о космосе;
• познакомить со знаниями о планетах Солнечной системы, вызвать у детей интерес к науке астрономии;
• закрепить навыки счёта, умение выстраивать числовой ряд;
• расширить представления о строении песка и сахара, их свойствах в процессе экспериментирования;
развивающие:
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• активизировать словарный запас по теме "Космос";
• развивать связную речь;
• развивать восприятие, внимание, память, мышление.
воспитательные:
• способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
• создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи;
• воспитывать умение оценивать свою деятельность и деятельность других детей;
оздоровительные:
• способствовать расслаблению мышц и эмоциональному спокойствию при взаимодействии с песком.
Материалы к занятию:
Макет карты Солнечной системы. Проектор, слайдовая презентация «Планеты», музыкальное сопровождение. Медаль «Юного космонавта», разнообразный грунт. Рабочее место на каждого ребё нка: стаканчики с сахаром и водой, клеёнка, салфетки, лупа, влажные салфетки, стаканчики с песком для исследования. Световой модуль для рисования песком.
Предшествующая работа:
Рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной и публицистической литературы о космосе. Рисование на тему «Солнечная система», изготовление атрибутов к занятию, работа по конструированию из бумаги «Инопланетные пришельцы», конструирование из конструктора звездолётов. Создание слайдовой презентации по теме, музыкальное сопровождение. Исследовательская деятельность с песком и сахаром, наблюдение за тактильными ощущениями, рисование песком, разучивание физкультминуток. Работа с глобусом и картой мира.
Словарная работа:
Солнечная система, звезда, планета, спутник, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, телескоп, инопланетянин, сыпучий, растворимый.
Ход занятия
1. Оргмомент
Ритуал приветствия: «Доброе утро».
Придуманно кем-то просто и мудро
при встрече здороваться «Доброе утро!»
А теперь поприветствуем друг друга шепотом,
как будто по секрету скажем друг другу: «Доброе утро!».
2. Конструирование ракеты.
Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие. А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, если правильно выполните мое задание. Перед вами детали конструктора, разные геометрические фигуры. Из этих деталей нужно сделать постройку по моей устной инструкции, слушайте внимательно. «Возьмите себе по одной фигуре. Основанием для нашей постройки будет фигура под номером 1. Как называется эта форма? На основание, сверху, нужно положить фигуры под номерами 2 и 3. Как называются эти фигуры? Сверху на фигуры с номерами 2 и 3 положить фигуры с номерами 4 и 5. Как они называются? На фигуры с номерами 4 и 5 положить фигуру с номером 6. Как называется эта форма? Фигуры под номерами 7 и 8 расположить у боковых поверхностей фигуры под номером 1».
На что похожа наша постройка? Правильно, на ракету. Куда можно отправиться на ракете? Как называется человек, который летит в космос? Мы сегодня с вами превратимся в космонавтов и отправимся в космическое путешествие. Вы готовы к полету? Прошу занять свои места на корабле! Внимание, приготовились к запуску ракеты!
3. Выкладывание и проговаривание числового ряда.
Выложите на пульте управления (на столе) цифровой ряд от нуля до десяти. (Дети выкладывают). Начинаем обратный отсчет. Все вместе: ноль – пуск! (Звучит музыка.) 2 слайд
И вот ракета оказалась в открытом космосе! Посмотрите в иллюминаторы, вот что мы видим в космосе! 3слайд
Это – наша планета Земля – мы на ней живем. 4слайд. Видите – она круглая – похожа на большой мяч. Наша планета очень и очень большая. Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться над землей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этой картинке. Посмотрите, синие пятна на нашей планете – это вода – моря и океаны. Зеленые пятнышки – это зеленые леса и луга, белые пятна - перистые облака Коричневые пятна – это горы. Правда, она очень красивая, наша планета? А этот небольшой шарик в уголке – это наша Луна!
4. Луна из космоса тоже видна как шар. Луна намного меньше нашей планеты Земля. Луну называют спутником Земли, так как она вращается вокруг нашей планеты всегда.
(Слайд 5)
5. А вот таким из ракеты мы видим наше Солнце. Огромный светящийся огненный шар, состоящий из раскалённых газов. Но подлететь близко к Солнцу у нас не получится, ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к нему слишком близко – то можно вообще сгореть.
6. А сейчас посмотрите, ребята, вы видите планеты, которые вращаются вокруг Солнца. Это соседи нашей родной планеты – Земля. Солнце и все планеты, которые вращаются вокруг него, называются - Солнечной системой.
(Слайд 6)
7. Посмотрите, здесь вы видите все планеты Солнечной системы. Обратите внимание, какое огромное наше Солнышко! Оно больше всех остальных планет, вместе взятых! А наша планета Земля – вот она – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другими планетами.
