Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса…»
план-конспект занятия по окружающему миру

Дисенбаева Анара Хусаеновна

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Программное содержание

Цель: дать детям начальные  представление об истории возникновения развития Москвы; познакомить с  образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить находить детей приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением  строительства Древней Руси; деревянный  конструктор «Разборный домик», один кирпич; пособие для детей и  цветные карандаши

Предварительная работа: беседа о Древней Руси, о древних городах России; ремёслах, существовавших в то время

Планируемый результат: дети знают историю возникновения развития Москвы;  образ жизни людей в старину,  особенности строительства на Руси; умеют находить приметы времени, приобщены   к русской национальной культуре.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа о Москве

5 мин

2.Основная часть

Работа с пособием «Выбери место для города»

Физкультминутка.

Работа с пособием на применение получ.знаний

15 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

1.Вводная часть.

В прошлый раз мы говорили о Москве.

- О чем мы узнали? (О Кремле, Большом театре, Третьяковской галерее, Российской библиотеке).

-Как вы думаете, Москва всегда была такой?

- И снова, как мы делали это не раз, заглянем в прошлое. Для этого воспользуемся «машиной времени».

 В глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возникла Москва. Начало ее окружено легендами.

                  Рассказывают, что ехал князь Юрий, по прозванию Долгорукий, со своею дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пестрой шерстью много их цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый-предсказатель, который растолковал явление так: встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вокруг него царство великое. А шкура пестрая значит, что сойдутся сюда народы разные.

                 Эта сказка, но со смыслом. Ведь сбылось знамение- вырос великий город.                              

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов.

                                            ( В. Я. Брюсов)

2.Основная часть.

Работа с пособием «Выбери место для города»

 

- Представьте, что вам нужно выбрать место для будущего города. Как выбрать такое место?

-Где этот город будет: на равнине или на холме? На холме город лучше освящен солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности.

- Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.

- Как вы думаете, что еще должно быть в тех местах?

-Что еще необходимо человеку для жизни? (Вода)

-Где ее взять? ( В реке, озере)

Река, которая и напоит, и умоет, и рыбой накормит. Кроме того, по реке можно удобно перемещаться с места на место.

-Без чего еще человеку не обойтись? Без пищи. Но в те времена магазинов не было, кругом леса, да болота

- Как быть?

В лесах есть звери и птицы, но которых можно охотиться, есть грибы и ягоды, орехи, лекарственные растения. Выходит, лес- и кормилец, и лекарь.

- Что еще человеку нужно? (Жилье)

- Из чего его строить? И тут поможет лес.

- Как?

Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, зародилась Москва.

Но, не смотря на непроходимые леса и топкие болота вокруг холмов, враги все равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревен с башнями и воротами- огораживали, городили.

           - Как вы думаете, какое слово произошло от этих слов? Слово « город» в древности означало только деревянные или каменные стены, которые строились для защиты и укрепления. Позднее так стало называться все пространство внутри. Там жили люди богатые, а те что победнее, строили дома перед стеной. Это место называлось «посад». Дома ставили кучей, без всякого порядка. Люди, приходящие в город, старались ставить свои дома вдоль рек.

          -Как по вашему, почему?

          Особенно важной в городе была пристань, туда приходили корабли из разных стран с оваром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь, торг. В древней Москве торг находился под Кремлевской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавкам, которые стояли рядами. И каждый ряд предлагал свой товар. Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.

- Как назывались ряды: где продавали капусту, лук, чеснок, огурцы, я блоки?

- Как на ваш взгляд, чем торговали в шапочном, шубном,  рукавичном рядах?

В других рядах продавали свечи, зеркала, книги, фонари.

-Как они назывались?

Всего торгов в ряду было более 100.

На площади сновали с лотками и коробами пироженики, блинники, продавцы кваса и фруктов, овощей и ягод. В дни праздников торг превращался в место народных гуляний. Сейчас торговая площадь носит название Красной.

 От города до пристани тянулись первые улицы, между ними были леса, поля, огороды. Чтобы перейти с одной улицы на другую делали треуголки.

