Проект: "Путешествие в Фиолетовый лес"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект по развивающей технологии В.В.Воскобовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_makarovoy_n.a._po_voskobovichu.docx | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
ПРОЕКТ
«Путешествие в Фиолетовый лес»
(игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 4-5 лет)
Разработала: Макарова Н.А.,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Саранск, 2019
Информационная карта проекта
Название проекта | «Путешествие в Фиолетовый лес» |
Тип проекта | Практико-ориентированный |
По количеству участников | Коллективный |
Продолжительность проекта | Долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) |
Участники проекта | Дети средней группы №2, педагоги ДОО, родители |
Автор проекта | Макарова Н.А., воспитатель средней группы №2 |
Год создания | 2019 |
Структура проекта
Проблема. Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов.
Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной инициативной и продуктивной жизнедеятельности детей.
Основным видом деятельности, где ребенок получает необходимые ему знания, умения и навыки является – игра. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.
Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.
Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.
Игры Воскобовича В. В. развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича В. В. будут интересны, а значит полезны детям разного возраста. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.
Актуальность. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою воображение, развивает их творческие возможности и способности.
В основу проекта легла технология развивающих игр Воскобовича, где согласно сюжету этих игр действия происходят в сказочном Фиолетовом лесу. Развивающие игры Воскобовича имеют ряд преимуществ:
- Комфортность работы педагога.
Технология развивающих игр Воскобовича имеет специальную методику с разработанными игровыми ситуациями, к которым прилагается комплект игр. В каждый игровой комплект входят как игры, так и методические рекомендации, задания, образцы выполнения.
- Многофункциональность.
Одна игра решает несколько образовательных задач (знакомство с фигурами, цветом, ориентировка в пространстве и т.д.)
- Вариативность.
Все игры отличаются своей незавершенностью, взрослый побуждает детей дополнить содержание игры, придумать название, сказочный сюжет, сконструировать новые фигуры, узоры, предметные формы и т.д. содержание материала можно подкорректировать под возрастные или индивидуальные особенности детей.
- Образность подачи материала.
В игре имеются свои постоянные сказочные персонажи.
- Специальная сказочная среда «Фиолетовый лес».
Следует отметить, что лес всегда вызывает у детей и взрослых определенного рода ассоциации, связанные с тайной, загадкой, величием природы, сказочными персонажами и историями. И цвет леса выбран не случайно: во-первых, это один из основных цветов спектра; во-вторых, фиолетовые оттенки многими специалистами в области цветового дизайна связывают с неким открытием, озарением, «инсайдом». А ещё фиолетовый цвет повышает творческую активность.
Использование инновационной технологии предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» и развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его интеллектуального развития. Его игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решить большое количество образовательных задач. Они помогают освоить математические понятия, учат различать звуки и буквы, вырабатывают навык чтения, учат бережному отношению к природе. В каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.
Цель: Создание условий для всестороннего развития ребенка - дошкольника, развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей, правильное отношение к окружающей природе с использованием предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».
Задачи:
1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.
2.Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
3. Развивать сенсорные способности восприятия цвета, формы.
4.Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.
5. Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (сентябрь 2019г.).
1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
3. Поиск различных средств достижения цели.
II Основной этап (октябрь 2019г. – апрель 2020г.).
- Организация предметно-развивающей среды;
- Развивающие образовательные ситуации на игровой основе;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Совместная деятельность в режимных моментах;
- Подвижные игры;
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Продуктивная деятельность детей;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Работа с родителями.
III. Заключительный этап (май 2020г.).
Диагностика и подведение результатов работы:
- Изготовление картотеки развивающих игр для среднего возраста на основе РППС «Фиолетовый лес»;
- Презентация проекта для родителей и коллег.
- Открытое занятие-равлечение для родителей «Путешествие в Фиолетовый лес» (по итогам проекта).
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта будет:
- пополнена развивающая среда;
- составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.
В результате проектной деятельности дети:
- приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт;
- расширят свои мыслительные способности (интеллект);
- совершенствуют восприятие, речь, внимание, память, воображение;
- активизируют словарный запас;
- сформируются элементарные математические представления средствами новых, увлекательных игр;
- расширят знания о свойствах природы и ее роли в окружающем мире;
- накопят новый эмоционально-позитивный опыт;
- продолжится развитие любознательности, желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
Сотрудничество педагогов с родителями предполагает:
- разработку консультаций по изготовлению в домашних условиях развивающих игр В. Воскобовича;
- повышение компетентности развития родителей по вопросу влияния развивающих игр на познавательное и интеллектуальное развитие дошкольников среднего возраста.
Для педагогов:
- внедрение предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» в непосредственную образовательную деятельность.
