НОД по познавательному развитию Ознакомление с окружающим миром Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса» старшая группа
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_byli_debri.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»
старшая группа
Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Города Москвы; познакомить с образом жизни в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить приметы времени, приобщать их к русской национальной культуре.
Материалы: компьютер, проектор, презентация.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
- В прошлый раз мы совершили экскурсию по Москве. Мы познакомились с некоторыми достопримечательностями города (это Кремль, Большой театр, храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, вокзалы города и многое другое).
- Как вы думаете, всегда ли Москва была такой? (предположения детей).
- Давайте, ребята, заглянем в прошлое. Хотите отправиться туда? Для этого воспользуемся «машиной времени».
2. Актуализация знаний. Игра «Древняя легенда о Москве».
- Ребята, представьте, что мы находимся в глухом лесном краю (слайд 2), где протекает много рек и маленьких речушек, а могучие дубы и сосны отражаются в их водах. И вот в этом месте возникла Москва. Её возникновение окружено легендами. Хотите послушать одну из них? (слайд 3).
«Ехал, однажды, князь Юрий, по прозванью Долгорукий, со своей дружиной через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел он посреди болот огромного зверя с тремя головами, с пёстрой шерстью многих цветов. Остановился князь и его спутники, с изумлением глядя на зверя. А тот исчез, словно растаял в тумане. Вместе с князем ехал учёный предсказатель, который растолковал явление зверя так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, треуголен, и будет вкруг него царство великое. А шкура пёстрая значит, что сойдутся сюда народы разные».
- Это сказка, но сказка со смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовью внуки
Выше прочих городов.
В. Я. Брюсов
3. Затруднение в игровой ситуации. Игра «Выберите место для города».
- Представьте себе, что нам нужно выбрать место для будущего города.
Где мы будем его строить: на холме или на равнине? Конечно, на холме! (слайд 4) Он будет хорошо освещаться солнцем, обдуваться ветром. С холма лучше видны все окрестности. Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.
- И вот сюда пришли люди. Посмотрели вокруг, места им понравились, и они здесь поселились.
- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь поставили первые дома? (Предположения детей).
- Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья, приготовления пищи. Откуда можно было взять воду? (из реки, озера, родника).
- Москва-река рядом, и это не только вода, но и рыба. Лес тоже рядом. Что съедобного можно добыть в лесу? (грибы, ягоды, лекарственные травы, много дичи).
- И земля здесь тоже была хорошей. Можно заниматься земледелием: выращивать пшеницу, рожь, овощи, фрукты.
- Вот какое удобное место выбрали люди для своего города. Вода есть, еда есть.
- Что ещё нужно людям? Необходимо построить жильё. И тут лес поможет. Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, зародилась Москва.
- Но, несмотря на непроходимые леса и болота, враги все равно пробирались сюда. Тогда жители стали строить вокруг поселения стены из бревен с башнями и воротами – огораживать, городить (слайд 5).
- Как вы думаете, какое слово произошло от слов городить, огораживать? (предположения детей).
4. Открытие нового знания. Игра «Как строился город Москва».
- Само слово город произошло от слова городить, то есть огораживать, ставить ограду, стену. Вспомните, зачем люди огораживают свои поселения? (от нападения врагов и диких зверей).
- Первые стены люди делали из дерева – ведь вокруг шумели леса (слайд 6). Население города росло, строились новые дома, места внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить дома за крепостными стенами (слайд 7, 8, 9).
- Когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такая крепость в центре города называется кремль.
- В Кремле жили люди богатые, а те, что победнее, строили дома за стеной. Это место называлось посад. Дома ставились кучей, без всякого порядка, а потом уже ставили дома вдоль реки. Особенно важной в городе была пристань (слайд 10), куда приходили корабли с товаром. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь – торг. В древней Москве торг находился под Кремлёвской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Вся площадь была заставлена лавками, которые стояли рядами (слайд 11).
