Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: "Зимушка - зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Петряева Ольга Александровна

Очень интересное и закрепляющее занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimushka-zima.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе.

Тема: «Зимушка-зима».

подготовила воспитатель: Петряева О.А.

        Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

          Материал: Иллюстрация зимний пейзаж. Картинки животных (заяц, медведь, белка, лиса, волк). Картинки птиц (снегирь, свиристель, ворона, галка, сорока, дятел, клёст, воробей). Листы бумаги и краски. Два рыхлых снежка, шарф.

                               Ход занятия.

1.Вводная часть организационный момент художественное слова.

Ребята, послушайте внимательно, я загадаю вам загадку:

          Я белым покрывалом всю землю накрываю,

          Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).

- О каком времени года мы будем сегодня говорить? (о зиме).

2.Основная часть.

             Показываю иллюстрацию зимнего пейзажа.

- Назовите приметы зимы. (Ответы детей).

          У меня на столе лежат два снежка. Один я оставляю на блюдце, а второй положу в баночку и закутаю шарфом.

- Как вы думаете, какой из этих снежков растает быстрее? (Ответы детей).

          Хорошо, после занятия проверим кто из вас прав.

-Назовите пожалуйста зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль). Молодцы.

         Декабрь-первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз -  строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря - самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.

          Январь-второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят.

          Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.

- Как называют в народе декабрь? (хмурень).

- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).

- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).

- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).

- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).

- Какой день показывает какая будет весна? (2 февраля).

- Почему февраль называли ветродуем? (дует сильный ветер). Молодцы.

- Отдохнём? (да).

                  Игра упражнение «Кто живет в зимнем лесу?»(нашего района)

(дети встают и хлопают руками над головой, если живет)

Присаживайтесь.

- Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).

          Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами.

                           Показываю картинку зайца.

          Медведи сладко спят в берлогах.

                     Показываю картинку медведя, спящего в берлоге.

          Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

                              Показываю картинку белки.

          Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор.

                             Показываю картинку лисы.

          Бродят по лесу злые и голодные волки. Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.

                           Показываю картинку волка.

- Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).

- На кого охотится лиса? (на мышей).

- Что делает медведь? (спит).

- Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).

          Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.

                    Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.

                    Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.

                    Подойду поближе к ней, и глазам не верится,

                    Стайка алых снегирей облепила деревце.

          Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, воробей, синица, сорока и т. д.).

                                       Разминка «Воробей»

Зимний день среди ветвей

Скачет шустрый воробей                  прыжки на двух ногах.

Если некого бояться

Надо с дерева спускаться                  повороты головы в стороны.

Нагибается проворно

Ищет крошки, ищет зерна                 наклоны.

Лапки поднимает

От стужи согревает                             поднятие ног поочередно

Если долго голодать

То весны не увидать                           маршировать.              

          Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки.

                       Показываю картинки птиц.

- Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).

- Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).

          Зимой и у детей много забав.

- Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.).

                              Музыкальная игра «Зимние забавы»

           Давайте сядем за столы, и нарисуем то, что можно делать на прогулке.

                                Дети садятся за столы.

Вспомнить с детьми способы изображение человека красками

                               Дети под музыку рисуют.

          Выставка рисунков. Дети рассказывают, кто что нарисовал (3 – 4 человека). Молодцы.

          А сейчас давайте посмотрим, какой снежок растаял быстрее. Убираем шарф, что мы видим? Снежок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше. Почему?

          Чтобы ответить на этот вопрос надо провести опыт.

- Лажу ребенку снежок на ладошку, и в варежке, почему не холодно? Варежка защищает руку от холода, не пропускает тепло на улицу и холод к рукам.

- Почему не растаял завёрнутый в шарф снежок? Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку и не выпустил холод от снежка на поверхность.

- Зачем человек зимой надевает шубу?

          Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.

          Итог:

- О чём мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось больше всего?

          Молодцы, посмотрите, пожалуйста, выставку картин на тему «Зима».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе . Тема : «Зимушка-зима».

Уточнять и расширять представление детей о зиме : состояние погоды , длительность дня , типичные осадки (снег , хлопья , «крупа») ; явления природы (метель , вьюга , позёмка).    Закреп...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Зимушка - зима".

Данное занятие помогает закрепить и обобщить знания детей о зиме, правилах безопасного поведения зимой....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Волшебница зима».

Программное содержание: Обобщить представления  детей о зиме и типичных зимних явлениях в природе; познакомить детей с пейзажной живописью; развивать художественное восприятие зимнего пейзажа, ум...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Зима. Какая она бывает?"

Цель: обогащение представлений детей о зиме как времени года в разных странах.ЗадачиОбразовательная: - учить детей делать выводы о состоянии погоды зимой в странах, находящихся в разных климатических ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе к школе на тему : Зимушка-зима.

Цель:     : Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.Задачи:Обучающие: Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы.Развивающие: Способствовать развит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Цель: Формировать представления о зимующих птицах, их особенностях.Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их строении, повадках.Упражнять в умении различать и...