Перспективное планирование проекта
МЕРОПРИЯТИЯ | |||
СЕНТЯБРЬ 2019г. | |||
С детьми | С педагогами | С родителями | |
1. В гостях у жителей Фиолетового леса» 2. Путешествие по играм В.В. Воскобовича. | 1.Выставка игр В.В.Воскобовича (презентация одной игры) 2.Изучение методической литературы по теме «Фиолетовый лес». 3. Создание и оформление РППС «Фиолетовый лес». | 1. Выставка развивающих игр В.В.Воскобовича. 2. Оформление наглядной информации о развивающих играх. | |
ОКТЯБРЬ 2019г. «Встреча в Фиолетовом лесу с веселыми гномами» | |||
Игровые ситуации:
| Консультация для воспитателей:«Зачем нужны умные игры». | Всеобуч для родителей: «Сказки фиолетового леса». | |
НОЯБРЬ 2019г. «Приключения в осеннем Фиолетовом лесу» | |||
Игровые ситуации:
| Мастер класс для воспитателей: «Игра-дело серьезное». | Участие в акции для родителей: «Персонажи и игры – своими руками». | |
ДЕКАБРЬ 2019г. «Путешествие в сказку» | |||
Игровые ситуации:
| Консультация для педагогов: «Новая жизнь для старых игр». | Игрофестиваль: «Играем вместе!» | |
ЯНВАРЬ 2020г. «Путешествие с капитаном Гусем и Лягушатами» | |||
| Презентация развивающей игры В.В.Воскобовича «Караблик Брызг – брызг». | Родительское собрание на тему: «Поможем жителям фиолетового леса». | |
ФЕВРАЛЬ 2020г. «В гостях у Капитана Гуся и Лягушат» | |||
1. «Сколько флажков на каждой матче» 2. «Флажки» . 3 «.Сказка про озеро Айс». 4. « Помощь мальчика Гео». | Буклет для воспитателей: Развивающие игры В.В.Воскобовича» | Мастер-класс для родителей: «Путешествие в фиолетовый лес» | |
МАРТ 2020г. «»В гости к девочке Дольке» | |||
Игровые ситуации: 1. «Весна в Фиолетовом лесу» 2. «Поляна Чудесных Цветов» 3. «Чудо-остров« 4. «Ковровая поляна» | Семинар – практикум «Развивающая предметно – пространственная среда современного поколения. | Памятка-буклет для родителей «Как правильно играть с малышами в игры Воскобовича». | |
АПРЕЛЬ 2020г. «В гостях у Гусеницы Фифы и Лопушка» | |||
Игровые ситуации: 1. «Найди лишние листочки» 2. «Бошмачки для Фифы». 3. «Гусеница Фифа в гостях». 4. «Продолжи ряд». | Презентация: «Сказочные герои Фиолетового леса» | Беседа для родителей: «Игры В.В.Воскобовича – гимнастика ума» | |
МАЙ 2020г. | |||
| Отчёт о проделанной работе в ДОО по проекту: «В гости к жителям Фиолетового леса». | Выступление на итоговом родительском собрании: |
Список используемой литературы
- Бондаренко, Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича / Т.М.Бондаренко. – М.: М-Книга, 2013 г. – 190 с.
- Вакуленко, Л. С., Вотинова, О. М. Универсальные средства в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» методическое пособие – Санкт-Петербург, 2017 г.
- Воскобович, В.В.. Геометрия, малыш, ворон, дядя Слава (методическая сказка). – СПб, 1996 г., 29 с.
- Воскобович, В.В. Методическое пособие «Фиолетовый лес» / В.В. Воскобович, ООО «РИВ», 2016 г. – 20 с.
- Воскобович, В.В., Вакуленко, Л.С. Развивающие игры Воскобовича / В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. – М.: Сфера, 2015г. – 128 с.
- Харько, Т. Г., Воскобович, В.В. Методическое пособие «Ларчик» / Т.Г. Харько, В.В.Воскобович, ООО «РИВ», 2007 г. – 30 с.
- Харько, Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО «РИВ», 2007 г. – 110 с.
- Харько, Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и...
паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...
Образовательный, творческо-исследовательский проект "Путешествие по сказкам Фиолетового леса"
Долгосрочный проект по созданию условий для развития сенсорной культуры детей раннего возраста в игровой деятельности....
Проект "Малые летние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""
Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей в летний оздоровительный период. Проект "Малые летние Олимпийские игры" - это спортивный праздник каждый день недели! ...
Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""
Проект "Малые зимние Олимпийские игры" призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоциональн...
Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""
Проект "Малые зимние Олимпийские игры"призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально...
Паспорт проекта всероссийского конкурса детских технических проектов «Путешествие в сказку»
Название работы - «Зимовье».Цель проекта: развитие детского технического творчества, изобретательства и интересасреди детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Вызвать интерес к созданию персо...