НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Мышкина Ольга Маркеловна

НОД "Зимующие птицы" старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zimuyushch.ptitsy_starshaya_gr.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №19 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы»

 

Воспитатель: Мышкина О.М.

Санкт-Петербург 2023 г.

Тема: "Зимующие птицы, почему нужно подкармливать птиц зимой".

Цель: Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.

Задачи: 

  1. Образовательные: закреплять знания о зимующих птицах; продолжать учить различать зимующих и перелетных птиц; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; развивать связную грамматически правильную речь, расширять словарный запас детей по теме «Птицы». 
  2. Воспитательные: формировать доброе и заботливое отношение, к птицам и чувство ответственности за них, формировать познавательный интерес детей к миру живой природы.
  3. Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.
  4. Формировать элементарные математические представления (количество и счет, величина изучаемых объектов).

Материал: для воспитателя: колонка для прослушивания отрывка птичьей трели; красочные иллюстрации (снегирь, синица, воробей, ворона, сорока, свиристель, клест); деревянная кормушка; поднос с ягодами шиповника, семенами подсолнечника и тыквы, пшено, гречневая крупа, хлебные крошки; письмо от Снегиря в конверте; фломастеры для доски.

Для детей: раскраски по теме, разрезанные картинки птиц.

На доске – сверху, в виде образца написаны цифры от 1 до 7.

Ход занятия

 − Какое прекрасное утро. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день. И давайте пожелаем, друг другу доброго утра (дети встают в круг и читают стихотворение).

Вместе с солнышком встаем,

Вместе с птицами поем.

С добрым утром, с новым днем!

Вот как весело живем.

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.

Загадывание загадки:

«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом

Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.

Нас зимой вы подкормите.

Дети, кто мы? Назовите» (Птицы).

Воспитатель: Посмотрите в окно. Какое сейчас время года?

Дети – Зима.

Воспитатель: Что вы видите за окном?

Дети: Землю укрыл белый снег, деревья и кусты стоят голые, люди идут в теплой зимней одежде.

(воспитатель включает видео отрывок «Голоса птиц» - ворона)

Воспитатель: Что это? (кричат вороны)

Воспитатель: Вороны – это какие птицы (Зимующие)

Воспитатель: А каких зимующих птиц вы еще знаете (Синица, сорока, воробей, голубь, дятел, снегирь, свиристель, соловей, клест).

Воспитатель: Сегодня мы с вами побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет свое характерное оперение, и голос, отличительные особенности, по которым мы определяем как называется каждая птица.

Ребята внимательно послушайте стихотворения о птицах, а после рассмотрите их на нашей доске (по очереди воспитатель прикрепляет изображения птиц на доску).

1. Чик-чирик-чирик-чирик!

Воробей сам не велик

И не очень длинный

Хвостик воробьиный.

 2. Посмотрите на вороне

Платье серое воронье

Черненькие перышки

На хвосте и горлышке

 3. Птица синица летает проворно

В желтенькой кофточке,

В шапочке черной.

Плащик зелененький носит синица

Черненький галстук на грудке у птицы.

4. Прилетела к нам сорока

У нее два белых бока

Черный хвостик и спина

Голова и та черна.

5. Полюбуйтесь-ка клестами –

Клювы сложены крестами.

Щеголи – на загляденье:

В ярко-красном оперенье!

В теплом гнездышке уютном

Вывелись зимой птенцы,

Им мороз не страшен лютый,

Вот какие молодцы!

6. Побелело за окошком:

Все в снегу. Какая ширь!

Как румяная матрешка –

На крыльце живой снегирь.

Снегиря в окно увидишь:

Здравствуй милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйди,

Брось им спелых зерен горсть.

(На доске висят рисунки шести птиц, седьмой в руках)

7. Свиристели, свиристели

Как рябину углядели?

С ели быстро улетели,

На рябину налетели.

Осмотрели всё вокруг

И тихонько сели в круг.

ФЭМП

Воспитатель: Ребята сколько птиц прилетело к нам на нашу доску?

 (-шесть, воспитатель пишет цифру 6 под ними). А сколько птичек засиделось у меня в руках? (одна, воспитатель прикрепляет изображение свиристели и пишет +1) Сколько стало птичек? (семь, пишет =7)

 Младший воспитатель (входит). Вам пришло письмо от снегиря! Вручает воспитателю конверт с адресом «Детский сад №19, детям 16 группы» От Снегиря (на конверте красочное изображение птицы).

Воспитатель (читает письмо).

«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы? Тогда встаем в круг!»  

1 задание Снегиря: Игра с мячом «Подбери действие».

Дети передают мяч друг другу и называют, что умеют делать птицы: летать, клевать, прыгать, петь, чистить перышки, вить гнезда, высиживать яйца, заботиться о птенцах, спать, пить, сидеть на ветке, искать корм.

