"Знакомство детей с русской избой" (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Верясова Каролина Александровна

Способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_russkoy_izboy_st.gr_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с русской избой (старшая группа)

Цель – способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию России.

Задачи:

  1. Знакомить с русской избой, её убранством, с устройством
  2. Закреплять знания об особенностях крестьянского труда, о профессиях плотника, печника.
  3. Расширять представление о жизни крестьянской семьи на Руси.
  4. Учить устанавливать соответствие между современными и старинными предметами в зависимости от их назначения, закреплять знания о старинной одежде.
  5. Развивать познавательные интересы детей; монологическую речь.
  6.  Вызвать у детей интерес к русской национальной культуре. Положительно воздействовать на эмоции детей. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям и обычаям. Воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.

Ход занятия

 -Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

  Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Лесов в России много поэтому жилище строили деревянными. Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

- Почему же из лиственницы строили дома?

  Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Летом в избе прохладно, а зимой не холодно. Так было потому, что строители между бревнами плотно укладывали мох (дети рассматривают мох).

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

 Лес для построек заготавливали зимой, после сильных морозов. Морозы выжимают из деревьев больше влаги, чем летняя жара. Лес заготавливали зимой.

- А когда строили? 

-Почему?

-Как звали человека, который строит? (плотник)

-Главный инструмент плотника?

   Плотники всегда уважительно относились к нему: тщательно точили его, не бросали куда попало,  и очень не любили одалживать его кому-нибудь – «рубили» их с помощью топора из толстых бревен. Такие дома называли срубами или избами (картинка).

Пальчиковая игра «Строим дом».

Строим стенку,

Выше, выше.
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
Добрались уже до крыши!
К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Следите, чтобы  позвоночник детей растягивался вслед за руками!

 Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Избу в старину сравнивали с человеком и считали живой. Поэтому переднюю ее часть считали лицом, окна –  глазами, а верхнюю часть под крышей – лбом. Сначала ставили сруб, после этого крышу. Основной формой крыши у русских людей являлась двускатная крыша «конём». Верхняя часть крыши называется и сегодня «конёк» - оберег дома от злых чар.

 -Чем украшали окна? (окна украшали наличниками). Были еще наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома. Посмотрев на окна сразу видно, где живёт богатый человек, а где - бедный. А вы догадаетесь? (ответы детей)

  Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает избу с улицей, соседями.

 -Теперь войдем в дом.

 -Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

    Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка -деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

-Как называли человека, который умел класть печь? (печник). Важно было не просто сложить печь: она должна была, как можно дольше держать тепло, а дров требовать гораздо меньше). Готовили еду в чугунах, чай пили из самовара.

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

     В избе всегда стоял большой стол. Около него простые длинные скамейки. Здесь принимали гостей, отмечали праздники. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Нельзя было бить по нему, влезать на него детям.

Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)

Парадной частью избы был красный угол. Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол получил еще название “святого”. Божницу устраивали в виде полочки (иногда двухъярусной), на которую ставили иконы. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. На божнице хранились святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо.

Физкульминутка.

Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула,
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы - кто родом из леса, кто - с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать- пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

У каждого дома был свой домовой. Зачем он нужен? (ответы детей)

- В каких народных сказках упоминается печь? («По щучьему велению», «Гуси-лебеди») показ картинок.

Хороводная игра « У Маланьи»

Игра «Аналогия». Детям раздаются карточки (шесть пар квадратов).

Картинки:

Печь – газовая плита

Телега – автомобиль

Лавка – кресло

Гусиное перо – авторучка

Рукомойник – кран

Горшок – кастрюля

Лучина – лампочка

Лапти – туфли

А теперь, гости дорогие, вы на месте не сидите, а скорее в пляс пуститесь!

  Хороводы с песней. Потанцевать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - музей «Русская изба» старший возраст

Приобщение детей к истории нашего народа, о жизни. Познакомить   детей с обстановкой русской избы и предметами старинного русского быта. Воспитывать интерес к русской культуре....

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Конспект образовательной деятельности «Русская изба» (старшая подгруппа)

Тема: «Русская изба»Цель: расширять представления детей о многообразии окружающего мира посредством ознакомления с жизнью, бытом русского народа, обогащать речь детей существительными...

технологическая карта к занятию по патриотическому воспитанию "Чудеса в русской избе" старшая группа

- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы. -Познакомить с традициями русского народа. -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.-развивать умение по...

технологическая карта к занятию по патриотическому воспитанию "Чудеса в русской избе" старшая группа

- Познакомить детей с внутренним убранством русской избы. -Познакомить с традициями русского народа. -Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде.-развивать умение по...

Беседа «Путешествие в русскую избу» старшая группа

Русская изба просторна да хороша,В гости всех приглашает она.В избе комната одна,Горницей названа она....