Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Лесное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les_put.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Лесное путешествие»
Программное содержание:
Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи
Образовательные: закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых и грибах;
Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению животного и растительного мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение; свободное общение с взрослыми и детьми; формировать умение отгадывать загадки о природных явлениях, насекомых, птицах;
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, переживания за свою команду, уважение к соперникам, любовь к животным и растениям; повышать экологическую культуру детей и родителей; способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
Предварительная работа
- Наблюдение на прогулке за птицами, насекомыми, растениями;
- Беседы о животных и растительном мире;
- Разучивание стихотворений, песен, чтение художественной литературы («В лесу» П.И. Багин, «Кто прячется в лес» Айна Бестард, «Живая природа» Е.В. Вологдина);
- Подготовка презентации, музыкального сопровождения;
- Совместное творчество: изготовление кормушек детей и родителей, изготовление атрибутов к занятию: зеленые листья, пазлы, украшение зала для проведения мероприятия.
Оборудование
Технические средства: магнитофон, мультимедийное оборудование для медиа сопровождения (презентация размещена на сайте maam.ru); эмблемы для игроков команд, шарфики, таблички-эмблемы на столы команд и жюри; картинки птиц, деревьев; пазлы «Времена года»; игрушки насекомые (бабочка, стрекоза, муравей, пчела, божья коровка); игрушки животные (медведь, белка,
заяц, волк, лиса, лось, кабан, куница, слон, жираф, носорог, лев, тигр, леопард, бегемот); материал для изготовления скворечника; картинки грибов; 2 мольберта, 2 листа бумаги, фломастеры, кормушки, мяч, 3 корзинки.
Ход деятельности
Зал красиво украшен. Звучит нежная, спокойная музыка. На центральной стене изображение весеннего леса, на шторах – зеленые листочки. В углу зала – елочка.
Входят дети, здороваются с гостями и садятся на стульчики.
Ведущая 1: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам пришло письмо. Давайте посмотрим на экран. (В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей помочь жителям леса освободить его от старухи Лени)
- Ребята, поможем Мишке? Но для этого нам надо разделиться на 2 команды и пройти испытания, которые приготовила нам старуха Лень.
- За правильные ответы команды получают пазл, который вы в конце испытаний можете собрать и узнаете, как вы помогли Мишке. Прежде чем начать испытания нам нужно выбрать жюри (выбирается жюри). Команды приготовились к приветствию!
Команда «Муравьи»
Мы веселые ребята,
Коротышки-муравьи.
Наш девиз: «Вперед команда!
Вместе весело пошли!»
Команда «Радуга»
Семь цветов – одна семья!
Друг без друга нам нельзя.
В небе: радуга-дуга,
И успех у нас – слуга!
1 испытание Конкурс капитанов (капитаны-родители)
Ведущая 2: - Первое испытание, которое приготовила нам старуха Лень, она спрятала под елку. Давайте заглянем туда.
- Перед вами на столе лежат фигуры. Ваша задача быстро и правильно собрать для птички скворечник. А мы поддержим своих капитанов!
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
2 испытание «Времена года»
Ведущая 1: - Здесь листочки не спроста, надо заглянуть туда. Посмотрим, что там под листочками…
Задание команде «Муравьи» - собрать пазлы и назвать соответствующее время года.
Задание команде «Радуга» - назвать приметы лета.