Если перенестись на 500 лет назад в Москву, о можно заблудиться среди кривых улиц. Дома на них стояли за высоким забором частоколами.

- Как появилась такое слово?

Даже всадник не мог заглянуть во двор. Дом стоял в глубине. Позднее дома, в которых жили сапожники, портные стали выходить окнами на улицу, и в них мастера выставляли свой товар.

Дома были из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали вырубки топором и закрепляли бревна. Поэтому и говорили « срубить дом». Этот четырехугольник назывался клеть. Длина и ширина его были приблизительно 4 метра.

- О помещении какого размера говорят « клетушка»? Если в клети была еще и печь, то это уже была изба. Печь делали из глины и занимала она 1/3 часть дома.

 

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и  играть.

Дом большой, высокий строим.

Ставим окна, крышу кроем.

Вот какой красивый дом.

Будет жить в нем старый гном.

 

Богатые люди- князья, бояре строили свои дома за стеной, в центре города. Клети ставили друг на друга и получалось 2 этажа. Такие высоки дома называли - хоромами. Позже в Москве стали строить дома из белого камня- известняка; его залежей было много недалеко от города

На дороге, близ Коломны

День-деньской народ снует.

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

- Как вы думаете, почему люди перешли на каменные постройки? Страшный враг есть  дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва. Сжигали ее враги, страдала она и от случайных пожаров.

Как в засушливое лето

Загорится что-то где-то,

Дым закрутится седой

С слободе за слободой.

Тын за тыном, дом за домом

По лачегам, по хоромам

Запылает вся Москва,

Как в печи горят дрова.

Людей, которые везли товар в город пускали через городские ворота только тогда, когда  в телеге кроме товара лежал белый камень. Известняк крепок, но легко обтесывается, и на нем легко вырезать узоры, которыми украшались здания.

Первым белокаменным зданием в Москве была церковь. Построили ее 600 лет назад. Долгое время из камня строили только церкви, дома были деревянными.

Позже появился кирпич, но он был очень дорог, и им только облицовывали стены. Но со временем перешли на кирпичную постройку. Дело в том, что кирпич делался из песка и глины. И того и другого было в Москве много. Кроме того в отличие от каменных глыб кирпич был легким. А механизмов, которые помогали бы поднять и перемещать тяжести, тогда не было.

- А какие машины сейчас помогают людям строить дома?

Кирпич же любой каменщик мог поднять одной рукой, но кирпич в те времена не был похож на современный. Его длина была 17 см, а толщина 4см.

Кирпича требовалось очень много. И вот 100 лет назад появился первый кирпичный завод. Кирпичные дома могли позволить себе только богатые люди, остальные были по прежнему деревянными.

Около 200 лет назад началась война с Францией. Армия неприятеля дошла до Москвы и захватила ее. В городе начались пожары. Но враги недолго пробыли в Москве и России. Ведь народ поднялся на борьбу. И Москва начала строительство заново. Уже через 10 лет возник почти новый город.

Работа с пособием «Что перепутал художник?»

Рассмотрите рисунок. Что перепутал художник?

3.Заключительная часть.

- Некоторые дома того времени дожили и до наших дней. Старые дома реставрируют. Зачем?

Дело вот в чем, вы знаете у дерева есть ствол, ветви, листья, ,плоды только в том случае, если у него есть корни. Если ствол отделить от корней, то получится просто бревно. Так и человек, чтобы расти, становиться умнее, он должен чувствовать свои корни, корни памяти. По ним к человеку приходит опыт и знания людей, которые жили до нас.

- Сейчас я вам предлагаю поиграть с нашим «Волшебным кругом» и вспомнить о чем мы сегодня говорили, что узнали нового и интересного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ooo.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по познанию в старшей группе по теме «Были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса…»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.

Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие

Программное содержание

Цель: дать детям начальные  представление об истории возникновения развития Москвы; познакомить с  образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить находить детей приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением  строительства Древней Руси; деревянный  конструктор «Разборный домик», один кирпич; пособие для детей и  цветные карандаши

Предварительная работа: беседа о Древней Руси, о древних городах России; ремёслах, существовавших в то время

Планируемый результат: дети знают историю возникновения развития Москвы;  образ жизни людей в старину,  особенности строительства на Руси; умеют находить приметы времени, приобщены   к русской национальной культуре.

