Непосредственно образовательная деятельность. Тема: « Мы – юные пожарные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Косенкова Оксана Владимировна

Непосредственно образовательная деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_yunye_pozharnye.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка».

Непосредственно образовательная деятельность.

Тема: « Мы – юные пожарные»

Воспитатель : Косенкова

Оксана Владимировна.

г. Черногорск

Программное содержание:

 1) научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

 2)знакомить  детей с огнем и его свойствам;

 3) рассказать об истории огня,о его пользе, для человека;

 4) расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

5)закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах  возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

6)воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;

7) развивать любознательность, память, логическое мышление.

8)развивать исторический интерес к прошлому.

Оборудование :  

 Для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей,  водой, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки.

Для игры «Горит–не горит»:рюкзак, предметы  : бумага,  металлическая ложка, ткань, тетрадь, деревянная ложка, стеклянный стакан, книга,  камень,   и  т.д..  

Картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Иллюстрации первобытного человека.

 Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная банка ,зажигалка, спички.

 видеоролик о пожарном депо из цикла «Азбука безопасности».

Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова « Дядя Степа», А. Толстой « Пожарные собаки», К. Чуковский « Путаница».рисование на тему: « Огонь наш друг, огонь наш враг».

                                   ХОД ЗАНЯТИЯ

Послушайте, я загадаю вам загадки:

                 Без рук ног, а на гору быстро ползет. ( Огонь)

                Я не сам по себе. Я сильнее всего и страшнее     всего. Все любят меня,и все губят меня. ( Огонь)

Отгадали, трудные были загадки? А что , вы знаете и можете рассказать  об огне? ( Ответы детей)

Воспитатель: Ребята послушайте, что я вам сейчас расскажу про огонь. « Очень давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днем людей согревало солнце, а ночью они мерзли от холода. Убежищем людям служили пещеры, где было холодно, сыро и темно. (рассматривание иллюстраций) Когда – то от молнии загорелось дерево и кто – то из самых сильных и ловких людей догадался принести в пещеру горящую ветку. Как вы, думаете, для чего нужен был огонь в пещере людям? ( Ответы детей)

Правильно, но для того чтобы не погас огонь, людям надо было его всё время поддерживать, поэтому они подкладывали ветки и защищали от ветра и дождя. Тогда люди задумались, как же огонь можно получить? Кто –то заметил, что когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. И люди стали высекать искры камнями. Ещё люди пытались получить огонь, при помощи трения палочек. Это была трудная работа. Но вот . однажды один человек увидел, как при соприкосновении одного удивительного камешка с другим, очень легко получаются искры. Это камень называется – кремень. Высекания огня из кремня дошло и до наших дней. Современные люди придумали зажигалку с кремневым камешком. Люди древности почитали огонь , как божество, называли его священным.».

Воспитатель: Послушайте ещё одну загадку:

                      Если дым валит клубами,

                      Пламя бьется языками,

                       И огонь везде, и жар.

                         Это бедствие….( пожар).

Воспитатель: Ребята!  Я хочу пригласить вас на экскурсию в пожарное депо.

Воспитатель: А вы, знаете, что это «пожарное депо»?( Ответ детей)

 - «Пожарное депо»- это помещение для стоянки и ремонта пожарных машин. В нем есть помещения для хранения пожарной техники и ее   приборов , с помощью которых пожарные тушат пожары (огромные шланги, лестницы, цистерны с водой). Еще в депо есть  служебные помещения для размещения пожарных и других работников. Ведь кроме пожарных там работают: диспетчер -  он принимает сигнал о пожаре, техники –контролируют состояние пожарных машин, инструктор - объясняет, как нужно действовать в различных ситуациях при пожаре. И поэтому, чтобы помочь людям в трудной ситуации важен труд всех работников пожарного депо.

  Воспитатель: Путь у нас будет долгий. Пока мы будем добираться до   пожарной части, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных.  

 Я приглашаю вас пройти в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать    ответьте на несколько вопросов.

  - : Как вы думаете,  любой ли человек может быть пожарным?( Ответы детей)

 -  Скажите, какими качествами должен обладать пожарный? ( Ответы детей)

Воспитатель: Недаром самых смелых и отважных пожарных награждают медалью « За отвагу  на пожаре».

 - Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01). Какой номер нужно набирать по сотовому телефону?(112)

Воспитатель: Еще не забудьте назвать свой адрес, чтобы точно и вовремя подоспела помощь.

Воспитатель: Пока мы с вами едем, я расскажу вам «Сказку о непослушной спичке».

«Сказка о непослушной спичке»

 В одном небольшом городке жила  - была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы,  предметы в доме, на кухне, выходя на улицу - за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось,  потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал  и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил  ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.  

