Открытое занятие (аттестация)Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности «Секреты лимона»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Семенова Равиля Фагимовна

 

Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности  

«Секреты лимона»

 

Организационная информация

1

Направление развития детей

Познавательное развитие

2

Доминирующая образовательная область

«Познавательное развитие»

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Секреты лимона»

2

Методы и приемы реализации содержания ОД

Методики и технологии:

- информационно-компьютерные технологии;

Методы и приемы:

- беседа;

- физминутка;

- загадывание и отгадывание загадок;

- дыхательная гимнастика;

- рассматривание иллюстраций;

- продуктивная деятельность.

-опытно-экспериментальная деятельность

3

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

4

Вид детской деятельности

- познавательно-исследовательская деятельность;

-игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- продуктивная деятельность;

- двигательная деятельность.

5

Возрастная группа

 С 5 до 6 лет (старшая  группа)

6

Цель

Расширение представлений ребенка о фрукте лимон и его свойствах.

6.1

Задачи воспитания

Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

6.2

Задачи развития

- Учить рассуждать, делать выводы.

- развивать речь детей, память, наблюдательность

6.3

Задачи обучения

- Формировать умение видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней

-формировать умение обобщать и выделять главное

- формировать навыки самоконтроля.

7.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Внести:

- Картины с изображением торта, конфет, лимонного сока, чая с лимоном.

- Колокольчики -9шт.

-  Фотография лимонного дерева.

- Раздаточный материал для выкладывания макета лимонного дерева: готовые детали ствола-8шт., кроны-8шт., , А-4- 8листов, тарелочки для раздаточного материала-8шт.

-Лимоны - 9шт

-Картина с изображением плода лимона.

- 3 тарелки: на 1- кусочки кожуры лимона, на 2- кусочки мякоти лимона, на 3- косточки лимона

- Для приготовления лимонада: графин, 4 ст. кипяченой воды, 0,5 ст. сахарного песка, 4 лимона, стаканы-9 (+для гостей), ложка для перемешивания-1, влажные и бумажные салфетки

- Желтые шары.

- Для опытов: 1 лимон неочищенный, 1 лимон очищенный, глубокая емкость с водой; на блюдцах - лимонная кислота, пищевая сода, стаканы с водой-9шт., чайные ложки-9

- Для посадки лимонного дерева: горшки с землей-9шт., деревянные палочки-9шт., косточки лимона-9шт., лейка с водой, самоклеящаяся бумага желтого цвета для украшения горшков

- Макет дерева, бумажные лимоны-8

- Магнитная доска-2.

8.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Разучивание физминутки,  дыхательной гимнастики, проведение опытов и экспериментов.

Рассматривание энциклопедий.

Сценарий образовательной деятельности.

I

Вводная часть

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). А чтобы гости немного о вас узнали, давайте с вами поиграем (предлагаю подойти к столу с колокольчиками).

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.

- Пусть сейчас зазвонит у того, кто любит играть.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто занимается в кружках и секциях. (Расспросить подробнее каждого ребенка)

- Теперь гости немного о вас узнали.

1.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

3.1.

 

Введение в тему (мотивация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

Актуализация ранее приобретенных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добывание, сообщение нового знания 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

 

Анализ и самоанализ деятельности детей

- А сейчас зазвенит мой колокольчик. Я тоже расскажу вам о своем увлечении. Я люблю выращивать комнатные растения, ухаживать за ними и любоваться их красотой. А вы умеете выращивать комнатные растения? (ответы детей) Не ухаживать за ними как мы делаем это с вами в группе, а именно выращивать. Хотите научиться? Давайте попробуем.

- Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, что это? (семена плода)

-Как вы думаете, какому растению они принадлежат. Давайте это с вами выясним, путем угадывания по запаху. - Чтобы действительно отпали все сомнения, отгадайте загадку:

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет,

Но на вкус кислейший он,

 А зовут его … (лимон)

Посмотрите пожалуйста на доску.

Лимон – это высокое вечнозеленое дерево семейства цитрусовых, родиной которого является Индия. В высоту растение может достигать восьми метров. Там, где растет лимон, всегда должно быть тепло.

Посмотрите, ребята – мимо нашего детского сада пролетел ветерок и макет лимонного дерева на доске разлетелся.

Из каких частей состоит лимонное дерево? Кто знает, тот руку поднимает.