Ведущая 1: - Какая летом бывает погода? (солнечная, жаркая, лучистая…)
- Как выглядят деревья? ( На деревьях распустились зеленые листочки)
- Кого можно увидеть на поляне? (На поляне можно увидеть цветы, травку, насекомых, птиц, и ягоды)
Задание команде «Муравьи» - подобрать «снежные» слова (сосулька, снегирь, снеговик, снег, сноуборд, снегопад…) (Игра с мячом)
Задание команде «Радуга» - подобрать «весенние» слова (солнце, ручей, подснежник, капель, верба,…) (Игра с мячом)
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
3 испытание «Птицы»
Ведущая 2: Задание команде «Муравьи» - Ребята, вы любите загадки? А умеете их отгадывать? Сейчас мы это проверим. Вам старуха Лень приготовила загадки про птиц:
- Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока
А зовут её…..(сорока)
- Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой. ( Дятел)
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик- чирик, не робей,
Я бывалый …(воробей)
- Окраска сероватая
Повадка вороватая
Крикунья хриповатая,
Известная персона
Это ж я…(Ворона)
- Ну а я, не зная сна
Ловлю мышей допоздна
Даже шорох лёгкий слышу
Не уйти, пожалуй, мышке. (Сова).
Задание команде «Радуга» - «Птицы в сказках»
1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (курочка ряба).
2.Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (Жар – птица)
3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от Крота? (Ласточка).
4.С какой птицей дружил Винни - Пух? (Сова).
5.В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедь).
6.Кто помог выгнать Лису из сказки « Заюшкина избушка»? (Петух).
(На экране появляются изображения правильных ответов.)
Ведущая 1: - Ребята, мы с вами знаем много зимующих и перелетных птиц. Зимующие птички – живут рядом с нами, а перелетные – улетают в теплые края. Старуха Лень все перепутала, и они заблудились, и все вместе прилетели на один участок. Помогите им найти свой двор (иллюстрации птиц лежат на полу).
Задание команде «Муравьи» - собрать перелетных птиц и разместить на зеленом дереве.
Ведущая 1: А теперь проверим, правильно ли команды помогли птицам
Вопросы команде Муравьи:
- Какие перелётные птицы сели на дерево? Назовите их.
- А как вы думаете, чем будут заниматься птицы после возвращения из тёплых краёв? (Птицы будут вить гнезда, и высиживать птенцов). Слайд
- А как мы помогаем перелётным птицам весной укрыться от опасности и холода? (Мы для них строим скворечники) Слайд
- А что бы произошло, если бы птицы поленились и не улетели бы в тёплые края, а остались зимовать?
Задание команде «Радуга» - собрать зимующих птиц и разместить их на кормушках на елке. Родители помогают.
Вопросы команде Радуга
- Какие зимующие птицы прилетели на кормушку? Назовите их.
- А как мы помогаем зимующим птицам пережить зиму?
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
Испытание 4 «Животные»
Ведущая 2: - Старуха Лень приготовила вам ещё загадки об обитателях леса? Команды отвечают поочерёдно. Слайды
- Летом бродит он по лесу,
Любит ягоды и мёд.
«Неуклюжий», «косолапый» -
Так народ его зовёт. (Медведь)
- С дерева на дерево летает, будто стрелка.
Рыжая, пушистая, она зовётся … (Белка)
- У него пушистый мех, он в лесу трусливей всех. (Заяц)
- Зубы острые, как бритвы, серой шубою покрытый,
Он в овечках знает толк. Ну конечно, это … (Волк)
- Хитростью своею славится эта рыжая красавица. (Лисица)
- Похожи на соху рога, ими бьёт он по врагам. (Лось)
- По стволу и вверх и вниз лазает как альпинист.
Разоряет гнёзда птицам. А зовут её… (Куница)
- А одно животное, обитающее в лесах Башкирии удостоилось большой чести – оно изображено на гербе города Уфы. Что это за животное? (Куница) Слайд
Ведущая 1: О! Я вижу в лесу животных - вон они! (Показывает на стол, где расставлены игрушки).
Ведущая 2: Дети. Посмотрите! Мне кажется, что старуха Лень опять навредила, и некоторые животные заблудились. Неужели всех этих животных можно встретить в лесах Башкортостана?
Ведущая 1: Давайте поможем заблудившимся животным переселиться в жаркие страны.
Проводится игра-эстафета «Пересели животных». Команда Муравьи выбирает животных Башкирии, команда Радуга - животных жарких стран. Участники команд по одному бегут к столу с игрушками, выбирают нужную, бегом возвращаются обратно и ставят её на свой столик. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.
