День открытых дверей.Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ по теме: "Осень. Животные леса"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Занятие позволяет уточнить и расширить знания ребенка о времени года - осень, о диких животных, провести коррекционную работу по развитию речи, артикуляционного аппарата, слухового восприятия, моторики, создать атмосферу психологического комфорта при выполнении ребенком игровых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kor.zanyatie_osen._zhivotnye_lesa.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое учреждение ХМАО - Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия
с использованием ИКТ для ребенка
второй группы раннего возраста
Тема: «Осень. Животные леса»
Подготовила и провела:
учитель-дефектолог
Харитонова С.В.
Цель: осуществление коррекционно-развивающей работы при повторении темы: «Осень. Животные леса».
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять и расширять словарь по теме: «Осень. Животные леса».
- Активизировать словарь прилагательных.
- Совершенствовать умение соотносить изображение животных с игрушками.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными, образование и употребление имен существительных в форме родительного и дательного падежа).
- Упражнять в употреблении предлогов «с», за».
- Совершенствовать умение ориентироваться в величине предметов. Развивающие:
- Развивать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, правильно отвечать на него, не перебивая говорящего взрослого;
- Развивать умение различать окружающие звуки, фонематический слух, силу голоса, внимание, память.
Коррекционные:
- Развивать длительный ротовой выдох, речевое дыхание (умение произносить звук на выдохе с дифференциацией носового и ротового выдоха, с разной силой голоса, произносить звукоподражания в разном темпе);
- Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук и общую моторику.
Здоровьесберегающие:
- создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Существительные: осень, дождь, ветер, шишка, волк, медведь, заяц, лиса, белка.
Глаголы: дует (ветер), идет (дождь), летают, кружатся, падают.
Прилагательные: сильный, слабый, желтый, красный, холодный, осенний, злой, большой, маленький, злой, голодный, лохматый, косолапый, пушистый, колючая, трусливый, быстрая, хитрая, рыжая, ловкая.
Предварительная работа:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Рассматривание картин с изображением осенней природы.
- Игра - лото «Дикие животные».
- Дидактическая игра «Кого не стало?»
- Дидактическая игра «Кто что ест».
- Пальчиковая гимнастика «Дождь идет».
Материалы и оборудование:
- Кукла в желтом костюме;
- Презентация к занятию;
- Игрушки животных (волк, медведь, заяц, лиса, белка);
- Аудиозапись - звуки дождя и ветра, вой волка, рычание медведя, музыка Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года»;
- Индивидуальное зеркало для проведения артикуляционной гимнастики;
- «Чудесная коробка» с пшеном, со спрятанным угощением для животных (морковка, гриб, рыбка, шишка, ягоды малины, бочонок меда)
- Макеты деревьев;
- Круглый ободок с прикрепленными осенними листьями.
Подарок для ребенка – книга-раскраска с изображениями животных.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Анечка, я очень рада видеть тебя! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! К нам пришли гости, поздоровайся с ними. Сегодня тебя ждут увлекательные игры, веселые упражнения и ещё очень много интересного.
Беседа о признаках осени.
– Какое на улице время года? (Осень) Правильно. И к нам в гости пришла кукла Осень. (Появляется кукла в желтом костюме). Какого цвета костюм на кукле? (Желтого). Правильно, желтого, потому что осенью листья на деревьях желтого цвета. Кукла Осень хочет познакомиться с тобой, она спрашивает: «Как тебя зовут?» (Аня). «А знаешь ли ты, Аня, об осени? Какая погода осенью?» (Холодная, идет дождь). Какой ветер дует осенью? (Сильный, холодный).
Развитие слухового внимания.
- Кукла Осень хочет узнать, отгадаешь ли ты звуки осени.
Слайд 2 (Звук дождя).
Пальчиковое упражнение «Дождик»
(Ребенок изображает пальчиками дождик: кончиками расслабленных пальцев одной руки стучит по столу и одновременно проговаривает звукоподражание):
- Сильный дождь стучит по крыше:
Кап-кап-кап-кап. (Ребенок быстро стучит пальцами по столу)
А теперь пошел потише: КАП-КАП. (Медленно стучит по столу)
И закончился. (Развести руки в стороны)
- А сейчас звук чего ты услышишь?
Слайд 3 (Звук ветра)
Дыхательная и звуковая гимнастика. Развитие умения произносить звук «в» с разной силой голоса. Дифференциация ротового и носового выдоха.
- Сильный ветер набежал и деревья закачал: «В-В-В» (ребенок делает вдох носом и на выдохе громко произносит звук, поднимая при этом руки вверх и сильно раскачивая ими из стороны в сторону).
- Слабый ветер набежал, и травинки он качал: «в-в-в» (ребенок делает вдох носом и на выдохе тихо произносит звук, слегка покачивая кистями рук).
Кукла Осень приглашает нас прогуляться по осеннему лесу. Она хочет показать тебе, что можно увидеть в лесу и кто там живет.
Слайд 4.
- Как красиво в осеннем лесу! Земля покрыта разноцветным ковром. А откуда на земле листья? (Листья упали с дерева).
Дыхательная гимнастика.
- Подул ветерок, и листики залетели к нам. Какого они цвета? Подуй на красный листик. А теперь на желтый.
Слайд 5. Физкультминутка.
- Посмотри, как плавно и не спеша падают листья. Представим, что мы листья в осеннем лесу.
Движения выполняются под музыку Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года» в сопровождении стихотворного текста:
Яркими красками листья сверкают (фонарики).
