конспект НОД по ФЦКМ "Кенгуру"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД с использованием поисково-экспериментальной деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kenguru_avtosokhranennyy.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Кенгуру»
Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников и составлять связный рассказ на основе этой информации.
Задачи:
- Актуализировать знакомые способы добывания информации.
- Формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
- Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.
- Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
- Совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. социализация, физкультура.
Оборудование
- ноутбук,
- цифровая видеокамера,
- символы, обозначающие методы исследования,
- книга « Окружающий мир»,
- интернет – ресурсы,
- видеофильм «Карусель. Жизнь замечательных зверей»,
- планшеты по количеству детей, карандаши, бумага,
- картинки с изображением Кенгуру,
- массажный мячик.
Предварительная работа: занятие по формированию целостной картины мира «Животные жарких стран», занятие по коммуникации « Сказка Колобок на новый лад», тренировочные занятия по подготовке к исследовательской деятельгости.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
- дети принимают познавательную задачу, выдвинутую взрослым,
- понимают условные обозначения,
- создают собственные знаки для фиксирования информации
- формулируют вопросы к взрослому,
- понимают смысл прочитанного текста,
- слушают сверстника,
- составляют связный рассказ,
- обобщают полученную информацию,
- приглашают сверстника к взаимодействию, дожидаясь его согласия
- распределяют функции,
- планируют предстоящую деятельность
- действуют, ориентируясь на желания и возможности партнера.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Игра с мячом « Мяч передавай, животных жарких стран называй»
2. Выбор темы исследования.
К детям в гости приходит Колобок (ребенок подготовительной группы)
Колобок: Здравствуйте, ребята. Я опять к вам в гости. Помогите, мне, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. По вашему совету последнее время я очень много путешествовал, побывал в Африке, Америке, даже на Северном полюсе, познакомился со многими птицами и животными, узнал, как они называются, что едят, как воспитывают своих детенышей. Но вот вчера в книжке увидел картинку незнакомого мне животного. Я его ни разу не встречал, но очень бы хотел познакомиться. Может вы мне поможете узнать это сделать. Узнайте и расскажите: кто это?, где он живет?, чем питается? как заботится о своих малышах? Ведь вы же такие умные и сможете найти ответы на любые вопросы.
Воспитатель: Колобок, а ты не принес картинку этого животного?
Колобок: Нет, но я помню, что он стоит на длинных задних лапах, опирается на длинный хвост, передние лапы короткие, а на животе у него сумка, а там кто-то сидит.
Воспитатель:Ребята, вы догадались, о ком говорит Колобок? ( Да, о кенгуру)
Выставляется картинка Кенгуру.
- Колобок, об этом животном ты хочешь узнать поподробнее?
Колобок: Да. Ребята, только мне уже пора домой, меня бабушка с дедушкой ждут, а вы пришлите мне ответ по почте. Колобок уходит.
Воспитатель: Ребята, сможем ли мы помочь Колобку? Что Колобок хочет узнать о кенгуру? (он хочет узнать, где живет кенгуру, чем питается, как ухаживает за своими детенышами)?
2. Активизация способов получения информации.
Воспитатель: Хорошо, значит, сегодня нам надо провести исследование и составить сообщение о кенгуру. Давайте подумаем, где и как можно найти информацию о кенгуру? (дети называют знакомые методы исследования: подумать, спросить у взрослого, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм).
Символические обозначения способов исследования помещаются на фланелегрф.
- Мы будем искать информацию и фиксировать ее с помощью условных обозначений на бумаге. У вас естьпапки исследователей, бумага для записей и карандаши. Собрав всю информацию вместе, мы сможем написать письмо, из которого Колобок узнает все о кенгуру.
Я предлагаю вам первый способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о Кенгуру.
Кенгуру- это дикое животное. Кенгуру живет в Австралии. У кенгуру есть сумка, там находится детеныш кенгуренок. У кенгуру сильные задние лапы.
Давайте все это зарисуем в виде символов на листочках
- Как вы думаете, достаточно ли информации о кенгуру для письма Колобку? (нет, информации мало, мы не знаем, чем питается кенгуру, какие у него детеныши)
- Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?
Дети предлагают воспользоваться книгами, посмотреть видеофильм, задать вопрос взрослым.
Вопросов для исследования много, поэтому предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию в разных источниках.
3. Физкультминутка
А разделимся на пары мы следующим образом.
Сначала поиграем в игру: «Чудесные превращения»
Дилы-дилы-дилы –появились крокодилы. Дети изображают дремлющего
крокодила
Моты-моты-моты – появились бегемоты. Показывают, как шагают
бегемоты, как широко они
открывают рты
Афы-афы-афы – жуют листики жирафы. Тянутся вверх, изображая жирафа,
пальцами как будто рвут листья
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду
затем, брызгают
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны. Изображают скачущих обезьян
Ата-ата –ата - вы опять ребята.
- Сейчас я раздам вам картинки с изображением животных, ищите свою пару.
Дети делятся на пары. Каждая пара выбирает карточку с символическим изображением метода исследования.
4. Сбор информации.
