Конспект непосредственно образовательной деятельности Растительный мир Ямала.К
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Ивановна Зубачёва

ЦЕЛИ:

• Сформировать представление о растительном мире Ямала, объяснить его бедность и крайне малое разнообразие;
• Рассказать об особенностях лишайников, мхов, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья;
• Учить красиво читать стихи, отгадывать загадки и объяснять, какие слова помогают найти отгадку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rastitelnyy_mir_yamala.ppt1.44 МБ
Microsoft Office document icon rastitelnyy_mir_yamala.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мой дом - Ямал Растительный мир Ямала

Слайд 2

Жизнь на Земле. Жизнь на Земле — это разве не чудо? Бабочка, птица, пч е ла на цветке, Жизнь на Земле вы найдете повсюду В самом далёком, глухом уголке! Белый медведь, как заправский полярник, Слушает ветра пронзительный вой, К голой скале прицепился лишайник, Жесткий, бесцветный, и все же живой! Жизнь на Земле — это разве не чудо! Рыбы, полярные совы, моржи... Жизнь на Земле вы найдете повсюду, Даже в арктической белой глуши!

Слайд 3

Мхи и лишайники

Слайд 4

Карликовая береза. — Белая березка, Как ты нам мила! Что же ты, березка, Ростом так мала? — Как в суровом крае Вырасти высокой? Гнет меня, ломает Ветер злой, жестокий. Снег из низкой тучи Хлопьями валит. И мороз трескучий Меня леденит. Как же ты, береза, Уцелеть сумела У царя-мороза В государстве белом? - Стала я березкой Крошечной, малюткой. Добрый мох укутал Меня теплой шубкой.

Слайд 6

Голубика Брусника Калина Морошка

Слайд 7

Весна в тундре. Здесь расти деревьям трудно — Не шумят леса. Широко, просторно в тундре, Ярки небеса! Здесь весною чародеи Бросили букеты, Маки Арктики зардели Теплым, сочным цветом!

Слайд 8

Тундра цветет Не коричневые кочки, Не болота бурый цвет. В тундре вспыхнули цветочки, Тундра — сказочный букет! Голубыми островами Колокольчики цветут, Маки алыми кострами Разгорелись там и тут, Где березка, словно прутик, Среди мхов зазеленела, Золотой раскрылся лютик И земля повеселела!

Слайд 9

ГРИБЫ

Слайд 10

Почему в тундре не могут расти высокие деревья? 2. Почему северные березки называют карликовыми? 3. Что помогает им выжить на Севере? 4. Какие ягоды и грибы растут на Ямале? 5. Почему грибы здесь называют надберёзовиками и надосиновиками? 6. Кто любит лакомиться в тундре ягодами, грибами?

Слайд 12

Что за ягодка такая. Будто небо, голубая?

Слайд 13

Голубика

Слайд 14

Алая ягодка просится в рот, Из нее мы сварим кисель и компот .

Слайд 15

Брусника

Слайд 16

Ягодка алая В туесок попала. Ее едят моченой И с сахаром толченой.

Слайд 17

Морошка

Слайд 18

Хоть не очень он красив, Но зато неприхотлив, На крутой скале растет Среди снега круглый год.

Слайд 19

Лишайник

Слайд 20

Нарисуйте корзину с ягодами и грибами. 2. Раскрасьте цветы, листья и ягоды брусники; веточку с ягодами голубики; березу летом и осенью. 3. Назовите лишнее в ряду слово — растений которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника.



Предварительный просмотр:

Занятие 3.

ТЕМА: Растительный мир Ямала.

ЦЕЛИ:

  • Сформировать представление о растительном мире Ямала, объяснить его бедность и крайне малое разнообразие;
  • Рассказать об особенностях лишайников, мхов, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья;
  • Учить красиво читать стихи, отгадывать загадки и объяснять, какие слова помогают найти отгадку.

ХОД занятия:

     На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Кажется, разве могут здесь жить растения? Ведь мороз погубит их нежные листочки, а ветер безжалостно сломает хрупкие стёбёльки.

      Но самые смелые  растения забираются даже на Крайний Север. Мхи и лишайники упорно и бесстрашно карабкаются вверх по обрывистым скалам и голым  камням. Жизнь можно обнаружить в любом, самом суровом, глухом уголке Земли!

• Послушайте стихотворение:

Жизнь на Земле.

Жизнь на Земле — это разве нё чудо?

Бабочка, птица, пчёла на цветкё,

Жизнь на Земле вы найдете повсюду

В самом далёком, глухом уголке!

Белый медведь, как заправский полярник,

Слушает ветра пронзительный вой,

К голой скале прицепился лишайник,

Жесткий, бесцветный, и все же живой!

Жизнь на Земле — это разве не чудо!

Рыбы, полярные совы, моржи...

Жизнь на Земле вы найдете повсюду,

Даже в арктической белой глуши!

• Какие же растения произрастают на Ямале?

     Например, лишайники. Это растения особенные! для жизни им не нужна почва, только немного солнечного света, тепла, влаги и очень чистый воздух. В загрязненном воздухе лишайники погибают. Рас тут они очень медленно, в год поднимаются всего на 1—З мм.

     Когда лишайники отмирают и образуют тончайший слой, на нем появляются мхи. На вид лишайники совсем неприметны, но они очень неприхотливы и выносливы. Не пугают их ни внезапные заморозки, ни обильные снегопады.

     Мхи и лишайники по праву считаются хозяевами Севера. Особенно славится ягель — любимое лакомство северных оленей. Невысокий, беловатого цвета, этот лишайник сплошным ковром покрывает болотные кочки. Иногда его называют оленьим мхом.