8. Сейчас можно увидеть, какие разные по размеру бывают планеты, и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце нам кажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самом деле, вот какое оно огромное!
9. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца по своему пути - орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – очень жарко – горячей, чем на горячей сковородке! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальних планетах, которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому что солнечные лучи туда плохо долетают.
10. Составление карты-схемы Солнечной системы. (Остановка, выход детей).
Чтобы продолжить полет и не заблудиться, нам необходимо составить карту – схему нашей солнечной системы. Перед нами изображения планет. Но вот беда, наши планеты все перепутались. Но есть подсказка, на каждой планете есть номер, который обозначает, на каком месте от солнца располагается планета. Вам нужно найти место для планеты на схеме. На первой орбите – планета под номером №1; …
(Дети расставляют планеты на орбиты по порядку, начиная от Меркурия)
Раз – Меркурий, два – Венера
Молодцы, вы правильно расставили все планеты.
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть,
Вокруг солнца вращаются наши планеты,
По-разному все они Солнцем согреты.
• Скажите, а что такое солнце? (Это звезда, огромный огненный шар, состоящий из раскалённых газов).
• Чем похожи все планеты? (все имеют форму шара и вращаются вокруг солнца)
• Сколько планет в солнечной системе?
А теперь сравним с солнечной системой. (Слайд 7)
Вот мы и составили схему-карту Солнечной системы и можем продолжить полет.
• (Меркурий, слайд № 8)
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достаётся лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит «Меня догоните!»
• Какая планета дальше всех от Солнца? (Плутон, слайд № 9)
Несётся в пространстве далёкий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещён.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
• Какая планета самая большая (Юпитер, слайд №10)
Юпитер больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
• Эту планету называют то Утренней, то Вечерней звездой. (Венера, слайд №11)
В честь богини красоты
Названа Венера, ты!
В тёмных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
• Какую планету называют красной? (Марс, слайд №12)
Марс – таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
• Какую планету окружают кольца? (Сатурн, слайд №13)
Сатурн – красивая планета
Жёлто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
• Какая планета вращается лёжа на боку? (Уран, слайд №14)
Уран – лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие – ночь.
(Нептун, слайд №15)
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
• Скажите, как называется планета, на которой мы живём, и чем она отличается от других планет? (Земля, на ней есть жизнь)
От Солнца третья по счёту планета,
Жизнь на земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-
В самом далёком глухом уголке!
• Ребята, скажите, а кто первым увидел Землю из космоса?
(Юрий Алексеевич Гагарин, слайд № 16)
Физкультминутка «Звездочёт»
На луне жил звездочет - («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вё л учет: (Показать в небо рукой)
Меркурий - раз, (Описать круг руками)
Венера - два-с, (Хлопок)
Три - Земля, четыре - Марс, (Присесть)
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь - Уран, восемь - Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять - дальше всех - Плутон, (Прыжок)
Очень сильно удален! (Развести руки в стороны)
- Ребята, смотрите, здесь записка, как мы сразу её не заметили? (читаю)
Прилетайте на разноцветную планету. (Инопланетянин Разноцветик).
-Ребята, вы хотите полететь в космос на Разноцветную планету? (Да)
Прошу экипаж занять свои места (Дети садятся на стульчики).
-Экипаж к полёту готов? (Готов)
При отрыве от Земли (откидываются назад)
Возникают перегрузки (прижимаются к спинке стула)
Раз-два – скорость света,
Три-четыре – мы летим.
На далёкую планету
Поскорей попасть хотим!
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
Наша ракета совершила посадку на Разноцветную планету. (Слайд 17)
Наша задача - взять на этой планете грунт для исследования в нашей лаборатории. (На полу в ё мкостях лежат различные виды грунта: камешки, песок, сахар, ракушки, грецкие орехи, колючие шарики, лепестки из ткани, вата)
Игра «Здравствуй, планета»
Дети разными способами дотрагиваются до грунта:
• Пальцами рук
• Ладошкой
• Тыльной стороной руки
• Легко сжать кулаки с грунтом
Расскажите о своих ощущениях (дети рассказывают, какой грунт: мягкий, твёрдый, холодный, колючий, острый, сыпучий, разноцветный и т. д.)
Появляется инопланетянин.
Ребята, смотрите, нас встречает Инопланетянин. Давайте спросим, как его зовут?
-Уважаемый житель Разноцветной страны, разрешите с вами познакомиться, как вас зовут?
- Меня зовут Разноцветик, я рад, что вы прилетели. Скажите, пожалуйста, вы умеете тайны разгадывать? (да) Тогда помогите мне разгадать тайну Разноцветной планеты, какой песок на моей планете сладкий.
