Исследовательский проект « Почему насекомые- удивительные существа»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Петрова Елена Владимировна

Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать  у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx58.79 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект  « Почему насекомые- удивительные существа»

Название проекта  :Почему насекомые – удивительные существа?

Автор проекта :Петрова Елена Владимировна

Вид проекта: исследовательский

Продолжительность проекта: 2 недели

Объект исследования:  насекомые.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Цель:  

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Почему насекомые- удивительные существа?»
  • Расширить  представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, , крылья, усики, шесть ног);
  •  Познакомить детей с тем,  какую роль играют насекомые в развитии живой природы;
  • Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов;
  • Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
  •  Воспитывать любознательность;
  •  Развивать фразовую речь, логическое мышление.

Задачи:

  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

             -выявление проблемы

 -наблюдение  за поведением некоторых насекомых

 - самостоятельный анализ полученных результаты.

  • Выяснить, какую пользу, и  какой вред приносят эти насекомые живой природе и человеку: пчела ,бабочка-капустница , колорадский жук, медведка, муравьи.
  •  Воспитать бережное отношение к живому;
  • Сформировать навыки исследовательской деятельности;
  •  Сформировать желание получать удовольствие от общения с природой

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (быстрота, ловкость)..

Форма проведения итогового мероприятия проекта: изготовление альбома «Насекомые? А кто это?»

Актуальность:

Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?».

Рядом  с  нами живут удивительные существа -  насекомые. Их очень много и они повсюду: в саду,  лесу, в воде, и на лугу. По строению и образу жизни они скорее напоминают жителей другой планеты, чем человека. Одни неприметные,  другие имеют яркую окраску .

      Детям было очень интересно наблюдать за ними, а также захотелось узнать, есть  от них польза или только вред .? Поэтому  выбор  темы проекта  был обусловлен интересом детей   к насекомым, а участие детей в этом  проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Предполагаемый результат:

  • дети могут узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
  •  иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  •  знать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям;
  •  Находить у насекомых сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием  опорной схемы.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Л. Модзалевский   «Мотылек»; Б.Заходер  «Про всех»;   Ю.Энтин   «О многих шестиногих;  В.Лунин «Жук»; Ю. Мориц «Счастливый жук»; Е. Стеквашова  «Муха» ;А. Барто  «Фонарик»  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка», Сказки "Лиса и муравей", А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот»,  Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,  С.Михалков «Академия наук», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», загадывание загадок,
  • прослушивание аудиозаписи Д.Тухманов Ю.Энтин «Знакомые насекомые»;  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;
  • просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей»;  «Лунтик», «Букашки»;  «Пчёлка Майя», «Под грибом».

Социально-коммуникативное развитие:

В какие игры связанные с жизнью насекомых ,знанием их повадок можно поиграть? По мотивам каких сказок, рассказов о насекомых можно поиграть в сюжетные игры ,театр ? Можно ли вырастить насекомое из личинки? Как называется профессия человека, который разводит пчел? Трудятся ли насекомые? Как?

Художественно- эстетическое развитие:

Какие сказки, стихи, загадки можно прочитать о животных? Откуда мы можем узнать о насекомых? Какие музыкальные произведения композиторы сочинили о насекомых? Обыгрывание сказки «Муха-Цокотуха». Могут ли насекомые танцевать ,петь? Как?

Познавательное развитие: Какие  бывают насекомые? Все ли насекомые одинаковые? Чем они отличаются?

Какую пользу и вред приносят насекомые?

Где они живут?

Чем питаются ?Поему насекомых называют членистоногие? Как можно изобразить насекомых? (нарисовать, слепить ,выполнить аппликацию, сконструировать?)

Как лечить укусы насекомых?

Речевое развитие:

Могут ли насекомые общаться друг с другом? Какую пользу для человека приносят насекомые? Всех ли насекомых можно брать в руки? Что произойдет если бабочку брать за крылышки?  Опасна ли работа пчеловода? Почему?

Физическое развитие:

Могут ли насекомые бегать, прыгать, ползать, летать ?

Организация соревнований на лучшего прыгуна, бегуна…

Здоровье:

Как лечить укусы насекомых?

Какую пользу для человека приносят насекомые?

             

                        насекомые


2 Комплексно-тематический  план психолого-педагогической работы

Здоровье:

Как лечить укусы насекомых?

Какую пользу для человека приносят насекомые?

           Виды

          деят-ти

Направления развития

Совместная деятельность

В ходе режимных моментов

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с семьей

Организация среды

Познавательное развитие

- Беседа «Насекомые? А кто это?»

П/с . уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме.

- Беседа-обсуждение «Мастера маскировки»

П./с. .Расширить представления детей о мире насекомых, способах  их маскировки и защиты.

- «Посади бабочек на цветы». Цель: упражнение в навыках счёта, соотнесение по количеству

Аппликация «Бабочка» 

П /с: закрепить навыки вырезывания, наклеивания; закрепить знания об особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со сверстниками; активизировать словарь

Беседа -наблюдение «Чем питаются бабочки»

 Цель. Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом,

особенностями и способами питания.

Рисование сотовых ячеек на асфальте мелками по шаблонам.

Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развивать точность движений, мелкую моторику.

Наблюдение за муравьиной тропой, П/с . Уточнить представления о муравьях и их характерных признаках; Определение направления движения муравьев. Закрепить знания о повадках муравья

Лепка фигурки «Божьей коровки из теста»

Викторина «В мире насекомых»

Цель: закрепление знаний детей по теме «Насекомые».  Повысить уровень экологических знаний родителей. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.

