Конспект непосредственно образовательной деятельности Растительный мир Ямала.К
план-конспект занятия по окружающему миру
ЦЕЛИ:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastitelnyy_mir_yamala.ppt | 1.44 МБ |
rastitelnyy_mir_yamala.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жизнь на Земле. Жизнь на Земле — это разве не чудо? Бабочка, птица, пч е ла на цветке, Жизнь на Земле вы найдете повсюду В самом далёком, глухом уголке! Белый медведь, как заправский полярник, Слушает ветра пронзительный вой, К голой скале прицепился лишайник, Жесткий, бесцветный, и все же живой! Жизнь на Земле — это разве не чудо! Рыбы, полярные совы, моржи... Жизнь на Земле вы найдете повсюду, Даже в арктической белой глуши!
Мхи и лишайники
Карликовая береза. — Белая березка, Как ты нам мила! Что же ты, березка, Ростом так мала? — Как в суровом крае Вырасти высокой? Гнет меня, ломает Ветер злой, жестокий. Снег из низкой тучи Хлопьями валит. И мороз трескучий Меня леденит. Как же ты, береза, Уцелеть сумела У царя-мороза В государстве белом? - Стала я березкой Крошечной, малюткой. Добрый мох укутал Меня теплой шубкой.
Голубика Брусника Калина Морошка
Весна в тундре. Здесь расти деревьям трудно — Не шумят леса. Широко, просторно в тундре, Ярки небеса! Здесь весною чародеи Бросили букеты, Маки Арктики зардели Теплым, сочным цветом!
Тундра цветет Не коричневые кочки, Не болота бурый цвет. В тундре вспыхнули цветочки, Тундра — сказочный букет! Голубыми островами Колокольчики цветут, Маки алыми кострами Разгорелись там и тут, Где березка, словно прутик, Среди мхов зазеленела, Золотой раскрылся лютик И земля повеселела!
ГРИБЫ
Почему в тундре не могут расти высокие деревья? 2. Почему северные березки называют карликовыми? 3. Что помогает им выжить на Севере? 4. Какие ягоды и грибы растут на Ямале? 5. Почему грибы здесь называют надберёзовиками и надосиновиками? 6. Кто любит лакомиться в тундре ягодами, грибами?
Что за ягодка такая. Будто небо, голубая?
Голубика
Алая ягодка просится в рот, Из нее мы сварим кисель и компот .
Брусника
Ягодка алая В туесок попала. Ее едят моченой И с сахаром толченой.
Морошка
Хоть не очень он красив, Но зато неприхотлив, На крутой скале растет Среди снега круглый год.
Лишайник
Нарисуйте корзину с ягодами и грибами. 2. Раскрасьте цветы, листья и ягоды брусники; веточку с ягодами голубики; березу летом и осенью. 3. Назовите лишнее в ряду слово — растений которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника.
Предварительный просмотр:
Занятие 3.
ТЕМА: Растительный мир Ямала.
ЦЕЛИ:
- Сформировать представление о растительном мире Ямала, объяснить его бедность и крайне малое разнообразие;
- Рассказать об особенностях лишайников, мхов, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья;
- Учить красиво читать стихи, отгадывать загадки и объяснять, какие слова помогают найти отгадку.
ХОД занятия:
На Севере очень холодно, снежно, дуют порывистые ледяные ветры. Кажется, разве могут здесь жить растения? Ведь мороз погубит их нежные листочки, а ветер безжалостно сломает хрупкие стёбёльки.
Но самые смелые растения забираются даже на Крайний Север. Мхи и лишайники упорно и бесстрашно карабкаются вверх по обрывистым скалам и голым камням. Жизнь можно обнаружить в любом, самом суровом, глухом уголке Земли!
• Послушайте стихотворение:
Жизнь на Земле.
Жизнь на Земле — это разве нё чудо?
Бабочка, птица, пчёла на цветкё,
Жизнь на Земле вы найдете повсюду
В самом далёком, глухом уголке!
Белый медведь, как заправский полярник,
Слушает ветра пронзительный вой,
К голой скале прицепился лишайник,
Жесткий, бесцветный, и все же живой!
Жизнь на Земле — это разве не чудо!
Рыбы, полярные совы, моржи...
Жизнь на Земле вы найдете повсюду,
Даже в арктической белой глуши!
• Какие же растения произрастают на Ямале?
Например, лишайники. Это растения особенные! для жизни им не нужна почва, только немного солнечного света, тепла, влаги и очень чистый воздух. В загрязненном воздухе лишайники погибают. Рас тут они очень медленно, в год поднимаются всего на 1—З мм.
Когда лишайники отмирают и образуют тончайший слой, на нем появляются мхи. На вид лишайники совсем неприметны, но они очень неприхотливы и выносливы. Не пугают их ни внезапные заморозки, ни обильные снегопады.
Мхи и лишайники по праву считаются хозяевами Севера. Особенно славится ягель — любимое лакомство северных оленей. Невысокий, беловатого цвета, этот лишайник сплошным ковром покрывает болотные кочки. Иногда его называют оленьим мхом.
Растут на Ямале и карликовая береза, и карликовая ива. Карликовая березка — совсем крохотное деревце, ростом с карандаш. У неё тонкие веточки, а листики не больше елочных конфетти. Она скорее напоминает травинку, чем деревце.
• Как вы думаете, почему берёзки в тундре совсем другие — маленькие и тоненькие, словно тростинки?
Правильно! Потому что им не хватает питательных веществ, тепла и света. Мерзлая почва не пускает корни вглубь земли, и они стелются на ее поверхности. Порывистые ветры легко сломали бы высокое стройное дерево, а карликовой березкё они не так уж и страшны. От лютых холодов березки укрывают мхи и лишайники. Порой они укутывают ее всю от корней до макушки, словно одевают в теплую меховую шубку.
