Создание энциклопедии «Как гусеница станет прекрасной бабочкой»
проект по окружающему миру

Васильева Нелли Андреевна

Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о насекомых, их видах, характеристиках. Также им мало известно, какую пользу насекомые  приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ  педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Проект направлен на развитие экологической культуры детей, их  познавательных и творческих способностей.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, создав своими руками маленький уголок – сад  для привлечения разных видов бабочек, наблюдают за разнообразием появившихся видов бабочек. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение бабочек на территорию детского сада  создает дополнительные возможности для увеличения видового состава растений и птиц данной местности и их изучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vasilevoy_n_142_1.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проекта

Пояснительная записка

Тема

Создание энциклопедии «Как гусеница станет прекрасной бабочкой»

Актуальность

Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о насекомых, их видах, характеристиках. Также им мало известно, какую пользу насекомые  приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ  педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Проект направлен на развитие экологической культуры детей, их  познавательных и творческих способностей.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, создав своими руками маленький уголок – сад  для привлечения разных видов бабочек, наблюдают за разнообразием появившихся видов бабочек. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение бабочек на территорию детского сада  создает дополнительные возможности для увеличения видового состава растений и птиц данной местности и их изучения.

Проблема проекта

Во время прогулки дети увидели гусеницу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомое. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Кто такая гусеница? Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? Как из такой не очень приятной гусеницы, может родиться что-то прекрасное?».

        Участие детей в проекте позволит сформировать представления о бабочках, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Адресация проекта

Дети 4-5 лет

Участники проекта

Активные: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели

Пассивные: родители

Цель проекта

Определение значимости существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека в процессе познавательной и творческой   видов деятельности. 

Задачи проекта

Работа с детьми:

Познавательное развитие:

-Формировать у детей средней группы  представления о бабочках ( строении тела, жизненном цикле, пользе и вреде, способах питания, передвижения);

-Формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

-Углубление понимания неповторимости каждой бабочки в природе, необходимость оберегать их и их места обитания, необходимости сохранения биоразнообразия бабочек;

-Привлечь внимание общественности к тому, что в результате хозяйственной деятельности человека численность многих видов бабочек значительно сократилась, а некоторые из них находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу

Художественно-этетическое развитие:

-Обучение восприятию красоты природы и передаче её через рисунки, лепку, аппликацию.

Социально-коммуникативное развитие:

-Воспитывать доброе и бережное отношение  к миру природы, стремиться заботиться о насекомых и их сохранении;

-Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы

Задачи для работы с родителями:

Выявить интерес семьи в участии подготовки и реализации  проекта.

Нацелить на участие в создании условий для реализации проекта.

Организовать участие родителей в реализации проекта.

Сроки реализации

краткосрочный (3 недели)

Ресурсы

Литература по теме, иллюстрации, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.

Вид проекта

• по характеру создаваемого продукта: познавательно-исследовательский

• По количеству участников: групповой

• По продолжительности: средней продолжительности

• По содержанию: ребенок и природа

• По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения

Продукт проекта

Презентация энциклопедии бабочек созданная с участием родителей

Ожидаемые результаты

У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

Дети будут  уверенно отличать  узнавать и называть насекомых и определять среди них бабочек. Смогут  определять наблюдаемых бабочек  и их названия по атласу. Овладеют информацией о бабочках как красоте и чуде природы. Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения, питания, где и как зимуют насекомые. Будут знать цикл развития бабочки; находить сходства и различия. Узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки.

Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Научатся изготовлять бабочек из материалов с помощью различных техник. Дети будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

Дети научатся вести наблюдения за объектами живой  природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы (все живые организмы имеют равное право на жизнь; в природе все взаимосвязано; в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое).

Подготовительный этап

Задачи

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта (Т.А.Серебрякова «Экологическое образование в дошкольном возрасте»; «Бабочки мира. Энциклопедия дневных бабочек»)

2. Проанализировать условия реализации проекта (создание предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия)

3. Описать содержание проекта.

Основной этап

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Деятельность детей

1. Чтение произведений о бабочках

2.Рассматривание иллюстраций; 3.Заучивание стихотворений;

4.Словотворчество (сочинение детьми);

5.Пересказ и обсуждение;

6.Составление энциклопедии; 7.Оформление выставки в книжном уголке;

8.Просмотр мультфильмов «Белая бабочка»(1981г), «Лунтик» (серия «Подарок для бабочки»), «Бабочка»(1972г), «Бабочка и тигр» (1978 г), видеофильмов, видеороликов: «Некрасивая бабочка» (видео mail.ru), «Крохи-бабочки» (видео mail.ru), «Уроки живой природы: бабочка»

9.Выставка рисунков и поделок. 

