Проект «Семейные традиции» (старший дошкольный возраст)
проект по окружающему миру (старшая группа)

Автор: Маслова Наталь Николаевна

Организация: МАДОУ №35

Населенный пункт: Г. Курганинск Краснодарского края

 

Паспорт проекта «Семейные традиции»

 

         

                                                  В семейном кругу мы с вами растем                                                                                                  

                                                  Основа основ - родительский дом.

                                                  В семейном кругу все корни твои,                                                                                         

                                                  И в жизнь ты входишь из семьи.

                                                  В семейном кругу мы жизнь создаем,

                                                  Основа основ — родительский дом.

 

 

Информационная карта проекта.

Тема проекта

«Семейные традиции»

 Образовательная область

 Познавательное развитие, речевое развитие, социально -    коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

 Тип проекта

познавательно – исследовательский,  творческий.

 Продолжительность проекта

среднесрочный

 Участники проекта

Воспитанники группы, воспитатели, родители

 Цель проекта

Формирование гармонично развитой личности через приобщение детей к семейным традициям.

 Задачи проекта

 изучить опыт старшего поколения и использовать в своей практике.                        

-  вызвать интерес детей к семейным традициям, формировать    положительное отношение к ним, поддержать их любознательность.                                 

- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создавать  коммуникативную компетентность ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

-  формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная; о традициях и обычаях.                                                                               -  развивать познавательные интересы, логическое мышление.

-Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.

Срок реализации

I этап - подготовительный

II этап - основной

III этап - заключительный

 Реализация проекта позволит добиться следующих результатов:

проявление интереса и уважительное отношение к окружающим (родным и близким);

-  проявлять желание помогать своим близким;

- проявлять интерес к своей родословной, к семейным традициям.

       Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что хорошие традиции делают семью крепкой   

       и дружной.

Ожидаемый результат: У детей значительно расширятся знания о народных традициях, народной культуре, появится желание больше времени проводить с родными, узнавать традиции семьи, расширить круг знаний о членах своей семьи.

Структура проекта:

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта. Подбор детской художественной литературы для

чтения, заучивания стихов. Подбор презентации для просмотра. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Подбор сюжетных картин и иллюстраций. Анкетирование «Права родителей и права ребенка», Родительское собрание « Семейные традиции». Консультации: «Что значит крепкая семья?», «Чем занять ребенка в свободное врем», « Рекомендации для заботливых родителей».

2 этап. Выполнение проекта (практическая деятельность)

Проведение с детьми бесед о близких родственниках: дедушках, бабушек, папах, мамах, братьях, сестрах. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, развлечения – посиделок. Чтение художественной литературы детям, (заучивание стихов). Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск тематических газет, составление исторического альбома.

3 этап Результат (заключительный или аналитический).

Выставка. Фото экспозиция. Проведение презентации детьми «Смейных деревьев».

    На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, анкетирование, обсуждение возможных результатов.

Вся дальнейшая работа направлена на обогащение знаний детей о своей семье и семейных традициях, сближение коллектива родителей, педагогов и детей.

 

Актуальность проекта:

Проект «Семья и семейные традиции» направлен на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

 В последнее время современные родители всё больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущества перед сверстниками. Ими делается основной упор на подготовку к обучению в школе. Воспитание и развитие как бы отходят на второй план. У занятых взрослых всё меньше остается времени для детей. Они мало знают о внутреннем мире ребенка, его нравственных переживаниях и поисках. Телевизор и компьютер заменяют живое общение. Мы теряем в настоящее время взаимосвязь современного поколения со старшими. Дети не знают традиций, обычаев своих предков (бабушек дедушек, прабабушек, не знают свою родословную). Нет ценности сохранения семейных традиций, укладов, обычаев. Передача жизненного опыта старшего поколения младшему. Работа в условиях реализации ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

    Одним из важнейших направлений в преодолении без духовности значительной части общества является патриотическое воспитание и образование детей. Сегодня особенно, когда мир потрясён волной жестокости и безнравственности, так необходимо позаботиться о развитии именно эмоциональной сферы ребенка, его коммуникативных навыках.

Тема  «Семейные традиции»  способствует изучению истории своей семьи, что воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. Проект подразумевает совместную деятельность детей и родителей. Если интерес к поиску своих корней появится в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную.

Цель проекта «Семейные традиции» направлен на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Привлечение родителей к участию в образовательном процессе, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

                                       Схема реализации проекта

 

Разделы программы

Виды деятельности

Темы

Речевое развитие

 

Чтение произведений, сказок

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление рассказа из опыта .

 

 

 

Заучивание стихотворений,

В. Драгунского «Моя сестра»», Т. Шорыгина «Дедушка», « Родные вещи»,  О. Осеева «Честное слово», «Просто старушка»,                                        русские народные сказки: «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и «Братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас? », «Федорино горе», «Марья – искусница» П. Бокова «Папа»,                                            

«Моя мама пахнет хлебом», «В гостях у бабушки», «Хочу быть как мама, папа», «Самый счастливый день в моей жизни», «Моя мама –красавица», Интервью с родителями «Почему меня так назвали?» - вызвать у детей интерес к тому, что происходило в семье до появления ребенка

 

Я. Акима «Моя родня», Е. Благинина «Посидим в тишине»

Социально - коммуникативное развитие

 

просмотр мультфильмов

 

 

 

 

.Беседы с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конкурсы

«Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок» «Осторожно, обезьянки», «Мама для мамонтенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев». «Федорино горе», «Марья – искусница»

 

« Семейный уклад в казачьих семьях» ,«Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д. », «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».