 

 А теперь посмотрите на картину и назовите части дерева по порядку от самого низа до верха. (ответы детей)

Воспитатель: - Для того, чтобы нам закрепить знания о строении лимонного дерева, вы выложите макет дерева на листах бумаги (самостоятельная деятельность детей за столами)

Воспитатель: - Становитесь в круг удобно. У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой? Вы будете передавать друг другу лимон и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей)

«Ты катись лимон по кругу,

быстро, быстро по рукам.

У кого лимон остался,

Тот сейчас расскажет нам!»

Воспитатель: - Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.

- Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад)

- В состав лимона входит множество витаминов, благотворно влияющих на организм человека, поэтому лимоны широко используют в медицине, добавляя их в лекарства). Какие витамины содержатся в лимоне? (С, А, Е, В и др.) Чем они полезны для человека? (Укрепляют защитные силы организма - иммунитет).  Лимоны убивают вирусы и бактерии и помогают людям бороться с гриппом и простудой.

- Мы много узнали о лимоне, но это еще не все секреты о нем. Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (Ответы детей)

- А как мы можем это сделать? (С помощью проведения опытов)

Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (ответы детей)

Тогда я предлагаю вам стать настоящими - исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых экспериментов. Скажите, кто работает в лаборатории? (ответы детей) А вы готовы стать юными учеными? (ответы детей)

Проходите за столы. (Дети надевают фартуки, садятся за стол)

За осанкой мы следим, все красиво мы сидим.

 - Но нужно помнить и о мерах предосторожности, когда пользуетесь лимоном.

Натуральный, не разбавленный лимонный сок может оставить на коже ожоги или вызвать аллергию, а косточки лимона ядовиты, поэтому есть их нельзя!

- Лимон очень интересный фрукт, обладает массой полезных свойств. И одно из них я сейчас продемонстрирую. Для этого нам понадобится: Лимон – пятновыводитель».

Для следующего опыта нам нужно капнуть каплю йода на ватный диск. Затем на него сверху накапаем лимонный сок.

Посмотрите пятна стали светлее. Какой вывод можно сделать?

Опыт 2. Тонет - не тонет.

Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре).

Чем лимоны отличаются друг от друга? (ответы детей)

Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного? (ответы детей)

Давайте, проверим.

- Опустим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)

- Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон(мнения детей) Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, он всплыл)

В чем же секрет(секрет в кожуре).

- Рассмотрим лимон внимательнее с помощью лупы. Что вы видите? (в кожуре ямочки) Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона(спасательный жилет, круг)

Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.

Воспитатель: Какой интересный секрет лимона мы узналиЛимон плавает за счёт пузырьков воздуха в кожуре.

 

Воспитатель: - Сегодня мы в нашей лаборатории сами приготовим лимонад. Для этого нам понадобятся наши лимоны, 4 стакана воды и 0,5 стакана сахара. Перед тем как мы начнем готовить лимонад, нам надо взять влажную салфетку и протереть руки. Возьмите свои половинки лимонов и выжимайте сок в блюдца. Затем сок выливаем в графин, насыпаем сахар, добавляем кипяченую воду и перемешиваем. Кто готов попробовать? В конце занятия мы угостим гостей.

Воспитатель: Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец.

Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик»

Физкульт минутка «Вот, так лимон» (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку кислого полно (руки на поясе)

Руки протяните (протягивают руки вперед)

Лимон сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточки качать (качать руками вверху)

Трудно лимончик достать (потянулись)

Лимон быстро я сорву (хлопком в ладоши над головой)

Воспитатель: - Чувствуете, какое настроение стало прекрасное!

Воспитатель: - Мы с вами еще не все секреты лимона открыли.

Воспитатель: - Какой интересный секрет лимона мы узнали.

Воспитатель: - А сейчас я вам покажу фокус (показываю и комментирую)

Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)

-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)!

Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода)

-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе блюдечко с содой), бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

«Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)

-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)!

- Ребята, а вы умеете надувать воздушные шары? Чем можно надуть шарик? (ртом, качком, пылесосом)

Воспитатель: Я открою вам очередной секрет лимона…

- А с помощью лимона тоже можно надувать воздушный шарик. Пойдемте попробуем.

- Для этого нам надо взять бутылочку, воздушный шарик, воронку.

