Мастер - класс с педагогами ДОУ "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Данный мастер-класс ожет быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как пойут насколько это интересно и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юркинская средняя общеобразовательная школа»
СП «Детский сад «Земляничка»
Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Провела: воспитатель Ельцова Наталья Пантелеевна
П.Юркино
2019г.
Цель мастер – класса:
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1.Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
2.Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
3.Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
4.Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, емкость с водой, емкость с песком, бумага, ножницы, карандаш, банка с горячей водой, крышка с дырочками, лед, газированная вода, ягоды винограда, слепки следов, железный цветок, бабочки с магнитом, железная пластина, деревянная пластина.
Ход мастер – класса
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности,а начнем со словесной игры «ДА-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование ,наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Например, я свои занятия провожу в форме игры – «Научная лаборатория», где дети и я вместе с ними играем в ученых, у нас есть младшие и старшие научные сотрудники. Опыты чем-то напоминают ребенку фокусы, они необычны, и что очень важно дети все проделывают сами. Проводя опыты и эксперименты, можно задействовать все органы чувств, дать детям возможность рассмотреть, как выглядит предмет или объект, послушать, попробовать на вкус (если не опасно), понюхать, как пахнет, потрогать на ощупь. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Сегодня в мастер – классе я подскажу вам некоторые приемы. Мы вместе с вами освоим опыты, которые помогут расширить кругозор детей, занять их познавательным делом, да и просто развлечься.
«Лучше один раз увидеть - чем сто раз услышать»,-гласит народная мудрость.
Сегодня, я хочу показать вам в форме сказки, некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется: «Волшебный мир»
-На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда? зачем? где? почему? - мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел большой водоём круглой формы, он подошел к берегу. Припекало солнце, цыпленку захотелось пить. Он попробовал воду- без вкуса, понюхал ее- без запаха, посмотрел, а вода прозрачная.
Вывод: закрепляем знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.
-Он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не никогда не видел. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то цыпленок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1: «Цветы лотоса». Для этого опыта нам понадобится бумага, карандаши, ножницы и таз с водой. Я вам приготовила для каждого бумажные цветы, и вы с помощью карандаша закрутите лепестки к центру, как это сделала я, а теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (лепестки цветов распускаются). Почему?
Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».
-Цыпленок захотел поближе рассмотреть эти прекрасные цветы, но он не умел плавать. Поэтому ему нужно было на чем-то подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку .С трудом опустив металлическую пластинку в воду ,он с ужасом заметил ,что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и увидел, что она плавает.
Опыт 2:
Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.
Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.
-Проплывая по водоёму, цыпленок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»
Опыт 3:
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т.к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно.
- Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт 4:
Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.
Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.
- Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Цыпленок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?
Опыт 5:
Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов ( следы можно изготовить из пластилина, дерева и т.п.).
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
-Шел, шел цыпленок и увидел перед собой огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами. К ним подлетали красивые бабочки и садились на цветы.
Опыт 6:
На железный цветок примагничивается бабочка на нитке (бабочка с магнитом).
Вывод: Бабочка быстро примагничевается к цветку, потому что магнит притягивает к себе железо.
-Цыпленку очень понравилось познавать этот огромный, удивительный и волшебный окружающий мир. Ему захотел поскорее вернуться на птичий двор и рассказать обо всем своей маме.
Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом, и только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям.
— Сейчас я предлагаю с помощью смайликов разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.
Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новая образовательная технология пришла к нам из Америки, и представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш мент...
Мастер-класс для педагогов «Создание условий для развития познавательной активности детей»
Цель: Расширение знаний педагогов о создание условий для развития познавательной деятельности детей...
Мастер - класс "Опытно исследовательская деятельность как условие развития познавательной активности дошкольников"
Эксперимент с детьми дошкольного возраста....
мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении ...
Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Мастер – класс с педагогами на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Мастер - класс "Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Задача дошкольного образования заключается в том, что бы научить детей мыслить, пробудить тягу к новым знаниям, пробудить в детях познавательный интерес....
Мастер- класс с педагогами «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов по средствам экспериментальной деятельности....