Конспект по экологическому воспитанию на тему: «Осень. Изменения в жизни животных»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ekologii.docx | 26.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по экологическому воспитанию на тему:
«Осень. Изменения в жизни животных»
для детей средней группы
Шилова Евгения Михайловна
Воспитатель МАДОУ № 15 «Сибирячок» г. Канск
Цель: Расширять и обобщать знания о поведении животных осенью, подготовка зверей к зиме. Систематизировать экологические знания детей.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать углублению и обобщению знаний о диких животных;
- продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям,
- развивать память, связную речь, умение слушать друг друга.
- умение разгадывать загадки о диких животных, ориентируясь на характерные признаки внешнего вида или поведения.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
- формировать доброжелательность.
Методы и приемы:
Словесный: Беседа, проблемные вопросы рассматривание картинок, отгадывание загадок, рассказы детей.
Наглядный: Приход игрушки Лесовичка рассматривание иллюстраций,
Практический: Зарисовка знаков «Спячка зверей», «У животных теплая пушистая шерсть», «Заготовка запасов на зиму»
1. Организационный момент. Знакомство со сказочным героем Лесовичком.
2. Основная часть. НОД по экологическому развитию, приветствие, физминутка,
3. Итог занятия. Рефлексия.
Предварительная работа:
- Чтение сказки Г. Скребицкого «Всяк по-своему».
- Отгадывание загадок, беседа о диких животных.
- Беседы: об осени и ее приметах, о жизни диких животных и птиц в лесу, об их подготовке к зиме.
- Рассматривание на прогулке различных деревьев и их листьев, рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса, диких животных, перелетных и зимующих птиц.
Словарная работа: линяет, впадает в спячку, кладовая, запасы.
Оборудование и материала: Иллюстрация по теме, загадки про зверей, коврик, жёлтые листы бумаги, фломастеры.
Ход занятия:
I - Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся:
Стук в дверь.
( Воспитатель уходит посмотреть, кто там и переодевается)
Лесовичок: Здравствуйте ребята, я старичок-лесовичок я хозяин лесов, слежу за порядком, чтобы никто не обижал зверей, не ломал деревья, не рвал зря цветы, не бросал мусор.
Принес вам загадку. Отгадаете, возьму вас в свой лес на прогулку.
Лесовичок:
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченный – до небес!
Называют его…..
Дети: Лес
Лесовичок: Правильно. А какое сейчас время года?
Дети: осень
Лесовичок: Правильно. За то, что вы правильно ответили на мои вопросы возьму вас на прогулку в свой лес.
II - Основная часть.
Лесовичок: Закрываем глаза и повторяем за мной волшебные слова.
Раз, два, три, повернись
На лесной опушке окажись.
Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.
Пока я был у вас в гостях, что-то произошло с моим лесом
Ребята, какое время года наступило?
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Дети: Осень
Лесовичок: А где же звери, почему в лесу так тихо?
Ребята что звери делают, когда наступает осень?
Дети: Готовятся к зиме
Лесовичок: Правильно ребята.
Некоторые из животных готовят себе домики и ложатся в спячку на всю зиму и просыпаются только весной.
Отгадав загадку, вы узнаете, какие звери ложатся в спячку.
Загадка:
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
Дети: Медведь
Лесовичок: Верно, Молодцы! Шерсть у медведя густая и тёплая, поэтому он не замерзает зимой. Цвет шерсти коричневый или ещё его называют бурым. Не смотря на его неуклюжий вид, бегает медведь очень быстро. Как и все дикие животные, медведи сами добывают себе пищу. Они едят грибы, ягоды, орехи, жёлуди, корешки и фрукты. С удовольствием едят мышей, лягушек, рыбу и насекомых. Летом и осенью медведи стараются съесть как можно больше, чтобы накопить побольше жира. Именно жир помогает ему легче перезимовать. Поздней осенью роет он под корнями старых деревьев-берлогу. Трудится медведь 2-3 дня. Затем он натаскивает в берлогу листья, сухую траву и еловые ветки, чтобы было сухо и тепло. Спит медведь всю зиму, а просыпается только весной.
Лесовичок: Что делает медведь зимой?
Дети: Много ест, чтобы накопить много жира на зиму, роют берлогу, лежаться в спячку.
Загадка:
Лежала между ёлками,
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала,
Дети: Ёжик
Лесовичок: Правильно отгадали. Колючие зверьки вырывают или подыскивают и обустраивают глубокие норы, на которые ложится снежный покров. Мхом и сухими листьями ежи утепляют жилища. В каждом таком домике живёт по одному ёжику. С наступлением первых заморозков ежи закрывают изнутри вход в гнездо и засыпают. До наступления сильных холодов ежи спят чутко и если им помешать, они просыпаются, сердито фыркают, как бы сердятся
Что делают ежи осенью?
Дети: Подыскиваю жилище на зиму, и утепляют его, ложатся в спячку.
