Создание энциклопедии «Как гусеница станет прекрасной бабочкой»
проект по окружающему миру
Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о насекомых, их видах, характеристиках. Также им мало известно, какую пользу насекомые приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Проект направлен на развитие экологической культуры детей, их познавательных и творческих способностей. Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, создав своими руками маленький уголок – сад для привлечения разных видов бабочек, наблюдают за разнообразием появившихся видов бабочек. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение бабочек на территорию детского сада создает дополнительные возможности для увеличения видового состава растений и птиц данной местности и их изучения. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vasilevoy_n_142_1.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта проекта
Пояснительная записка
Тема | Создание энциклопедии «Как гусеница станет прекрасной бабочкой» |
Актуальность | Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о насекомых, их видах, характеристиках. Также им мало известно, какую пользу насекомые приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Проект направлен на развитие экологической культуры детей, их познавательных и творческих способностей. Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, создав своими руками маленький уголок – сад для привлечения разных видов бабочек, наблюдают за разнообразием появившихся видов бабочек. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе. Кроме того, привлечение бабочек на территорию детского сада создает дополнительные возможности для увеличения видового состава растений и птиц данной местности и их изучения. |
Проблема проекта | Во время прогулки дети увидели гусеницу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомое. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Кто такая гусеница? Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? Как из такой не очень приятной гусеницы, может родиться что-то прекрасное?». Участие детей в проекте позволит сформировать представления о бабочках, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность. |
Адресация проекта | Дети 4-5 лет |
Участники проекта | Активные: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели Пассивные: родители |
Цель проекта | Определение значимости существования бабочек в окружающей природе и в жизни человека в процессе познавательной и творческой видов деятельности. |
Задачи проекта | Работа с детьми: Познавательное развитие: -Формировать у детей средней группы представления о бабочках ( строении тела, жизненном цикле, пользе и вреде, способах питания, передвижения); -Формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; -Углубление понимания неповторимости каждой бабочки в природе, необходимость оберегать их и их места обитания, необходимости сохранения биоразнообразия бабочек; -Привлечь внимание общественности к тому, что в результате хозяйственной деятельности человека численность многих видов бабочек значительно сократилась, а некоторые из них находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу Художественно-этетическое развитие: -Обучение восприятию красоты природы и передаче её через рисунки, лепку, аппликацию. Социально-коммуникативное развитие: -Воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, стремиться заботиться о насекомых и их сохранении; -Воспитывать интерес к творческим усилиям товарищей, а также личной ответственности за выполнение коллективной работы Задачи для работы с родителями: Выявить интерес семьи в участии подготовки и реализации проекта. Нацелить на участие в создании условий для реализации проекта. Организовать участие родителей в реализации проекта. |
Сроки реализации | краткосрочный (3 недели) |
Ресурсы | Литература по теме, иллюстрации, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, фотоаппарат, мультимедийное оборудование. |
Вид проекта | • по характеру создаваемого продукта: познавательно-исследовательский • По количеству участников: групповой • По продолжительности: средней продолжительности • По содержанию: ребенок и природа • По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения |
Продукт проекта | Презентация энциклопедии бабочек созданная с участием родителей |
Ожидаемые результаты | У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети будут уверенно отличать узнавать и называть насекомых и определять среди них бабочек. Смогут определять наблюдаемых бабочек и их названия по атласу. Овладеют информацией о бабочках как красоте и чуде природы. Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения, питания, где и как зимуют насекомые. Будут знать цикл развития бабочки; находить сходства и различия. Узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Научатся изготовлять бабочек из материалов с помощью различных техник. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети научатся вести наблюдения за объектами живой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы (все живые организмы имеют равное право на жизнь; в природе все взаимосвязано; в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое). |
Подготовительный этап
Задачи
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме проекта (Т.А.Серебрякова «Экологическое образование в дошкольном возрасте»; «Бабочки мира. Энциклопедия дневных бабочек»)
2. Проанализировать условия реализации проекта (создание предметно-развивающей среды, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия)
3. Описать содержание проекта.
