Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Лесное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Богомазова Ульяна Юрьевна

Создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_put.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: «Лесное путешествие»

Программное содержание:

Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи

Образовательные:  закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых и грибах;
Развивающие:  развивать познавательный интерес к изучению животного и растительного мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение; свободное общение с взрослыми и детьми; формировать умение отгадывать загадки о природных явлениях, насекомых, птицах;

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, переживания за свою команду, уважение к соперникам, любовь к животным и растениям; повышать экологическую культуру детей и родителей;  способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Предварительная работа

- Наблюдение на прогулке за птицами, насекомыми, растениями;

- Беседы о животных и растительном мире;

- Разучивание стихотворений, песен, чтение художественной литературы («В лесу» П.И. Багин, «Кто прячется в лес» Айна Бестард, «Живая природа» Е.В. Вологдина);

- Подготовка презентации, музыкального сопровождения;

- Совместное творчество: изготовление кормушек детей и родителей, изготовление атрибутов к занятию: зеленые листья, пазлы, украшение зала для проведения мероприятия.

Оборудование

Технические средства: магнитофон, мультимедийное оборудование для медиа сопровождения (презентация размещена на сайте maam.ru); эмблемы для игроков команд, шарфики, таблички-эмблемы на столы команд и жюри; картинки птиц, деревьев; пазлы «Времена года»; игрушки насекомые (бабочка, стрекоза, муравей, пчела, божья коровка); игрушки животные (медведь, белка,

заяц, волк, лиса, лось, кабан, куница, слон, жираф, носорог, лев, тигр, леопард, бегемот); материал для изготовления скворечника; картинки грибов; 2 мольберта, 2 листа бумаги, фломастеры, кормушки, мяч, 3 корзинки.

Ход деятельности

Зал красиво украшен. Звучит нежная, спокойная музыка. На центральной стене изображение весеннего леса, на шторах – зеленые листочки. В углу зала – елочка.

Входят дети, здороваются с гостями и садятся на стульчики.

Ведущая 1: - Здравствуйте ребята. Сегодня к нам  пришло письмо. Давайте посмотрим на экран. (В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей помочь жителям леса освободить его от старухи Лени)

- Ребята, поможем Мишке? Но для этого нам надо разделиться на 2 команды и пройти испытания, которые приготовила нам старуха Лень.

- За правильные ответы команды получают пазл, который вы в конце испытаний можете собрать и узнаете, как вы помогли Мишке. Прежде чем начать испытания нам нужно выбрать жюри (выбирается жюри).  Команды приготовились к приветствию!

Команда «Муравьи»

Мы веселые ребята,

Коротышки-муравьи.

Наш девиз: «Вперед команда!

Вместе весело пошли!»

Команда «Радуга»

Семь цветов – одна семья!

Друг без друга нам нельзя.

В небе: радуга-дуга,

И успех у нас – слуга!

1 испытание  Конкурс капитанов (капитаны-родители)

Ведущая 2: - Первое испытание, которое приготовила нам старуха Лень, она  спрятала под елку. Давайте заглянем туда.

- Перед вами на столе лежат фигуры. Ваша задача быстро и правильно собрать для птички скворечник. А мы поддержим своих капитанов!

Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.

2 испытание  «Времена года»

Ведущая 1: - Здесь листочки не спроста, надо заглянуть туда. Посмотрим, что там под листочками…

Задание команде «Муравьи» - собрать пазлы и назвать соответствующее время года.

Задание команде «Радуга» - назвать приметы лета.

Ведущая 1: - Какая летом бывает погода? (солнечная, жаркая, лучистая…)

- Как выглядят деревья? ( На деревьях распустились зеленые листочки)

- Кого можно увидеть на поляне? (На поляне можно увидеть цветы, травку, насекомых, птиц, и ягоды)

Задание команде «Муравьи» - подобрать «снежные» слова (сосулька, снегирь, снеговик, снег, сноуборд, снегопад…) (Игра с мячом)

Задание команде «Радуга» - подобрать «весенние» слова (солнце, ручей, подснежник, капель, верба,…) (Игра с мячом)

Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.

