Парциальная программа по мнемотехники "Разноцветная сказка"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnaya_skazka.docx | 270.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 с. Кабанск»
/Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей./
Составитель:
Кривошеева Ирина Владимировна
2021 г
Актуальность.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету" (К.Д.Ушинский).
"Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет" (Джузеппе Мадзини).
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.
Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и
доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у
большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.
В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.
Учитывая факторы времени, была поставлена задача – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность.
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Используя учения великих педагогов, применила в работе приёмы мнемотехники, предварительно испытав на практике эффективность наглядного материала в развитии речи детей.
Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.
Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание так же придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Мнемоквадраты, мнемосхемы, мнемотаблицы:
- являются дидактическим материалом по развитию речи;
- их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадывании загадок.
Овладение приемами работы с мнемосхемами, мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов, пересказ превращаются в игру, которая захватывает его.
Цель работы: Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.
Задачи:
- Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках.
- Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи.
- Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот.
- Формировать интерес к художественной культуре.
В речи современных детей присутствует множество проблем:
– маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения;
– бедность диалогической речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы;
– бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты;
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Предполагаемые результаты:
Появится умение у детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений. Пополнится словарный запас детей, развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи. (мнемоквадраты, мнемотаблицы, мномосхемы, мнемозагадки – составляются педагогом)
Календарно-тематический план
Вторая младшая группа | |||
№ п/п | Тема занятия | содержание | Оборудование |
1 Сентябрь | 1.Чтение сказки «Курочка ряба» 2.Чтение рассказа Е. Чарушина "Ёж" 3.Заучивание стихотворение «Возвращался еж домой» | 1.Чтение сказки, знакомство с мнемоквадратом. 2.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы. 3.Разучить стихотворение, знакомство с мнемосхемами. | Сказка «Курочка ряба», мнемоквадраты Мнемосхема к стихотворению |
2 Октябрь | 1.Чтение сказки «Репка» 2.Д/ игра «Волшебный мешочек» 3.Заучивание стихотворения «Зонтик» 4.Д/игра «Чем питается медведь?» | 1.Чтение сказки, пересказ сказки с опорой на мнемоквадраты. 2.Развивать тактильные ощущения, называть предметы на ощупь 3.Заучивание стихотворения, рассмотреть иллюстрации. Использовать мнемоквадраты. 4.Знакомить детей со средой обитания медведя, его повадками, чем он питается. | Сказка «Репка», мнемоквадраты Волшебный мешочек, набор игрушек. Мнемотаблица к стихотворению. Мнемодорожка |
Ноябрь | 1.Заучивание стихотворения «У зайчика ушки торчат на макушке» 2.Чтение рассказа "Как котёнок зиме удивился" 3.Д/игра «На что похоже?» | 1.Знакомство с мнемосхемой, заучивание стихотворения с опорой на мнемосхему. 2.Знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы. Создание мнемокнижки, пересказ. 3.Развивать воображение, логическое мышление. | Мнемосхема к стихотворению Иллюстрации к сказке Различные картинки к игре |
Декабрь | 1.Чтение рассказа Е. Чарушина "Что за зверь?" 2. «Кто в домике живет?» 3. Д/игра «Волшебники» 4.«Красавица зима» | С помощью мнемотаблицы учить связно и последовательно воспроизводить рассказ 2. Продолжать знакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарь детей. 3.Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление. 4.Упражнять детей в умении составлять рассказ по мнемотаблице. Закреплять с детьми знания сезонных изменений в природе зимой. | Рассказ, мнемоквадраты к рассказу. Домик, мнемоквадраты. Мнемоквадраты к теме «Зима» |
