Парциальная программа по мнемотехники "Разноцветная сказка"
рабочая программа по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа)

Кривошеева Ирина Владимировна

     Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

     Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnaya_skazka.docx270.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад № 15 с. Кабанск»

 

       

эмблема

         

/Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей./

                           Составитель:  

Кривошеева Ирина Владимировна

                                 

2021  г             

Актуальность.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету" (К.Д.Ушинский).

"Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет" (Джузеппе Мадзини).

      Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера.

Недостаток общения родителей со своими детьми лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

      В речи детей существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение грамматически правильно оформлять свои высказывания, согласовывать слова, малоразвита диалогическая речь, неумение грамотно и

доступно формулировать вопрос, строить краткий или развернутый ответ; у

большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление.

       В этой связи педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - чрезвычайно сложное дело. Воспитателю необходимо учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, облекая их в слова, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, профессионально готовить детей к школе.

      Учитывая факторы времени, была поставлена  задача – сделать процесс обучения интересным, занимательным, развивающим.

     Рассмотрим некоторые обстоятельства совершенствования процесса становления связной речи у детей. Один из таких моментов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – это наглядность.

    Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

      В качестве следующего вспомогательного фактора Л. С. Выготский называет прием создания плана высказывания. Ученый отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Используя учения великих педагогов, применила в работе приёмы мнемотехники, предварительно испытав на практике эффективность наглядного материала в развитии речи детей.

     Мнемотехника – технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание.

     Мнемосхемы - это схемы, в которые заложена определенная информация. Суть их заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает, а затем воспроизводит рассказ, сказку. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

     Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание так же придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

   Мнемоквадраты, мнемосхемы, мнемотаблицы:

- являются дидактическим материалом по развитию речи;

- их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

- использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадывании загадок.

     Овладение приемами работы с мнемосхемами, мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, развитие связной речи. В результате использования мнемотаблиц, мнемосхем расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, развиваются мышление, память, связная речь. Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно, заучивание стихов, пересказ превращаются в игру, которая захватывает его.

Цель работы: Развитие связной речи, памяти и мышления детей средствами мнемотехники, развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в картинках.
  2. Развитие  основных  психических  процессов — памяти, внимания,  образного мышления, речи.
  3. Кодирование и перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы и наоборот.
  4. Формировать интерес к художественной культуре.

В речи современных детей присутствует множество проблем:

– маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения;

– бедность диалогической речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы;

– бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты;

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Предполагаемые результаты:

Появится умение у детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений. Пополнится словарный запас детей, развитие логического и образного мышления, совершенствование связной речи. (мнемоквадраты, мнемотаблицы, мномосхемы, мнемозагадки – составляются педагогом)

 

Календарно-тематический план

Вторая младшая группа

№ п/п

Тема занятия

содержание

Оборудование

1 Сентябрь

1.Чтение сказки «Курочка ряба»

2.Чтение рассказа

Е. Чарушина "Ёж"

3.Заучивание стихотворение «Возвращался еж домой»

1.Чтение сказки, знакомство с мнемоквадратом.

2.Учить детей внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы.

3.Разучить стихотворение, знакомство с мнемосхемами.

Сказка «Курочка ряба», мнемоквадраты

Мнемосхема к стихотворению

2 Октябрь

1.Чтение сказки «Репка»

2.Д/ игра

«Волшебный мешочек»

3.Заучивание стихотворения

«Зонтик»

4.Д/игра «Чем питается медведь?»

1.Чтение сказки, пересказ сказки с опорой на мнемоквадраты.

2.Развивать тактильные ощущения, называть предметы на ощупь

3.Заучивание стихотворения,  рассмотреть иллюстрации. Использовать мнемоквадраты.

4.Знакомить детей со средой обитания медведя, его повадками, чем он питается.

Сказка «Репка», мнемоквадраты

Волшебный мешочек, набор игрушек.

Мнемотаблица к

стихотворению.

Мнемодорожка

Ноябрь

1.Заучивание стихотворения

«У зайчика ушки торчат на макушке»

2.Чтение рассказа "Как котёнок зиме удивился"

3.Д/игра «На что похоже?»

1.Знакомство с мнемосхемой, заучивание стихотворения с опорой на мнемосхему.

2.Знакомство с мнемосхемами, пересказ рассказа с опорой на мнемосхемы.

Создание мнемокнижки, пересказ.

3.Развивать воображение, логическое мышление.

Мнемосхема к стихотворению

Иллюстрации к сказке

Различные картинки к игре

Декабрь

1.Чтение рассказа Е. Чарушина "Что за зверь?"

2. «Кто в домике живет?»