В бутылку через воронку высыпаем 2 столовые ложки соды, добавляем лимонную кислоту в бутылку, наливаем немного теплой воды и быстро надеваем воздушный шарик на горлышко бутылочки, скрепляем изолентой.

- И наш шарик надувается. Что происходит? Пищевая сода и лимонная кислота, смешанные друг с другом вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Воспитатель: - Ребята, вспомните, пожалуйста, о каком увлечении я вам рассказала в начале занятия. (выращивание комнатных растений). А вы хотите сами вырастить лимонное дерево?

Воспитатель: - Перед нами горшки с почвой. Они все совершенно одинаковые. Что хорошего в том, что горшки все одинаковые? (ответы детей) А что плохого в том, что они все одинаковые? (ответы детей) Что можно сделать, чтобы горшки не спутать? (например, украсить наклейками из желтой самоклеящейся бумаги)

Воспитатель: - Приступаем к посадке дерева. Нам помогут деревянные палочки. Красная отметка на палочке покажет, какой глубины ямку нужно сделать. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку и засыпаем палочкой землю. Чтобы растение выросло крепким и здоровым, что ему необходимо? (ответы детей) Ему нужны тепло, вода и хорошая почва. Если вы будете соблюдать эти условия, то у вас вырастут крепкие и здоровые деревья. А пока представим, что у нас в группе уже выросло одно лимонное дерево. Но оно почему-то без лимончиков. Нужно исправить эту ситуацию. Как? (мнения детей). Я вам по секрету скажу, у меня уже есть готовые лимончики, осталось их только повесить на дерево. Как светло сразу стало в группе! Почему? (похожи на маленькие солнышки)

Воспитатель: - Итак, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории. Я снова вас приглашаю к столу с колокольчиками. Пусть колокольчик зазвенит у того, кто сегодня узнал что-то новое? (опрос детей) Пусть зазвенит колокольчик у того, кому сегодня на занятии было интересно? Пусть зазвенит колокольчик у того, кому сегодня было трудно? Те, кому было трудно, пусть не отчаиваются. Не сделать открытий без трудностей и преград. Сегодня вы сделали много опытов и узнали много секретов про лимон. Воспитатель: - А сейчас зазвенит мой колокольчик. Мне очень было приятно с вами познакомиться.

Вы прилежно и дружно трудились,

И лимона секреты вам сегодня открылись.

Я желаю вам успехов в выращивании лимонного дерева и пусть оно вас долго радует.

 

Что за ли, что за мон,

в звуках нету смысла.

Но, лишь скажут нам лимон,

Сразу станет кисло…

2. Кто ответит на вопрос

Тонет, иль не тонет?

Все мы знаем ответ,

В пузырьках весь секрет!

3. А водичка бурлит,

А водичка кипит.

Это вовсе не игра,

А реакция пошла!

4. Вот летит воздушный шар

Просто загляденье!

А надул его лимон,

Всем на удивление!

5. Мы поставили пятно,

Мама заругает…

Но лимончик наш дружок,

Все-же помогает.

6. Все мы вирусы с тобой,

быстро одолеем.

Будем чай с лимоном пить,

И не заболеем!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытое занятие (аттестация)31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по организации опытно-экспериментальной деятельности  

«Секреты лимона»

Организационная информация

1

Направление развития детей

Познавательное развитие

2

Доминирующая образовательная область

«Познавательное развитие»

Методическая информация

1

Тема образовательной деятельности

«Секреты лимона»

2

Методы и приемы реализации содержания ОД

Методики и технологии:

- информационно-компьютерные технологии;

Методы и приемы:

- беседа;

- физминутка;

- загадывание и отгадывание загадок;

- дыхательная гимнастика;

- рассматривание иллюстраций;

- продуктивная деятельность.

-опытно-экспериментальная деятельность

3

Интеграция образовательных областей

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

4

Вид детской деятельности

- познавательно-исследовательская деятельность;

-игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность;

- продуктивная деятельность;

- двигательная деятельность.

5

Возрастная группа

 С 5 до 6 лет (старшая  группа)

6

Цель

Расширение представлений ребенка о фрукте лимон и его свойствах.

6.1

Задачи воспитания

Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.

6.2

Задачи развития

- Учить рассуждать, делать выводы.

- развивать речь детей, память, наблюдательность

6.3

Задачи обучения

- Формировать умение видеть красоту окружающей природы и бережного отношения к ней

-формировать умение обобщать и выделять главное

- формировать навыки самоконтроля.