Январь | 1.«Дикие животные» 2. «Зимние забавы» 3. «Составь рассказ» 4.Заучивание стихотворения «Мишка, мишка, что с тобой» | 1.Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке. Повышать самостоятельность детей при работе над речевым высказыванием. Расширять знания детей о жизни диких животных детей. 2.Уточнять, расширять словарь существительных, прилагательных по теме «Зима». 3. Продолжать соотносить символы с образом, развивать внимание, память, мышление. 4.Знакомство с мнемосхемой, заучивание стихотворения с опорой на мнемосхему. | Мнемодорожки диких животных. Мнемоквадраты к теме «Зима» Мнемосхема к стихотворению |
Февраль | 1.Перескааз сказки «Теремок» 2. Творческая сказка «Как ежик зайца выручил» 3. «Мой папа самый лучший» | 1. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки по сказке, развивать память, мышление. 2.Учить придумывать сказку с использованием мнемоквадратов, развивать речь, память. 3. Учить детей рассказывать о своем папе, развивать связную речь, уважать своих родителей. | Мнемозагадки. Мнемоквадраты Иллюстрации действий (ремонтирует машину, розетку и т.д) |
Март | 1.Разучивания стихотворения «Мамочка моя» 2.Пальчиковая игра «Цветок» 3.Составление рассказа «Весна пришла» 4.Д/игра «Кто, где живет?» | 1.Продолжать соотносить символы с образом, развивать внимание, память, мышление. 2.Умение выполнять действия согласно тексту. 3. Упражнять детей в умении составлять рассказ по мнемотаблице. Закреплять с детьми знания сезонных изменений в природе весной. 4.Продолжать учить детей знакомить с дикими животными, с их средой обитания. | Мнемотаблица к теме «Весна» Иллюстрации диких животных |
Апрель | 1.Сказка «Заюшкина избушка» 2.Заучивание стихотворение «Повстречалась мне лиса» 3.Д/игра «Дорисуй предмет» (круг, треугольник, квадрат) 4. Разучивание пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!» | 1.Продолжать знакомить детей с произведением, отвечать на вопросы. 2. Разучить стихотворение, знакомство с мнемосхемами. 3.Развивать память, фантазию, творческие способности 4.Развивать речь, координацию движений рук, мелкую моторику. | Мнемоквадраты к сказке. Мнемотаблица к стихотворению. Фломастеры, альбомные листы Пальчиковая потешка |
Май | 1.«Мир животных» 2. «Летняя сказка» 3.«Чудесный мешочек» | 1.Формировать умение отвечать на вопросы, используя мнемокарточки. Составлять небольшой рассказ по мнемотаблице. 2. Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность. 3.Закреплять умение отгадывать предмет на ощупь | Мнемотаблицы про животных. Мнемотаблица Чудесный мешочек, разные предметы. |
Средняя группа | |||
Сентябрь | Рассматривание игрушки (котенок) | Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида. | Мнемотаблица |
Рассматривание картины «Кошка с котятами» | Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы; Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д) | Картина, мнемотаблица. | |
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье». | Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. | Книжка с иллюстрациями | |
Кукольный театр «Зимовье» | Продолжать развивать умение, выразительно передавая диалоги персонажей |
| |
Октябрь | Рассказывание об игрушках (собака) | Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы; -Развивать навыки диалогической речи. | мнемотаблица |
Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» | Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы. | Картина | |
Беседа «Моя любимая игрушка» | Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части свойства, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | ||
Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки) | Учить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемодорожки. | ||
Ноябрь | Игра с мячом «Кто где работает?» Игра «Кем ты будешь?» | Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий. | Мяч, иллюстрации профессий. |
Игра «Отгадай загадки, назови профессии» | Учить отгадывать загадки, придумывать свои | ||
С/р игра «Больница», «Кафе», «Автомастерская» | Развивать сюжет игры, умение подбирать атрибутику, договариваться между собой. | Атрибуты к играм | |
Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме. | Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему. | Мнемотаблица | |
Декабрь | «Ах, ты зимушка –зима!» | Закрепить признаки зимы, умение подбирать слова прилагательные | Картины |
Пересказ сказки «Рукавичка» | Развивать память, выразительность | Картины | |
Изготовление и использование тактильных дорожек | Развивать мелкую моторику рук | Индивидуально | |
Составление описательного рассказа о зиме с опорой на мнемодорожку | Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с использованием мнемотехники. | Мнемотаблица «Зима» | |