Структура занятия

1.Вводная часть

Беседа о Москве

5 мин

2.Основная часть

Работа с пособием «Выбери место для города»

Физкультминутка.

Работа с пособием на применение получ.знаний

15 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия

5 мин

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

1.Вводная часть.

В прошлый раз мы говорили о Москве.

- О чем мы узнали? (О Кремле, Большом театре, Третьяковской галерее, Российской библиотеке).

-Как вы думаете, Москва всегда была такой?

- И снова, как мы делали это не раз, заглянем в прошлое. Для этого воспользуемся «машиной времени».

 В глухом лесном краю, где протекало более 50 рек и речек, где могучие дубы отражались в глади прудов, возникла Москва. Начало ее окружено легендами.

                  Рассказывают, что ехал князь Юрий, по прозванию Долгорукий, со своею дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пестрой шерстью много их цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал ученый-предсказатель, который растолковал явление так: встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вокруг него царство великое. А шкура пестрая значит, что сойдутся сюда народы разные.

                 Эта сказка, но со смыслом. Ведь сбылось знамение- вырос великий город.                              

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов.

                                            ( В. Я. Брюсов)

2.Основная часть.

Работа с пособием «Выбери место для города»

- Представьте, что вам нужно выбрать место для будущего города. Как выбрать такое место?

-Где этот город будет: на равнине или на холме? На холме город лучше освящен солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности.

- Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.

- Как вы думаете, что еще должно быть в тех местах?

-Что еще необходимо человеку для жизни? (Вода)

-Где ее взять? ( В реке, озере)

Река, которая и напоит, и умоет, и рыбой накормит. Кроме того, по реке можно удобно перемещаться с места на место.

-Без чего еще человеку не обойтись? Без пищи. Но в те времена магазинов не было, кругом леса, да болота

- Как быть?

В лесах есть звери и птицы, но которых можно охотиться, есть грибы и ягоды, орехи, лекарственные растения. Выходит, лес- и кормилец, и лекарь.

- Что еще человеку нужно? (Жилье)

- Из чего его строить? И тут поможет лес.

- Как?

Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, зародилась Москва.

Но, не смотря на непроходимые леса и топкие болота вокруг холмов, враги все равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревен с башнями и воротами- огораживали, городили.

           - Как вы думаете, какое слово произошло от этих слов? Слово « город» в древности означало только деревянные или каменные стены, которые строились для защиты и укрепления. Позднее так стало называться все пространство внутри. Там жили люди богатые, а те что победнее, строили дома перед стеной. Это место называлось «посад». Дома ставили кучей, без всякого порядка. Люди, приходящие в город, старались ставить свои дома вдоль рек.

          -Как по вашему, почему?

          Особенно важной в городе была пристань, туда приходили корабли из разных стран с оваром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь, торг. В древней Москве торг находился под Кремлевской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавкам, которые стояли рядами. И каждый ряд предлагал свой товар. Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.

- Как назывались ряды: где продавали капусту, лук, чеснок, огурцы, я блоки?

- Как на ваш взгляд, чем торговали в шапочном, шубном,  рукавичном рядах?

В других рядах продавали свечи, зеркала, книги, фонари.

-Как они назывались?

Всего торгов в ряду было более 100.

На площади сновали с лотками и коробами пироженики, блинники, продавцы кваса и фруктов, овощей и ягод. В дни праздников торг превращался в место народных гуляний. Сейчас торговая площадь носит название Красной.

 От города до пристани тянулись первые улицы, между ними были леса, поля, огороды. Чтобы перейти с одной улицы на другую делали треуголки.

Если перенестись на 500 лет назад в Москву, о можно заблудиться среди кривых улиц. Дома на них стояли за высоким забором частоколами.

- Как появилась такое слово?

Даже всадник не мог заглянуть во двор. Дом стоял в глубине. Позднее дома, в которых жили сапожники, портные стали выходить окнами на улицу, и в них мастера выставляли свой товар.