Основной этап
Деятельность педагогов | Деятельность родителей | Деятельность детей |
1. Чтение произведений о бабочках 2.Рассматривание иллюстраций; 3.Заучивание стихотворений; 4.Словотворчество (сочинение детьми); 5.Пересказ и обсуждение; 6.Составление энциклопедии; 7.Оформление выставки в книжном уголке; 8.Просмотр мультфильмов «Белая бабочка»(1981г), «Лунтик» (серия «Подарок для бабочки»), «Бабочка»(1972г), «Бабочка и тигр» (1978 г), видеофильмов, видеороликов: «Некрасивая бабочка» (видео mail.ru), «Крохи-бабочки» (видео mail.ru), «Уроки живой природы: бабочка» 9.Выставка рисунков и поделок. 10. Разбивка клумбы, высадка рассады для привлечения бабочек, уход за растениями на участке | 1. Знакомство с информацией о проекте (статьи, консультация) 2. Акция «Подари книгу детскому саду» | Продуктивная деятельность: 1.Лепка:"Бабочка красавица"; "Гусеничка" 2.Рисование: " Жизненный цикл бабочки";"Гусеничка на листочке" 3. Аппликация. 4.Конструирование: Создание «Бабочки» в технике квиллинг Игровая деятельность: 1. Д/и «На лугу", "Собери бабочку"; 2. Сюжетно-ролевые игры. 3.Подвижные игры: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» 1.Заучивание стихотворений; 2.Словотворчество (сочинение детьми); 3. Пересказ |
Заключительный этап
Итогом проекта стала презентация энциклопедии бабочек созданная с участием родителей. Дети с удовольствием рассказывали о том, что узнали.
Энциклопедия в виде книги, формат А3. Обложка оформлена коллективной работой с детьми в технике квиллинг. Во время реализации проекта, дети выполняли творческие задания, родители приносили книги, информацию про появление бабочек, также фотографии с музея бабочек, всё это использовалось для создания энциклопедии. В энциклопедию также включены дидактические игры. Энциклопедия выставлена в уголок природы, дети в любое время могут взять ее и рассматривать.
Все запланированные мероприятия прошли успешно. Дети и родители остались довольны результатами. Цель проектной деятельности достигнута.
НУЖНО ЛИ ЭТО УКАЗЫВАТЬ?
1. Познавательное развитие:
- Наблюдения за объектами живой природы;
- Знакомство с разными видами бабочек:
- Знакомство с законами общего дома природы (все живые организмы имеют равное право на жизнь; в природе все взаимосвязано; в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое).;
- Формирование представлений о строении бабочки;
- Знакомство с жизненным циклом бабочек;
- Формирование представлений о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки.
2.Речевое развитие:
- Составление описательного рассказа о насекомом с использованием опорной схемы;
- Знакомство с литературными произведениями: Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; В.Г. Брагин. «В стране дремучих трав»; Л.Б. Стекольников «Необыкновенный махаон. Рассказы собирателя бабочек»; О.В. Кувыкина «Письма насекомых», «Синий махаон: рассказы о бабочках»; В.С.Мурзин «Бабочки»; Т.Макарова «Мечта маленького ослика»; разучивание стихов о бабочках, пальчиковой гимнастики «Бабочка», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми).
3.Социально-коммуникативное развитие:
- Разбивка клумбы, высадка рассады для привлечения бабочек, уход за растениями на участке;
- Взаимодействие между группами детей во время проведения мероприятий связанных с проектной и игровой деятельностью.
- Игры дидактические, настольно печатные.
4. Физическое развитие:
- Проведение физкультминуток, подвижных игр;
- Труд в природе.
5. Художественно-эстетическое развитие:
- Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов бабочек;
- Рисование, лепка, аппликация;
- Оформление энциклопедии бабочек;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Возьми в руки краски и этот мир станет прекрасным»
Для того, чтобы открыть глаза детям на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателя в детском саду, родителей, учителей в школе. Изостудия тем более необходима, особенно в сф...
Конспект НОД в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира в средней группе "В мире прекрасных бабочек"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в ОО "Познание" по формированию целостной картины мира, ознакомление с окружающим, в средней группе " В мире прекрасных ба...
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы «Прекрасные бабочки»
Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы«Прекрасные бабочки» Цель : Расширить знания детей о баб...
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет "Помогите гусенице превратиться в бабочку"
Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми посвящен ознакомлению детей с самыми яркими представителями мира насекомых - бабочками. С помощью не сложных заданий ребенок попо...
Проект с детьми старшего дошкольного возраста "Эти прекрасные бабочки"
Проект с детьми старшего дошкольного возраста "Эти прекрасные бабочки"...
Проект "Такие прекрасные бабочки"
Проект "Такие прекрасные бабочки" для детей 1 и 2 группы....
Мастер-класс по созданию наглядно-игровых пособий из фетра «Рождение прекрасной бабочки».
Цель - научить родителей создавать дидактические игры для игровой деятельности детей.Задача: познакомить родителей с техникой изготовления игрушек из фетра....