     Растут на Ямале и карликовая береза, и карликовая ива. Карликовая березка — совсем крохотное деревце, ростом с карандаш. У неё тонкие веточки, а листики не больше елочных конфетти. Она скорее напоминает травинку, чем деревце.

• Как вы думаете, почему берёзки в тундре совсем другие — маленькие и тоненькие, словно тростинки?

     Правильно! Потому что  им не хватает питательных веществ, тепла и света. Мерзлая почва не пускает корни вглубь земли, и они стелются на ее поверхности. Порывистые ветры легко сломали бы высокое стройное дерево, а карликовой березкё они не так уж и страшны. От лютых холодов березки укрывают мхи и лишайники. Порой они укутывают ее всю от корней до макушки, словно одевают в теплую меховую шубку.

• Послушайте, что может нам рассказать о себе деревце.

Карликовая  береза.

— Белая березка,

Как ты нам мила!

Что же ты, березка,

Ростом так мала?

— Как в суровом крае

Вырасти высокой?

Гнет меня, ломает

Ветер злой, жестокий.

Снег из низкой тучи

Хлопьями валит.

И мороз трескучий

Меня леденит.

Как же ты, береза,

Уцелеть сумела

У царя-мороза

В государстве белом?

- Стала я березкой

Крошечной, малюткой.

Добрый мох укутал

Меня теплой шубкой.

     Растут в тундре и карликовые ивы. Они похожи на небольшие кустарники. Корни их неглубоко уходят под землю. В высоту карликовая ива достигает 20—ЗО см. Листочки её совсем  крошечные, а гибкий ствол растет не вверх, а стелется по земле.

    Так деревце меньше гнет и треплет ветер, а матушка-земля отдает ему накопленное тепло, Ива с побегами, ползущими по поверхности тундры, по форме напоминает подушку!

     На Севере нет ни высоких деревьев, ни густых лесов, зато много мелких, стелющихся кустарничков. Это и вороника, и арктическая толокнянка, и морошка. Листья одних из них покрыты тонким прозрачным восковым налётом, у других листочки защищены от холода пушистыми волосками-ворсинками.

     Встречаются и кустарники с жесткими, очень плотными, будто кожаными, листьями, которые испаряют совсем мало влаги, ведь в тундре ее растениям часто не хватает.

• Почему? Казалось бы, здесь много озер, ручьев, ре очень большую часть северного края занимают болота.

     Дело в том, что вода в ручьях и речках очень холодная и растения не могут ее «пить», т.е. впитывать корнями.

• А какие ягоды можно встретить в тундре?

     В тундре на болотных кочках созревают голубенькие шарики кисло-сладкой ягоды голубики, россыпями крупных бусин алеет клюква, наливается соком терпкая брусника. Ягод в тундре видимо-невидимо! Быстро ими можно наполнить корзины, ведра и туеса.

     Удивительно, красивой кажётся тундра летом, когда сразу расцветают все травы и кустарнички. Ведь лето здесь очень короткое, длится оно всего несколько недель, и все растения спешат расцвести сразу!

• Послушайте стихотворение:

Весна в тундре.

Здесь расти деревьям трудно —

Не шумят леса.

Широко, просторно в тундре,

Ярки небеса!

Здесь весною чародеи

Бросили букеты,

Маки Арктики зардели

Теплым, сочным цветом!

     Расцвели и золотисто-жёлтые лютики, и разноцветные полярные маки, и колокольчики. Мелкие, скромные, бледно-розовые цветочки появились на кустиках брусники, морошки, голубики и вод

     Тундра ненадолго стала похожа на пестрый сказочный ковер! Издали кажется, будто какой-то вёликан разбросал на зёмле огромные букеты цветов.

• Послушайте, как украшают растения тундру.

Тундра цветет

Не коричневые кочки,

Не болота бурый цвет.

В тундре вспыхнули цветочки,

Тундра — сказочный букет!

Голубыми  островами

Колокольчики цветут,

Маки алыми кострами

Разгорелись там и тут,

Где березка, словно прутик,

Среди мхов зазеленела,

Золотой раскрылся лютик

И земля повеселела!

     Несмотря на суровый северный климат, тундра щедро делится со своими обитателями и россыпями душистых вкусных ягод, и грибами.

     Грибы в тундре собрать легко: ведь они выше карликовых деревьев. Поэтому в этих местах подосиновики называют надосиновиками, а подберезовики — над березовиками. Их очень любят северные олени.

Ответьте на вопросы:

1. Почему в тундре не могут расти высокие деревья?

2. Почему северные березки называют карликовыми?

3. Что помогает им выжить на Севере?

4. Какие ягоды и грибы растут на Ямале?

5. Почему грибы здесь называют надберёзовиками  и надосиновиками?

6. Кто любит лакомиться в тундре ягодами, грибами?

Отгадайте загадки:

Что за ягодка такая.

Будто небо, голубая?

(Голубика)

Алая ягодка просится в рот,

Из нее мы сварим кисель и компот.

(Брусника)

Ягодка алая

В туесок попала.

Ее едят моченой

И с сахаром толченой.

 (Морошка)

Хоть не очень он красив,

Но зато неприхотлив,

На крутой скале растет

Среди снега круглый год.

(Лишайник)

Выполните задания:

1. Раскрасьте цветы, листья и ягоды брусники; веточку с ягодами голубики; березу летом и осенью.

3. Назовите лишнее в ряду слово — растений  которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группеТема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире» Интеграция образовательных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Тема: «Мой край родной- седой ЯМАЛ

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно&ndash...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Тема: «Мой Ямал» старший дошкольный возраст.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учетом регионального компонента "Звезда Ямала" для детей 4-5 лет

Данный материал знакомит детей 4-5 лет с северным оленем. Форма проведения - клуб любознательных. В основе положен региональный компонент....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Климат и природа Ямала.

ЦЕЛИ:• Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.• У...