Январь | Д/и «Скажи наоборот» Д/и «Магазин посуды». (Ребёнок может купить посуду, но надо правильно описать её) | Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда». Закреплять знания о назначении посуды. | Набор картинок, плакат «Посуда» |
Чтение стихотворения «Маша обедает», «Федорино горе» | Зна5комство с произведением. Развивать монологическую речь, память, внимание. | Книги с иллюстрациями | |
Сервировка стола, С/р игра «Столовая» | Учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная. | Набор детской посуды | |
Составление описательного рассказа о предметах посуды. | Учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя мнемотаблицу. | Мнемотаблица «Посуда» | |
Февраль | Беседа с детьми «Мой папа» | Продолжать учить детей отвечать на простые вопросы. Как зовут папу? Где он работает? Чем занимается? | Фото |
Д/ игра «Запомни предмет» - запоминание от 5 до 8 предметов | Развивать зрительную память, умение называть какие предметы переставили или не хватает. | Набор мелких игрушек | |
Заучивание стихотворения про папу по мнемотаблице | Развивать память, выразительность. | Мнемотаблица | |
Составление описательного рассказа «Мой любимый папа, дедушка» | Совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы, используя опорные схемы-модели. | Фотография с папой | |
Март | Составление рассказа «Мамочка моя» | Умение детей составлять рассказ о своей маме, имя, место работы, любимые занятия дома, развивать речь. | Фото |
Пересказ сказки «Заюшкина избушка» | Совершенствовать диалогическую речь, пересказывать с опорой на мнемотаблицу. | Мнемотаблица к сказке | |
Составление рассказа о весне | Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь. | Мнемотаблица «Весна» | |
Заучивание стихотворения «Воробей» - М. Клоковой | Закреплять способность с помощью мнемотаблицы | Иллюстрация воробья | |
Апрель | Беседа «Кто живет в лесу?» | Закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания. | Иллюстрации животных |
Аппликация «Белочка» | Продолжать учить детей составлять предмет из геометрических фигур (белочка), развивать аккуратность в работе. | Цветная бумага, клей, ножницы. | |
С/р игра «В гостях у белочки» | Развивать сюжет игры, умение самостоятельно подобрать атрибутику. | Атрибуты к игре. | |
Составление описательного рассказа о белочке. | Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. | Мнемотаблица «Дикие животные» | |
Май | Составление рассказа по картине «День Победы». | Продолжать формировать умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему | Картины |
Разучивание стихотворения к 9 мая «Что такое День Победы» | Развивать речь, внимание, логическое мышление, зрительную память | Мнемотаблицы | |
Отгадывание загадок | Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей. | Мнемотаблицы | |
Составление рассказа по мнемотаблице «Умка ищет друга». | Упражнение детей в умении составлять связный рассказ по мнемотаблице. Формировать умение соотносить знакомые символы с образами; | Мнемотаблица |
Список литературы:
Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.
Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,
Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
«Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод, руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
Тихомирова Л.Ф. "Познавательные способности детей 5-7 лет". М. 2005
Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.
http://logopediya.com/ .
http://festival.1september.ru/articles/556663/ 9.
http://ipk74.ru/ 1
http://www.boltun-spb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инсценировка сказки "Летучая мышь". Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой и других авторов.
Данный конспект занятия представляет собой инсценирование сказки "Летучая мышь" в совместнгой днеятельности воспитателя и детей. Рекомендован для работы с детьми 5-...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)
Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...
Парциальная программа театрализованной деятельности в детском саду в гостях у сказки
Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, спр...
Конспект открытой совместной образовательной деятельности Тема: Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса» по парциальной программе М.Д.Маханевой, О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в младшей группе
Конспект разработан по парциальной программе М.Д.Маханевой, О.Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в младшей группе....
Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...
парциальная программа для детей раннего возраста "В гостях у сказки"
матерьял для детей раннего возраста по театральной деятельности...