3. Д/игра

«Волшебники»

4.«Красавица зима»

С помощью мнемотаблицы учить связно и последовательно воспроизводить рассказ

2. Продолжать знакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарь детей.

3.Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.

4.Упражнять детей в умении составлять рассказ по мнемотаблице. Закреплять с детьми знания сезонных изменений в природе зимой.

Рассказ, мнемоквадраты к рассказу.

Домик, мнемоквадраты.

Мнемоквадраты к теме «Зима»

Январь

1.«Дикие животные»

2. «Зимние забавы»

3. «Составь рассказ»

4.Заучивание стихотворения

«Мишка, мишка, что с тобой»

1.Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке. Повышать самостоятельность детей при работе над речевым высказыванием. Расширять знания детей о жизни диких животных детей.

2.Уточнять, расширять словарь существительных, прилагательных по теме  «Зима».

3. Продолжать соотносить символы с образом, развивать внимание, память, мышление.

4.Знакомство с мнемосхемой, заучивание стихотворения с опорой на мнемосхему.

Мнемодорожки диких животных.

Мнемоквадраты к теме «Зима»

Мнемосхема к стихотворению

Февраль

1.Перескааз сказки «Теремок»

2. Творческая сказка «Как ежик зайца выручил»

3. «Мой папа самый лучший»

1. Продолжать учить отгадывать мнемозагадки по сказке, развивать память, мышление.

2.Учить придумывать сказку с использованием мнемоквадратов, развивать речь, память.

3. Учить детей рассказывать о своем папе, развивать связную речь, уважать своих родителей.

Мнемозагадки.

Мнемоквадраты

Иллюстрации действий (ремонтирует машину, розетку и т.д)

Март

1.Разучивания стихотворения «Мамочка моя»

2.Пальчиковая игра «Цветок»

3.Составление рассказа «Весна пришла»

4.Д/игра «Кто, где живет?»

1.Продолжать соотносить символы с образом, развивать внимание, память, мышление.

2.Умение выполнять действия согласно тексту.

3. Упражнять детей в умении составлять рассказ по мнемотаблице. Закреплять с детьми знания сезонных изменений в природе весной.

4.Продолжать учить детей знакомить с дикими животными, с их средой обитания.

Мнемотаблица к теме «Весна»

Иллюстрации диких животных

Апрель

1.Сказка «Заюшкина избушка»

2.Заучивание стихотворение «Повстречалась мне лиса»

3.Д/игра «Дорисуй предмет» (круг, треугольник, квадрат)

4. Разучивание пальчиковую потешку «Дождик, дождик, веселей!»

1.Продолжать знакомить детей с произведением, отвечать на вопросы.

2. Разучить стихотворение, знакомство с мнемосхемами.

3.Развивать память, фантазию, творческие способности

4.Развивать речь, координацию движений рук, мелкую моторику.

 Мнемоквадраты к сказке.

Мнемотаблица к стихотворению.

Фломастеры, альбомные листы

Пальчиковая потешка

Май

1.«Мир животных»

2. «Летняя сказка»

3.«Чудесный мешочек»

1.Формировать умение отвечать на вопросы, используя мнемокарточки. Составлять небольшой рассказ по мнемотаблице.

2. Формировать умение составлять небольшой рассказ по схеме, соблюдая последовательность.

3.Закреплять умение отгадывать предмет на ощупь

Мнемотаблицы про животных.

Мнемотаблица

Чудесный мешочек, разные предметы.

Средняя группа

Сентябрь

Рассматривание  игрушки (котенок)

Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида.

Мнемотаблица

Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;

Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т.д)

Картина, мнемотаблица.

Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».

Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.

Книжка с иллюстрациями

Кукольный театр «Зимовье»

Продолжать развивать умение, выразительно передавая диалоги персонажей

 

Октябрь

Рассказывание об игрушках (собака)

Формировать умение описывать  с помощью мнемотаблицы;

-Развивать навыки диалогической речи.

мнемотаблица

Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»

Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Картина

Беседа «Моя любимая игрушка»

Продолжать учить детей описывать игрушки, последовательно описывать части  свойства, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы (мнемодорожки)

Учить детей составлять описательный рассказ с помощью мнемодорожки.

Ноябрь

Игра с мячом «Кто где работает?» Игра «Кем ты будешь?»

Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий.

Мяч, иллюстрации профессий.

Игра «Отгадай загадки, назови профессии»

Учить отгадывать загадки, придумывать свои

С/р игра «Больница», «Кафе», «Автомастерская»

Развивать сюжет игры, умение подбирать атрибутику, договариваться между собой.

Атрибуты к играм

 Составление описательного рассказа о профессиях людей по схеме.

Учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему.