7.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Внести:

- Картины с изображением торта, конфет, лимонного сока, чая с лимоном.

- Колокольчики -9шт.

-  Фотография лимонного дерева.

- Раздаточный материал для выкладывания макета лимонного дерева: готовые детали ствола-8шт., кроны-8шт., , А-4- 8листов, тарелочки для раздаточного материала-8шт.

-Лимоны - 9шт

-Картина с изображением плода лимона.

- 3 тарелки: на 1- кусочки кожуры лимона, на 2- кусочки мякоти лимона, на 3- косточки лимона

- Для приготовления лимонада: графин, 4 ст. кипяченой воды, 0,5 ст. сахарного песка, 4 лимона, стаканы-9 (+для гостей), ложка для перемешивания-1, влажные и бумажные салфетки

- Желтые шары.

- Для опытов: 1 лимон неочищенный, 1 лимон очищенный, глубокая емкость с водой; на блюдцах - лимонная кислота, пищевая сода, стаканы с водой-9шт., чайные ложки-9

- Для посадки лимонного дерева: горшки с землей-9шт., деревянные палочки-9шт., косточки лимона-9шт., лейка с водой, самоклеящаяся бумага желтого цвета для украшения горшков

- Макет дерева, бумажные лимоны-8

- Магнитная доска-2.

8.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Разучивание физминутки,  дыхательной гимнастики, проведение опытов и экспериментов.

Рассматривание энциклопедий.

Сценарий образовательной деятельности.

I

Вводная часть

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями). А чтобы гости немного о вас узнали, давайте с вами поиграем (предлагаю подойти к столу с колокольчиками).

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто любит рисовать.

- Пусть сейчас зазвонит у того, кто любит играть.

- Сейчас колокольчик зазвонит у того, кто занимается в кружках и секциях. (Расспросить подробнее каждого ребенка)

- Теперь гости немного о вас узнали.

1.1

2

2.1.

2.2.

3.

3.1.

Введение в тему (мотивация)

Основная часть

Актуализация ранее приобретенных знаний

Добывание, сообщение нового знания  

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

- А сейчас зазвенит мой колокольчик. Я тоже расскажу вам о своем увлечении. Я люблю выращивать комнатные растения, ухаживать за ними и любоваться их красотой. А вы умеете выращивать комнатные растения? (ответы детей) Не ухаживать за ними как мы делаем это с вами в группе, а именно выращивать. Хотите научиться? Давайте попробуем.

- Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, что это? (семена плода)

-Как вы думаете, какому растению они принадлежат. Давайте это с вами выясним, путем угадывания по запаху. - Чтобы действительно отпали все сомнения, отгадайте загадку:

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет,

Но на вкус кислейший он,

 А зовут его … (лимон) 

Посмотрите пожалуйста на доску.

Лимон – это высокое вечнозеленое дерево семейства цитрусовых, родиной которого является Индия. В высоту растение может достигать восьми метров. Там, где растет лимон, всегда должно быть тепло.

Посмотрите, ребята – мимо нашего детского сада пролетел ветерок и макет лимонного дерева на доске разлетелся.

Из каких частей состоит лимонное дерево? Кто знает, тот руку поднимает.

 А теперь посмотрите на картину и назовите части дерева по порядку от самого низа до верха. (ответы детей)

Воспитатель: - Для того, чтобы нам закрепить знания о строении лимонного дерева, вы выложите макет дерева на листах бумаги (самостоятельная деятельность детей за столами)

Воспитатель: - Становитесь в круг удобно. У меня в руках лимон. Чтобы узнать секреты лимона, нам нужно ответить на вопрос: лимон какой? Вы будете передавать друг другу лимон и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова ЛИМОН. (ответы детей)

«Ты катись лимон по кругу,

быстро, быстро по рукам.

У кого лимон остался,

Тот сейчас расскажет нам!»

Воспитатель: - Как много интересных слов вы назвали об этом фрукте.

- Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад)

- В состав лимона входит множество витаминов, благотворно влияющих на организм человека, поэтому лимоны широко используют в медицине, добавляя их в лекарства). Какие витамины содержатся в лимоне? (С, А, Е, В и др.) Чем они полезны для человека? (Укрепляют защитные силы организма - иммунитет).  Лимоны убивают вирусы и бактерии и помогают людям бороться с гриппом и простудой.