• Послушайте, что может нам рассказать о себе деревце.
Карликовая береза.
— Белая березка,
Как ты нам мила!
Что же ты, березка,
Ростом так мала?
— Как в суровом крае
Вырасти высокой?
Гнет меня, ломает
Ветер злой, жестокий.
Снег из низкой тучи
Хлопьями валит.
И мороз трескучий
Меня леденит.
Как же ты, береза,
Уцелеть сумела
У царя-мороза
В государстве белом?
- Стала я березкой
Крошечной, малюткой.
Добрый мох укутал
Меня теплой шубкой.
Растут в тундре и карликовые ивы. Они похожи на небольшие кустарники. Корни их неглубоко уходят под землю. В высоту карликовая ива достигает 20—ЗО см. Листочки её совсем крошечные, а гибкий ствол растет не вверх, а стелется по земле.
Так деревце меньше гнет и треплет ветер, а матушка-земля отдает ему накопленное тепло, Ива с побегами, ползущими по поверхности тундры, по форме напоминает подушку!
На Севере нет ни высоких деревьев, ни густых лесов, зато много мелких, стелющихся кустарничков. Это и вороника, и арктическая толокнянка, и морошка. Листья одних из них покрыты тонким прозрачным восковым налётом, у других листочки защищены от холода пушистыми волосками-ворсинками.
Встречаются и кустарники с жесткими, очень плотными, будто кожаными, листьями, которые испаряют совсем мало влаги, ведь в тундре ее растениям часто не хватает.
• Почему? Казалось бы, здесь много озер, ручьев, ре очень большую часть северного края занимают болота.
Дело в том, что вода в ручьях и речках очень холодная и растения не могут ее «пить», т.е. впитывать корнями.
• А какие ягоды можно встретить в тундре?
В тундре на болотных кочках созревают голубенькие шарики кисло-сладкой ягоды голубики, россыпями крупных бусин алеет клюква, наливается соком терпкая брусника. Ягод в тундре видимо-невидимо! Быстро ими можно наполнить корзины, ведра и туеса.
Удивительно, красивой кажётся тундра летом, когда сразу расцветают все травы и кустарнички. Ведь лето здесь очень короткое, длится оно всего несколько недель, и все растения спешат расцвести сразу!
• Послушайте стихотворение:
Весна в тундре.
Здесь расти деревьям трудно —
Не шумят леса.
Широко, просторно в тундре,
Ярки небеса!
Здесь весною чародеи
Бросили букеты,
Маки Арктики зардели
Теплым, сочным цветом!
Расцвели и золотисто-жёлтые лютики, и разноцветные полярные маки, и колокольчики. Мелкие, скромные, бледно-розовые цветочки появились на кустиках брусники, морошки, голубики и вод
Тундра ненадолго стала похожа на пестрый сказочный ковер! Издали кажется, будто какой-то вёликан разбросал на зёмле огромные букеты цветов.
• Послушайте, как украшают растения тундру.
Тундра цветет
Не коричневые кочки,
Не болота бурый цвет.
В тундре вспыхнули цветочки,
Тундра — сказочный букет!
Голубыми островами
Колокольчики цветут,
Маки алыми кострами
Разгорелись там и тут,
Где березка, словно прутик,
Среди мхов зазеленела,
Золотой раскрылся лютик
И земля повеселела!
Несмотря на суровый северный климат, тундра щедро делится со своими обитателями и россыпями душистых вкусных ягод, и грибами.
Грибы в тундре собрать легко: ведь они выше карликовых деревьев. Поэтому в этих местах подосиновики называют надосиновиками, а подберезовики — над березовиками. Их очень любят северные олени.
• Ответьте на вопросы:
1. Почему в тундре не могут расти высокие деревья?
2. Почему северные березки называют карликовыми?
3. Что помогает им выжить на Севере?
4. Какие ягоды и грибы растут на Ямале?
5. Почему грибы здесь называют надберёзовиками и надосиновиками?
6. Кто любит лакомиться в тундре ягодами, грибами?
• Отгадайте загадки:
Что за ягодка такая.
Будто небо, голубая?
(Голубика)
Алая ягодка просится в рот,
Из нее мы сварим кисель и компот.
(Брусника)
Ягодка алая
В туесок попала.
Ее едят моченой
И с сахаром толченой.
(Морошка)
Хоть не очень он красив,
Но зато неприхотлив,
На крутой скале растет
Среди снега круглый год.
(Лишайник)
• Выполните задания:
1. Раскрасьте цветы, листья и ягоды брусники; веточку с ягодами голубики; березу летом и осенью.
3. Назовите лишнее в ряду слово — растений которое не встречается в тундре: голубика, клюква, банан, брусника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе Тема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группеТема: «Осень (золотая осень), изменения в растительном мире» Интеграция образовательных...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием регионального компонента в старшей группе (5+) Тема: «Моя родина - «Ямал»
Цель: развитие связной речи детей с помощью национально - регионального компонента....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Тема: «Мой край родной- седой ЯМАЛ
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, художественно&ndash...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Тема: «Мой Ямал» старший дошкольный возраст.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-э...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учетом регионального компонента "Звезда Ямала" для детей 4-5 лет
Данный материал знакомит детей 4-5 лет с северным оленем. Форма проведения - клуб любознательных. В основе положен региональный компонент....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Мой Ямал»
закрепить знания детей о ямале...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Климат и природа Ямала.
ЦЕЛИ:• Познакомить с природой и климатом Севера; с такими явлениями, как полярные день и ночь, ледяные айсберги северное сияние, пурга, буран, метель, вечная мерзлота.• У...