Ведущая 1: проверим, правильно ли команды поселили животных.
Вопросы команде Муравьи
- Назовите животных, которые живут в лесах Башкортостана.
Вопросы команде Радуга
- Назовите животных, которые живут в жарких странах.
Ведущая 1: Дети, а что произошло бы, если бы животные из жарких стран поленились уйти в свои края, и остались бы в наших лесах зимовать?
5 испытание «Насекомые»
Ведущая 1: - Посмотрите, а под деревьями стоит корзинка. Давайте узнаем, что там?
По очереди с каждой команды вызывают по 5 человек.
Ведущая 2: Задание команде «Муравьи» - перед вами насекомые, сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти на столе, назвать и показать.
- Шевелились у цветка, все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
- На ромашку у ворот, опустился вертолет - золотистые глаза.
Кто же это?.. (Стрекоза)
- Чернокожий карапуз, не по росту тянет груз. (Муравей)
4. Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)
- Какая коровка, скажите, пока ещё никому не дала молока? (Божья
коровка)
Ведущая 1: Задание команде «Радуга» - Игра «4 лишний»
- Давайте с вами поиграем в игру. Я буду показывать изображения живых существ, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.
(На экране появляются изображения для выполнения заданий, затем правильные ответы)
Ведущая 2:
1) Бабочка, жук, паук, медведь.
2) Муравей, кузнечик, червячок, снегирь.
3) Божья коровка, волк, лиса, заяц.
4) Бабочка, стрекоза, червяк, муха.
5) Сороконожка, лягушка, комар, улитка.
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
6 испытание Загадки о природных явлениях
Ведущая 2: - Ребята, старуха Лень спрятала для нас новое испытание.
- Я буду поочередно задавать загадки каждой команде, а правильно ли вы ответили, подскажет наш помощник - экран. Приготовились?
- Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет (ветер)
- Крашеное коромысло, над лугом повисло (радуга)
- Седой дедушка у ворот, всем глаза заволок (туман)
- На небе стукнет, а на земле слышно (гром)
- Меня ждут – не дождутся, как увидят, разбегутся (дождь)
- Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
- Скатерть бела, весь свет одела (снег)
- Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет: ни царь, ни царица ни красная девица (град)
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
7 испытание «Грибы»
Ведущая 1: - На полянке выросли грибы. Ваша задача собрать в корзинку грибы и назвать их. Родители могут помогать детям. Вызывают по 4 ребенка с каждой команды.
Задание команде «Муравьи» - собирают съедобные;
Задание команде «Радуга» - несъедобные.
- А теперь проверим, правильно ли команды собрали грибы.
- Какие грибы в корзине?
Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.
8 испытание «Веселые художники»
Ведущая 2: Задание участнику команды «Муравьи» - нарисовать кошку закрытыми глазами.
Задание участнику команды «Радуга» - закрытыми глазами нарисовать лису. Жюри подводит итог. Команды получают пазл.
- Мы хотим вас поздравить, вы заработали всего 8 пазлов из 8, и теперь их нужно собрать.
В конце дети собирают пазлы, и выходит изображение письмо: (на экране)
- Сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил. Лесные жители передали вам посылку с угощеньем.
Список источников информации
1. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада», Мозаика-Синтез, М., 2010;
2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014;
3. Интернет-ресурсы: загадки, девизы, музыка, картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по математике « Путешествие к медвежонку»
Программное содержание: Закреплять умение видеть, называть, различать геометрические фигуры: круг, квадрат. Учить детей ориентироваться в пространстве относительно себя ( впереди- сзади, вверху-...
Конспект организованной образовательной деятельности по математике "Путешествие в сказку Гуси-лебеди".
конспект занятия по математике в средней группе....
Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)
Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...
Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Путешествие в страну Звукобукию".
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/
Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Лесные животные". (старшая разновозрастная группа)
Цели:Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей ...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....