Лесовичок: -Молодцы ребята, теперь вы узнали какие животные впадают в спячку.
А сейчас мы немного отдохнём
Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли! .
И немножечко устали!
Немножко размялись, а сейчас продолжаем.
Посмотрите, на картинки этих животных впадают в спячку. ( Еж, медведь)
А есть животные, которые меняют свои шубки летние шубки на более тёплые, пушистые, Что это за животные отгадайте, послушав загадку.
Загадки.
Прыгун - трусишка
Хвост-коротышка
Глазки с косинкой
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета-
На зиму и лето
Дети: Заяц
Лесовичок: Длинные уши помогают ему хорошо слышать приближающуюся опасность. Сильные задние лапы помогают зайцу быстро бегать и ловко прыгать. Два раза в год зайцы меняют цвет своей шерсти. Летом и весной она серого цвета, что позволяет ему спрятаться в траве и кустах. Осенью и зимой она становится белая и заяц почти не виден на снегу. Это его маскировка от хищников. Живут зайцы в густой траве или кустах. Они травоядные, т.е едят траву и листья. Зимой трава под снегом, и тогда они едят веточки и кору деревьев.
Какого цвета заяц летом?
Дети: Серый
А какого цвета заяц зимой?
Дети: Белый.
А зачем зайцу быть белым зимой?
Дети: Чтобы было не видно на снегу.
Послушайте еще одну загадку.
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Дети: Белка
Лесовичок: Верно ребята Белка – быстрый и непоседливый зверёк. Она быстро передвигается по деревьям, благодаря острым и длинным когтям. Летом шерсть у белки рыжая похожая на цвет коры, благодаря чему она едва заметна. Но осенью её цвет становится серым. Живут белки в дупле, которое находится на дереве. К зиме белка заботится об утеплении своего жилья. Она устилает тёплую подстилку из опавших листьев, сухой травы, мха и шерстинок. Зимой под снегом ей сложно найти еду, поэтому белка запасает пищу осенью. Она собирает орехи, шишки, сухие ягоды и грибы.
Что делает белка осень?
Дети: Заготавливает запасы на зиму.
Лесовичок: А теперь ребята нам пора возвращаться обратно в детский сад!
Давайте ещё раз произнесём волшебные слова:
(Дети закрывают глаза)
Раз, два, три, повернись
В детском саду окажись.
Вот вы и оказались в своей группе, я предлагаю вам нарисовать обозначения, чем занимаются в лесу звери осенью и повесить на диаграмму «времена года».
Практическая часть занятия: Зарисовка знаков «Спячка зверей», «У животных теплая пушистая шерсть», «Заготовка запасов на зиму»
Лесовичок: Какие красивые получились у вас обозначения , давайте мы их повесим на диаграмму «Времена года», что бы всегда могли и подойти и посмотреть чем занимаются звери в лесу осенью.
А мне пора с вами прощаться и возвращаться на свою лесную полянку.
До свидания ребята!
(Лесовичок уходит, воспитатель переодевается и выходит к детям)
III - Итог занятия. Рефлексия:
Дети усаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас предлагаю вспомнить, про каких животных мы сегодня с вами разговаривали.
Дети: Белка, медведь, заяц. ёж
Воспитатель: А как же белка готовится к зиме?
Дети: Готовит запасы на зиму, утепляет дупло, меняет свою шубку на более теплую, меняет ее окрас.
Воспитатель: А медведь?
Дети: Роет берлогу, очень много кушает, ложится в спячку.
Воспитатель: А заяц?
Дети: Меняет свою шубку на более теплую, меняет ее окрас.
Воспитатель: А ежик?
Дети: Ищет домик и утепляет его, ложится в спячку.
Воспитатель: Вы сегодня все были внимательными и старались.
Вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)»
Тема: «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)»Цель: Конкретизация представителей о приспособлении диких зверей к трудной зимовки (изменения цвета и характера ш...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по программе «Развитие» Тема: «Зима. Изменения в жизни животных»
Образовательная область: «Познание»Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие,...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дикие животные, сезонные изменения в жизни животных» для детей средней группы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Дикие животные. Сезонные изменения в жизни животных" для детей средней группы...
Конспект образовательной ситуации по экологическому представлению детей в средней группе «Осень. Изменения в жизни животных»
Образовательная область «Познавательное развитие»Развитие экологических представленийОбразовательная ситуация (Осень. Изменения в жизни животных)...
Конспект ООД по окружающему миру на тему: «Изменения в жизни животных и растений осенью»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе...
Конспект открытого занятия «Как зимуют дикие звери (сезонные изменения в жизни животных)»
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к...
Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ» (Беседа о домашних животных)
правильное отношение детей к природе строится на знании особенностей жизни, роста и развитию живых существ. Именно пэтому в основе моего зантяи лежит дальнейшее расширение и обобщение знаний о ж...