Конспект занятия по экологическому воспитанию детей «Эколята-дошколята»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Описание экологического уголка
В целях повышения экологической культуры и мышления, активной гражданской позиции и комплексного научного подхода к решению экологических проблем в нашей группе был создан экологический уголок, который служит площадкой для проведения с детьми различных тематических занятий.Наш уголок включает в себя:
-ширма «Берегите природу» с изображением лесной поляны, на которой присутствуют образы сказочных героев Эколят. Эколята знакомят детей с правилами поведения в природе с помощью наглядных картинок – знаков. Так же на ширме имеются прозрачные кармашки для картинок вкладышей с изображением детей, которые показывают разные модели поведения;
-лэпбук «Берегите природу», включает в себя карточки с изображением и описанием природных ресурсов, схематическое изображение живой и неживой природы, экологические пазлы, карточки с пословицами и поговорками, карточки с сюжетными картинками на экологическую тематику;
-лэпбук «Юные экологи», включает в себя карточки на тему «Что наносит вред здоровью», красную книгу Мурманской области, игры «Лягушачьи бега», «Рассортируй мусор», «Очистим пруд от мусора»;
- макеты леса (меняются по сезонам) с фигурками диких животных;
- дерево «Времена года»;
- тематические альбомы: «Деревья», «Животные и детеныши», «Красная книга», «Съедобные и несъедобные грибы»;
- серия книг о птицах и животных: «В лесу», «На реке», «В Африке», «На ферме», «На полюсе»;
- серия журналов «Знакомство с окружающим миром»;
-набор раздаточных карточек: «Дикие животные», «Насекомые», «Ягоды», «Грибы», «Фрукты», «Овощи»;
-различные дидактические игры и пазлы;
-регулярно меняющаяся выставка поделок из бросового и природного материала.
Описание мероприятия проведенного с использованием экологического уголка
Цель:Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять полученные знания в качестве решения экологических и природоохранных проблем; воспитывать чуткость, отзывчивость исопереживание к окружающей нас природе.
Задачи:
- Создать хорошее настроение и позитивный настрой в течение всего мероприятия;
- Способствовать решению проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира;
- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней;
- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи;
- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;
- Учить правильно взаимодействовать с природой.
Актуальность:
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Задача воспитательной работы по экологическому направлению состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Количество участников: в мероприятии приняли участие 18 воспитанников.
Основные результаты проведенного мероприятия
Результатами мероприятий можно считать следующие достижения:
– сформировано понимание неразрывной связи человека и природы;
– формирование бережного отношения к природе и потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.
– расширены знания детей о живой и неживой природе;
– сформированы умения применять полученные знания о природе в практической деятельности;
– сформировано желание заботиться о живых объектах природы;
– развитие эмоциональной отзывчивости средствами природы и музыки;
– обогащен словарный запас детей новыми понятиями,
– расширены знания детей об окружающем мире;
– сформированы умения передавать полученные впечатления в изобразительной деятельности.
Выводы.
Эффективность мероприятий, проводимых в таком формате, заключается еще в том, что такая форма взаимодействия с дошкольниками дает возможность детям самим исследовать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. В процессе мероприятия не только закреплялись навыки и умения, полученные на занятиях, но и углублялась потребность детей в познании нового, расширении своего кругозора. Успешно решалась задача взаимодействия ребят друг с другом, развитие их коммуникативных навыков. На таких занятиях дети учатся бережному отношению к окружающему миру.
Заключение.
Проведенное экологическое мероприятие показало важность и значимость для развития экологической культуры, экологического образования и просвещения подрастающего поколения.
Безусловно, существует необходимость в дальнейшем проведении мероприятий в рамках природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята – дошколята», так как при проведении такой работы происходит развитие экологической этики воспитанников, ответственности в их отношениях с природой, эстетическое, нравственное воспитание, воспитание любви к Родине, формирование чувства сопричастности к своему времени, личной ответственности за все происходящее вокруг.
