Конструкт совместной непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми с ЗПР «Мыльные секреты»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Изикеева Анастасия Александровна, воспитатель ВКК
МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5»
МО Красноуфимский округ
Конструкт совместной непосредственной образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности с детьми с ЗПР
«Мыльные секреты»
Возрастная группа: старшая группа (дети шестого года жизни)
Форма совместной деятельности: познавательно – исследовательская деятельность
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Цель: развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать знакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, специальное); закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
- Создавать условия, способствующие развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через исследовательскую деятельность.
Развивающие:
- Пополнять словарный запас детей, формировать связную речь, делать выводы, обобщать.
- Развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
- развивать исследовательские умения детей.
Воспитывающие:
- Воспитывать самостоятельность, любознательность, желание доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Средства:
Оборудование: мыло различных видов (жидкое и туалетное, хозяйственное, фигурное);
Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: ноутбук, проектор, запись на USB-носителе «Если дети утром умываются».
Раздаточный материал: тарелочки, пластиковые стаканчики, трубочки; салфетки; средство для мытья посуды; глицерин, мыльные пузыри, фартуки и нарукавники для работы.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Этапы, последовательность совместной деятельности. Цель | Организация совместной деятельности | Деятельность педагога (методы, приемы) | Деятельность воспитанников, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | |
I. Мотивация к деятельности детей (введение в игровую ситуацию) Цель. Психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности. | - Ребята, доброе утро! Сегодня прекрасная погода, которая подарит нам хороший день. Давайте, ребята, поприветствуем друг друга. Доброе утро! Улыбнись скорее. И весь день сегодня будет веселее! Все мы дружные ребята, Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем, А друг с другом мы играем. Никого в беде не бросим, Не заберём, а попросим. Пусть всем будет хорошо, Будет радостно, светло! - А сейчас, ребята, улыбнитесь и подарите свои улыбки друг другу. - Сегодня я предлагаю вам отправиться в секретную лабораторию. А что такое ЛАБОРАТОРИЯ? Лаборатория - это помещение для проведения различных опытов, наблюдений и исследований. А что нужно сделать, перед тем как отправиться в лабораторию? Ну, что ребята, вы готовы? | Организует размещение детей в группе, эмоционально включает действие Выполняет движения в соответствии со словами. Беседует с детьми Задает вопросы | Дети подходят к воспитателю на ковер, встают в круг
. Дети с интересом слушают воспитателя, высказывают свои предположения. Отвечают на его вопросы
Надеть защитную форму. | Умеют управлять своим поведением. Проявляет готовность к действию, принимает живое заинтересованное участие, откликается на эмоции близких людей Умеют слушать, отвечать на вопросы; проявляют любознательность. Пытаются самостоятельно предложить решение проблемы | |
II. Поиск, решение задачи, проблемы Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка | Воспитатель с детьми входит в музыкальный зал под песню «Если дети утром умываются» и садятся на стульчики. (зал украшен «под лабораторию») - Вот мы и очутились в секретной лаборатории. Как здесь необычно. - Ну что же ребята, вы готовы познавать новое и интересное? Слайд 1. Название занятия. - Ребята, для того, чтобы узнать с каким материалом мы будем проводить опыты, отгадайте мою загадку: Похоже на пряники разного цвета, Собрало в себе запах трав всего света. Ребята охотно им моют ладошки, Не любят его лишь собаки и кошки. Слайд 2. Картинка и загадка МЫЛО. - Молодцы, ребята, угадали, это мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, почувствуем его запах и даже сделаем мыльные пузыри из него. - Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно, даже совершим открытие! Прежде чем начать эксперимент, я вас сейчас ознакомлю с правилами поведения в лаборатории: Слайд 3. Правила поведения в лаборатории. 1. Соблюдай тишину в лаборатории. 2. Не толкай соседа во время работы. 3. Убери за собой рабочее место. 4. Не пробуй ничего на вкус. |
Читает загадку Знакомит с правилами поведения в лаборатории | Слушают воспитателя с интересом рассматривают оборудование
Слушают внимательно загадку, отгадывают Внимательно слушают правила | Умеют слушать, отвечать на вопросы; проявляют любознательность | |
III. Планирование деятельности. Совместное обсуждение решения задачи, проблемы Цель. Совместное определение конкретных действий | - А теперь давайте пройдём к первому столу. На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла по количеству детей. Дети трогают мыло, нюхают его, передают друг другу. Ребята, вы можете внимательно рассмотреть мыло. - Какое мыло бывает по форме? (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.) - Какое мыло бывает по цвету? (разных цветов) - Какое мыло бывает по запаху? (ароматное, душистое) - Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку? - Посмотрите, в тарелочке остались 2 кусочка мыла, кто знает, как оно называется? Посмотрите на него. Какого оно цвета? А для чего оно нужно? Молодцы, ребята! А давайте проведем наш первый опыт. В прозрачные стаканчики налита тёплая вода. - Какая вода? А какого цвета? - Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте ложкой насыплем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом? - Какая стала вода после растворения в ней мыла? (мутная) - Теперь возьмите трубочку и попробуйте пустить пузырь. - Получается? - Давайте сделаем вывод: мыльные пузыри нельзя сделать из твёрдого