«Знакомство детей с русскими традициями» Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являються носителями народной культуры. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. народные традиции представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.nar_.traditsii.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД «Знакомство детей с русскими традициями»
Старший дошкольный возраст
Дети и воспитатель в свободной деятельности. В. Включает музыку (знакомую детям), что бы дети собрались в утренний круг. Все собираются в круг.
В. Ребята начался новый день и есть хорошая примета с утра всех приветствовать, тогда день пройдет на отлично.
«Здравствуй, солнце! (руки к солнцу поднимаем)
«Здравствуй, небо! (руки к небу)
«Здравствуй добрый человек!» (дети берутся за руки)
Звучит голос (включается колонка)
«Здравствуйте девчонки-веселушки, Озорные хохотушки.
Здравствуйте, ребята-молодцы. Озорные удальцы!» все замолкает.
В. Ребята, кто это? Кто с нами поздоровался?
Звучит голос
Гости дороги, гости желанные! Извольте в горницу войти. В горницу войти, да на лавку сесть.
Разговор ручьем течет, Дорогим гостям почет. Ой - ли, ой - люли, Дорогим гостям почет!
Все замолкает
В. Ребята нам неведанный голос предлагает в горницу пройти. Что – то странное происходит!
Ответы детей (дети предлагают пройти в горницу)
В. Точно. Не боитесь приключений?
Дети с воспитателем проходят в горницу, посередине стоит сундук, закрытый на ключ (ключ в замке).
На сундуке платок, под платком послание.
В. Вот так да, посредине избы стоит сундук. Что – то тут неладное. Ключ в замке.
Пробуют открыть замок, но он не открывается.
В. Платок, какой красивый на сундуке. Воспитатель накидывает платок на плечи, под платком письмо.
Письмо. Может мы, там найдем ответы. Воспитатель читает послание
Послание
Этот сундук предназначен для гостей из будущего, но ключ к замку заржавел. Только умные и находчивые дети смогут починить ключ и открыть сундук. Что бы открыть сундук, надо отгадать загадки о предметах быта и рассказать, для чего они предназначены. На каждом отгаданном предмете спрятана буква. Из букв составьте слово, тогда и узнаете, что находиться внутри сундука.
Воспитатель читает загадку, дети отгадывают ее, рассказывают об этом предмете, находят предмет и букву. Буквы кладут на стол.
Загадки:
- Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает, А сам на отдых идёт (ухват).
Предмет, которым доставали горячие горшки из печи.
- Черный конь скачет в огонь (кочерга)
Используется для выгребания углей, перемещения дров в горящей печи.
- Мы раньше обувью служили. Крестьяне нами дорожили. (Лапти)
В них ходили раньше люди, И плели из лыка, А чтоб с ножки не спадали, Их верёвкой привязали.
- Без рук, без ног на плечи скок. (Коромысло)
Коромысло – это деревянное приспособление в виде дуги, на концы которой крепятся вёдра, наполненные чаще всего водой. Народ на Руси использовал коромысла, чтобы было легче нести вёдра, чтобы они не задевали сугробы зимой и траву летом.
- Верчусь, верчусь — не потею, Только более толстею. (Веретено).
Веретено́ — приспособление для прядения пряжи, при помощи которого производится скручивание и наматывание нитей, вытянутых из пучка волокон.
- На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (Рушник)
Полотенце с вышитым узором.
Два бревна, на них — подставочка, Это точно, явно — (Лавочка)
На лавках не только сидели, но и спали, накрывшись теплым тулупом. На них размещали почетных гостей,
Дети отгадывают загадки и находят буквы.
В. Буквы мы нашли и что дальше?
Д. Надо составить слово.
Дети составляют слово – ОБЕРЕГ.
В. Слово мы отгадали. Миша попробуй открыть сундук.
Сундук открывается и там находиться кукла – оберег.
В Какая красота. Ребята – это не просто кукла, а кукла – оберег. А зачем она нужно была раньше?
Ребята рассказывают из своего опыта, что это такое (защита дома, он обладал волшебной силой, талисман, защита от злых духо, оберегает дом, семью)
В. С самых первых дней своего существования, еще в древнем мире человек не был защищенным от всего, что происходило вокруг. Поэтому он искал способы обезопасить себя и своих близких от сложностей, происходящих в непонятном и страшном мире. Человек верил в то, что существуют некоторые вещи, которые смогут уберечь его от всяких опасностей. Оберегом могли стать самые обыкновенные предметы, которые наделяли магическими заклинаниями. Ее делали своими руками, берегли и хранили. Считалось, что оберег сохраняет от бед и зол, приносит в дом удачу, достаток, благополучие, любовь, верность, счастья, защищает от болезней и сглаза, оберегал дом от плохих людей.
Кукла – оберег, которая лежала в сундуке оберегает этот дом.
А вот оберега который оберегает нас с вами и нашу группу нет. Как же нам быть?
Дети предлагают изготовить оберег самим.
В. Прекрасная идея. Тогда делу время, потехе час! Недаром у нас говорят:
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
А в мастерскую, где будем мастерить, мы попадём необычным способом.
Возьмемся за руки и пойдем ручейком и будем подпевать.
Мы по лесу идем
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
Воспитатель заводит детей в группу и круг.
В Вот и пришли мы с вами в мастерскую и все уже готово для изготовления наших кукол – оберегов.
Дети выбирают материал для изготовления куклы – оберег
(Тряпочки, цветная бумага, газеты, ложки плассмасывые
Каков мастер, такова и работа
Золотые руки - золотые дела.
Воля и труд дивные всходы дают
Труд человека кормит, а лень портит
Наше счастье в общем труде
Кто трудиться, тот и пользуется
Без труда нет добра
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно
Больше дела, меньше слов.
Без труда ничего не дается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
ПЛАН-КОНСПЕКТИГРОВОГО ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ:«ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СО ВРЕМЕНЕМ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»...
Картотека традиций старшего дошкольного возраста «Сладкий вечер».
Создание благоприятного психологического климата в группе, привитие культуры общения за столом, знакомство детей с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественн...
конспект НОД " Путешествие по русским народным сказкам" для детей с ОВЗ для старшего дошкольного возраста
конспект НОД " Путешествие по русским народным сказкам" для детей с ОВЗ для старшего дошкольного возрастаЦель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках....
Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст
Цель: ознакомление детей с культурой и бытом русского народа, через создание игровой ситуации.ЗадачиОбразовательные:· познакомить детей с русской ...
"Знакомство детей с русской избой" (старшая группа)
Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России...
Проект «Семейные традиции» (старший дошкольный возраст)
Автор: Маслова Наталь НиколаевнаОрганизация: МАДОУ №35Населенный пункт: Г. Курганинск Краснодарского края Паспорт проекта «Семейные традиции»...
Знакомство детей с русскими традициями
Данный материал познакомит детей с русскими традициями и обычаями, которые провидились в зимние праздники и передавались из поколения в поколение....