-  Проведение мастер-класса по изготовлению насекомых из коктейльных палочек.

-   Составление  изготовление экологических знаков. плакатов на тему «Бережное отношение к растительному миру»

Цель: Вызвать у родителей желание сотрудничать с воспитателями и детьми.

Выставка

 Коллекции насекомых, мини энциклопедии о них .

 Цель. Показать разнообразие мира насекомых. Учить беречь прекрасные творения природы – насекомых

Выставка экологических знаков, плакатов.

Речевое развитие:

Составление описательного рассказа по опорной схеме «Насекомые»

П/с. - уточнить представления о насекомых: названиях, внешний вид, местах обитания;

- упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании сущ-х Р.п. множ. ч

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

Беседа об особенностях  насекомых

Д/и «Назови ласково» ; Разучивание диалогов из  басни И. Крылова «Стрекоза и муравей»

П/с. Работа над выразительностью речи, тембром и темпом голоса.

Д/и «Сложи насекомое» Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».

« Что это за насекомое?»

Цель. закрепление знаний детей по теме «Насекомые».

Посещения зоологического музея выставка 

 «В мире бабочек»

П/с. Расширить представления детей о бабочках, учить сравнивать ,делать выводы.

Организация выставки продуктивной деятельности детей , презентация работ.

Художественно- эстетическое развитие:

А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»;

Д.Биссет «Кузнечик Денди»

Разучивание песни «Про меня и муровья»(музюЛ.Абелян, сл.В.Степового)

«Трудолюбивая пчелка»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

Слушание муз.композиции»Бабочка»Э.Грига,

Прослуш-ие аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;

Рассматривание альбомов,

 журналов ,

папок-передвижек по теме.

Игра«Танец насекомых и растений» Цель: развивать у детей творческое воображение, мышление, любознательность  и способность представлять себя насекомыми или растениями.

Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха»

Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Придумать песню-переделку про насекомых.

Цель: Вызвать у родителей желание сотрудничать с воспитателями и детьми.

Организация выставки книг по теме «Насекомые»

Постановка мини –мюзикла

 «О многих шестиногих» Ю.Энтин Д.Тухманов

Социально-коммуникативное развитие:

                                                       

«Кто где живет».

 «Подбери слово-признак и слово-действие»

«Хорошо или плохо?» (хорошо или плохо быть насекомым-решение проблемных ситуаций).    

 Беседа «Кто такие бортники или пчеловоды»

П/с Расширить представления детей о труде взрослых. показать результат труда, его значимость.

«Пчелки»

Цель: развитие внимания, слуха, памяти, воображения, закрепление знаний о насекомых.

«Подарок бабочкам»- Благоустройство цветника, высадка цветов на клумбе.

Цель. Познакомить детей с приемами высадки. Уточнить знания детей о способах выращивания цветущих растений.. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями, добиваться понимания значимости выполняемой работы

С/р игра «Семья» (Семья едет на дачу)

Цель. Учить договариваться кто кем будет в игре ,подчиняться правилам игры.

С/ игра «Больница»(Оказание первой помощи при укусах насекомых).

Посещение  выставки «Тропические бабочки» музей Филицина.

Изготовление ловушек для насекомых-вредителей.

 Цель. Вызвать радость от совместной работы. добиваться понимания значимости выполняемой работы.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе»

Выставка –дегустация сортов меда пчеловода Лемешко Г.В

Физическое развитие

П/и «Медведь и пчелы»,Цель:  развивать логическое мышление, ловкость, ориентировку; закрепить знания о способах перемещения разных насекомых. 

«Поймай  комара» Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,

 ловкость. 

«Дневные и ночные бабочки»

Цель: развивать умение действовать по сигналу,  выполнять правила игры.

- гимнастика после сна «Летний луг», «Бабочка»  

- комплекс утренней гимнастики «Жучки-паучки».

Мытье рук самомассажем «Трудолюбивая пчёлка»

Инсценирование движений насекомых

Игра с речевым сопровождением «Добрый жук»

Спортивный досуг «На лужайке.»

Цель: Помощь в организации праздника (пошив костюмов, изготовление атрибутов). Способствовать объединению семьи и детского сада.

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

 «Сдуй комара» Цель. Развитие силы выдоха.

Изготовление шапочек для подвижных игр

Выводы:

   По результатам проекта можно считать эту работу успешной.

- при формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста  я пыталась воздействовать на эмоциональное восприятие ;

Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать  у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Почему на улице гуляют бездомные собаки?»

Название проекта: «Почему на улице гуляют бездомные собаки?»Вид проекта: ИсследовательскийДлительность: Средней продолжительности (1,5 месяца)Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-7 л...

Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?»

Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?» знакомит ребёнка  с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, разными вида...

Информационно-исследовательский проект "Почему нужно беречь голос?"

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ГОЛОС? »подготовительная группапродолжительность-3 недели(с 10.10.2014г. по 31.10.2014г.)Автор проекта:Музыкальный руководительОрешонко...

Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"

Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик.  В сказке  говорилось  о том,  как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...

Детский исследовательский проект "Почему появляются морозные узоры"

Актуальность:Однажды с  Юлией Сергеевной мы рассматривали и рисовали морозные узоры. Нам стало интересно, как появляются морозные узоры. Мы сказали - неужели их рисует на окнах дедушка Мороз? А к...

Проект" Почему насекомые наши друзья?"

Цель: формирование представления о насекомых, их пользе или вреде....