Исследовательский проект « Почему насекомые- удивительные существа»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 58.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект « Почему насекомые- удивительные существа»
Название проекта :Почему насекомые – удивительные существа?
Автор проекта :Петрова Елена Владимировна
Вид проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: 2 недели
Объект исследования: насекомые.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Цель:
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Почему насекомые- удивительные существа?»
- Расширить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, , крылья, усики, шесть ног);
- Познакомить детей с тем, какую роль играют насекомые в развитии живой природы;
- Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов;
- Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых;
- Воспитывать любознательность;
- Развивать фразовую речь, логическое мышление.
Задачи:
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
-выявление проблемы
-наблюдение за поведением некоторых насекомых
- самостоятельный анализ полученных результаты.
- Выяснить, какую пользу, и какой вред приносят эти насекомые живой природе и человеку: пчела ,бабочка-капустница , колорадский жук, медведка, муравьи.
- Воспитать бережное отношение к живому;
- Сформировать навыки исследовательской деятельности;
- Сформировать желание получать удовольствие от общения с природой
Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (быстрота, ловкость)..
Форма проведения итогового мероприятия проекта: изготовление альбома «Насекомые? А кто это?»
Актуальность:
Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно на этом естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению, познанию окружающего большого мира строится исследовательское обучение, позволяющее ребенку занять активную исследовательскую позицию, проявить познавательную активность, самому найти ответы на вопросы «как?» и «Почему?».
Рядом с нами живут удивительные существа - насекомые. Их очень много и они повсюду: в саду, лесу, в воде, и на лугу. По строению и образу жизни они скорее напоминают жителей другой планеты, чем человека. Одни неприметные, другие имеют яркую окраску .
Детям было очень интересно наблюдать за ними, а также захотелось узнать, есть от них польза или только вред .? Поэтому выбор темы проекта был обусловлен интересом детей к насекомым, а участие детей в этом проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Предполагаемый результат:
- дети могут узнавать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям;
- Находить у насекомых сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями: Л. Модзалевский «Мотылек»; Б.Заходер «Про всех»; Ю.Энтин «О многих шестиногих; В.Лунин «Жук»; Ю. Мориц «Счастливый жук»; Е. Стеквашова «Муха» ;А. Барто «Фонарик» Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», Сказки "Лиса и муравей", А.Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С.Михалков «Академия наук», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», загадывание загадок,
- прослушивание аудиозаписи Д.Тухманов Ю.Энтин «Знакомые насекомые»; Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;
- просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей»; «Лунтик», «Букашки»; «Пчёлка Майя», «Под грибом».
Социально-коммуникативное развитие:
В какие игры связанные с жизнью насекомых ,знанием их повадок можно поиграть? По мотивам каких сказок, рассказов о насекомых можно поиграть в сюжетные игры ,театр ? Можно ли вырастить насекомое из личинки? Как называется профессия человека, который разводит пчел? Трудятся ли насекомые? Как?
Художественно- эстетическое развитие:
Какие сказки, стихи, загадки можно прочитать о животных? Откуда мы можем узнать о насекомых? Какие музыкальные произведения композиторы сочинили о насекомых? Обыгрывание сказки «Муха-Цокотуха». Могут ли насекомые танцевать ,петь? Как?
Познавательное развитие: Какие бывают насекомые? Все ли насекомые одинаковые? Чем они отличаются?
Какую пользу и вред приносят насекомые?
Где они живут?
Чем питаются ?Поему насекомых называют членистоногие? Как можно изобразить насекомых? (нарисовать, слепить ,выполнить аппликацию, сконструировать?)
Как лечить укусы насекомых?
Речевое развитие:
Могут ли насекомые общаться друг с другом? Какую пользу для человека приносят насекомые? Всех ли насекомых можно брать в руки? Что произойдет если бабочку брать за крылышки? Опасна ли работа пчеловода? Почему?
Физическое развитие:
Могут ли насекомые бегать, прыгать, ползать, летать ?
Организация соревнований на лучшего прыгуна, бегуна…
Здоровье:
Как лечить укусы насекомых?
Какую пользу для человека приносят насекомые?
насекомые
2 Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы
Здоровье:
Как лечить укусы насекомых?
Какую пользу для человека приносят насекомые?