Физминутка
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
5. Введение нового знания в систему знаний. Игра «Торговые ряды».
- Хлебные изделия продавались в хлебном, калачном, пряничном рядах.
- Ребята, а как вы думаете, как назывались тогда ряды, в которых продавали капусту (капустный), лук (луковичный), чеснок (чесночный), огурцы (огурцовый), яблоки (яблочный), мясо (мясной), рыба (рыбный).
- Как вы думаете, чем торговали в шапочном, шубном, рукавичном, сапожном рядах?
- В других рядах продавались свечи, зеркала, посуда, книги, фонари…Как они назывались?
- Всего рядов на торгу было более ста. Сегодня торговая площадь носит название Красной. Сначала в Москве строились деревянные дома: избы, терема, церкви, хоромы. Позже люди стали строить дома из белого камня – известняка, его залежей было много недалеко от города (слайд 12, 13, 14).
- Как вы думаете, почему люди стали строить из камня? (предположения детей). Страшный враг есть у дерева. Это огонь. К несчастью, часто горела деревянная Москва: и от пожаров, и от поджогов врагов. Поэтому иногда можно услышать: «Москва наша – белокаменная». Известняк крепок, легко обтесывается, на нем легко вырезать узоры, которыми украшались здания.
- Спустя несколько веков, в Москве начали строить дома из кирпича (из глины и песка) (слайд 15, 16). Кроме того, в отличии от каменных глыб кирпичи были легкими. А механизмов, которые помогали бы поднимать и перемещать тяжести, тогда не было. И вот 100 лет назад появился первый кирпичный завод.
- А какие машины сейчас помогают людям на стройке?
- Первое кирпичное сооружение в Москве – это Кремль. Как вы думаете, почему он сохранился? (предположения детей) (слайд 17).
- С большой любовью строили люди Кремль – очень старались. Уже давным-давно никого из них нет в живых, а мы помним о них до сих пор.
- Вот какой древний город Москва. Ему около девятисот лет. Это очень красивый город. Все, кто в нём жил, любили его. Художники запечатлевали его на картинах, поэты писали о нём стихи.
6. Применение полученных знаний. Игра «Что перепутал художник».
- Рассмотрите рисунок. Что перепутал художник?
7. Итог занятия.
- Какое путешествие мы сегодня совершили? (из прошлого в настоящее).
Что вы узнали нового и интересного о Москве?
- Дети, сегодня вы узнали, что город Москва – очень древний. Как называют жителей города? (москвичи). В Москве много современных зданий, но остались и дома, которые построены очень давно. Они украшают город до сих пор, их реставрируют, восстанавливают.
Используемая литература:
1. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!»
2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка/ Под научной редакцией А.А. Леонтьева.- М.: Баласс, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе " Были дебри, да леса- стали в поле чудеса"
Цель: дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы; познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить преметы вр...
Конспект занятия по окружающему миру: "Были дебри да леса, стали в поле чудеса"
Познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси; учить детей находить преметы времени, приобщать их к русской национальной культуре...
Презентация "Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса..."
Презентация по позновательному развитию о Древней Москве....
Были дебри да леса ,стали в дебрях чудеса
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию«Были дебри да леса ,стали в дебрях чудеса»в подготовительной к школе группеМДОУ «Детский сад комбинированного ви...
Технологическая карта НОД в первой младшей группе По образовательной области «Ознакомление с окружающим миром» Тема: «Кто живёт в лесу?»
Информационная карта непосредственной образовательной деятельности Тема НОД: «Кто живёт в лесу?»Возрастная группа первая младшая группаОО Познавательное р...
Конспект занятия по познанию в старшей группе по теме «Были дебри, да леса, стали в дебрях чудеса…»
Доминирующая ОО: познавательное развитие.Интеграция ОО: речевое, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель: дать детям начальны...
Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»
Конспект занятия по «Познанию» в старшей группе Тема: «Были дебри и леса, стали в дебрях чудеса»...