мыла, пузыри у нас не получились. Теперь вытирайте руки салфетками и перейдем ко второму столику. - Что вы видите на этом столе? - Правильно, это тоже мыло, но оно жидкое. Интересно, а почему мыло в бутылочке? Почему оно называется жидким? - А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде. Какого цвета стала водичка? А что произошло с мылом? - А как вы думаете, почему у Максима вода в стаканчике жёлтого цвета? - А теперь обмакните трубочку в раствор и попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются? Давайте сделаем вывод: из жидкого мыла мыльные пузыри не получаются. - Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку. Физкультминутка Мыло бывает (идут по кругу, держась за руки) Разным – преразным: Синим, зелёным, («моют» руки) Оранжевым, красным... Но не пойму, (повороты туловища в стороны, раскрыв руки) Отчего же всегда Чёрной – пречерной Бывает вода? («волны» руками перед собой) Чтобы дать микробам бой, (боксирующие движения перед собой) Моем руки мы с тобой (потирают ладони о ладонь) | Показывает опыт Задает вопрос
Задает вопросы детям, выслушивает ответы Показывает опыт Задает вопрос, выслушивает ответ, помогает с ответом Задает вопросы Предлагает попробовать сделать мыльные пузыри Проговаривает слова и показывает движения | Выполняют опыт вместе с воспитателем Отвечают на вопросы Наблюдают за воспитателем, отвечают на вопросы Наблюдают за опытом, Внимательно слушают, отвечают на поставленный вопрос тёплая, без цвета - чистая и прозрачная. Растворяется в воде Дети отвечают, пробуют пустить мыльные пузыри Жидкое мыло Потому что мыло течет. Дети отвечают Выполняют опыт вместе с воспитателем Повторяют движения за воспитателем | Умеют слушать, отвечают на вопросы; проявляют любознательность; пытаются самостоятельно предложить объяснение проблемы; способны к принятию собственного решения. | |
IV. Освоения умения, способа деятельности Цель. Предоставление ребенку возможности работать в самостоятельно | - А теперь я приглашаю вас к третьему столу. - Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках? Правильно, это средство для мытья посуды или по-другому мыло для посуды. - Ребята, давайте узнаем, получатся ли у нас мыльные пузыри из средства для мытья посуды? - Для этого нам нужно приготовить раствор. А вам я приготовила уже готовый раствор. Посмотрите, как его можно сделать: в стакан с теплой водичкой мы добавляем мыло для посуды, добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин? Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими. - Нам нужно добавить его совсем немного. Наш раствор для мыльных пузырей готов. - Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать? - Молодцы, ребята! Какие красивые пузыри у вас получились. А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. | Задает наводящий вопрос Задает вопросы детям, выслушивает ответы Контролирует правильность техники выполнения | Предполагают, отвечают на вопрос Внимательно слушают и наблюдают за воспитателем Индивидуально выполняют задание наблюдают | Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей. Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляют творческие способности; выполняют задание в соответствии с приобретенным опытом. Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри | |
V. Самоконтроль Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей | Садятся на стульчики, расположенные полукругом. Слайд 1. Название занятия. - Ребята, где мы побывали сегодня? - Что нового вы узнали о мыле? - Какое бывает мыло? - Кто запомнил, из какого мыла можно сделать раствор для мыльных пузырей? А что в него нужно добавить? - Для чего нужно мыло? Все микробы и бациллы Как огня боятся мыла. Нужно руки с мылом мыть, Чтоб здоровенькими быть. Знают дети все вокруг – Мыло наш надежный друг! | Задает вопросы | Ответы детей - жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом. для уничтожения микробов | Способен оценить свою деятельность, выделить трудности, которые были выделены в ходе решения проблемы | |
VI. Рефлексия, анализ | - Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, но, к сожалению, пришла пора прощаться. А чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри. |
Дарит подарки |
| Выражает искреннее восхищение, подводит итоги | |
Открытость | - Ребята, вы, как настоящие волшебники, можете показать волшебство теперь и другим ребятам, а также своим родителям | Предлагает ребятам провести опыты в группе с другими ребятами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи на тему "На свете не без добрых людей" . Задачи образовательной...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ОНР по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону»
Тема: «Использование нетрадиционной техники рисования (оттиск смятой бумаги) в процессе создания пейзажа «Весна на Дону».Образовательная область: «Познание», «Художественное творчество».Интегрир...
План-конспект подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Тема: "Формирование у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи".
В данном коспекте представлены задания и упражнения на базе которых отрабатываются четкость произношения звуков, мыслительные операции....
Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (с детьми 5-6 лет) на 2014-2015гг.
Планирование НОД в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет на тему: «Секреты здоровья»
Цель: продолжать формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни,Задачи:расширять представление о том, что здоровье зависит от человека, за здоровьем можно и нужно с...
Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР По образовательной области познавательное развитие: математические представления. Тема НОД: «Путеше
Конспект Итоговой непосредственн...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности образовательная область «Познание» : «Путешествие на стройку»
Конспект непосредственной образовательной деятельностив группе компенсирующей направленностиобразовательная область «Познание» : «Путешествие на стройку»...