Эти удивительные существа - насекомые
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Эти удивительные существа – насекомые».
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых
Задачи:
Обучающие:
Уточнять и обобщать знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых;
Продолжать детей знакомить с насекомыми Красной книги.
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Содержание:
Приветствие: «Круг рукопожатий»
Здравствуй, друг! Здравствуй весь наш дружный круг!
Я люблю свой детский сад, в нём полным-полно ребят.
Может сто, а может двести. Хорошо, когда мы вместе.
Воспитатель:
- Недавно я гуляла в лесу и увидела очень удивительной красоты поляну и встретила там удивительных существ – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи по-темнее. Их было так много. Эти необычные букашки насили какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовалась и не сдержалась, так рассмеялась, что все они разбежались и разлетелись. Я едва успела сфотографировать их и принесла вам фотографии, но моя собака играя разорвала их на несколько частей. Помогите мне, пожалуйста, собрать все фотографии и узнать, что же это за удивительные существа.
Игра «Собери картинку»
- Ребята, кто получился у вас на картинках?
Дети: бабочка, жук, муравей и пчела.
- А как мы можем их назвать одним словом?
Дети: насекомые.
- Совершенно верно – эти удивительные существа называются насекомые.
Мы с вами совершим путешествие в мир насекомых. Нам предстоит ответить на вопрос кто такие насекомые? При слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются бабочки, жуки, муравьи, пчёлы, мухи, комары. Большинство насекомых так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить. Мы с вами мало знаем об их жизни! И поэтому сегодня насекомые приглашают вас в гости!
- давайте Рассмотрим их внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что-то общее? По каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение тела).
Определение признаков насекомых :
1 признак - «6 ног». Давайте это проверим и посчитаем их количество. У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных (наличием 6 ног).
2 признак - Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых. Какие части тела насекомого вы видите? (голова, глаза, лапки). Особенность строения тела насекомых в том, что оно разделено на три части: «голова», «грудь» и «брюшко». (Схема).
А вы знаете чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой). У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых? (похожи на то, как питаются насекомые). Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка. Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы (нет не могут).
3 признак - наличие усиков. А чем питаются ночные бабочки? (нектаром). А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. (Им помогает запах). Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков. Усики характерный признак многих насекомых.
4 признак - наличие двух пар крыльев. Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных(6 ног, есть усики, строение тела). Что помогает их передвижению (крылья). У каких животных тоже есть крылья (у птиц) Сколько их (два). Посчитайте, сколько крыльев у насекомых? (4 крылышка).
Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики. У некоторых есть крылья. А как же все - таки отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других животных? Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них 6 ног.
Физкультминутка «Сороконожка».
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи,
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой,
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Ребята, скажите, а где обитают насекомые? (В воздухе, в почве, в воде.) Многие насекомые питаются растениями, некоторые бабочки – пыльцой. Но есть среди насекомых и хищники. Какие насекомые относятся к хищным? (Стрекоза, кузнечик, божья коровка). Почему их так называют? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.) Например, божья коровка поедает тлей, которые губят плодовые деревья. В отличие от божьей коровки, которая поедает тлей, муравьи охраняют это насекомое. Точнее, они пасут их как стадо коров, и при этом, так же как мы получаем от коров молоко, получают сладкий нектар от тлей, который затем съедают. Нектар, который выделяет тля, губит деревья. Таким образом, муравьи делают 2 добрых дела – кормят семью и охраняют деревья. Среди насекомых много жуков. Среди них есть хищники и растительноядные. Например, жук - красотел спасает лес от разных гусениц. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных, поэтому их называют «санитарами».
А зачем нам нужны насекомые? Ответы. Если насекомые исчезнут, то некому будет опылять растения, у птиц не будет корма, и они погибнут. Ребята, насекомые бывают разные. Одни приносят пользу природе и человеку, другие - вред. Назовите полезных насекомых (бабочка, пчела, муравей). Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск.
Давайте поможем нашим робопчелам найти свое растение.
Но прежде назовите какие виды меда делают пчелы (липовый, каштановый, подсолнечневый, клеверный, цветочный и др.)
Выберите себе растение из которого ваши пчелы будут делать мед.
А остальные ребята будут строить дом для пчел. Как он называется (улей) из конструктора лего.
Молодцы справились с заданием.
На нашей планете Земля существует очень много разных видов насекомых. Скажите, пожалуйста, а что происходит с теми видами насекомых, которые находятся на гране вымирания и исчезновения (Их заносят в Красную книгу).
Верно. Давайте послушаем рассказы ребят о таких насекомых.
3 – 4 человека.
ИТОГ
К сожалению наше занятие подходит к концу. Я вас всех благодарю. Вы все были молодцы!
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей?)
Что для вас оказалось сложным? (Ответы детей?)
Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие « Удивительный мир насекомых»
продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...
Конспект совместной образовательной деятельности "Удивительный мир насекомых"
Конспект совместной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: "Удивительный мир насекомых" (ОО "Познавательное развитие")...
Исследовательский проект « Почему насекомые- удивительные существа»
Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экол...
Проект удивительные существа динозавры
Помещены 1 презентация "Удивительные существа динозавры", Проект "Удивительные существа динозавры" и презентация "Дети в пректе"...
Проект "Лягушки и жабы - удивительные существа"
Презентация проекта про лягушек...
вода удивительное существо
знакомство детей дошкольников с водой и ее свойствами...
Презентация "Вода - удивительное существо"
проект "Вода - удивительное существо"...