Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе

Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznanie_byli_debri_i_lesa_stali_v_debryah_chudesa.docx30.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе

Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»

Доминирующая ОО: «Познавательное развитие».

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Города Москвы

Задачи: познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; развивать интерес к истории своей Родины; воспитывать любовь к своей стране, к истории своей страны.

Материалы и оборудование: проектор, презентация, ноутбук,

Предварительная работа: беседа о Москве, как столице России.

Структура занятия

1.Вводная часть

Психологический настрой. Введение в тему занятия

2 мин

2.Основная часть

1. «Древняя легенда о Москве».

2 «Возникновение первого поселения».

3. Физминутка

4 «Как строился город Москва».

20 мин

3.Заключительная часть

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия

1. Вводная часть.

Дети встают вкруг, говорят приветствие.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

 Крепко за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

- Вспомните, дети, как мы совершили экскурсию по нашему городу Москве. Понравилась ли вам эта экскурсия? Мы познакомились с некоторыми достопримечательностями города (это Кремль, Большой театр, храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, вокзалы нашего города и многое другое).

- Как вы думаете, всегда ли Москва была такой? (Предположения детей).

- Давайте, ребята, заглянем в прошлое. Хотите отправиться туда? Как вы думаете с помощью чего мы можем отправиться в прошлое? (Ответы детей) Верно, с помощью машины времени.

Дети закрывают глаза и произносят слова: «Раз, два, три мы в уже в пути»

2. Основная часть.

«Древняя легенда о Москве».

- Ребята, представьте, что мы находимся в глухом лесном краю, где протекает много рек и маленьких речушек, а могучие дубы и сосны отражаются в их водах. И вот в этом месте возникла наша Москва. Её возникновение окружено легендами. Хотите послушать одну из них?

«Ехал, однажды, князь Юрий, по прозванью Долгорукий, со своей дружиной

Через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пёстрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал учёный предсказатель, который растолковал явление зверя так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вкруг него царство великое. А шкура пёстрая значит, что сойдутся сюда народы разные».

- Это сказка, но сказка со смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовью внуки

Выше прочих городов.         В. Я. Брюсов

«Возникновение первого поселения».

- Представьте себе, что нам нужно выбрать место для будущего города.

Где мы будем его строить: на холме или на равнине? Конечно, на холме!

Он будет хорошо освещаться солнцем, обдуваться ветром. С холма лучше видны все окрестности. Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.

- И вот сюда пришли люди. Посмотрели вокруг, места им понравились, и они здесь поселились.

- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь поставили первые дома? (Предположения детей).

- Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. Откуда можно было взять воду? (из реки, озера, родника).

- Москва-река рядом, и это не только вода, но и рыба. Лес тоже рядом. Что съедобного можно добыть в лесу? (грибы, ягоды, много дичи).

-И земля здесь тоже была хорошей. Можно заниматься земледелием: выращивать пшеницу, рожь, овощи, фрукты.

- Вот какое удобное место выбрали люди для своего города. Вода есть, еда есть.

- Что ещё нужно людям? Необходимо построить жильё. Но места около реки были болотистые, и люди добирались до воды по маленьким мостикам (мосткам). И поэтому реку сначала назвали Мостквой, а потом – Москвой. И город, возникший на берегу реки, также назвали Москвой.

- Как вы думаете, какое слово произошло от слов городить, огораживать? (предположения детей).

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Ставим окна, крышу кроем.

Вот какой красивый дом.

Будет жить в нем старый гном.

«Как строился город Москва».

- Само слово город произошло от слова городить, то есть огораживать, ставить ограду, стену. Вспомните, зачем люди огораживают свои поселения?

(от нападения врагов и диких зверей).

Первые стены люди делали из дерева – ведь вокруг шумели леса. Население города росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами.

- Когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними.

Такая крепость в центре города называется кремль. Сначала кремль был деревянным (показ иллюстрации).

В Кремле жили люди богатые, а те, что победнее, строили дома за стеной. Это место называлось посад. Дома ставились кучей, без всякого порядка, а потом уже ставили дома вдоль реки. Особенно важной в городе была пристань, куда приходили корабли с товаром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь – торг. В древней Москве торг находился под Кремлёвской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые стояли рядами.

- Всего рядов на торгу было более ста. Сегодня торговая площадь носит название Красной. Сначала в Москве строились деревянные дома: избы, терема, церкви, хоромы. Так как частые пожары уничтожали деревянные постройки, поэтому через много лет стали строить дома из белого камня – известняка (показ иллюстрации белокаменного Кремля). А когда научились делать кирпич, то построили кремль из красного кирпича (в царствование Ивана III). Этот кремль дошёл до наших дней (показ иллюстрации современного Кремля).

- Как вы думаете, почему он сохранился? (предположения детей).

С большой любовью строили люди Кремль – очень старались. Уже давным-давно никого из них нет в живых, а мы помним о них до сих пор.

- Вот какой древний город Москва. Ему около девятисот лет. Это очень красивый город. Все, кто в нём жил, любили его. Художники запечатлевали его на картинах (Поленов «Московский дворик» и др.), поэты писали о нём стихи. Сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Барто о Москве.

Я живу в Москве.

Деревья в три обхвата,

Река светилась пламенем –

Дремучие леса.

Пожар здесь бушевал,

Среди лесов когда-то

И город белокаменный

Город поднялся.

Из пламени вставал.

Здесь шли тропинки узкие,

Стоял велик и чуден

Овраги и поля,

Московский древний град.

Но все дороги русские

Он дорог русским людям,

Сходились у Кремля.

Он славою богат.

3. Заключительная часть.

-Какое путешествие мы сегодня совершили? (из прошлого в настоящее).

-Что вы узнали нового и интересного о нашей Москве?

-Дети, сегодня вы узнали, что город Москва– очень древний. Люди всегда любят тот город, в котором они живут. В Москве много современных зданий, но остались и дома, которые построены очень давно. Они украшают город до сих пор, и москвичи, ценят и охраняют их –древние исторические достопримечательности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познанию для старшей группы

Конспект занятия по познанию для старшей группы на тему Шахтерская слава...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе " Были дебри, да леса- стали в поле чудеса"

Цель: дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить преметы вр...

Конспект занятия по окружающему миру: "Были дебри да леса, стали в поле чудеса"

Познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить преметы времени, приобщать их к русской национальной культуре...

Презентация "Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса..."

Презентация по позновательному развитию о Древней Москве....

Были дебри да леса ,стали в дебрях чудеса

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию«Были дебри да леса ,стали в дебрях чудеса»в подготовительной к школе группеМДОУ «Детский сад комбинированного ви...

НОД по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса» старшая группа

Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы в...

Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса…»

Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО:  речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: дать детям начальны...