Конспект занятия по экологическому воспитанию детей «Эколята-дошколята»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Описание экологического уголка

В целях повышения экологической культуры и мышления, активной гражданской позиции и комплексного научного подхода к решению экологических проблем в нашей группе был создан экологический уголок, который служит площадкой для проведения с детьми различных тематических занятий.Наш уголок включает в себя:

-ширма «Берегите природу» с изображением лесной поляны, на которой присутствуют образы сказочных героев Эколят. Эколята знакомят детей с правилами поведения в природе с помощью наглядных картинок – знаков. Так же на ширме имеются прозрачные кармашки для картинок вкладышей с изображением детей, которые показывают разные модели поведения;

-лэпбук «Берегите природу», включает в себя карточки с изображением и описанием природных ресурсов, схематическое изображение живой и неживой природы, экологические пазлы, карточки с пословицами и поговорками, карточки с сюжетными картинками на экологическую тематику;

-лэпбук «Юные экологи», включает в себя карточки на тему «Что наносит вред здоровью», красную книгу Мурманской области, игры «Лягушачьи бега», «Рассортируй мусор», «Очистим пруд от мусора»;

- макеты леса (меняются по сезонам) с фигурками диких животных;

- дерево «Времена года»;

- тематические альбомы: «Деревья», «Животные и детеныши», «Красная книга», «Съедобные и несъедобные грибы»;

- серия книг о птицах и животных: «В лесу», «На реке», «В Африке», «На ферме», «На полюсе»;

-  серия журналов «Знакомство с окружающим миром»;

-набор раздаточных карточек: «Дикие животные», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Фрукты», «Овощи»;

-различные дидактические игры и пазлы;

-регулярно меняющаяся выставка поделок из бросового и природного материала.

Описание мероприятия проведенного с использованием экологического уголка

Цель:Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять полученные знания в качестве решения экологических и природоохранных проблем; воспитывать чуткость, отзывчивость исопереживание к окружающей нас природе.

Задачи:

- Создать хорошее настроение и позитивный настрой в течение всего мероприятия; 

- Способствовать решению проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира;

- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней;

- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи;

- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

- Учить правильно взаимодействовать с природой.

Актуальность:

На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.

Задача воспитательной работы по экологическому направлению состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Количество участников: в мероприятии приняли участие 18 воспитанников.

Основные результаты проведенного мероприятия

Результатами мероприятий можно считать следующие достижения:

– сформировано понимание неразрывной связи человека и природы;

– формирование бережного отношения к природе и потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.

– расширены знания детей о живой и неживой природе;

– сформированы умения применять полученные знания о природе в практической деятельности;

– сформировано желание заботиться о живых объектах природы;

– развитие эмоциональной отзывчивости средствами природы и музыки;

– обогащен словарный запас детей новыми понятиями,

– расширены знания детей об окружающем мире;

– сформированы умения передавать полученные впечатления в изобразительной деятельности.

 

Выводы.

Эффективность мероприятий, проводимых в таком формате, заключается еще в том, что такая форма взаимодействия с дошкольниками дает возможность детям самим исследовать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. В процессе мероприятия не только закреплялись навыки и умения, полученные на занятиях, но и углублялась потребность детей в познании нового, расширении своего кругозора. Успешно решалась задача взаимодействия ребят друг с другом, развитие их коммуникативных навыков. На таких занятиях дети учатся бережному отношению к окружающему миру.

Заключение.

Проведенное экологическое мероприятие показало важность и значимость для развития экологической культуры, экологического образования и просвещения подрастающего поколения.

Безусловно, существует необходимость в дальнейшем проведении мероприятий в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята – дошколята», так как при проведении такой работы происходит развитие экологической этики воспитанников, ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.

Проведение мероприятия станет доброй и красочной традицией для нашего детского сада, ведь именно с таких мероприятий начинается патриотическое воспитание детей, развития у молодого поколения чувства любви к природе и к родному краю.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Приложение 1

 

Конспект занятия в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»

Цель:

Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять полученные знания в качестве решения экологических и природоохранных проблем; воспитывать чуткость, отзывчивость и сопереживание к окружающей нас природе.

Задачи:

- Создать хорошее настроение и позитивный настрой в течение всего мероприятия; 

- Способствовать решению проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира;

- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней;

- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи;

- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;

- Учить правильно взаимодействовать с природой.

Материалы и оборудование:

- ширма «Берегите природу» с комплектом картинок-вкладышей;

- Эколята из плотного картона;

- разрезные картинки;

- карточки «Дикие животные»;

- атрибуты для игры «Гнездо» (2 ложки, яйца от киндер сюрпризов);

- атрибуты для игры «Очистим водоем от мусора» (тазики 2 штуки, резиновые уточки, рыбки, ужи, лягушки, фантики, бутылочки, пробки от бутылок, 2 сачка).

