Проект: "Путешествие в Фиолетовый лес"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Макарова Наталья Александровна

Проект по развивающей технологии В.В.Воскобовича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_makarovoy_n.a._po_voskobovichu.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»

ПРОЕКТ

«Путешествие в  Фиолетовый лес»

(игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 4-5 лет)

                                                                                  Разработала: Макарова Н.А.,             

                                                                                  воспитатель высшей

                                                                                  квалификационной категории

Саранск, 2019

Информационная карта проекта

Название проекта

«Путешествие в Фиолетовый лес»

Тип проекта

Практико-ориентированный

По количеству участников

Коллективный

Продолжительность проекта

Долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020)

Участники проекта

Дети средней группы №2, педагоги ДОО, родители

Автор проекта

Макарова Н.А., воспитатель средней группы №2

Год создания

2019

Структура проекта

Проблема. Мир, окружающий нас, велик и многообразен. Как помочь ребенку разобраться в нем, сформировать представление о мире доступное ему? Эти вопросы часто волнуют родителей и педагогов.

Интеллектуальные возможности личности - один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной инициативной и продуктивной жизнедеятельности детей.

Основным видом деятельности, где ребенок получает необходимые ему знания, умения и навыки является – игра. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.

Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.

Использование развивающих игр Воскобовича В. В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Игры Воскобовича В. В. развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича В. В. будут интересны, а значит полезны детям разного возраста. Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.

        Актуальность. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою  воображение, развивает их творческие возможности и способности.

В основу проекта легла технология развивающих игр Воскобовича, где согласно сюжету этих игр действия происходят в сказочном Фиолетовом  лесу. Развивающие игры  Воскобовича имеют ряд преимуществ:

  •  Комфортность работы педагога.

Технология  развивающих игр Воскобовича имеет  специальную  методику с разработанными игровыми  ситуациями, к которым прилагается комплект игр. В каждый игровой комплект входят как игры, так и методические  рекомендации, задания, образцы выполнения.

  • Многофункциональность.

Одна игра решает несколько образовательных задач (знакомство с фигурами, цветом, ориентировка в пространстве и т.д.)

  • Вариативность.

Все игры отличаются   своей незавершенностью, взрослый побуждает  детей дополнить содержание игры, придумать название, сказочный сюжет, сконструировать новые фигуры, узоры, предметные формы и т.д. содержание материала можно подкорректировать под возрастные или индивидуальные особенности детей.

  • Образность подачи материала.

В игре имеются свои постоянные сказочные персонажи.

  • Специальная сказочная среда «Фиолетовый лес».

Следует отметить, что лес всегда вызывает у детей и взрослых определенного рода ассоциации, связанные с тайной, загадкой, величием природы, сказочными персонажами и историями.  И цвет леса выбран не случайно: во-первых, это один из основных цветов спектра; во-вторых, фиолетовые оттенки многими специалистами в области цветового дизайна связывают с неким открытием, озарением,  «инсайдом». А ещё фиолетовый цвет повышает творческую активность.

Использование инновационной технологии предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» и развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его интеллектуального развития. Его игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решить большое количество образовательных задач. Они помогают освоить математические понятия, учат различать звуки и буквы, вырабатывают навык чтения, учат бережному отношению к природе. В каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.

Цель: Создание условий для всестороннего развития ребенка - дошкольника, развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей, правильное отношение к окружающей природе с использованием предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».        

        Задачи: 

1. Развивать познавательные, интеллектуальные способности детей.

2.Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.

3. Развивать сенсорные способности восприятия цвета, формы.

4.Тренировать мелкую моторику рук, тактильно-осязательных анализаторов.

5. Создавать игровую ситуацию, развивать любознательность.

        Этапы реализации проекта:

        I. Подготовительный этап (сентябрь 2019г.).

        1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

        2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3. Поиск различных средств достижения цели.

        II Основной этап (октябрь 2019г. – апрель 2020г.). 

  1. Организация предметно-развивающей среды;
  2. Развивающие образовательные ситуации на игровой основе;
  3. Индивидуальная работа с детьми;
  4. Совместная деятельность в режимных моментах;
  5. Подвижные игры;
  6. Чтение художественной литературы;
  7. Беседы;
  8. Продуктивная деятельность детей;
  9. Самостоятельная деятельность детей;
  10. Работа с родителями.        

III. Заключительный этап (май 2020г.).

        Диагностика и подведение результатов работы:

  1. Изготовление картотеки развивающих игр для среднего возраста на основе РППС «Фиолетовый лес»;
  2. Презентация проекта для родителей и коллег.
  3. Открытое занятие-равлечение для родителей «Путешествие в Фиолетовый лес» (по итогам проекта).        

        Ожидаемые результаты:

        В ходе реализации проекта будет:

  • пополнена развивающая среда;
  • составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

        В результате проектной деятельности дети:

  • приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт;
  • расширят свои мыслительные способности (интеллект);
  • совершенствуют восприятие, речь, внимание, память, воображение;
  •  активизируют словарный запас;
  • сформируются элементарные математические представления средствами новых, увлекательных игр;
  • расширят знания о свойствах природы и ее роли в окружающем мире;
  • накопят новый эмоционально-позитивный опыт;
  • продолжится развитие любознательности, желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

        Сотрудничество педагогов с родителями предполагает:

  • разработку консультаций по изготовлению в домашних условиях развивающих игр В. Воскобовича;
  • повышение компетентности развития родителей по вопросу влияния развивающих игр на познавательное и интеллектуальное развитие дошкольников среднего возраста.

        

        Для педагогов:

  • внедрение предметно-пространственной развивающей среды «Фиолетовый лес» в непосредственную образовательную деятельность.