Мнемотаблица

Декабрь

«Ах, ты зимушка –зима!»

Закрепить признаки зимы, умение подбирать слова прилагательные

Картины

Пересказ сказки «Рукавичка»

Развивать память, выразительность

Картины

Изготовление и использование тактильных дорожек

Развивать мелкую моторику рук

Индивидуально

Составление описательного рассказа о зиме с опорой на мнемодорожку

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ с использованием мнемотехники.

Мнемотаблица «Зима»

Январь

Д/и «Скажи наоборот»

Д/и «Магазин посуды». (Ребёнок может купить посуду, но надо правильно описать её)

Уточнять, расширять, систематизировать и  активизировать словарь по теме «Посуда».

Закреплять знания о назначении посуды.

Набор картинок, плакат «Посуда»

Чтение стихотворения  «Маша обедает», «Федорино горе»

Зна5комство с произведением. Развивать монологическую речь, память, внимание.

Книги с иллюстрациями

Сервировка стола,

С/р игра «Столовая»

Учить различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды, используя в речи соответствующие слова: чайная, столовая, кухонная.

Набор детской посуды

Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя мнемотаблицу.

Мнемотаблица «Посуда»

Февраль

Беседа с детьми «Мой папа»

Продолжать учить детей отвечать на простые вопросы. Как зовут папу? Где он работает? Чем занимается?

Фото

Д/ игра «Запомни предмет» - запоминание от 5 до 8 предметов

Развивать зрительную память, умение называть какие предметы переставили или не хватает.

Набор мелких игрушек

Заучивание стихотворения про папу по мнемотаблице

Развивать память, выразительность.

Мнемотаблица

Составление описательного рассказа «Мой любимый папа, дедушка»

Совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы, используя опорные схемы-модели.

Фотография с папой

Март

Составление рассказа «Мамочка моя»

Умение детей составлять рассказ о своей маме, имя, место работы, любимые занятия дома, развивать речь.

Фото

Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

Совершенствовать диалогическую речь, пересказывать с опорой на мнемотаблицу.  

Мнемотаблица к сказке

Составление рассказа о весне

Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу. Развивать монологическую речь.

Мнемотаблица «Весна»

Заучивание стихотворения «Воробей» - М. Клоковой

Закреплять способность с помощью мнемотаблицы
, воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь, память, внимание детей.

Иллюстрация воробья

Апрель

Беседа «Кто живет в лесу?»

Закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания.

 Иллюстрации животных

Аппликация «Белочка»

Продолжать учить детей составлять предмет из геометрических фигур (белочка), развивать аккуратность в работе.

Цветная бумага, клей, ножницы.

С/р игра «В гостях у белочки»

Развивать сюжет игры, умение самостоятельно подобрать атрибутику.

Атрибуты к игре.

Составление описательного рассказа о белочке.

Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.

Мнемотаблица «Дикие животные»

Май

Составление рассказа по картине «День Победы».

Продолжать формировать умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему

Картины

Разучивание стихотворения к 9 мая

 «Что такое День Победы»

Развивать речь, внимание, логическое мышление, зрительную память

Мнемотаблицы

Отгадывание загадок

Закреплять  детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей.

Мнемотаблицы

Составление рассказа

 по мнемотаблице

«Умка ищет друга».

Упражнение детей в умении составлять связный рассказ по мнемотаблице. Формировать умение соотносить знакомые символы с образами;

Мнемотаблица

Список литературы:

Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание, 1982, №3.

Барсуковой Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. // Логопед, 2009, №5.

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб.,

Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

 «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод, руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.

Тихомирова Л.Ф. "Познавательные способности детей 5-7 лет". М. 2005

Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

http://logopediya.com/ .

http://festival.1september.ru/articles/556663/ 9.

http://ipk74.ru/ 1

 http://www.boltun-spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инсценировка сказки "Летучая мышь". Занятие для детей 5-6-лет по парциальной программе "Миры детства: конструирование возможностей" Т.Н.Дороновой и других авторов.

Данный конспект  занятия  представляет собой инсценирование сказки  "Летучая мышь"  в совместнгой днеятельности воспитателя и детей.   Рекомендован для работы с детьми 5-...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Рабочая программа первой младшей группы (на основе ООП, разработанной по программе "Детство" Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г. и парциальной программы "Цветные ладошки" Лыковой И.А.)

Представляю проект, рабочей программы для воспитанников первой младшей группы. В программу включено описание работы по пяти образовательным областям, календарно-тематическое планирование по лексически...

Парциальная программа театрализованной деятельности в детском саду в гостях у сказки

Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, спр...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»

Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

парциальная программа для детей раннего возраста "В гостях у сказки"

матерьял для детей раннего возраста по театральной деятельности...