Конспект НОД по ФЦКМ по теме "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: формирование у детей представлений о свойствах вохдуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vozduh_.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Миляш» с.Кунашак
Конспект НОД по ФЦКМ
в коррекционной группе для детей с нарушениями речи
по теме: «Воздух - невидимка»
Автор-составитель:
воспитатель Лещева Г.А.
с.Кунашак
2023г.
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Воздух - невидимка»
Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;
- Учить проводить опыты.
Развивающие:
- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность.
Коррекционная:
- Развивать речевое дыхание
Словарная работа: обогащение: лаборатория; активизация: воздух, пузырьки, дует, вдыхаем, выдыхаем, прозрачный, невидимый.
Индивидуальная работа: помочь Айдару Ф. проводить опыты
Предварительная работа: беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, дыхательные упражнения, игры с ветрячками, мыльными пузырями, воздушными шарами.
Методы и приемы: наглядные (демонстрация, показ, рассматривание), словесные (загадка, беседа, обьяснения, вопросы), практические (элементарные опыты)
Материалы и оборудование: воздушные шары (для демонстрации), полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, зубочистки, трубочки, пластмассовые стаканчики с водой, песочные часы, бумажные веера, доска, нож, апельсин, мыльные пузыри.
Планируемые результаты: у детей сформировано представление о свойствах воздуха, умение проводить опыты, развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте встанем с вами в круг (дети берутся за руки, встают в круг)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Начинаем заниматься,
Будем очень мы стараться:
Наблюдать, запоминать,
На вопросы отвечать.
Предлагаю детям сесть за столы.
1.Вступительная часть
Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку, о чем в ней говорится?
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: Это воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух.
Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то грустный, маленький (ответы).
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, как вы думаете?
Д: - Воздух.
В: -Вы правильно сказали, внутри шарика находится воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые, и узнаем много интересного. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (ответы детей) Правильно, это лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
2. Основная часть
Опыт№ 1 «Как поймать воздух? »
В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (ответы детей)
В: -Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей)Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха.
Вывод. Значит, воздух может заполнять определенный объем.
А какого цвета воздух? (ответы детей).Посмотрите через пакет на свою руку. Что вы видите?
Вывод. Правильно он прозрачный, бесцветный, т.е. не имеет цвет.
Ребята, как вы думаете, а можно почувствовать воздух? (ответы)
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку(зубочистку) и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?(ответы детей)
В: Правильно, воздух выходит из пакета. Давайте произнесем звук - «ССССС», как будто воздух свистит. А теперь звук - «ШШШШШ»
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем носом воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Физминутка «Воздух»
ветерок
Опыт №3 «Воздух необходим для дыхания»
Воспитатель: Мы настолько привыкли дышать воздухом, что даже и не замечаем этого. А как вы думаете, мы сможем обойтись без воздуха? Давайте это проверим. Зажмите носик, закройте ротик и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха, не вдыхая его.
Ставлю песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
В: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, а вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Как вы думаете, кому еще на Земле нужен воздух ( ответы детей).
Вывод : воздух необходим для всего живого на Земле
Опыт № 4 « Движение воздуха -ветерок»
Воспитатель: Как вы думаете, воздух может двигаться? (ответы детей) Возьмите веера и помашите ими. Что получилось? (ответы детей) Правильно, ветерок.
Вывод: Значит, воздух может двигаться, при движении воздуха получается ветер.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, брызгают духи, нарезают апельсин , то мы чувствуем эти запахи?
Опыт №5 «Чем пахнет воздух?»
Предлагаю детям закрыть глаза. Нарезаю апельсин на дольки . Предлагаю детям понюхать воздух, не открывая глаз.
В: Вы почувствовали запах? Чем пахнет? (ответы детей) .
Вывод: Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
3.Заключительная часть
В: Итак, что мы сегодня делали? (ответы детей) Скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.( игра с детьми)
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными. Молодцы!
У меня для вас есть мыльные пузыри, которые мы тоже надуваем при помощи воздуха.
Дети идут играть с мыльными пузырями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы
Занятие по экологическому воспитанию, направленное на формирование у детей представлений о состоянии деревьев зимой. Закрепление знаний о плодах и семенах некоторых деревьев. Уточнение и закрепление з...
Конспект занятия по ФЦКМ во 2 младшей группе "Целебная сила ягод"
Знакомство детей 2 младшей группы с целебными свойствами ягод, полезными для здоровья....
Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе "Искатели сокровищ"
Развитие познавательных способностей посредством поисковой деятельности....
Конспект НОД «Познание ФЦКМ» «Культура Брянска»
Конспект занятия для детей старшей группы. Формирование элементарный представлений об истории города через знакомство с произведениями искусства...
конспект НОД по ФЦКМ "Кенгуру"
Конспект НОД с использованием поисково-экспериментальной деятельности дошкольников...
Конспект НОД по ФЦКМ у детей старшего дошкольного возраста в осенний период на прогулке. "Наступила осень".
Конспект занятия с детьми в старшей группе на прогулке в осенний период. Детям пришло письмо от зверей из леса. Лесные обитатели не могут понять наступила ли осень. Задача детей помочь разрешить эту п...
Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»
Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...