Проект "Время собирать мусор"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_musor.docx | 961.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119» Советского района город Воронеж
Проект в подготовительной группе №3
«Время собирать мусор!».
Выполнили воспитатели:
ВКК Чистова Е.А.
ВКК Бражникова Н.Ю.
Воронеж 2021 г.
Проект «Время собирать мусор!».
1. Актуальность проекта
2.Цели и задачи
3.Этапы реализации
4.Ожидаемые результаты
5. Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта: среднесрочный.
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему». Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
1. Актуальность проблемы: Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность. Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
2. Цель проекта: формирование у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе).
Задачи проекта: Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах. Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала. Развивать экологическую культуру. Девиз команды «Юные защитники природы»: «Город - наш дом, не мусори в нем!».
3. Этапы реализации проекта:
1этап – подготовительный.
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Составление перспективного плана деятельности по проекту «Время собиратьмусор» по формированию экологического образования;
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
2 этап – организационный.
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме;
1.Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором;
3.Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения. 4.Создать презентацию: «Жалобная книга природы»;
5.Разработать консультацию для родителей «Прикоснись к природе сердцем»; 6.Подготовка родителей к работе;
3 этап – практическая деятельность.
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
• Анкетирование родителей (приложение 1).
• Наблюдения и экологические экскурсии по улицам нашего района, вблизи детского сада;
• Показ презентации, слайд шоу;
• Познавательное чтение (Сказка «Нет места мусору» А.Кривощекова, К.Н.Лысова «Вторая жизнь»,М.Скребцова «Могучая травинка», знакомство со стихотворениями М.Львовский «сама природа лечит»,Я.Аким «Наша планета», А.Усачев «Мусорная фантазия»),
• Детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»;
• Лаборатория (опыты и эксперименты);
• Тематический день «Волшебная экология души»; • Экологические, подвижные, дидактические игры; проведение выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей».
4 этап – итоговый.
Задачи этапа: обобщение опыта и подведение итогов «Наши результаты».
Ожидаемые результаты - непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы - благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов» , привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей - осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
Приложение 1.
Анкета для родителей.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе? Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе.
Перспективный план реализации проекта «Время собирать мусор!».
Приложение 2.
№ | Мероприятия | Исполнители |
1. | Ознакомление со свойствами бумаги. Экспериментальная деятельность «Изготовление новой бумаги» | Воспитатель, дети |
2. | Беседа «Помогите природе». Ознакомление детей со свойствами пластмассы. | Воспитатель, дети |
3. | Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». Ознакомление детей со свойствами металлических предметов. | Воспитатель, дети |
4. | Показ презентации «Жалобная книга природы». Ознакомление детей со свойствами резины. | Воспитатель, дети |
5. | Тематический неделя – участие в всероссийском конкурсе детского рисунка «Эколята – друзья и защитники Природы!». | Родители, дети, родители |
6. | Ознакомление детей со свойствами стекла. Дидактические игры. | Воспитатель, дети |
7. | Экспериментальная деятельность «Рассортируем мусор», «Мусор в земле», «Как ветер разносит мусор». | Воспитатель, дети, родители |
8. | Беседа «Мусор – это хорошо или плохо?» | Воспитатель, дети. |
9. | «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!». Изготовление детьми природоохранных знаков. | Воспитатель, дети |
10. | Правила поведения в природе. Выпуск плаката. | Воспитатель, дети |
11. | «Новая жизнь ненужных вещей» - работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала «Берегите природу!». | Воспитатель, дети, родители |
12. | Открытие выставки «Чудеса для людей из ненужных вещей». Экологическая викторина «Природа вокруг нас» по полученным знаниям у детей и родителей. | Воспитатель, дети, родители |
13. | Подведение итогов. | Воспитатель, дети, родители |
Приложение 3.
Тематические игры и наблюдения.
Наблюдение. В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны? Во время прогулки по экологической тропе, или экскурсии проверьте, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки, и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Знакомство детей с видами бумаги. Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования); Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт: «Изготовление новой бумаги».
1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает. 2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками. 3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое. 4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
«Ознакомление со свойствами пластмассы».
Цель: Знакомство детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы); Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод - пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы); Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится; Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
«Ознакомление со свойствами металлических предметов».
Цель: Знакомство с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга). Рассматривание металлических предметов; Рассказ взрослого о разных видах металла; Опытно-практическая деятельность: Металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом.
«Ознакомление со свойствами резины».
Цель: Знакомство со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
Опыт с воздушным шаром: не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается.
Д/и «Найди игрушки из резины».
«Ознакомление со свойствами стекла».