Перспективное планирование проекта

МЕРОПРИЯТИЯ

СЕНТЯБРЬ 2019г.

С детьми

С педагогами

С родителями

1. В гостях у жителей Фиолетового леса»

2. Путешествие по играм В.В. Воскобовича.

1.Выставка игр В.В.Воскобовича (презентация одной игры)

2.Изучение методической литературы по теме «Фиолетовый лес».

3. Создание и оформление РППС «Фиолетовый лес».

1. Выставка развивающих игр В.В.Воскобовича.

2. Оформление наглядной информации о развивающих играх.

ОКТЯБРЬ 2019г.

«Встреча в Фиолетовом лесу с веселыми гномами»

Игровые ситуации:

  1. «Как ребята гуляли в лесу».
  2. «Подарим гномам листочки».
  3. «Разноцветные полянки гномов».
  4. «Помоги мышатам сосчитать листочки»

Консультация для воспитателей:«Зачем нужны умные игры».

Всеобуч для родителей: «Сказки фиолетового леса».

НОЯБРЬ 2019г.

«Приключения в осеннем Фиолетовом лесу»

Игровые ситуации:

  1. «Откуда выпал листик?».
  2. «Укрась деревья листочками».
  3. «Помоги ёжикам утеплить норки».
  4. «Осень в Фиолетовом лесу»

Мастер класс для воспитателей: «Игра-дело серьезное».

Участие в акции для родителей: «Персонажи и игры – своими руками».

ДЕКАБРЬ 2019г.

«Путешествие в сказку»

Игровые ситуации:

  1. «Чудо-цветик».
  2. «Кораблик брызг-брызг»».
  3. «Волшебная восьмерка».
  4. «Чудо-соты».

Консультация для педагогов: «Новая жизнь для старых игр».

Игрофестиваль:

«Играем вместе!»

ЯНВАРЬ 2020г.

«Путешествие с капитаном Гусем и Лягушатами»

  1. «Караблик «Брызг –     брызг».

             

  1. «Путешествие Капитана Гуся и  Лягушат»

                   

Презентация развивающей игры В.В.Воскобовича «Караблик Брызг – брызг».

Родительское собрание на тему: «Поможем жителям фиолетового леса».

ФЕВРАЛЬ 2020г.

«В гостях у Капитана Гуся и Лягушат»

  1.   «Сколько флажков на каждой матче»                  2. «Флажки»     .                              3 «.Сказка про озеро Айс».    4. « Помощь мальчика Гео».              

Буклет для воспитателей: Развивающие игры В.В.Воскобовича»

Мастер-класс для родителей: «Путешествие в фиолетовый лес»

МАРТ 2020г.

«»В гости к девочке Дольке»

Игровые ситуации:

    1.  «Весна в Фиолетовом лесу»

   2. «Поляна Чудесных Цветов»

   3. «Чудо-остров«

  4. «Ковровая поляна»

Семинар – практикум «Развивающая предметно – пространственная среда современного поколения.

Памятка-буклет для родителей «Как правильно играть с малышами в игры Воскобовича».

АПРЕЛЬ 2020г.

«В гостях у Гусеницы Фифы и Лопушка»

Игровые ситуации:

1. «Найди лишние листочки»                      2. «Бошмачки для Фифы».                             3. «Гусеница Фифа в гостях».                           4. «Продолжи ряд».

Презентация: «Сказочные герои Фиолетового леса»

Беседа для     родителей: «Игры В.В.Воскобовича – гимнастика ума»

МАЙ 2020г.

  1. Открытое занятие 
  2. Выставка рисунков 

Отчёт о проделанной работе в ДОО по проекту: «В гости к жителям Фиолетового леса».

Выступление на итоговом родительском собрании: 

Список используемой литературы

  1. Бондаренко, Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича / Т.М.Бондаренко. – М.: М-Книга,              2013 г. – 190 с.
  2. Вакуленко, Л. С., Вотинова, О. М. Универсальные средства в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Коврограф Ларчик» и «МиниЛарчик» методическое пособие – Санкт-Петербург, 2017 г.
  3. Воскобович, В.В.. Геометрия, малыш, ворон, дядя Слава (методическая сказка). – СПб, 1996 г., 29 с.
  4. Воскобович, В.В. Методическое пособие «Фиолетовый лес» / В.В. Воскобович, ООО «РИВ», 2016 г. – 20 с.
  5. Воскобович, В.В., Вакуленко, Л.С. Развивающие игры Воскобовича / В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. –  М.: Сфера, 2015г. – 128 с.
  6. Харько, Т. Г., Воскобович, В.В. Методическое пособие «Ларчик» / Т.Г. Харько, В.В.Воскобович, ООО «РИВ», 2007 г. – 30 с.
  7. Харько, Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». СПб.: ООО «РИВ», 2007 г. – 110 с.
  8. Харько, Т. Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» Средний дошкольный возраст. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка "Проект "Путешествие в прошлое""

Информационно-практико-ориентированный  проект  "Путешествие в прошлое" - развивающая игра  Цель проекта:  Формирование у детей умения применять полученные в различных в...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр

                             ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Образовательный, творческо-исследовательский проект "Путешествие по сказкам Фиолетового леса"

Долгосрочный проект  по созданию условий для развития сенсорной культуры детей раннего возраста в игровой деятельности....

Проект "Малые летние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей в летний оздоровительный период. Проект "Малые летние Олимпийские игры" - это спортивный праздник  каждый день недели! ...

Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Проект "Малые зимние Олимпийские игры" призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоциональн...

Проект "Малые зимние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Проект "Малые зимние Олимпийские игры"призван формировать представление об олимпизме и олимпийском движении, о зимних Олимпийских видах спорта, о здоровом образе жизни, вызывать эмоционально...