 

Конкурс стихов и песен «Моя семья», «Лучший в мире папа», «Мамочка любимая», «Цветы для мамочки», «Семейный портрет».

«Бабушкины руки»

 «Моя мама лучше всех»,

 «Мамины помощники».

«Моя родословная»

 «Рукодельница».

 «Семья талантами богата»

 

 

Социальное развитие

 

Родительское собрание в форме педагогической гостиной

 

консультации

 

 

Поместить тесты в уголок для родителей

 

 

Утренники, праздники

рекомендациями психолога по проблеме «Общение детей и родителей в семье».

 

Консультации для родителей «Родословная – старинная русская традиция», «Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению) .

 «Искусство жить с детьми, или какой Вы родитель».

Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Утренник «Мамино сердце».

Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта. «Ко Дню Матери» «Слава Армии Российской»,

Совместный спортивный праздник с детьми и их родителями «Папа, мама, я-спортивная семья»

Художественно – эстетическое развитие -»

 

 

Конкурсы.

Фотовыставка.

 

 

 

Рисование детьми

 

Лепка

 

 

Аппликация

 

 

 

 

 

Ручной труд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсы для родителей: «Рукодельница».

«Золушка», «Мой папа самый, самый»,

«Мамины помощники».

Составление исторического альбома « Мы семья, а это значит, справимся с любой задачей»,«Мамочка – милая, самая любимая»

рисование эскиза «Образ моей семьи», «Мои родители». «Моя любимая игрушка» Портрет моей мамы», «Дружная семья»,

«Праздничное угощение», «Моя семья», 

 

выполнение пригласительных билетов к утренникам открыток к праздникам Дню защитников Отечества,8 Марта, Дню матери

Выпуск с детьми плаката ко дню защитников Отечества «Папа все может», «Моя мама лучше всех», «Мамины помощники».

 

Совместная работа детей с родителями

Изготовление своих визитных карточек - выявить индивидуальные качества для создания собственной визитки

Изготовление подарков для мам.

Изготовление тряпичных кукол.

Интервью с родителями «Почему меня так назвали?» - вызвать у детей интерес к тому, что происходило в семье до появления ребенка

Составление семейного  дерева семьи

«Древо нашей семьи» - знакомство детей со своими предками, традициями семьи.

 

Игровая деятельность

 

Организация сюжетно-ролевых игр.

 

 

 

 

Дидактические игры.

 

 

 

Подвижные игры.

 

Пальчиковая гимнастика

«Семья», «Экскурсия в зоопарк», «Магазин сувениров», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Новоселье», «Водители», «Поезд», «Ремонт в квартире», «Путешествие», «Больница», «Столовая», «Кафе».

«У нас порядок», «Кто я?» ,

«Собери портрет мамы»,

«Кто где живет ?», «Детки с какой ветки?»,

«Кто кем был?», «Чудесный мешочек»,

«Это я, это я, это вся моя семья».

 

«Карусель», «Плетень», «Ручеек»

 

 

«Этот пальчик дедушка….», «Пальчик, пальчик, где ты был?

Заключительный этап:

 

 

Презентации

Презентация детьми, семейного дерева.

«Семейные реликвии нашей семьи»

«Профессии наших мам и пап»,

 

 

Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.                                                           Проявилось эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Осуществление проекта обеспечило самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Активизировал и обогатил педагогические знания и умения родителей. Повысил психолого-педагогическую культуру родителей. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.

Список использованной литературы.

 Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
 Сост. Жуковская., Р.И Пеньевская ., Л.А.
 Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова.- Волгоград: Учитель,2014.-247
 Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).

 

Васильева Н.Н.,Новоторцева Н.В. « Развивающие игры для дошкольников»,         Титов С.В. «Добро пожаловать игра»,                                                                                      Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.                                                                 Оберемок С.М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПК и ПРО, 2009. – 45 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование " Семейные традиции" Старшая группа

Комплексно-тематическое планирование поможет воспитателям подобрать материалы для разработки данной темы...

Проект "Моя семья. Семейные традиции" старшая группа

Проект для детей 5-6 лет, групповой, познавательно-образовательный, краткосрочный....

Семейнные традиции (старшая группа ) декабрь 2018

Цель занятия:воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам, формировать элементарные представления о родословной как об истории и образе своей семьи, о традициях и...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Семья. Семейные традиции." (старшая группа)

Цель:  Формировать представление детей о семье и семейных традициях....

Проект «Семейные традиции» (старшая группа ДОУ)

Цель:Способствовать созданию условий для формирования патриотических чувств детей, а также для активного включения родителей в жизнь детей, изучению интересов и предпочтений друг друга....