Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов нейрогимнастики для детей старшей группы :Дифференциация звуков -К, -Т "Загадки Коли и Толи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

В конспекте предоставлен опыт коррекционной работы учителя-логопеда с использованием нейрогимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Нягань «Детский сад №3 «Теремок»

Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия с использованием элементов нейрогимнастики для детей старшей группы: дифференциация звуков –К, -Т

«Загадки Коли и Толи»

Учитель-логопед: Суховей Е.Л.

г. Нягань, 2024 год.

Цель: дифференциация звуков –К, -Т

Задачи:

  1. Закрепление знания о звуках –К, -Т.
  2. Закрепить связь звук-буква –К, -Т.
  3. Расширение словарного запаса.
  4. Совершенствование фонематического слуха.
  5. Развивать воображение, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Материалы и оборудование: игрушка кот и енот; камешки марблс, балансировочная доска, цветные резинки для волос, цветные шнурки, тематические картинки, карандаши, наклейки.

Структура и ход занятия:

Организационный момент:

      Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте я загадаю вам загадку, а вы отгадаете, кто же к нам пришел:

Загадка:

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он, мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это —… (Кот)

Правильно, ребята, это кот Коля. Но он пришел со своим другом.

Загадка:

Вот упрямая зверюшка.

Как обед, так постирушка.

Порошка и мыла нет,

Но полощет свой обед.

Он чистюля ещё тот,

Полосатенький … (Енот)

     Правильно, это енот Толя. И сегодня, Коля и Толя приготовили вам много интересных заданий.

Закрепление знаний о звуке –К и -Т:

     Логопед: Ребята, скажите, а с каких звуков начинаются имена наших гостей? (-К, и –Т)

А какие это звуки, гласные или согласные? (согласные)

А почему вы решили, что они согласные? (их нельзя петь)

А чем отличается звук –К, от звук –Т? (звук –К живет на корешке языка, когда мы его произносим, то кончик языка опущен, а спинка приподнята и выгнута. Звук –Т живет на кончике языка, и когда мы его произносим кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами).

Давайте еще раз произнесем эти звуки и почувствуем, и услышим их отличия: к-к-к-к-к, т-т-т-т-т-т.

Связь звука с буквой:

     Логопед: Вы знаете, ребята, что все звуки, которые мы произносим, мы можем записать. Для записи звука –К и -Т, у нас есть буква –К и -Т (картинка). Посмотрите на них.

Давайте с помощью цветных шнурков выложим букву –К, а с помощью камешек марблс букву –Т.

 Развитие фонематического слуха:

     Игра «Поймай слог». А теперь, кот Коля и енот Толя хотят с вами поиграть в игру. Я буду вам называть слоги, если в слоге есть звук –К, надо хлопать, а если звук –Т, то надо топать. Слушайте внимательно:

ка-па-то-са-ку-та-со-ко-ту-пу-ко-по-ка-пу-та-са-ко-ту-су-ко-та-пу-ко.

Молодцы!

Игра «Поймай слово» (с использованием балансировочной доски)

У Коли и Толи есть  много есть много друзей. И в именах их друзей есть обязательно звук –К или –Т. Я сейчас буду называть их имена, и если в них есть эти звуки, надо будет хлопнуть в ладоши и громко повторить имя: (дети стоят на балансировочных досках и покачиваются на них, когда они услышат слова со звуком –К или –Т надо замереть и хлопнуть в ладоши)

Оля, Лена, Катя, Рома, Тома, Маша, Таня, Яша, Вика, Галя, Ваня, Лика.

Молодцы!

      Игра «Назови слово со звуком». Ребята, а теперь вы сами попробуйте вспомнить и назвать имена, в названии которых есть звук –К или -Т. (Никита, Тоня, Антон, Катя, Петя, Кирилл, Клава, Тая и т.д.) Подумайте, в ваших именах и фамилиях есть звуки –К или –Т?

