Конспект открытого занятия «Как зимуют дикие звери (сезонные изменения в жизни животных)»
план-конспект занятия (старшая группа)

Ечевская Людмила Михайловна

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания

Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyati_3.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия «Как зимуют дикие звери (сезонные изменения в жизни животных)»

ЦЕЛИ:

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям.

Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания

Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

МАТЕРИАЛ:

Приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища.

ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:

1. Педагог. Дети, только что звонил наш друг Карлсон, он собирается нас навестить. Но мне показалось, что он чем-то обеспокоен.

- (Стук в дверь, появляется Карлсон — игрушка.)

Карлсон. Здравствуйте, ребята! Я сегодня проснулся, посмотрел с крыши вниз, а там так красиво, все белым-бело. И решил я пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться вместе с ними. Но там я никого не встретил. Тогда я пошел на пруд, но он замерз, и я там тоже никого не увидел. Я очень расстроился и уже было хотел возвращаться домой, когда передо мной что-то промелькнуло, сверху что-то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло. Я очень испугался, но решил все это сфотографировать и вам, ребята, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.

Педагог. Карлсон, не переживай, с животными все в порядке. Ребята, давайте объясним Карлсону, почему же он не встретил в лесу своих друзей, и попробуем разобраться, что же сфотографировал Карлсон.

(Ответы детей: наступила зима, и все животные по-разному приспособились ее пережить.)

Педагог. Правильно, а теперь давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Карлсона.

Карлсон. Все фотографии я наклеил на кубик. Давайте будем его бросать, какая фотография выпадет, ту и будем рассматривать.

2.  Игра-кубик «Чей хвост»

3.Физ, минутка.«Дети по лесу гуляли.»

4. Педагог. Бросаем кубик. Что же сфотографировал Карлсон? (Ответы детей: хвост зайца.)

Педагог. Расскажите, пожалуйста, как же зимует заяц, чем питается, как спасается от врагов, что ему помогает выдержать холод. А для того чтобы легче было рассказывать, будем использовать наших помощников — модели. Какие модели будем выставлять?

 (На панно последовательно вывешиваются  модели: линька, шерсть.)

(Ответы детей: меняет шерсть, цвет; ест кору деревьев, ветки; от врагов спасают быстрые ноги и цвет шерсти.)

Карлсон. Теперь я понял, почему не увидел зайца — снег белый и заяц белый.

Педагог. Бросаем кубик. Что же здесь сфотографировал Карлсон?

(Ответы детей:  хвост белки-.)

Педагог. Ребята, расскажите Карлсону, почему же и белочку он не смог разглядеть. (Добавляется модель: дупло.)

 Вопросы детям:

Где устраивает свое жилье?

Чем питается на деревьях белка?

Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?

Что защищает от холода?

Что помогает ей спасаться от врагов?

(Ответы детей: находит дупло, утепляет его; с осени заготавливает орехи, грибы; быстро перепрыгивает с дерева на дерево.)

Карлсон. Какая молодец белочка, а я - то думал, что это мелькает между деревьев? А это белка так быстро перебирается с дерева на дерево.

Педагог. Бросаем кубик, что здесь мы увидим? (Ответы детей: хвост лося.)

Педагог. Как же лосю удается пережить суровые времена? (На панно вывешиваются модели: шерсть, ноги.)

Вопросы детям:

Чем питается?

Есть ли у него враги?

Как он спасается от врагов?

(Ответы детей: ветками деревьев; быстро убегает или защищается передними копытами.)

Карлсон. Теперь я понял: за деревом стоял лось и на высоких деревьях поедал ветки.

Педагог. Бросаем кубик.  (Ответы детей: хвост  волка)

Педагог. Как же этому хищнику удается пережить это суровое время года? (Выставляются модели.)

 Вопросы детям:

Чем питается?

Как добывает себе пищу?

Где живет?(Ответы детей: волк — бегает на большие расстояния в погоне за добычей, ведет кочующий образ жизни.) 

Педагог. Бросаем кубик. (Ответы детей: хвост лисы.)

Педагог. Как лисе удается пережить это трудное время года?

Вопросы детям:

Чем питается зимой?

Где живет?                (Ответы детей: лиса — живет в норе, охотится за зайцами, ловит под снегом полевых мышей, в суровое время приближается к человеческому жилью.)

Карлсон. Много я сделал фотографий, а своего большого друга — медведя — не сфотографировал и маленького ежика тоже не увидел.

Педагог. Ребята, объясните, почему Карлсону не удалось увидеть медведя и ежа. (Выставляются модели ежа и медведя.)

Вопросы детям:

Как медведь готовится к зиме?

Где зимует? Чем питается? Что еж делает, чтобы переждать зиму?

(Ответы детей: накапливает подкожный жир, спит в берлоге всю зиму; еж тоже спит.)

Педагог. Ребята, а теперь давайте поиграем в веселую игру «Кто живет в родном лесу». 

Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут — хлопайте в ладоши, если нет — не хлопайте.

Белка, лисица, жираф, бегемот.

Заяц, олень, крокодил, кашалот.

 Волки, верблюды, моржи и тюлени.

 Медведи, слоны, обезьяны, олени.

Карлсон. Ребята, а еще я хотел послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками, понаблюдать за лягушками. Куда они делись?

Педагог. Дорогой Карлсон, ребята тебе уже говорили, что все это из-за того, что наступила зима. Остальное мы тебе сейчас расскажем.

Вопросы детям:

Какие птицы собираются в дальнюю дорогу — в теплые края?

Как они называются? Какие остаются зимовать? Как они называются?

Как человек помогает птицам?  Как спасается от холода лягушка?

Карлсон. Понятно, мои «солисты» улетели в теплые края, а лягушка-квакушка забилась глубоко в ил и заснула на всю зиму. Педагог. Ребята, расскажите о рыбах и насекомых.  

Вопросы детям:

Что делают рыбы зимой? (Опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют.)

Куда исчезают насекомые? (Прячутся в кору деревьев, щели.)

Карлсон. Теперь я понял: приду сфотографироваться к своим друзьям весной.

Педагог. Молодцы, ребята, вы очень хорошо все объяснили Карлсону, а теперь давайте пофантазируем и поиграем в игру «Превратись». По моим словам вы будете превращаться в зимующих птиц, зверей, насекомых.

Девочки и мальчики,

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц (зверей) превратитесь.

ЛИТЕРАТУРА:

О.А.Воронкевич. стр.225. О. В.Дыбина.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)»

Тема:   «Как зимуют дикие звери ( сезонные изменения в жизни животных)»Цель:  Конкретизация представителей о приспособлении диких зверей к трудной зимовки (изменения цвета и характера ш...

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

конспект открытого занятия на тему: "дикие птицы зимой"

в данном материале предоставлены дидактические игры по теме, загадки о диких животных....

Конспект открытого занятия по теме: «Дикие животные»

Для студентов и педагогических работников....

Конспект открытого просмотра НОД "Как дикие звери к зиме готовятся"

НОД с использованием информационно-коммуникационных тежнологий...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дикие животные, сезонные изменения в жизни животных» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Дикие животные. Сезонные изменения в жизни животных" для детей средней группы...

Конспект занятия «Как зимуют дикие звери»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о жизни  диких животных зимой.Задачи:* формировать у дошкольников представления о животном мире;*побуждать детей узнавать и наз...