10. Разбивка клумбы, высадка рассады для привлечения бабочек, уход за растениями на участке

1. Знакомство с информацией о проекте (статьи, консультация)

2. Акция «Подари книгу детскому саду»

Продуктивная деятельность:

1.Лепка:"Бабочка красавица"; "Гусеничка"

2.Рисование: " Жизненный цикл бабочки";"Гусеничка на листочке"

3. Аппликация.

4.Конструирование: Создание «Бабочки» в технике квиллинг

Игровая деятельность:

1. Д/и «На лугу", "Собери бабочку";

2. Сюжетно-ролевые игры.

3.Подвижные игры: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

1.Заучивание стихотворений;

2.Словотворчество (сочинение детьми);

3. Пересказ

Заключительный этап

Итогом проекта стала презентация энциклопедии бабочек созданная с участием родителей. Дети с удовольствием рассказывали о том, что узнали.

Энциклопедия в виде книги, формат А3. Обложка оформлена коллективной работой с детьми в технике квиллинг. Во время реализации проекта, дети выполняли творческие задания, родители приносили книги, информацию про появление бабочек, также фотографии с музея бабочек, всё это использовалось для создания энциклопедии.  В энциклопедию также включены дидактические игры. Энциклопедия выставлена в уголок природы, дети в любое время могут взять ее и рассматривать.

         Все запланированные мероприятия прошли успешно. Дети и родители остались довольны результатами. Цель проектной деятельности достигнута.

 

НУЖНО ЛИ ЭТО УКАЗЫВАТЬ?

1. Познавательное развитие:

  • Наблюдения за объектами живой  природы;
  • Знакомство с разными видами бабочек:
  • Знакомство с законами общего дома природы (все живые организмы имеют равное право на жизнь; в природе все взаимосвязано; в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое).;
  • Формирование представлений о строении бабочки;
  • Знакомство с жизненным циклом бабочек;
  • Формирование представлений о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки.

2.Речевое развитие:

  • Составление описательного рассказа о насекомом с использованием опорной схемы;
  • Знакомство с литературными произведениями: Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; В.Г. Брагин. «В стране дремучих трав»; Л.Б. Стекольников «Необыкновенный махаон. Рассказы собирателя   бабочек»; О.В. Кувыкина «Письма насекомых», «Синий махаон: рассказы  о  бабочках»; В.С.Мурзин  «Бабочки»; Т.Макарова «Мечта маленького ослика»; разучивание стихов о бабочках, пальчиковой гимнастики «Бабочка», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).

3.Социально-коммуникативное развитие:

  • Разбивка клумбы, высадка рассады для привлечения бабочек, уход за растениями на участке;
  • Взаимодействие между группами детей во время проведения мероприятий связанных с проектной и игровой деятельностью.
  • Игры дидактические, настольно печатные.

4. Физическое развитие:

  • Проведение физкультминуток, подвижных игр;
  • Труд в природе.

5. Художественно-эстетическое развитие:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов бабочек;
  • Рисование, лепка, аппликация;
  • Оформление энциклопедии бабочек;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Возьми в руки краски и этот мир станет прекрасным»

Для того, чтобы открыть глаза детям на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателя в детском саду, родителей, учителей в школе. Изостудия тем более необходима, особенно в сф...

Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по  формированию целостной картины мира,  ознакомление с окружающим,  в средней группе " В мире прекрасных  ба...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Прекрасные бабочки»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми  старшей группы«Прекрасные бабочки» Цель : Расширить знания детей о баб...

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет "Помогите гусенице превратиться в бабочку"

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми посвящен ознакомлению детей с самыми яркими представителями мира насекомых - бабочками. С помощью не сложных заданий ребенок попо...

Проект с детьми старшего дошкольного возраста "Эти прекрасные бабочки"

Проект с детьми старшего дошкольного возраста "Эти прекрасные бабочки"...

Проект "Такие прекрасные бабочки"

Проект "Такие прекрасные бабочки" для детей 1 и 2 группы....

Мастер-класс по созданию наглядно-игровых пособий из фетра «Рождение прекрасной бабочки».

Цель - научить родителей создавать дидактические игры для игровой деятельности детей.Задача: познакомить родителей с техникой изготовления игрушек из фетра....