конспект НОД по ФЦКМ "Кенгуру"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД с использованием поисково-экспериментальной деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия «Кенгуру»
Цель: активизация умений детей самостоятельно добывать информацию на заданную тему из разных источников и составлять связный рассказ на основе этой информации.
Задачи:
- Актуализировать знакомые способы добывания информации.
- Формировать умение задавать вопросы на интересующую тему, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.
- Закреплять умение фиксировать информацию с помощью символических изображений.
- Способствовать составлению связного рассказа на основе полученной информации.
- Совершенствовать навыки взаимодействия со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация. социализация, физкультура.
Оборудование
- ноутбук,
- цифровая видеокамера,
- символы, обозначающие методы исследования,
- книга « Окружающий мир»,
- интернет – ресурсы,
- видеофильм «Карусель. Жизнь замечательных зверей»,
- планшеты по количеству детей, карандаши, бумага,
- картинки с изображением Кенгуру,
- массажный мячик.
Предварительная работа: занятие по формированию целостной картины мира «Животные жарких стран», занятие по коммуникации « Сказка Колобок на новый лад», тренировочные занятия по подготовке к исследовательской деятельгости.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
- дети принимают познавательную задачу, выдвинутую взрослым,
- понимают условные обозначения,
- создают собственные знаки для фиксирования информации
- формулируют вопросы к взрослому,
- понимают смысл прочитанного текста,
- слушают сверстника,
- составляют связный рассказ,
- обобщают полученную информацию,
- приглашают сверстника к взаимодействию, дожидаясь его согласия
- распределяют функции,
- планируют предстоящую деятельность
- действуют, ориентируясь на желания и возможности партнера.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Игра с мячом « Мяч передавай, животных жарких стран называй»
2. Выбор темы исследования.
К детям в гости приходит Колобок (ребенок подготовительной группы)
Колобок: Здравствуйте, ребята. Я опять к вам в гости. Помогите, мне, пожалуйста, разобраться в одном вопросе. По вашему совету последнее время я очень много путешествовал, побывал в Африке, Америке, даже на Северном полюсе, познакомился со многими птицами и животными, узнал, как они называются, что едят, как воспитывают своих детенышей. Но вот вчера в книжке увидел картинку незнакомого мне животного. Я его ни разу не встречал, но очень бы хотел познакомиться. Может вы мне поможете узнать это сделать. Узнайте и расскажите: кто это?, где он живет?, чем питается? как заботится о своих малышах? Ведь вы же такие умные и сможете найти ответы на любые вопросы.
Воспитатель: Колобок, а ты не принес картинку этого животного?
Колобок: Нет, но я помню, что он стоит на длинных задних лапах, опирается на длинный хвост, передние лапы короткие, а на животе у него сумка, а там кто-то сидит.
Воспитатель:Ребята, вы догадались, о ком говорит Колобок? ( Да, о кенгуру)
Выставляется картинка Кенгуру.
- Колобок, об этом животном ты хочешь узнать поподробнее?
Колобок: Да. Ребята, только мне уже пора домой, меня бабушка с дедушкой ждут, а вы пришлите мне ответ по почте. Колобок уходит.
Воспитатель: Ребята, сможем ли мы помочь Колобку? Что Колобок хочет узнать о кенгуру? (он хочет узнать, где живет кенгуру, чем питается, как ухаживает за своими детенышами)?
2. Активизация способов получения информации.
Воспитатель: Хорошо, значит, сегодня нам надо провести исследование и составить сообщение о кенгуру. Давайте подумаем, где и как можно найти информацию о кенгуру? (дети называют знакомые методы исследования: подумать, спросить у взрослого, прочитать в книге, найти информацию на сайте в Интернете, посмотреть познавательный фильм).
Символические обозначения способов исследования помещаются на фланелегрф.
- Мы будем искать информацию и фиксировать ее с помощью условных обозначений на бумаге. У вас естьпапки исследователей, бумага для записей и карандаши. Собрав всю информацию вместе, мы сможем написать письмо, из которого Колобок узнает все о кенгуру.
Я предлагаю вам первый способ исследования – «подумать и вспомнить», что вы знаете о Кенгуру.
Кенгуру- это дикое животное. Кенгуру живет в Австралии. У кенгуру есть сумка, там находится детеныш кенгуренок. У кенгуру сильные задние лапы.
Давайте все это зарисуем в виде символов на листочках
- Как вы думаете, достаточно ли информации о кенгуру для письма Колобку? (нет, информации мало, мы не знаем, чем питается кенгуру, какие у него детеныши)
- Сможем ли мы воспользоваться другими способами исследования сейчас в группе?
Дети предлагают воспользоваться книгами, посмотреть видеофильм, задать вопрос взрослым.
Вопросов для исследования много, поэтому предлагаю объединиться в пары. Каждая пара будет искать информацию в разных источниках.
3. Физкультминутка
А разделимся на пары мы следующим образом.
Сначала поиграем в игру: «Чудесные превращения»
Дилы-дилы-дилы –появились крокодилы. Дети изображают дремлющего
крокодила
Моты-моты-моты – появились бегемоты. Показывают, как шагают
бегемоты, как широко они
открывают рты
Афы-афы-афы – жуют листики жирафы. Тянутся вверх, изображая жирафа,
пальцами как будто рвут листья
Ны-ны-ны – водой брызгают слоны. Надувают щеки, как бы набирая воду
затем, брызгают
Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны. Изображают скачущих обезьян
Ата-ата –ата - вы опять ребята.
- Сейчас я раздам вам картинки с изображением животных, ищите свою пару.