Воспитатель: Молодцы! С первым заданием справились. А теперь давайте пройдем на лесную полянку. Для этого надо встать, повернуться направо и сделать пять шагов вперед, три раза хлопнуть за спиной и сесть полукругом на стулья.

(Дети выполняют инструкцию упражнение на ориентировку в пространстве)

Познавательное развитие

Воспитатель читает 2 задание Снегиря: «Отгадай загадки и расскажи об отгадке!» 

Дети отгадывают загадки, воспитатель показывает на отгаданную птицу на доске и дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.

Первая загадка

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

Воспитатель: У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков, в виде креста. Он позволяет легко и быстро добывать из сосновых и еловых шишек семена – основной корм клестов. А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы. От холода птенцов спасает глубокое гнездо с толстыми стенами, утепленное ковром из пуха, перышек и волосков. Мама – клест из гнезда не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест.

Вторая загадка

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

Воспитатель: Свиристели красивые птицы с большим хохолком на голове, эти птички тихонько посвистывают будто играют на свирелях : «Свири-свири-свир». Поэтому и назвали их свиристелями. Они вьют гнезда там, где есть рябина, потому, что любят ею лакомиться. Летают они стаями. Прилетают свиристели к нам зимой а весной возвращаются домой в густые северные леса.

Третья загадка

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине 

Он появиться опять.  

Воспитатель: У самца снегиря грудка ярко-красная. Самочка скромнее — грудка у нее не алая а темно-серая. Весну лето и осень снегири проводят в дремучих северных лесах. Весной в гнездах появляются птенцы. Снегири клюют ягоды рябины, шиповника и боярышника. Посвистывают : «Рюм-рюм-рюм»

Воспитатель. Где живут эти птицы?

Дети. В лесу.

Воспитатель. Как их можно назвать?

Дети. Это лесные птицы.

Затем проводится пальчиковая гимнастика «Пой - ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка».

Дети произносят слова, загибают пальцы, начиная с мизинца; в конце сжимают пальцы в кулачки.

Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, серенькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Воспитатель: какие мы с вами молодцы всех лесных птиц отгадали, поиграли, а теперь послушайте стихотворение которое написала С.В. Чечулина

Наступили холода,
Голодно синичкам.
Вот кормушка, вот еда -
Мы поможем птичкам!                        
Трудно птицам выживать
В зимнюю погоду.
Нужно слабым помогать -
Защищать природу!

(Рассказать стих по схеме)

Воспитатель: Зимующие птицы питаются не только насекомыми червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят крошки хлеба, крупы и в холодное время года могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти достаточно корма, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда зимняя подкормка спасает их от гибели. Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? 

Дети: Подкармливать их, смастерить и повесить кормушку.

Дети выполняют 3 задание Снегиря: «Найти предмет!».

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята отгадайте загадку и найдите то, что в ней загаданно:

Трудно птицам зимовать, 

Надо птицам помогать! 

Распилить я попросил 

Досочку еловую, 

Вместе с папой смастерил 

Птичкину столовую.

Воспитатель: А теперь попробуйте найти в нашей группе то, что загаданно в загадке.

Дети находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц: ягодами шиповника, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т. д.

Воспитатель (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки, сытные, аппетитные семечки, полезный геркулес, вкусные спелые ягоды.

«Назови правила подкормки птиц!». Называют правила (воспитатель при необходимости помогает): кормушки вешают в тихих местах на ветках деревьев, кустарниках; наполняют их каждый день во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпают больше; кормушки регулярно очищают от шелухи, сора, снега; никогда не кормят птиц черным хлебом и соленым салом, жареными семечками.

А теперь садимся за стол выполнять 4 задание Снегиря «Собери птиц!»

(На столах фрагменты картинок с зимующими птицами. За каждый стол

садится команда из трех человек.)

Воспитатель читает письмо: «Ребята следующее задание непростое, надо собрать картинку с птичкой невеличкой и назвать ее (дети собирают птиц).

Воспитатель. Настало время выполнить последнее задание Снегиря:

 «Не зевай – на вопросы отвечай!» Итак, вопросы.

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

- Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные, какую пользу приносим, и о том, как вы можете помочь нам. Надеюсь, вы, наблюдая за нами, будете получать удовольствие и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться о нас всю зиму. Передаю вам, друзья подарки. Ваш Снегирь».

Воспитатель раздает детям подарки от Снегиря – раскраски «Птицы».

Воспитатель. Выполним пожелания Снегиря? Отнесем эту кормушку к нам на участок. А еще, нужно рассказать детям из других групп о зимующих птицах.

Птицы − божественный дар природы. Их звонкие голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир просто потускнеет. Поэтому давайте беречь наших братьев меньших! Не дадим пропасть пернатым друзьям и вместе спасем их от холода и голода! Заботясь о птицах, которые остаются у нас зимовать, в России установлен особый день − Всероссийский день зимующих птиц,
который отмечает календарь 15 января.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....