Развивающее занятие по экологии с элементами арт-терапии: «Прогулка по лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Манжеева Елена Дмитриевна

Занятие на развитие экологического мышления и воспитания ответственного, бережного отношения к природе для старшего дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manzheeva_zanyatie_po_ekologii.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие по экологии  с элементами арт-терапии:

 «Прогулка по лесу»

ФИО:  Манжеева Елена Дмитриевна

Образовательная область:  познавательное развитие.

Тема занятия: «Прогулка по лесу».

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: развитие экологического мышления и воспитание ответственного, бережного отношения к природе.  

Задачи занятия:

  1. Формировать основы экологического сознания и экологической культуры;
  2. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, творческое воображение;
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Методы: игровые, словесные, наглядные.

Словарная работа: экология

Планируемые результаты занятия:  закрепили знания о лесе, его обитателях, познакомились с основами экологической культуры.

Материалы и оборудование:  ноутбук, проектор, слайды с изображением леса, слайды с правилами поведения в лесу, картинки с изображением лесных животных, запись музыки со звуками природы, бумага А4, кисти, краски, карандаши, пастель.

Ход занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Примечания

Планируемые результаты

1 этап организа ционно-мотивационный

Привлечь внимание детей и заинтересовать темой занятия

 – Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим настроением!

Игра-приветствие

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!

 – Ребята, я хочу вас сегодня пригласить на прогулку в лес. Дорога будет непростой, и впереди нас ждут задания, с которыми предстоит справиться. Вы готовы?

 – А чтобы нам там оказаться, нужно сказать волшебные слова : «Раз, два, три  – покружись и в лесу окажись. »

Дети заходят в группу, встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

Улучшение общего эмоционального настроя, активация внимания.

2 этап  –

основной

2.1 этап –ознакомление с материалом и постановка проблемы

Создание проблемной ситуации

 – Сегодня мы поговорим с вами о лесе – нашем богатстве.

Для чего мы с лесом дружим
И зачем он людям нужен?
Ребята, для чего нам нужен лес?
1. «Место отдыха». – Чем же является лес для человека? Лес  – это место отдыха человека
. (Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.)

  1. «Столовая».  – В лесу человек находит себе пищу. Какую? (Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.)
  2. «Аптека». – А почему лес – аптека? (В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)
  3. «Мастерская». Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Книги, тетрадки, шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома.)
    – Ребята, как вы думаете, для кого лес является домом? (Для цветов, кустов, грибов потому что они растут в лесу. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.)

 – Молодцы, правильно ответили на все вопросы.

– Лес  – большой друг не только зверям и птицам, но и человеку. Для животных он родной дом и кормилец. Да только вот не все это понимают. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте проверим.

Дети отвечают на вопросы.

Выставить изображение леса.
Если дети затрудняются в выполнении, педагог-психолог помогает.

Постановка проблемы.

2.2 этап  –практическое решение проблемы

Выявить знания детей о лесе, экологии

Игра «Представьте себе»

– Лес нужен всем! Птицам, насекомым, животным, растениям, людям.

– Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я и ребята попытаемся отгадать.

– Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д.  

– Солнышко скрылось за тучку, пошёл дождь. Скорее под зонт!

– Молодцы, ребята!

Под спокойную музыку (шум леса) дети имитируют движения задуманного персонажа.

Дети  отгадывают.

При затруднениях  педагог-психолог помогает придумать персонаж, уточнить кто был задуман.

Развитие воображения, снятие эмоционального и физического напряжения.

«Прогулка по лесу»

Педагог-психолог раскладывает на столе карточки с изображением лесных животных и предлагает запомнить зверей. Затем просит детей закрыть глаза, в это время педагог одну карточку убирает.

Дети отгадывают, какого животного не стало.

Можно убрать 2-3 карточки,

поменять карточки местами.

Закрепление знаний детей об обитателях леса, развитие памяти, воображения.

Игра «Можно – нельзя»

– Ребята давайте поиграем в игру. Я буду говорить вам про поведение людей в лесу, а вы будете мне отвечать, можно так делать или нельзя.
– Ломать деревья и ветки, обрывать листья?
– Сажать деревья в лесу?
– Ходить и топтать на полянках траву?
– Ходить по тропинкам?
– Рвать большие букеты цветов?
– Любоваться цветами?

– Оставлять в лесу мусор?
– Беречь лес от пожара?
– Разорять птичьи гнезда?
– Очень хорошо, что у на в саду есть такие прекрасные помощники, как вы.

– Ребята, а вы знаете, благодаря чему в нашем Волшебном лесу, такой чудесный воздух?

– Правильно, это деревья насыщают воздух кислородом, а мы им дышим.

Дети отвечают.

К вопросам, вызвавшим затруднения даётся пояснение, почему можно или нельзя так поступать.

Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

3 этап  –заключительный этап

Подведение итогов занятия и обобщение полученных знаний

Упражнение с элементами арт-терапии «Могучий лес»

Закройте глаза и представьте дерево.

Как оно выглядит?

 Как оно пахнет?

Где оно растёт?

Что его окружает?

А теперь откройте глаза и попробуйте изобразить все, что представили.

 – Какое настроение у вашего дерева?

После того, как дети нарисовали деревья и озвучили их настроение, педагог-психолог предлагает разместить все деревья рядом.

Давайте встанем рядом с рисунками и возьмёмся за руки.

 Посмотрите, какой красивый лес у нас получился!  Все деревья в этом лесу разные, у них у всех своё настроение, но когда они вместе, получается могучий лес, способный противостоять невзгодам.

– Вы сегодня молодцы!

– Ребята, наше путешествие в лес закончилось. Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова:

– «Раз, два, три покружись. В своей группе окажись».  

– До свидания!

Дети  выбирают себе место, где будут рисовать.

Дети размещают свои рисунки рядом, чтобы получился лес.

Если дети затрудняются в выполнении, педагог-психолог помогает. Важно закончить упражнение на положительном настрое, если у дерева плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок так, чтобы настроение стало хорошим.

Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия с использованием элементов ТРИЗ "К нам зима пришла сама"

Конспект  занятия для детей старшего возраста с использованием элементов ТРИЗ " К нам зима пришла сама "...

Коррекционно-развивающие занятие с детьми с ОВЗ "Путешествие по осеннему лесу"

Занятие по коррекции и развитию свойств внимания у детей с ОВЗ. Возрастная группа 5-7 лет....

Развивающее занятие психолога с элементами сказкотерапии: «Протяну сказке руку»

Цель:- развивать у детей творческое мышление, фантазию, воображение, уверенность в своих силах, креативный подход к созданию новых образов.Материал: мольберт, плакат, краски, лист бумаги по количеству...

Развивающее занятие для детей 2-3 лет Гость из леса - зайчик

Цели:-развитие эмоционального общения ребёнка со взрослым, налаживание контакта- уточнение и расширение пассивного словаря-названия частей тела,  характерные особенности животного- формировать ак...

День открытых дверей.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ по теме: "Осень. Животные леса"

Занятие позволяет уточнить и расширить знания ребенка о времени года - осень, о диких животных, провести коррекционную работу по развитию речи, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, моторик...

Конспект фронтального коррекционно – развивающего занятия с элементами логоритмики с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Осень в лесу. Деревья».

Конспект поможет педагогам систематизировать знания детей по данной теме. Развить слуховое внимание, артикуляционную , мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Формировать навыки сотрудн...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе с использованием игровых элементов развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес» «Весна в Фиолетовом лесу».

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе с использованием   игровых элементов развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес» «Весна в Фиолетовом лесу&raq...