НОД по экологическому воспитанию "Лаборатория добрых дел"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по экологическому воспитанию
«Лаборатория добрых дел»
в старшей группе
Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.
Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; рассматривание энциклопедий, беседы о добре и зле; дидактические игры;
Материал и оборудование: Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, Старичка-Боровичка, Золушки. Контейнеры с водой, плоды каштана, камни, брусок на каждого ребёнка. Одноразовые тарелки, мерные ложки, стаканы, песок сухой, лупа, крупы (горох, фасоль, гречка).
Ход НОД
- Ребята, сегодня утром для поднятия хорошего настроения себе и друзьям вы приняли участие в игре « Назови друга ласково».
- Говорить ласковые слова друг другу - это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше!
Ответы детей.
Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас в свою лабораторию «Добрых дел».
Скажите, ребята, что такое лаборатория? (ответы детей…Это место, где люди химичат.)
Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования..
Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? (одевает халат, очки). А вы будете научными работниками лаборатории.
Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов? Дети говорят правила:
1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел».
А сейчас давайте пройдём в лабораторию. (дети сели за столы).
Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Правильно.
- Помочь нас просит Буратино.
Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают
различные гипотезы.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?
Давайте проверим свои предположения.
Дети: Провести опыт, эксперимент.
Дети берут предметы (дерево, камень, каштан), наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
- Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держатся на воде?
- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали?
(Дерево не тонет в воде).
- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.
С просьбой о помощи к нам обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.
« Здравствуйте, ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живёт и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок».
Что нам нужно сделать, чтобы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).
Опыт.
-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- легко ли сыпется песок?
Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из одной ёмкости в другую.
Работа с лупой.
Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? ( наблюдают)
- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети: Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
- какого они цвета? (темные и светлые)
- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие).
Воспитатель: песок сыпется из одной ёмкости в другую. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок - сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести.
- давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал - намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт 2
Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую - с сырым. Что тяжелее? Почему?
( сырой - среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных - более тяжёлая вода).
Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живёт друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?
Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.
И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.
- Молодцы, ребята. Мы ещё раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?
Ответы детей.
В:- Осталось нам последнее письмо прочитать.
Ребята, а на конверте - ?
Мы должны отгадать, кто же обратился к нам за помощью…
« Здравствуйте, ребята! Злая мачеха смешала все крупы и не пустила меня на бал. А мне так хочется, хоть одним глазком увидеть принца, потанцевать на балу… Помогите мне, пожалуйста, перебрать крупы».
Ответы детей.
Верно, с просьбой о помощи к нам обратилась Золушка.
Дети с удовольствием перебирают крупы…
Вот ещё одно доброе дело сделали.
- Тот, кто делает добро, получает радость.
А вы рады, что совершили добрые дела?
Ответы детей.
- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.
- Правильно, ребята! Потому что добро всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!
Итог: что мы сегодня делали в лаборатории? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали?
Награждение детей медалями. «Умники и умницы»
Даниил читает стихотворение:
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она звездой нам светит
С небесной высоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (на примере проекта « НАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА »)
«Через красивое - к человечному –такова закономерность воспитания»...
Осенний экологический праздник "Будем добрый лес беречь"
Сценарий экологического праздника...
Экологический проект "Добрый клевер"
Всем известно, что именно в дошкольном возрасте закладываются зерна экологической культуры. Это ответственный период в жизни ребенка, когда у него появляется интерес к окружающему миру, что позволяет ...
Экологический проект «Добрая зима для птиц»
Экологический проект «Добрая зима для птиц»...
Сценарий открытого занятия по экологическому воспитанию "Добро пожаловать в весенний лес"
Сценарий открытого занятия по экологическому воспитанию "Добро пожаловать в весенний лес"...
Экологическое развлечение «Добрые друзья природы» для старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи:Вызвать интерес к окружающему миру. Знакомить с правилами поведения в природе. Формировать экологическую культуры детей, закреплять правила экологически грамотного взаимод...
Социально-экологический проект "Добрые крышечки"
Проект "добрые крышечки" в группе ОВЗ при участии родителей воспитанников...