- Мы много узнали о лимоне, но это еще не все секреты о нем. Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (Ответы детей) 

- А как мы можем это сделать? (С помощью проведения опытов)

Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (ответы детей)

Тогда я предлагаю вам стать настоящими - исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых экспериментов. Скажите, кто работает в лаборатории? (ответы детей) А вы готовы стать юными учеными? (ответы детей)

Проходите за столы. (Дети надевают фартуки, садятся за стол)

За осанкой мы следим, все красиво мы сидим.

 - Но нужно помнить и о мерах предосторожности, когда пользуетесь лимоном.

Натуральный, не разбавленный лимонный сок может оставить на коже ожоги или вызвать аллергию, а косточки лимона ядовиты, поэтому есть их нельзя!

- Лимон очень интересный фрукт, обладает массой полезных свойств. И одно из них я сейчас продемонстрирую. Для этого нам понадобится: Лимон – пятновыводитель».

Для следующего опыта нам нужно капнуть каплю йода на ватный диск. Затем на него сверху накапаем лимонный сок.

Посмотрите пятна стали светлее. Какой вывод можно сделать?

Опыт 2. Тонет - не тонет.

Проведем эксперимент. Для этого нам понадобятся емкость с водой и пара лимонов (один очищенный, второй в кожуре).

Чем лимоны отличаются друг от друга? (ответы детей)

Как вы думаете, очищенный лимон тяжелее или легче неочищенного? (ответы детей)

Давайте, проверим.

- Опустим очищенный лимон в емкость с водой. Что произошло? (лимон утонул)

- Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон(мнения детей) Проверим? Что произошло? (лимон не утонул, он всплыл)

В чем же секрет(секрет в кожуре).

- Рассмотрим лимон внимательнее с помощью лупы. Что вы видите? (в кожуре ямочки) Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву. С каким спасательным средством мы можем сравнить кожуру лимона(спасательный жилет, круг)

Да, внутри спасательных средств есть воздух, который не дает им утонуть.

Воспитатель: Какой интересный секрет лимона мы узналиЛимон плавает за счёт пузырьков воздуха в кожуре.

Воспитатель: - Сегодня мы в нашей лаборатории сами приготовим лимонад. Для этого нам понадобятся наши лимоны, 4 стакана воды и 0,5 стакана сахара. Перед тем как мы начнем готовить лимонад, нам надо взять влажную салфетку и протереть руки. Возьмите свои половинки лимонов и выжимайте сок в блюдца. Затем сок выливаем в графин, насыпаем сахар, добавляем кипяченую воду и перемешиваем. Кто готов попробовать? В конце занятия мы угостим гостей.

Воспитатель: Ученые недавно выяснили, что лимонный аромат улучшает настроение. Поэтому я приглашаю вас на танец.

Музыкальная физминутка «Лимонадный дождик»

Физкульт минутка «Вот, так лимон» (встали)

Оно (руки в стороны)

Соку кислого полно (руки на поясе)

Руки протяните (протягивают руки вперед)

Лимон сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточки качать (качать руками вверху)

Трудно лимончик достать (потянулись)

Лимон быстро я сорву (хлопком в ладоши над головой)

Воспитатель: - Чувствуете, какое настроение стало прекрасное!

Воспитатель: - Мы с вами еще не все секреты лимона открыли.

Воспитатель: - Какой интересный секрет лимона мы узнали.

Воспитатель: - А сейчас я вам покажу фокус (показываю и комментирую)

Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)

-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)!

Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Насыпьте в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешайте. Что получается? (кислая вода)

-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите по щепотке соды (на столе блюдечко с содой), бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)

-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

«Берём стакан с обыкновенной водой. Насыпаю 1 чайную ложку лимонной кислоты. Размешиваю ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?

(беру чайною ложку пищевой соды и произношу «магические» слова.)

-Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду)!

- Ребята, а вы умеете надувать воздушные шары? Чем можно надуть шарик? (ртом, качком, пылесосом)

Воспитатель: Я открою вам очередной секрет лимона…

- А с помощью лимона тоже можно надувать воздушный шарик. Пойдемте попробуем.

- Для этого нам надо взять бутылочку, воздушный шарик, воронку.