Проведение мероприятия станет доброй и красочной традицией для нашего детского сада, ведь именно с таких мероприятий начинается патриотическое воспитание детей, развития у молодого поколения чувства любви к природе и к родному краю.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Приложение 1
Конспект занятия в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята» для детей старшего дошкольного возраста «Земля наш общий дом, ее мы сбережем»
Цель:
Развивать экологическую культуру, образование и просвещение подрастающего поколения; формировать основы активной жизненной позиции, ценность природы в её единстве с человеком, правильно применять полученные знания в качестве решения экологических и природоохранных проблем; воспитывать чуткость, отзывчивость и сопереживание к окружающей нас природе.
Задачи:
- Создать хорошее настроение и позитивный настрой в течение всего мероприятия;
- Способствовать решению проблемы сохранения природы, её животного и растительного мира;
- Уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе, бережном отношении к ней;
- Формировать умение самостоятельно решать экологические задачи;
- Способствовать формированию у детей представления о правильном поведении в природе;
- Учить правильно взаимодействовать с природой.
Материалы и оборудование:
- ширма «Берегите природу» с комплектом картинок-вкладышей;
- Эколята из плотного картона;
- разрезные картинки;
- карточки «Дикие животные»;
- атрибуты для игры «Гнездо» (2 ложки, яйца от киндер сюрпризов);
- атрибуты для игры «Очистим водоем от мусора» (тазики 2 штуки, резиновые уточки, рыбки, ужи, лягушки, фантики, бутылочки, пробки от бутылок, 2 сачка).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на встречу с миром природы, но сначала предлагаю вам отгадать загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Но знают все: и млад, и стар,
Что она - огромный шар. (Земля)
Молодцы, ребята, конечно же это Земля. Сегодня вместе мы подумаем о том, как необходимо охранять нашу Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Природа богата, щедра и прекрасна,
Нас кормит и поит веками она.
Но думать, что так будет вечно, опасно.
Ей наша любовь и забота нужна.
Воспитатель обращает внимание детей на ширму:
- Ребята, посмотрите, кото это на лесной полянке? Да это же сказочные Эколята – защитники природы. Они родились в лесу и знают про него все, они уж точно знают, как нужно любить и беречь природу. Они помогут нам подружиться с природой и полюбить её. Познакомимся с ними поближе.
Шалун представляет детям сказочных Эколят:
- Это - Умница, она много знает и рассказывает своим друзьям истории, потому что любит читать. Она самая серьезная, потому что самая старшая из малышей.
- Тихоня – мой младший брат- жёлудь. Он вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но нисколько не мешает всячески поддерживать меня. А ещё Тихоня очень любит цветы.
- У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительная Ёлочка, она любит играть и поговорить о том, о сем.
- А я – Шалун! Самый озорной и шкодливый! Я люблю веселые игры, знаю их великое множества.
Ёлочка:
- Пора бы человечеству понять,
Богатства у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять.
Она, как мы, такая же - живая!
Ёлочка:
- Чтобы охранять природу, нужно её знать. Предлагаю поиграть в игру «Знатоки Природы». Для этого мы предлагаем вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей. Нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Игра «Знатоки Природы»
— Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)
— Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это (Насекомые.)
— Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)
— У какого дерева белый ствол? (У березы.)
— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
— Сколько ног у жука? (Шесть.)
— Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
— У какого зверя есть иголки? (у ежа, дикобраза.)
— Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)
— Карась, щука, сом, окунь – это. (Рыбы)
— У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)
— Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)
— Какая птица лечит деревья? (Дятел.)
— Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)
— Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)
— У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)
— Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
— Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)
— Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)
Умница:
- А теперь мы проверим, умеете ли вы правильно вести себя в природе.
Представим 1ю ситуацию:
Воспитатель: Два мальчика гуляли по лесу.
Шалун: Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
Тихоня: Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
Шалун: Давай сорвем его и отнесем маме.