Виды деят-ти Направления развития | Совместная деятельность | В ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей | Организация среды |
Познавательное развитие | - Беседа «Насекомые? А кто это?» П/с . уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, передвижении; развивать фразовую речь, активизировать словарь по теме. - Беседа-обсуждение «Мастера маскировки» П./с. .Расширить представления детей о мире насекомых, способах их маскировки и защиты. - «Посади бабочек на цветы». Цель: упражнение в навыках счёта, соотнесение по количеству Аппликация «Бабочка» П /с: закрепить навыки вырезывания, наклеивания; закрепить знания об особенностях окраски бабочек; научить работать совместно со сверстниками; активизировать словарь | Беседа -наблюдение «Чем питаются бабочки» Цель. Познакомить детей с разными видами бабочек (капустница, крапивница), их внешним видом, особенностями и способами питания. Рисование сотовых ячеек на асфальте мелками по шаблонам. Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развивать точность движений, мелкую моторику. | Наблюдение за муравьиной тропой, П/с . Уточнить представления о муравьях и их характерных признаках; Определение направления движения муравьев. Закрепить знания о повадках муравья Лепка фигурки «Божьей коровки из теста» | Викторина «В мире насекомых» Цель: закрепление знаний детей по теме «Насекомые». Повысить уровень экологических знаний родителей. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности. - Проведение мастер-класса по изготовлению насекомых из коктейльных палочек. - Составление изготовление экологических знаков. плакатов на тему «Бережное отношение к растительному миру» Цель: Вызвать у родителей желание сотрудничать с воспитателями и детьми. | Выставка Коллекции насекомых, мини энциклопедии о них . Цель. Показать разнообразие мира насекомых. Учить беречь прекрасные творения природы – насекомых Выставка экологических знаков, плакатов. |
Речевое развитие: | Составление описательного рассказа по опорной схеме «Насекомые» П/с. - уточнить представления о насекомых: названиях, внешний вид, местах обитания; - упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании сущ-х Р.п. множ. ч - совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме; | Беседа об особенностях насекомых Д/и «Назови ласково» ; Разучивание диалогов из басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» П/с. Работа над выразительностью речи, тембром и темпом голоса. | Д/и «Сложи насекомое» Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое». « Что это за насекомое?» Цель. закрепление знаний детей по теме «Насекомые». | Посещения зоологического музея выставка «В мире бабочек» П/с. Расширить представления детей о бабочках, учить сравнивать ,делать выводы. | Организация выставки продуктивной деятельности детей , презентация работ. |
Художественно- эстетическое развитие: | А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Д.Биссет «Кузнечик Денди» Разучивание песни «Про меня и муровья»(музюЛ.Абелян, сл.В.Степового) | «Трудолюбивая пчелка» (по методике «Расскажи стихи руками») Цель: развивать память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма. Слушание муз.композиции»Бабочка»Э.Грига, Прослуш-ие аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»; | Рассматривание альбомов, журналов , папок-передвижек по теме. Игра«Танец насекомых и растений» Цель: развивать у детей творческое воображение, мышление, любознательность и способность представлять себя насекомыми или растениями. | Игра – драматизация по сказке «Муха-Цокотуха» Цели: закрепить знание содержания сказки; развивать выразительность речи и пантомимики; Рекомендации родителям по семейному чтению в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Придумать песню-переделку про насекомых. Цель: Вызвать у родителей желание сотрудничать с воспитателями и детьми. | Организация выставки книг по теме «Насекомые» Постановка мини –мюзикла «О многих шестиногих» Ю.Энтин Д.Тухманов |
Социально-коммуникативное развитие: |
«Кто где живет». «Подбери слово-признак и слово-действие» «Хорошо или плохо?» (хорошо или плохо быть насекомым-решение проблемных ситуаций). Беседа «Кто такие бортники или пчеловоды» П/с Расширить представления детей о труде взрослых. показать результат труда, его значимость. | «Пчелки» Цель: развитие внимания, слуха, памяти, воображения, закрепление знаний о насекомых. «Подарок бабочкам»- Благоустройство цветника, высадка цветов на клумбе. Цель. Познакомить детей с приемами высадки. Уточнить знания детей о способах выращивания цветущих растений.. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями, добиваться понимания значимости выполняемой работы | С/р игра «Семья» (Семья едет на дачу) Цель. Учить договариваться кто кем будет в игре ,подчиняться правилам игры. С/ игра «Больница»(Оказание первой помощи при укусах насекомых). | Посещение выставки «Тропические бабочки» музей Филицина. Изготовление ловушек для насекомых-вредителей. Цель. Вызвать радость от совместной работы. добиваться понимания значимости выполняемой работы. | Консультация для родителей «Как привить любовь к природе» Выставка –дегустация сортов меда пчеловода Лемешко Г.В |
Физическое развитие | П/и «Медведь и пчелы»,Цель: развивать логическое мышление, ловкость, ориентировку; закрепить знания о способах перемещения разных насекомых. «Поймай комара» Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений, ловкость. «Дневные и ночные бабочки» Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры. | - гимнастика после сна «Летний луг», «Бабочка» - комплекс утренней гимнастики «Жучки-паучки». Мытье рук самомассажем «Трудолюбивая пчёлка» | Инсценирование движений насекомых Игра с речевым сопровождением «Добрый жук» | Спортивный досуг «На лужайке.» Цель: Помощь в организации праздника (пошив костюмов, изготовление атрибутов). Способствовать объединению семьи и детского сада. Дыхательная гимнастика «На лесной полянке» «Сдуй комара» Цель. Развитие силы выдоха. | Изготовление шапочек для подвижных игр |
Выводы:
По результатам проекта можно считать эту работу успешной.
- при формировании экологической культуры детей старшего дошкольного возраста я пыталась воздействовать на эмоциональное восприятие ;
Работа по представленному в данном пособии опыту дает детям не только определенные представления ,но и позволяет сформировать у них познавательный интерес к миру природы, воспитать элементы экологического сознания, ответственное и гуманное отношение к окружающей среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «Почему на улице гуляют бездомные собаки?»
Название проекта: «Почему на улице гуляют бездомные собаки?»Вид проекта: ИсследовательскийДлительность: Средней продолжительности (1,5 месяца)Возрастная группа: Старший дошкольный возраст (5-7 л...
Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?»
Индивидуальный познавательно - исследовательский проект «Почему горы меняют цвет?» знакомит ребёнка с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, разными вида...
Информационно-исследовательский проект "Почему нужно беречь голос?"
ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ«ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ГОЛОС? »подготовительная группапродолжительность-3 недели(с 10.10.2014г. по 31.10.2014г.)Автор проекта:Музыкальный руководительОрешонко...
Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"
Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик. В сказке говорилось о том, как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...
Детский исследовательский проект "Почему появляются морозные узоры"
Актуальность:Однажды с Юлией Сергеевной мы рассматривали и рисовали морозные узоры. Нам стало интересно, как появляются морозные узоры. Мы сказали - неужели их рисует на окнах дедушка Мороз? А к...
Проект" Почему насекомые наши друзья?"
Цель: формирование представления о насекомых, их пользе или вреде....
Проект "Почему насекомые наши друзья"
Проект старшей группы...