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла: прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое. Опытно-практическим путем изучить свойства стекла. Познакомить с историей создания стекла. Рассмотреть изделия из стекла. Найти стеклянные предметы в группе.
Экспериментальным путем изучить свойства стекла. Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла».
Проведение длительного эксперимента: «Мусор в земле». В землю закопать предметы из стекла, пластика, резины, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки. Обозначить место захоронения. Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы. Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
«Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!».
Изготовление детьми природоохранных знаков.
Цель: Формирование навыков экологического воспитания детей. Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах). Подвести итог эксперимента и наблюдений за пищевыми отходами. Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утилизировать в компостные ямы).
Приложение 4.
Игры.
«Что я видел?».
Цель: упражнение детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развитие памяти, внимания, наблюдательности.
ООД: Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
«Расскажи о предмете».
Цель: закрепление представлений о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
ООД: Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
«Что лишнее?».
Цель: вычленение общих признаки предметов; закрепление знаний о видах материалов; развитие внимательности.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
ООД: Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему. Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
«Отгадай материал».
Цель: закрепление знаний о свойствах и качествах материалов и их названия. Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
«Хорошо - плохо».
Цель: активизация способности определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно - следственные связи между признаками материала и его назначения.
ООД: Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
«Найди друзей».
Цель: закрепление умения подбирать предметы из заданного материала. ООД: Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
«Наоборот».
Цель: закрепление знаний о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
ООД: Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло - прозрачное). «Что из чего сделано».
Цель: закрепление знаний о материалах, из которых сделаны предметы. Оборудование: Мяч.
ООД: Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
Список использованной литературы:
1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
2. ФГОС Развитие речи в детском саду, средняя группа. В.В. Гербова.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
3. ФГОС Ознакомление с природой в детском саду, средняя группа. О.А. Соломенникова. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
4. ФГОС Ознакомление с окружающим и социальным окружением, средняя группа. О.В. Дыбина. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
5. ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников. Р.С.Буре. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015
6. ФГОС Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа/ авт.-сост. З.А. Ефанова.- Волгоград: Учитель, 2015
7. «Исследовательская деятельность на прогулках. Экологические занятия с детьми 5-7 лет». Костюченко М.П. - Волгоград: Учитель, 2017
8. Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС. Воронкевич О.А. – Изд.: Детство – Пресс, 2016
Использованные материалы и Интернет – ресурсы:
1. Дидактическая игра «Что лишнее?». http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-chto-lishne-577461.html
2. Дидактическая игра «Расскажи о предмете». http://www.maam.ru/detskijsad/igra-raskazhi-o-predmete.html
3. Дидактическая игра «Хорошо – плохо». https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-horosho-ili-ploho-1713669.html
4. Дидактическая игра «Что из чего сделано?». http://www.maam.ru/detskijsad/iz-chego-yeto-sdelano.html
5. Дидактическая игра «Найди друзей». http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-naidi-druzei.html
6. Стихотворение «Красота родной природы». В. Гончарова. http://biblioblag.ru/chitatelyam/knigi/temticheskie-obzory/item/1066-vojti-v-prirodu-drugom
7. Стихотворение «Недалекое будущее». А. Игнатова. http://www.stihi.ru/2012/03/11/9906
Приложение 5.
«Новая жизнь ненужных вещей»- работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала «Берегите природу!».
Таким образом, метод проектов в работе с детьми – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
В ходе работы над проектом была создана атмосфера сотрудничества с ребенком, любознательность и устойчивый интерес к поставленной проблеме. Дети изменили свое мнение о мусоре и научились «давать вторую жизнь» ненужным вещам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Время собирать мусор!".
Проект в подготовительной группе №3 «Время собирать мусор!»....
Конспект ООД во второй младшей группе на тему: «Для чего нужно собирать мусор»
Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк и лес, на пруд, ездить на экскурсии. У них всегда есть различные вопросы: «Почему у нас так много мусора?»...
Проект "Время собирать мусор!"
Проект по окружающему миру (подготовительная группа)...
Тема: «Планету ты оберегай! Раздельно мусор собирай! »
Цель: воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста....
Проект "Время собирать мусор".
Привлечение детей и взрослых к акции «Крышки-малышки» спасти экологию нашего района и помочь больным детям, нуждающимся в лечении....
Познавательно – исследовательский проект «Планету ты оберегай! Раздельно мусор собирай!»
1.Актуальность Мы считаем, выбранную нами тему актуальной, так как в современном мире с каждым годом растет количество бытовых отходов. Мусор – проблема, с которой ...
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Собираем мусор – бережѐм природу»
План-конспект занятия по экологическому воспитанию...