                           3 испытание  «Птицы»

Ведущая 2: Задание команде «Муравьи» - Ребята, вы любите загадки? А умеете их отгадывать? Сейчас мы это проверим. Вам старуха Лень приготовила загадки про птиц:

  1. Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

         Стрекотунья белобока

А зовут её…..(сорока)

  1. Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой

Всё равно он будет мой. ( Дятел)

  1. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

  1. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик- чирик, не робей,

Я бывалый …(воробей)

  1. Окраска сероватая

Повадка вороватая

Крикунья хриповатая,

Известная персона

Это ж я…(Ворона)

  1. Ну а я, не зная сна

Ловлю мышей допоздна

Даже шорох лёгкий слышу

Не уйти, пожалуй, мышке. (Сова).

Задание команде «Радуга» -  «Птицы в сказках»

1.Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко? (курочка ряба).

2.Какая птица в русских народных сказках горячей огня? (Жар – птица)

3.Какая птица помогла Дюймовочке спастись от Крота? (Ласточка).

4.С какой птицей дружил Винни - Пух? (Сова).

5.В какую птицу превратился гадкий утёнок? (Лебедь).

6.Кто помог выгнать Лису из сказки « Заюшкина избушка»? (Петух).

(На экране появляются изображения правильных ответов.)

Ведущая 1: - Ребята, мы с вами знаем много зимующих и перелетных птиц. Зимующие птички – живут рядом с нами, а перелетные – улетают в теплые края. Старуха Лень все перепутала, и они заблудились, и все вместе прилетели на один участок. Помогите им найти свой двор (иллюстрации птиц лежат на полу).

Задание команде «Муравьи» - собрать перелетных птиц и разместить на зеленом дереве. 

Ведущая 1: А теперь проверим, правильно ли команды помогли птицам

Вопросы команде Муравьи:

- Какие перелётные птицы сели на дерево? Назовите их.

- А как вы думаете, чем будут заниматься птицы после возвращения из тёплых краёв? (Птицы будут вить гнезда, и высиживать птенцов). Слайд

-  А как мы помогаем перелётным птицам весной укрыться от опасности и холода? (Мы для них строим скворечники) Слайд

-  А что бы произошло, если бы птицы поленились и не улетели бы в тёплые края, а остались зимовать?

Задание команде «Радуга» - собрать зимующих птиц и разместить их на кормушках на елке. Родители помогают.

Вопросы команде Радуга

- Какие зимующие птицы прилетели на кормушку? Назовите их.

- А как мы помогаем зимующим птицам пережить зиму?

Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.

Испытание 4 «Животные»

Ведущая 2: - Старуха Лень приготовила вам ещё загадки об обитателях леса? Команды отвечают поочерёдно. Слайды

  1. Летом бродит он по лесу,

Любит ягоды и мёд.

«Неуклюжий», «косолапый» -

Так народ его зовёт. (Медведь)

  1. С дерева на дерево летает, будто стрелка.

Рыжая, пушистая, она зовётся … (Белка)

  1. У него пушистый мех, он в лесу трусливей всех. (Заяц)

  1. Зубы острые, как бритвы, серой шубою покрытый,

Он в овечках знает толк. Ну конечно, это … (Волк)

  1. Хитростью своею славится эта рыжая красавица. (Лисица)

  1. Похожи на соху рога, ими бьёт он по врагам. (Лось)

  1. По стволу и вверх и вниз лазает как альпинист.

Разоряет гнёзда птицам. А зовут её… (Куница)

- А одно животное, обитающее в лесах Башкирии удостоилось большой чести – оно изображено на гербе города Уфы. Что это за животное? (Куница) Слайд

Ведущая 1: О! Я  вижу в лесу животных - вон они! (Показывает на стол, где расставлены игрушки).

Ведущая 2: Дети. Посмотрите! Мне кажется, что старуха Лень опять навредила, и некоторые животные заблудились. Неужели всех этих животных можно встретить в лесах Башкортостана?

Ведущая 1: Давайте поможем заблудившимся животным переселиться в жаркие страны.

Проводится игра-эстафета «Пересели животных». Команда Муравьи выбирает животных Башкирии, команда Радуга - животных жарких стран. Участники команд  по одному бегут к столу с игрушками, выбирают нужную, бегом возвращаются обратно и ставят её на свой столик. Побеждает команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Ведущая 1: проверим, правильно ли команды поселили животных.

Вопросы команде Муравьи

- Назовите животных, которые живут в лесах Башкортостана.

Вопросы команде Радуга

- Назовите животных, которые живут в жарких странах.