      Закрепление дифференциации звуков –К и -Т в словах, предложениях:

     Нейроигра «Разноцветные  ладошки». Ребята, кот Коля и енот Толя живут в красивых домиках. У Коли в доме только предметы в названиях которых есть звук –К, а у Толи предметы со звуком –Т. Давайте разложим предметы по домикам. На правую ладонь ребенка кладется карточка с изображением домика и буквы –К, на пальцы одеваются разноцветные резинки (желтый, синий, красный зеленый, коричневый). На левую ладонь кладется карточка с изображением домика и буквы –Т и также одеваются резинки. Ребенку показывается картинка с изображением предметов в которых есть звук –К или –Т, каждая картинка обведена определенным цветом (желтый, синий, красный зеленый, коричневый).  Ребенок  называет картинку и говорите: «у енота Толи …….» (картинки с изображением: кубик, табурет, тумба, стул, шкаф, картина, тарелка, книга, стол, окно), и загибает палец с цветом, который соответствует картинке и на той ладони, которой соответствует звук.

А теперь давайте посчитаем эти предметы до пяти:

- одна тумбочка, две тубочки, три тумбочки…..

- одна кровать, …… и т.д.

    Игра «Составь предложение». А сейчас у нас еще одно задание. Вам нужно будет с названиями этих предметов составить предложения. (например: кот Коля ест кашу из тарелки)

Пальчиковая гимнастика:

У кошечки нашей есть десять котят,      (Ладошки складываем,

Сейчас все котята по парам стоят:      (пальцы прижимаем друг к             другу.)

Два толстых, два ловких,                 (Постукиваем соответствующими

Два длинных, два хитрых,               пальцами друг о друга

Два маленьких самых                      (от большого к мизинцу).

И самых красивых.

   Загадки (Дети на балансировочных досках. Логопед загадывает загадку и бросает мяч ребенку, ребенок отгадывает и бросает мяч обратно логопеду). Коля и Толя приготовили для вас загадки:

  1. Лежит бревно у речки.

Зелёное бревно.

Сидеть на нём опасно —

Зубастое оно. (Крокодил)

  1. Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка. (Мак)

  1. Молоко её полезно,

В огород она залезла,

И глядит “во все глаза” –

Длиннорогая …(Коза)

  1. В небе горы — великаны,

Открывают разом краны,

Мрачным видом испугают,

Стрелы — молнии пускают! (Туча)

  1. На дворе кланяется, а домой придет — растянется. (Топор)

Над землей расправив крылья,

Он гудит так сильно-сильно.

Полосой разрезав небо,

Летит туда, где раньше не был. (Самолет)

Итог логопедического занятия:

      Ребята, вы большие молодцы! Скажите, кто к нам сегодня приходил в гости? А на какие звуки начинаются имена наших гостей? А чем отличается звук –К от звука –Т?

      Молодцы! Кот Коля и енот Толя сегодня прощаются с вами и просят не путать и правильно произносить звуки –К и –Т. И на прощание дарят вам наклейки. Но вам нужно выбрать те наклейки, в названиях которых есть звук –К или -Т.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с использованием элементов моделирования для детей старшей группы "Много праздников веселых в городах и селах"

В данной непосредственной организованной образовательной деятельности реализуется краеведческий аспект экологического воспитания старших дошкольников, проводятся народные игры, говорится о...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием резиновых массажных мячей в старшей группе. Тема: Звук «Ж» :автоматизация в слогах и словах.

Данная разработка представлена в форме индивидуального занятия по формированию правильной артикуляции звука "Ж", развитию фонематического восприятия с использованием здоровьесберегающих технологий (пр...

Методическая разработка: Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы детского сада на тему: «Путешествие в зимний лес».

Занятие по экологии для детей старшей группы. Тема: "Путешествие в зимний лес". Автор Юрьева Елена Сергеевна.Программное содержание:•         закрепить представ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса  к  изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, тема: «Звук и буква К»

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей образовательной деятельности по формированию речевого (фонематического) слуха в старшей группе для детей с ЗПР, с тяжелыми нарушениями речи и интелектуал...

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы «Путешествие в осенний лес»

Конспект образовательной деятельности по экологии с использованием элементов моделирования для детей старшей группы «Путешествие в осенний лес»...