Воспитатель: Вам нужно найти информацию о внешнем виде кенгуру, о том, как кенгуру заботятся о своих малышах, и чем питаются.
Дети получают задания в соответствии с выбранным методом исследования.
1-я пара детей - посмотрите видеофильм «Карусель. Жизнь замечательных зверей» (рассказ дресировщика о кенгуру)
Дети смотрят фильм по телевизору в группе
2-я пара детей -У кого из взрослых можно спросить про кенгуру? ( у логопеда)
-Как вы обратитесь к взрослому?
- Как зададите вопрос?
Дети беседуют с логопедом в логопедическом кабинете
Рассказ взрослого: Кенгуру – относится к виду сумчатых животных. Как вы, думаете почему их называют сумчатыми?. У кенгуру есть на животе сумка, такой кожанный карман, в котором очень тепло и в котором находятся соски для кормления детенышей. Кенгуренок рождается слепым, голым очень-очень маленьким всего 2-3 см, но передние лапки у него уже развиты. На них есть коготочки и с помощью которых он держится за шерсть матери и опускается в сумку. Там он сразу начинает сосать молоко. Он растет, покрывается шерстью, открывает глаза, у него формируются уши. Наконец, он отрывается от сосков и выпрыгивает из сумки. Но если ему в это время угрожает опасность, он может тут же снова забраться туда. Но к шестимесячному возрасту, он достигает таких размеров, что не помещается в сумку. Кенгуренок начинает питаться травой, овощами, как и мать.
Все кенгуру травоядные. А вот воды им нужно очень мало. Кенгуру могут обходиться без воды месяцами.
3-я пара детей: - Вам нужно найти информацию о внешнем виде кенгуру в книге «Окружающий мир». Как это можно сделать? (попросить прочитать младшего воспитателя)
Информация из книги: Внешний вид этого животного таков, что его ни с кем не спутаешь: передние лапы короткие, что придает ему некоторое сходство с человеком, а задние, напротив, длинные и приспособлены для прыжков. Хвост длинный и сильный может достигать одного метра в длину. Кенгуру не опирается на передние лапы, когда стоит на земле. Они служат животному для хватания предметов - пальцы очень хорошо приспособлены для этой цели. У кенгуру длинные и довольно большие уши. Они могут двигаться независимо одно от другого - это помогает животным улавливать самые слабые звуки. И действительно, кенгуру имеет сильно развитый слух. Еще одна удивительная особенность – наличие сумки для вынашивания детенышей, которая представляет собой карман из кожи, расположенный на животе самочек. Именно туда заползают новорожденные детеныши и остаются в сумке до тех пор, пока не становятся слишком велики для нее. У самцов кенгуру такой сумки нет.
4-я пара детей: - А мы с вами посмотрим информацию о кенгуру в интернете. Дети смотрят по ноутбуку в спальне.
Информация из интернета: Кенгуру – официальный символ Австралии, потому что больше нигде в мире кенгуру не обитают. Причём в Австралии так много кенгуру, что существует даже специальный дорожный знак, устанавливаемый на участках, где кенгуру особенно мешают движению. Кенгуру бывают маленькие (40 см), средние и большие - почти трехметровые гиганты! У всех кенгуру недоразвиты передние ноги и сильно развиты задние. Все они держатся почти вертикально, стоят, опираясь, на две задние ноги и могучий хвост. Передвигаются кенгуру скачками, прыгая на задних ногах и удерживая равновесие хвостом. Все кенгуру травоядные. Кенгуру – одно из немногих сумчатых, которое можно увидеть почти в каждом зоопарке мира. А в зоопарке в Австрии живут кенгуру-альбиносы, т.е. совсем белые кенгуру. Основные враги кенгуру – люди и собаки.
Все крупные кенгуру при опасности вступают в бой, используя и определенные приемы борьбы, и физическую силу, и могучее оружие – ноги и когти. Но сами они не нападают и при любой возможности стараются удрать.
4. Обобщение полученных данных.
Дети, изучив всю информацию в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом. Каждая пара рассказывает, опираясь на свои записи, сделанные с помощью символов.
Воспитатель: Кто из вас нашел информацию о том, как выглядят кенгуру?
- Где вы искали информацию?
- Что можно рассказать Колобку о кенгуру?
- Что нового о кенгуру вы узнали из фильма? (кенгуру можно дрессировать, они любят боксировать)
- Что интересного вам рассказал взрослый?
- Как заботятся кенгуру о потомстве?
- Мы узнали все, что хотели?
- Для кого мы собирали эту информацию?
- Как нам передать эту информацию Колобку? (предложения детей)
- Я предлагаю записать видео письмо.
- Договоритесь в паре, кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о кенгуру громко и последовательно. Вам помогут наши символы.
Запись мини-рассказов детей на видеокамеру.
5. Презентация доклада.
- Посмотрим, какое видео письмо у нас получилось (просмотр видео на
ноутбуке)
- Наше видео письмо можно отправить Колобку?
6. Итог занятия.
- О чем мы искали сегодня информацию?
- Что сегодня узнали нового?
- Кому расскажите о том, что вы узнали?
- Что было трудно?
- Как справились с трудностями?
- Кто помог?
- Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...