Ведущая 1: Дети, а что произошло бы, если бы животные из жарких стран поленились уйти в свои края, и остались бы в наших лесах зимовать?

5 испытание  «Насекомые»

Ведущая 1: - Посмотрите, а под деревьями стоит корзинка. Давайте узнаем, что там?

По очереди с каждой команды вызывают по 5 человек.

Ведущая 2: Задание команде «Муравьи» - перед вами насекомые, сейчас я буду загадывать загадки, а отгадки вы должны найти на столе, назвать и показать.

  1. Шевелились у цветка, все четыре лепестка, 

              Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

  1. На ромашку у ворот, опустился вертолет - золотистые глаза.

Кто же это?.. (Стрекоза)

  1. Чернокожий карапуз, не по росту тянет груз. (Муравей)

          4. Домовитая хозяйка, пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела)

  1. Какая коровка, скажите, пока  ещё никому не дала молока? (Божья

коровка)

Ведущая 1: Задание команде «Радуга» - Игра «4 лишний»

- Давайте с вами поиграем в игру. Я буду показывать изображения живых существ, а вы должны догадаться, кто лишний. И объяснить свой выбор.

(На экране появляются изображения для выполнения заданий, затем правильные ответы)

Ведущая 2:

1) Бабочка, жук, паук, медведь.             
2) Муравей, кузнечик, червячок,
снегирь.
3)
Божья коровка, волк, лиса, заяц.

4) Бабочка, стрекоза, червяк, муха.

5) Сороконожка, лягушка, комар, улитка.

Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.

6 испытание  Загадки о природных явлениях

Ведущая 2: - Ребята, старуха Лень спрятала для нас новое испытание.

- Я буду поочередно задавать загадки каждой команде, а правильно ли вы ответили, подскажет наш помощник - экран.  Приготовились?

  • Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет (ветер)
  • Крашеное коромысло, над лугом повисло (радуга)
  • Седой дедушка у ворот, всем глаза заволок (туман)
  • На небе стукнет, а на земле слышно (гром)
  • Меня ждут – не дождутся, как увидят, разбегутся (дождь)
  • Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
  • Скатерть бела, весь свет одела (снег)
  • Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не подберет: ни царь, ни царица ни красная девица (град)

Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.

7 испытание  «Грибы»

Ведущая 1: - На полянке выросли грибы. Ваша задача собрать в корзинку грибы и назвать их. Родители могут помогать детям. Вызывают по 4 ребенка с каждой команды.

Задание команде «Муравьи» - собирают съедобные;

Задание команде «Радуга» - несъедобные.

- А теперь проверим, правильно ли команды собрали грибы.

- Какие грибы в корзине?

Жюри подводит итог. За правильные ответы команды получают пазл.

8 испытание  «Веселые художники»

Ведущая 2: Задание участнику команды «Муравьи» - нарисовать кошку закрытыми глазами.

Задание участнику команды «Радуга» -  закрытыми глазами нарисовать лису.         Жюри подводит итог. Команды получают пазл.

- Мы хотим вас поздравить, вы заработали всего 8 пазлов из 8, и теперь их нужно собрать.

В конце дети собирают пазлы, и выходит изображение письмо: (на экране)

- Сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил. Лесные жители передали вам посылку с угощеньем.

        

Список источников информации

1. С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада», Мозаика-Синтез, М., 2010;

2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014;

3. Интернет-ресурсы: загадки, девизы, музыка, картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по математике « Путешествие к медвежонку»

Программное содержание: Закреплять умение видеть, называть, различать геометрические фигуры: круг, квадрат. Учить детей ориентироваться в пространстве относительно себя ( впереди- сзади, вверху-...

Образовательная область «Познание» (раздел «Формирование целостной картины мира») Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Путешествие в грибное царство» (старшая группа)

Закрепить знания детей о грибах: как выглядят, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных.Уточнить знания об условиях, необходимых для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей (по...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему "Путешествие в страну Звукобукию".

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект организованной образовательной деятельности тема: « Удивительное путешествие» /вторая младшая группа/

Конспект организованной образовательной деятельности вторая младшая группа  тема: « Удивительное путешествие»Задачи образовательных областей:Коммуникация: -помогать детям получать ...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Лесные животные". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Обогащать представления детей о лесных животных (отмечать характерные признаки представителей животных). Учить детей придумывать простейшие сравнительные обороты. Ввести в активный словарь детей ...