Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Капелька жизни»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность – основа познавательного развития старших дошкольников
Вступая в переходный период, который переживает дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.
Интенсивное изменение окружающей жизни, внедрение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют воспитателю необходимость выбирать более эффективные способы обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В ее основе лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов актуален и эффективен, так как он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности ребенка, и это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
При организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ мы сталкиваемся с несоответствием между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная форма организации предусматривает разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность же, напротив, осуществляется в пространстве, где нет четких заданных норм. Естественно, что воспитателю проще действовать согласно установленной программе, чем искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу.
В проектной деятельности должна проявляться инициатива и самостоятельная активность ребенка. Воспитатель может немного видоизменить оригинальную идею ребенка. Задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с другой стороны.
Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие, ролево-игровые, информационно-практико-ориентированные, творческие.
По продолжительности они бывают: краткосрочными (1 или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности (2-3 месяца), долгосрочные.
Другим признаком классификации является состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный и другие).
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и индивидуальные проекты.
Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Для реализации проекта воспитатель определяет этапы, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
В проектной деятельности старшего дошкольника происходит формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность является основой познавательного развития старших дошкольников.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, познавательные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.
Проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.
Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Познавательно-исследовательский, творческий проект в подготовительной группе «Почему глобус разноцветный».
Технологическая карта проектаСодержаниеПояснениеНазвание проекта«Почему глобус разноцветный».Типпознавательно-исследовательский, творческийВидгрупповой.Основное направлениеПознавательно ...
Проект познавательно - исследовательской деятельности «Каменная сказка» подготовительная группа
Проект познавательно - исследовательской деятельности «Каменная сказка» подготовительная группа....
Проект занятия познавательно-исследовательской деятельностью с детьми подготовительной группы
Проектзанятия познавательно-исследовательской деятельностью с детьми подготовительной группы «Как мы Кляксу победили»...
Проект «Свет вокруг нас» по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы
Проект про электричество «Свет вокруг нас» по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы "Знакомство с Капелькой-капелькой".
Конспект занятия познавательно-исследовательского характера с детьми подготовительной к школе группы по знакомству со свойствами воды....