Дети делятся на пары. Каждая пара выбирает карточку с символическим изображением метода исследования.
4. Сбор информации.
Воспитатель: Вам нужно найти информацию о внешнем виде кенгуру, о том, как кенгуру заботятся о своих малышах, и чем питаются.
Дети получают задания в соответствии с выбранным методом исследования.
1-я пара детей - посмотрите видеофильм «Карусель. Жизнь замечательных зверей» (рассказ дресировщика о кенгуру)
Дети смотрят фильм по телевизору в группе
2-я пара детей -У кого из взрослых можно спросить про кенгуру? ( у логопеда)
-Как вы обратитесь к взрослому?
- Как зададите вопрос?
Дети беседуют с логопедом в логопедическом кабинете
Рассказ взрослого: Кенгуру – относится к виду сумчатых животных. Как вы, думаете почему их называют сумчатыми?. У кенгуру есть на животе сумка, такой кожанный карман, в котором очень тепло и в котором находятся соски для кормления детенышей. Кенгуренок рождается слепым, голым очень-очень маленьким всего 2-3 см, но передние лапки у него уже развиты. На них есть коготочки и с помощью которых он держится за шерсть матери и опускается в сумку. Там он сразу начинает сосать молоко. Он растет, покрывается шерстью, открывает глаза, у него формируются уши. Наконец, он отрывается от сосков и выпрыгивает из сумки. Но если ему в это время угрожает опасность, он может тут же снова забраться туда. Но к шестимесячному возрасту, он достигает таких размеров, что не помещается в сумку. Кенгуренок начинает питаться травой, овощами, как и мать.
Все кенгуру травоядные. А вот воды им нужно очень мало. Кенгуру могут обходиться без воды месяцами.
3-я пара детей: - Вам нужно найти информацию о внешнем виде кенгуру в книге «Окружающий мир». Как это можно сделать? (попросить прочитать младшего воспитателя)
Информация из книги: Внешний вид этого животного таков, что его ни с кем не спутаешь: передние лапы короткие, что придает ему некоторое сходство с человеком, а задние, напротив, длинные и приспособлены для прыжков. Хвост длинный и сильный может достигать одного метра в длину. Кенгуру не опирается на передние лапы, когда стоит на земле. Они служат животному для хватания предметов - пальцы очень хорошо приспособлены для этой цели. У кенгуру длинные и довольно большие уши. Они могут двигаться независимо одно от другого - это помогает животным улавливать самые слабые звуки. И действительно, кенгуру имеет сильно развитый слух. Еще одна удивительная особенность – наличие сумки для вынашивания детенышей, которая представляет собой карман из кожи, расположенный на животе самочек. Именно туда заползают новорожденные детеныши и остаются в сумке до тех пор, пока не становятся слишком велики для нее. У самцов кенгуру такой сумки нет.
4-я пара детей: - А мы с вами посмотрим информацию о кенгуру в интернете. Дети смотрят по ноутбуку в спальне.
Информация из интернета: Кенгуру – официальный символ Австралии, потому что больше нигде в мире кенгуру не обитают. Причём в Австралии так много кенгуру, что существует даже специальный дорожный знак, устанавливаемый на участках, где кенгуру особенно мешают движению. Кенгуру бывают маленькие (40 см), средние и большие - почти трехметровые гиганты! У всех кенгуру недоразвиты передние ноги и сильно развиты задние. Все они держатся почти вертикально, стоят, опираясь, на две задние ноги и могучий хвост. Передвигаются кенгуру скачками, прыгая на задних ногах и удерживая равновесие хвостом. Все кенгуру травоядные. Кенгуру – одно из немногих сумчатых, которое можно увидеть почти в каждом зоопарке мира. А в зоопарке в Австрии живут кенгуру-альбиносы, т.е. совсем белые кенгуру. Основные враги кенгуру – люди и собаки.
Все крупные кенгуру при опасности вступают в бой, используя и определенные приемы борьбы, и физическую силу, и могучее оружие – ноги и когти. Но сами они не нападают и при любой возможности стараются удрать.
4. Обобщение полученных данных.
Дети, изучив всю информацию в разных источниках и зафиксировав ее символами, собираются за одним столом и обмениваются информацией друг с другом. Каждая пара рассказывает, опираясь на свои записи, сделанные с помощью символов.
Воспитатель: Кто из вас нашел информацию о том, как выглядят кенгуру?
- Где вы искали информацию?
- Что можно рассказать Колобку о кенгуру?
- Что нового о кенгуру вы узнали из фильма? (кенгуру можно дрессировать, они любят боксировать)
- Что интересного вам рассказал взрослый?
- Как заботятся кенгуру о потомстве?
- Мы узнали все, что хотели?
- Для кого мы собирали эту информацию?
- Как нам передать эту информацию Колобку? (предложения детей)
- Я предлагаю записать видео письмо.
- Договоритесь в паре, кто сможет рассказать все, что мы сейчас узнали о кенгуру громко и последовательно. Вам помогут наши символы.
Запись мини-рассказов детей на видеокамеру.
5. Презентация доклада.
- Посмотрим, какое видео письмо у нас получилось (просмотр видео на
ноутбуке)
- Наше видео письмо можно отправить Колобку?
6. Итог занятия.
- О чем мы искали сегодня информацию?
- Что сегодня узнали нового?
- Кому расскажите о том, что вы узнали?
- Что было трудно?
- Как справились с трудностями?
- Кто помог?
- Как лучше работать: по одному или вместе? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-116587-1349362743.jpg)
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-443156-1398785669.jpg)
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-745576-1454143207.jpg)
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-780134-1462366768.jpg)
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-534241-1418826817.jpg)
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...