Ведущий: Мальчики сорвали цветок и пошли домой. Правильно ли поступили мальчики?
Дети: Ландыши занесены в Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они исчезнут.
Умница: Я тоже люблю ландыши, у меня была любимая картина с ландышами, но она рассыпалась на части, помогите мне ее собрать.
Игра «Собери картинку»
Умница: Спасибо! А теперь помогите мне разобрать перепутанные картинки животных, какие живут в наших северных лесах, а какие на юге?
А теперь представим 2-ю ситуацию
Воспитатель: Мальчик (шалун) шел по лесной тропинке, увидел бельчонка и решил взять его домой. Правильно поступил мальчик?
Дети: Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
Умница: ребята скажите, а белочка живет в нашем северном лесу?
Дети: Да!
3-я ситуация
Воспитатель: Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
Елочка: Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
Умница: А в нем яичко.
Елочка: Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
Умница: Мы будем заботиться о нем!
Воспитатель: Девочки взяли яичко с собой. Правильно ли девочки поступили?
Дети. Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.
Шалун: Теперь мы с вами сыграем в игру «Гнездо» и посмотрим, как бережно вы относитесь к природе.
Игра «Гнездо»
Бежать нельзя, дрожать нельзя.
Дышать можно, только осторожно.
Иначе можно разбить.
Воспитатель: Выходят две команды. Вам нужно взять ложкой яичко из ведра и донести, не уронив, до гнезда. Положить и вернуться на место. Передать ложку другому.
Во время игры помощник воспитателя выставляет на ширме первый комплект картинок с изображением детей.
«Как вести себя в лесу?»
Воспитатель: Ребята, пока мы играли, на поляну пришли дети. Давайте посмотрим, чем они занимаются. Можно ли так вести себя на природе?
Ответы детей: Нельзя разбрасывать мусор, разрушать муравейники, ловить насекомых, срывать охапками цветы, пинать несъедобные грибы, ломать ветки, разрушать гнёзда.
Дети меняют картинки на ширме.
Шалун: Молодцы ребята! А теперь давайте разомнемся и поиграем в игру «Покажи движениями». Я скажу, а вы показывайте.
Игра «Покажи движениями»
• как растет цветок,
• как кружится снег во время вьюги,
• как медведь вылезает из берлоги весной,
• как осенний лист падает на землю,
• как заяц барабанит по пню лапами,
• как лиса вынюхивает добычу,
• как идет дождь.
Умница:
- Какие вы все, ребята, молодцы – настоящие артисты!
Шалун: Приятно, гулять по чистому лесу?
Дети: Да.
Шалун: Хотите тоже почувствовать себя защитниками природы?
Дети: да!
Шалун: Тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Очистим водоем от мусора»
Игра «Очистим водоем от мусора»
Умница: Вам нужно убрать лишние предметы, то чего не должно быть в водоеме, для этого вам необходимы инструменты (подает сачки). Какая команда справится быстрее – выиграет.
Елочка: Поздравляю вас, ребята, вы очень хорошо справились со всеми заданиями. За это мы хотим вручить вам медали. Мы уверены, что вы всегда будете активными защитниками нашей родной природы.
Награждение участников.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/24/8c5ngz-3hv1eqcpy9vci_npusj4ig4gwnb5tyx2kyequz-y5i6snl-whjlupch3fx8i5ykkh.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/24/b0ppevcrqamofufiofzpfled0yhjzh_byvodexcuihf_rvugduv7tn8hma_jqgjzbdxn51pr.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/24/z7t6ax8c06kyvlbh1qdxfdx04oc4nsp8_tf2zaxkobuczpbzupdtcrfqlcnrgkoe4bgvxwvl.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/02/24/zsqu-nnevejhoa9xal87r2knyyzgrls-udyqxmhjltnknbaxk4zqcx-f8prxwuc3nx7ejxkd.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1463072-1678613483.jpg)
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/26/picture-1492375-1698344884.jpg)
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...