Конспект НОД по ФЦКМ по теме "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Лещева Гульчира Акрамовна

Цель: формирование у детей представлений о свойствах вохдуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_vozduh_.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Миляш» с.Кунашак

Конспект НОД по ФЦКМ

в коррекционной группе для детей  с нарушениями речи

по теме: «Воздух - невидимка»

Автор-составитель:

воспитатель Лещева Г.А.

с.Кунашак

2023г.

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воздуха.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
  • Учить проводить опыты.

Развивающие:

  • Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
  • Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность.

Коррекционная:

  • Развивать речевое дыхание

Словарная работа: обогащение: лаборатория; активизация: воздух, пузырьки, дует, вдыхаем, выдыхаем, прозрачный, невидимый.

Индивидуальная работа: помочь Айдару Ф. проводить опыты

Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, дыхательные упражнения,  игры с ветрячками, мыльными пузырями, воздушными шарами.

Методы и приемы: наглядные (демонстрация, показ, рассматривание), словесные (загадка, беседа, обьяснения, вопросы),   практические  (элементарные опыты)

Материалы и оборудование: воздушные шары (для демонстрации), полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, зубочистки, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, песочные часы, бумажные веера, доска, нож, апельсин, мыльные пузыри.

Планируемые результаты: у детей сформировано представление о свойствах воздуха, умение проводить опыты, развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Ход занятия:

Организационный момент


Воспитатель: Ребята, давайте встанем с вами в круг (дети берутся за руки, встают в круг)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Начинаем заниматься,

Будем очень мы стараться:

Наблюдать, запоминать,

На вопросы отвечать.

Предлагаю детям сесть за столы.

1.Вступительная  часть

 Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку, о чем в ней говорится?

Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?

Дети: Это воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух.

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то грустный, маленький (ответы).

- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, как вы думаете?

Д: - Воздух.

В: -Вы правильно сказали, внутри шарика находится воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые, и узнаем много интересного. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (ответы детей) Правильно, это лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

2. Основная часть

Опыт№ 1 «Как поймать воздух? »

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей)

В: -Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей)Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.

 Вывод. Значит, воздух может заполнять определенный объем.

А какого цвета воздух? (ответы детей).Посмотрите через пакет на свою руку. Что вы видите?

Вывод. Правильно он прозрачный,  бесцветный, т.е. не имеет цвет.

Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку(зубочистку) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?(ответы детей)

В: Правильно, воздух выходит из пакета. Давайте произнесем звук -  «ССССС», как будто воздух свистит. А теперь звук - «ШШШШШ»

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем носом воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Физминутка «Воздух»

ветерок

Опыт №3 «Воздух необходим для дыхания»

Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать воздухом, что даже и не замечаем этого. А как вы думаете, мы сможем обойтись без воздуха? Давайте это проверим. Зажмите  носик, закройте ротик и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха, не вдыхая его.

Ставлю песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать

В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Как вы думаете, кому еще на Земле нужен воздух ( ответы детей).

Вывод : воздух необходим для всего живого на Земле

Опыт № 4 « Движение воздуха -ветерок»

Воспитатель: Как вы думаете, воздух может двигаться? (ответы детей) Возьмите веера и помашите ими. Что получилось? (ответы детей) Правильно, ветерок.

Вывод:  Значит, воздух может двигаться, при движении воздуха получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, брызгают духи, нарезают апельсин , то мы чувствуем  эти запахи?

Опыт №5 «Чем пахнет воздух?»

 Предлагаю детям закрыть глаза. Нарезаю апельсин на дольки . Предлагаю детям понюхать воздух, не открывая глаз.

В: Вы почувствовали запах? Чем пахнет? (ответы детей) .

Вывод: Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

3.Заключительная часть

В: Итак, что мы сегодня делали? (ответы детей) Скажите вам понравилось проводить опыты?  (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.( игра с детьми)

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Молодцы!

У меня для вас есть мыльные пузыри, которые мы тоже надуваем при помощи воздуха.

Дети идут играть с мыльными  пузырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы

Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...

Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Целебная сила ягод"

Знакомство детей 2 младшей группы с целебными свойствами ягод, полезными для здоровья....

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Искатели сокровищ"

Развитие познавательных способностей посредством поисковой деятельности....

Конспект НОД «Познание ФЦКМ» «Культура Брянска»

Конспект занятия для детей старшей группы. Формирование элементарный представлений об истории города через знакомство с произведениями искусства...

конспект НОД по ФЦКМ "Кенгуру"

Конспект НОД с использованием поисково-экспериментальной деятельности дошкольников...

Конспект НОД по ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста в осенний период на прогулке. "Наступила осень".

Конспект занятия с детьми в старшей группе на прогулке в осенний период. Детям пришло письмо от зверей из леса. Лесные обитатели не могут понять наступила ли осень. Задача детей помочь разрешить эту п...

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...