В бутылку через воронку высыпаем 2 столовые ложки соды, добавляем лимонную кислоту в бутылку, наливаем немного теплой воды и быстро надеваем воздушный шарик на горлышко бутылочки, скрепляем изолентой.

- И наш шарик надувается. Что происходит? Пищевая сода и лимонная кислота, смешанные друг с другом вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Воспитатель: - Ребята, вспомните, пожалуйста, о каком увлечении я вам рассказала в начале занятия. (выращивание комнатных растений). А вы хотите сами вырастить лимонное дерево?

Воспитатель: - Перед нами горшки с почвой. Они все совершенно одинаковые. Что хорошего в том, что горшки все одинаковые? (ответы детей) А что плохого в том, что они все одинаковые? (ответы детей) Что можно сделать, чтобы горшки не спутать? (например, украсить наклейками из желтой самоклеящейся бумаги)

Воспитатель: - Приступаем к посадке дерева. Нам помогут деревянные палочки. Красная отметка на палочке покажет, какой глубины ямку нужно сделать. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку и засыпаем палочкой землю. Чтобы растение выросло крепким и здоровым, что ему необходимо? (ответы детей) Ему нужны тепло, вода и хорошая почва. Если вы будете соблюдать эти условия, то у вас вырастут крепкие и здоровые деревья. А пока представим, что у нас в группе уже выросло одно лимонное дерево. Но оно почему-то без лимончиков. Нужно исправить эту ситуацию. Как? (мнения детей). Я вам по секрету скажу, у меня уже есть готовые лимончики, осталось их только повесить на дерево. Как светло сразу стало в группе! Почему? (похожи на маленькие солнышки)

Воспитатель: - Итак, юные ученые, мы с вами завершили работу в лаборатории. Я снова вас приглашаю к столу с колокольчиками. Пусть колокольчик зазвенит у того, кто сегодня узнал что-то новое? (опрос детей) Пусть зазвенит колокольчик у того, кому сегодня на занятии было интересно? Пусть зазвенит колокольчик у того, кому сегодня было трудно? Те, кому было трудно, пусть не отчаиваются. Не сделать открытий без трудностей и преград. Сегодня вы сделали много опытов и узнали много секретов про лимон. Воспитатель: - А сейчас зазвенит мой колокольчик. Мне очень было приятно с вами познакомиться.

Вы прилежно и дружно трудились,

И лимона секреты вам сегодня открылись.

Я желаю вам успехов в выращивании лимонного дерева и пусть оно вас долго радует.

Что за ли, что за мон,

в звуках нету смысла.

Но, лишь скажут нам лимон,

Сразу станет кисло…

2. Кто ответит на вопрос

Тонет, иль не тонет?

Все мы знаем ответ,

В пузырьках весь секрет!

3. А водичка бурлит,

А водичка кипит.

Это вовсе не игра,

А реакция пошла!

4. Вот летит воздушный шар

Просто загляденье!

А надул его лимон,

Всем на удивление!

5. Мы поставили пятно,

Мама заругает…

Но лимончик наш дружок,

Все-же помогает.

6. Все мы вирусы с тобой,

быстро одолеем.

Будем чай с лимоном пить,

И не заболеем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух»

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.Программное содержание:- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;- развив...

Открытое занятие по организации опытно-экспериментальной деятельности "Волшебство вокруг нас"

На методическом объединении с детьми средней группы (4-5 лет) проведено занятие по формированию у детей исследовательских умений через организацию опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект онлайн-занятия в старшей группе по опытно-экспериментальной деятельности: «Секреты воздушного шарика»

Цель: расширение кругозора детей дошкольного возраста о воздушном шаре, его свойствах и возможностях.Задачи:- Развивать речь, внимание, интерес к процессу исследования.- Воспитывать устойчивый ин...

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»

Конспект открытого занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Ветер — ветерок»Цель: Закрепление знание о ветре. ЗАДАЧИ:Образовательные: про...

конспект открытого занятия непрерывной образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»

Предлагаю вам познакомиться с отрытым занятием по экспериментально-исследовательской деятельности.  Оно поможет воспитателям, познакомить детей с увлекательным миром магнитов, провести опыты, уст...

Конспект открытого занятия по развитию речи в опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебница соль"

Цель: познакомить детей с солью и её свойствами, развивать речь в процессе опытно-экспериментальной деятельности....