Ветер подует – они облетают (медленно опустить руки вниз).
Будто бы бабочки, листья порхают, (медленно кружиться на месте)
Летают, летают, кружатся, кружатся,
Пестрым ковром на землю ложатся. (присесть на корточки)
Они под ногами у нас шелестят – (Встать, размахивать
Об осени листья нам говорят. опущенными руками)
- Посмотри, что это? (Ребенок находит под листьями шишки). Откуда шишки в лесу? (Упали с дерева)
Самомассаж ладони и пальцев.
- Покатаем шишку между ладонями и пальцами.
Шишкой я круги катаю,
Взад-вперед ее гоняю.
- А теперь сожмем шишку ладошками.
Шишку я сожму немножко,
Как сжимает лапу кошка.
- Какая шишка? (Колючая)
- Положим шишки под елку, может, пригодятся кому.
- В лесу так тихо, кажется, что нет никого. Но это не так. Послушай звуки леса.
Развитие слухового внимания. Активизация словаря прилагательных.
Слайд 6. (Вой волка)
- Чей это голос? (Волка).
На экране появляется изображение волка.
- Животные любят, когда о них рассказывают. Расскажи о волке, какой он? Как только ты расскажешь, волк придет к тебе. (Волк серый, большой, злой, зубастый, голодный)
Игрушка волка появляется на столе.
- Послушай, а это чей голос?
Слайд 7. (Медведя).
Изображение медведя появляется на слайде.
- Какой медведь? (Медведь большой, лохматый, косолапый, неуклюжий)
Игрушка медведя появляется на столе.
- А это кто? Маленький, пушистый, с длинными ушами и коротким хвостом, пугливый и трусливый. (Заяц)
Слайд 8. После того, как ребенок отгадает загадку, появляется изображение зайца на экране.
- Какой заяц? (Заяц маленький, пушистый, пугливый).
Игрушка зайца появляется на столе.
- Отгадывай дальше, про кого я скажу. Хитрая, пушистая, рыжая, проворная. Кто это? (Лиса)
Слайд 9. После того, как ребенок отгадает загадку, изображение лисы появляется на экране.
- Какая лиса? (Лиса хитрая, рыжая, пушистая).
Игрушка лисы появляется на столе.
- Маленькая, ловкая, быстрая, пушистая, с ветки на ветку скачет. Кто это? (Белка)
Слайд 10. После того, как ребенок отгадает загадку, изображение белки появляется на экране.
- Какая белка? (Белка пушистая, быстрая, маленькая).
Игрушка белки появляется на столе.
Совершенствование умения ориентироваться в величине предметов.
- Теперь животные из леса собрались вместе. Они по размеру одинаковые или разные? Расставь их по порядку от самого большого к самому маленькому. Кто самый большой? Кто самый маленький? (Самый большой медведь, самая маленькая – белка). А кто за кем стоит? (Волк стоит за медведем, лиса стоит за волком, заяц стоит за лисой, белка стоит за зайцем).
Артикуляционная гимнастика.
Ребенок выполняет гимнастику перед индивидуальным зеркалом.
- Мы умеем изображать животных с помощью языка. Покажем, как медведь топает по лесу (пошлепать верхней губой по широкому языку, лежащему на нижней губе), какой широкий хвост у лисы и белки (положить широкий язык на нижнюю губу), как волк и лиса машут хвостом из стороны в сторону (кончик языка касается правого и левого угла рта), как прыгают зайка и белка (широкий кончик языка поднимается к верхней губе и опускается к нижней).
- Животным понравилось, как ты их изображала, но они грустные, потому что им нечего есть, а впереди зима. Ты хочешь накормить их? Еду для зверей ты найдешь в «Чудесной коробочке» в пшене.
Дидактическая игра «Кому что?»
Ребенок находит на ощупь в пшене и достает угощения для животных, комментируя свои действия (Белке – шишку, медведю - ягоды и мед, лисе - гриб, волку - рыбу, зайцу - морковку).
- Животные очень благодарны тебе, говорят: «Спасибо».
Дидактическая игра «Кого не стало».
- А сейчас ты закроешь глаза, а в это время кто-то из животных уйдет, а когда откроешь глаза, скажешь, кого не стало (Не стало лисы, не стало зайца и т.д.)
Итог занятия.
Ушли все наши животные.
Кукла Осень спрашивает тебя: «Кто же живет в лесу?»
Кукле Осени понравилось, как ты занималась, и она дарит тебе книжку-раскраску, где ты снова встретишься с животными леса.
Ты сегодня много играла,
И задания выполняла.
А теперь прощаться будем,
И помашем всем рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию дошкольников.Тема:"Дикие животные леса"
Программное содержание.Задачи:-закрепить представления детей о лесе, как месте обитания диких животных;-закрепить понятие "дикие животные",умение различать и называть их жилища;-развивать наблюда...
Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»
На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме, решаются коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Методическая разработка конспекта занятия с использованием ЭОР по теме "Осень. Деревья".
Методическая разработка...
День открытых дверей. Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с синдромом Дауна по теме: "День рождения куклы Кати"
Занятие разработано для неговорящего, но понимающего инструкцию ребенка. Позволяет обучать новым навыкам и умениям, развивать речевые и неречевые психические функции в обстановке эмоционального комфор...
День открытых дверей. Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ для детей младшего дошкольного возраста по теме: "Осень"
При повторении лексической темы "Осень" осуществляется коррекционная работа по развитию зрительного и слухового восприятия, дыхания, словарного запаса, артикуляционной, мелкой и общей мотори...