Дома были из бревен, которые соединялись между собой без гвоздей. На концах бревен делали вырубки топором и закрепляли бревна. Поэтому и говорили « срубить дом». Этот четырехугольник назывался клеть. Длина и ширина его были приблизительно 4 метра.

- О помещении какого размера говорят « клетушка»? Если в клети была еще и печь, то это уже была изба. Печь делали из глины и занимала она 1/3 часть дома.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и  играть.

Дом большой, высокий строим.

Ставим окна, крышу кроем.

Вот какой красивый дом.

Будет жить в нем старый гном.

Богатые люди- князья, бояре строили свои дома за стеной, в центре города. Клети ставили друг на друга и получалось 2 этажа. Такие высоки дома называли - хоромами. Позже в Москве стали строить дома из белого камня- известняка; его залежей было много недалеко от города

На дороге, близ Коломны

День-деньской народ снует.

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

- Как вы думаете, почему люди перешли на каменные постройки? Страшный враг есть  дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва. Сжигали ее враги, страдала она и от случайных пожаров.

Как в засушливое лето

Загорится что-то где-то,

Дым закрутится седой

С слободе за слободой.

Тын за тыном, дом за домом

По лачегам, по хоромам

Запылает вся Москва,

Как в печи горят дрова.

Людей, которые везли товар в город пускали через городские ворота только тогда, когда  в телеге кроме товара лежал белый камень. Известняк крепок, но легко обтесывается, и на нем легко вырезать узоры, которыми украшались здания.

Первым белокаменным зданием в Москве была церковь. Построили ее 600 лет назад. Долгое время из камня строили только церкви, дома были деревянными.

Позже появился кирпич, но он был очень дорог, и им только облицовывали стены. Но со временем перешли на кирпичную постройку. Дело в том, что кирпич делался из песка и глины. И того и другого было в Москве много. Кроме того в отличие от каменных глыб кирпич был легким. А механизмов, которые помогали бы поднять и перемещать тяжести, тогда не было.

- А какие машины сейчас помогают людям строить дома?

Кирпич же любой каменщик мог поднять одной рукой, но кирпич в те времена не был похож на современный. Его длина была 17 см, а толщина 4см.

Кирпича требовалось очень много. И вот 100 лет назад появился первый кирпичный завод. Кирпичные дома могли позволить себе только богатые люди, остальные были по прежнему деревянными.

Около 200 лет назад началась война с Францией. Армия неприятеля дошла до Москвы и захватила ее. В городе начались пожары. Но враги недолго пробыли в Москве и России. Ведь народ поднялся на борьбу. И Москва начала строительство заново. Уже через 10 лет возник почти новый город.

Работа с пособием «Что перепутал художник?»

Рассмотрите рисунок. Что перепутал художник?

3.Заключительная часть.

- Некоторые дома того времени дожили и до наших дней. Старые дома реставрируют. Зачем?

Дело вот в чем, вы знаете у дерева есть ствол, ветви, листья, ,плоды только в том случае, если у него есть корни. Если ствол отделить от корней, то получится просто бревно. Так и человек, чтобы расти, становиться умнее, он должен чувствовать свои корни, корни памяти. По ним к человеку приходит опыт и знания людей, которые жили до нас.

- Сейчас я вам предлагаю поиграть с нашим «Волшебным кругом» и вспомнить о чем мы сегодня говорили, что узнали нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ричи. Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»

Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»    Интегрированное  занятие по ФЭМП, развитие речи и ознакомлению с окружающей природой по ин...

Развитие ричи. Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»

Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»    Интегрированное  занятие по ФЭМП, развитие речи и ознакомлению с окружающей природой по ин...

Развитие ричи. Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»

Конспект открытого ООД в старшей группе № 3 Тема: «Осенняя история в лесу»    Интегрированное  занятие по ФЭМП, развитие речи и ознакомлению с окружающей природой по ин...

Презентация "Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса..."

Презентация по позновательному развитию о Древней Москве....

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...

НОД по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса» старшая группа

Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы в...

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»...