Воспитатель: Ребята. Спичка хоть и мала, но может принести много бед людям при неосторожном обращении с огнём. Спички всегда должны лежать в спичечном коробке и подальше от детей.

 Правило первое касается каждого,  правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!

Воспитатель:- Спички при правильном обращении с ними могут приносить и пользу. А как вы думаете, какую пользу   приносит огонь? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить  его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по, сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаются с огнем. При неосторожности  люди получают ожоги и отравления.

Воспитатель:- А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем? ( Ответы детей)

Воспитатель: Отчего   бывают пожары? ( Ответы детей)

Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.

Воспитатель: - Молодцы ребята. На вопросы ответили правильно, поездка наша продолжается. Мы подъехали к первой остановке «Вернисаж».

Воспитатель:- Обратите внимание, налево  здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой  картине нарисованы  правила безопасного  поведения при пожаре).

Воспитатель: -  Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

 Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка делаю вывод, используя стихотворную форму:

 Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.

 Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.  

Правило пятое: Приятно  в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом костер не жалей, землей забросай и водою залей.

 Воспитатель: - Если ребята  мы будем соблюдать эти правила, то  с нами никогда не случится беды.

Воспитатель: - Поездка продолжается, проходим в автобус, занимаем свои места.

Воспитатель:- Ребята, как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (Ответы детей).

 Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.

Эксперимент первый:

 Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.

 - Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Ответы детей).

  -  Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Ответы детей). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который   используют для тушения огня. Вы  узнаёте  их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент третий:

 Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент  четвертый:

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной банкой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. На этом наша работа в лаборатории окончена.

  Воспитатель приглашает   детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие.

 Воспитатель: Мы много сегодня узнали о свойствах огня.

Какого цвета огонь? Можно ли подносить руки близко к огню? (Ответы детей).

Воспитатель: -  Следующая станция «Игровая».   Я вас приглашаю поиграть.  

Игра «Горит или не горит»

 На  импровизированной поляне  в рюкзаке лежат предметы, которые горят и не горят: бумага,  металлическая ложка, ткань, тетрадь, деревянная ложка, стеклянный стакан, книга,  камень,   и  т.д..  Ребенок   достает предмет из рюкзака и отвечает на вопрос   горит  или  не горит этот предмет?

  Воспитатель: -  Понравилась игра? (Ответы детей).Предлагаю поиграть ещё в одну игру.

  Игра «Потуши пожар»

  Дети по очереди выбирают  материалы, с помощью которых можно потушить пожар: песком,  землей,   снегом,   водой, и т.д.)

Воспитатель: - Вы  быстро потушили  пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

  Воспитатель:- Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Ответы детей).

Воспитатель:- Наша поездка продолжается, проходим в автобус. Давайте поиграем в игру на внимание « Это я, это я, это все мои друзья»

 -  Кто почуяв запах гари сообщает о пожаре?......

 -  Кто из вас заметив дым, говорит : « Горим, горим!»……

 -  Кто из вас шалит с огнем, утром, вечером и днем?......

 -  Кто костров не разжигает и другим не разрешает?......

Воспитатель: - Молодцы! Ну, вот ребята,  мы с вами и добрались до места назначения «пожарного депо». (Смотрим видеоролик).

Воспитатель: - Понравилось, ребята вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей).

 Ну, вот и прекрасно, я рада от души.

 О наших советах другим расскажи

 Воспитатель: - Вы сегодня были большие молодцы!  Вы достойны стать юными пожарными. (Вручение удостоверений юного пожарного).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде

Конспект непосредственно образовательной деятельности  Тема : Стихотворение А. Барто «Кораблик».Элемент.опыт деятельность «Кораблик из бумаги».Игры с корабликами в воде.  ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема: Путешествие по следам животных в лесу (образовательная область «Познание») в 1й младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности Тема:В гостях у курочки Рябы(образовательная область «Коммуникация»)в первой младшей группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Для составления данного конспекта мною использовано: 1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Зайка знакомится с правилами дорожного движения» (игровая деятельность) для детей средней группы.

Данный конспект разработан в рамках проекта: «Вместе мы играем - правила движения соблюдаем» для детей средней группы (4-5 лет) во время прохождения курсов повышения квалификации для воспитателей ...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности Тема: «КНИЖНЫЕ МАСТЕРА»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Книжные мастера»...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осенние листочки» (образовательная область «Познавательное развитие»). Старшая группа

Планируемые результаты:1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями2. Имеет элементарное представление о строение листа;3. Проявляет интерес к природе....

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Центр подготовки юных космонавтов».

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Центр подготовки юных космонавтов»....