- Хорошо, Разноцветик, мы поможем разгадать тебе эту тайну, но нам для этого нужно взять образцы вашего грунта (беру грунт)
Мы приглашаем тебя в нашу лабораторию.
Садятся за столы, где всё приготовлено для исследования (стаканчики с песком и сахаром, стаканчики с водой, лупы, салфетки, ложки)
- Ребята, Разноцветик предложил раскрыть тайну планеты и узнать где сладкий песок.
-Как вы думаете, сладкий песок – это что? (сахар)
- Как мы сможем это доказать?
Предположим, что сахар растворится в воде, а песок не растворится.
Опыт №1.
Сравнить сахар и песок, чем они похожи, почему сахар называют песком.
Дети берут ложкой песок и сыплют его над стаканчиком, тоже проделывают с сахаром.
Вывод – и песок и сахар сыплется.
Кладут песок на салфетку и рассматривают через лупу. Из чего состоит песок? Из песчинок. Возьмите песчинки, положите на ладошку, покрутите пальчиком песчинки, какие они? Твёрдые.
Аналогично проделывают с сахаром. Похожи сахарные песчинки на обычный песок? Да. Вывод: и песчинки сахара, и песчинки песка – твёрдые.
Опыт №2. С речным песком.
Дети берут чайную ложку песка, опускают в стакан с водой и размешивают.
Дают смеси отстояться.
• Изменилась ли прозрачность воды? (вода стала мутной)
• Изменился цвет воды? (нет)
• Исчезли ли песчинки? (нет, они опустились на дно)
Песок не растворился.
Опыт №3. С сахарным песком
Дети берут чайную ложку сахарного песка, опускают в стакан с водой и размешивают.
• Изменилась ли прозрачность воды? (нет)
• Изменился ли цвет воды? (нет)
• Можно ли сказать, что сахар исчез? (нет, он стал невидимым, вода его растворила)
Этот песок растворился, вода стала сладкой, значит это сахар.
В воду бросили песочек,
Растворятся, он не хочет.
А вот сахар сладкий-сладкий
Растворился без остатка.
Вывод: Сахар в воде растворяется, а песок нет.
Инопланетянин: Спасибо ребята, вы помогли мне разгадать тайну Разноцветной планеты. До свидания, друзья.
- Ребята, нам тоже пора возвращаться на нашу планету. (Занимают места в ракете).
Слайд 17 - Внимание! Внимание! Ракета к полету готова, начинаем обратный отсчё т: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск!
Раз-два – скорость света, (откидываются на стульях)
Три-четыре – мы летим
На родную нам планету
Мы попасть скорей хотим.
Невесомость наступает
Всё кружится и летает (изображают невесомость)
Вот мы с вами и вернулись на планету Земля в наш детский сад.
- Что увидели? Что нового вы узнали из нашего путешествия?
Песочная терапия «Разноцветная планета»
- Давайте свои ощущения попробуем изобразить при помощи рисунка, а поможет нам в этом волшебный песок. Но сначала мы определимся с цветом.
- Как вы думаете, почему планета называется Разноцветная? (на ней грунт разного цвета)
- Значит, мы будем рисовать большой разноцветный круг.
Методом «расчистки» слоя песка дети рисуют круг, а затем заполняют его разноцветным песком. После того, как дети нарисуют Разноцветную планету, с помощью разноцветного песка, предложить им нарисовать солнце и звёзды методом «расчистки» слоя песка.
Какие вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия в подготовительной группу.Тема: «Путешествие в космос».
Программное содержание: - Уточнять и систематизировать знания детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана освоением космоса. - Развивать зрительное внимание детей, учить их находить ...
"Полёт в космос" ( конспект занятия для детей подготовительной группы ФФНР
Конспект занятия для детей подготовительной группы ФФНР...
Открытое занятие по космосу в подготовительной группе «Освоение Вселенной. Первые герои космоса».
laquo;Освоение Вселенной. Первые герои космоса»....
Конспект занятия "Космос" в подготовительной группе
Цель: Расширять и углублять представления детей о космосе.Задачи:• Закрепить знания о планетах солнечной системы.• Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос»....
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...
Итоговое мероприятие образовательного проекта «Космос» КВН «Знатоки космоса» в подготовительной группе №1
Обобщение знаний детей о космосе,космонавтах,планетах. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»...
Конспект открытого занятия в мини-музее группы для педагогов ДОО по теме «Загадочный космос» в подготовительной группе .
Конспектоткрытого занятия в мини-музее группы для педагогов ДОО по теме «Загадочный космос»в подготовительной группе ....