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на встречу с миром природы, но сначала предлагаю вам отгадать загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все: и млад, и стар,

Что она - огромный шар. (Земля)

Молодцы, ребята, конечно же это Земля. Сегодня вместе мы подумаем о том, как необходимо охранять нашу Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

Природа богата, щедра и прекрасна,

Нас кормит и поит веками она.

Но думать, что так будет вечно, опасно.

Ей наша любовь и забота нужна.

Воспитатель обращает внимание детей на ширму:

- Ребята, посмотрите, кото это на лесной полянке? Да это же сказочные Эколята – защитники природы. Они родились в лесу и знают про него все, они уж точно знают, как нужно любить и беречь природу. Они помогут нам подружиться с природой и полюбить её. Познакомимся с ними поближе.

Шалун представляет детям сказочных Эколят:

- Это -  Умница, она много знает и рассказывает своим друзьям истории, потому что любит читать. Она самая серьезная, потому что самая старшая из малышей.

- Тихоня – мой младший брат- жёлудь. Он вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но нисколько не мешает всячески поддерживать меня. А ещё Тихоня очень любит цветы.

- У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительная Ёлочка, она любит играть и поговорить о том, о сем.

- А я – Шалун! Самый озорной и шкодливый! Я люблю веселые игры, знаю их великое множества.

Ёлочка:

- Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять.

Она, как мы, такая же -  живая!

Ёлочка:

-  Чтобы охранять природу, нужно её знать. Предлагаю поиграть в игру «Знатоки Природы». Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Нужно ответить на как можно большее число вопросов.

Игра «Знатоки Природы»

— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это (Насекомые.)

— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

— У какого дерева белый ствол? (У березы.)

— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

— Сколько ног у жука? (Шесть.)

— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

— У какого зверя есть иголки? (у ежа, дикобраза.)

— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

— Карась, щука, сом, окунь – это. (Рыбы)

— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Умница:

- А теперь мы проверим, умеете ли вы правильно вести себя в природе.

Представим 1ю ситуацию:

Воспитатель: Два мальчика гуляли по лесу.

Шалун: Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?

Тихоня: Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!

Шалун: Давай сорвем его и отнесем маме.

Ведущий: Мальчики сорвали цветок и пошли домой. Правильно ли поступили мальчики?

Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.

Умница: Я тоже люблю ландыши, у меня была любимая картина с ландышами, но она рассыпалась на части, помогите мне ее собрать.

Игра «Собери картинку»

Умница: Спасибо! А теперь помогите мне разобрать перепутанные картинки животных, какие живут в наших северных лесах, а какие на юге?

А теперь представим 2-ю ситуацию

Воспитатель: Мальчик (шалун) шел по лесной тропинке, увидел бельчонка и решил взять его домой. Правильно поступил мальчик?

Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

Умница: ребята скажите, а белочка живет в нашем северном лесу?

Дети: Да!

3-я ситуация

Воспитатель: Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.

Елочка: Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

Умница: А в нем яичко.

Елочка: Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Умница: Мы будем заботиться о нем!

Воспитатель: Девочки взяли яичко с собой. Правильно ли девочки поступили?

Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

Шалун: Теперь мы с вами сыграем в игру «Гнездо» и посмотрим, как бережно вы относитесь к природе.

Игра «Гнездо»

Бежать нельзя, дрожать нельзя.

Дышать можно, только осторожно.

Иначе можно разбить.

Воспитатель: Выходят две команды. Вам нужно взять ложкой яичко из ведра и донести, не уронив, до гнезда. Положить и вернуться на место. Передать ложку другому.

Во время игры помощник воспитателя выставляет на ширме первый комплект картинок с изображением детей.

«Как вести себя в лесу?»

Воспитатель: Ребята, пока мы играли, на поляну пришли дети. Давайте посмотрим, чем они занимаются. Можно ли так вести себя на природе?

Ответы детей: Нельзя разбрасывать мусор, разрушать муравейники, ловить насекомых, срывать охапками цветы, пинать несъедобные грибы, ломать ветки, разрушать гнёзда.

Дети меняют картинки на ширме.

Шалун: Молодцы ребята! А теперь давайте разомнемся и поиграем в игру «Покажи движениями». Я скажу, а вы показывайте.

Игра «Покажи движениями»

• как растет цветок,

• как кружится снег во время вьюги,

• как медведь вылезает из берлоги весной,

• как осенний лист падает на землю,

• как заяц барабанит по пню лапами,

• как лиса вынюхивает добычу,

• как идет дождь.

Умница:

-  Какие  вы все, ребята, молодцы – настоящие артисты!

Шалун: Приятно, гулять по чистому лесу?

Дети: Да.

Шалун: Хотите тоже почувствовать себя защитниками природы?

Дети: да!

Шалун: Тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Очистим водоем от мусора»

Игра «Очистим водоем от мусора»

Умница: Вам нужно убрать лишние предметы, то чего не должно быть в водоеме, для этого вам необходимы инструменты (подает сачки). Какая команда справится быстрее – выиграет.

Елочка: Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. За это мы хотим вручить вам медали. Мы уверены, что вы всегда будете активными защитниками нашей родной природы.

Награждение участников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...

Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...