Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Иванова Марина Николаевна

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.

Задачи

Образовательные:

·        познакомить детей с русской печкой, её предназначением и процессом использования;

·        развивать интерес, любознательность к предметам  домашней утвари;

коррекционно-развивающие:

·        развивать речь и коммуникативные навыки;

воспитательные:

·        воспитывать уважение к людям старшего возраста и желание помогать им;

·        способствовать формированию чувства любви к родному краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

«В гостях у бабушки Матрёны»

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с русской печкой, её предназначением и процессом использования;
  • развивать интерес, любознательность к предметам  домашней утвари;

коррекционно-развивающие:

  • развивать речь и коммуникативные навыки;

воспитательные:

  • воспитывать уважение к людям старшего возраста и желание помогать им;
  • способствовать формированию чувства любви к родному краю.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок; слушание русской народной музыки; рассматривание иллюстраций; знакомство с предметами народного обихода, с традициями и обычаями русского народа; разучивание потешек, поговорок, народных игр.

Материал к занятию: Игрушка-котёнок, корзинка, клубочек, русский сарафан, скатерть,  макет избушки, макет печки, дрова,  ухват, кочерга, лавка, чугунок, крынка, горшочек, деревянные ложки, платок для игры, сундучок, тесто, картинки, баранки.

Ход занятия

Дети стоят кругом.

Слышится мяуканье  котёнка (игрушка спрятана недалеко, клубок с размотанной ниткой )

-Мяу! Мяу!

В -Ребятки! Слышите кто-то кричит?

Д - Это мяукает котёнок!

В - Давайте поищем его, может ему нужна  помощь?

Дети находят котёнка, гладят его.

В –Как тебя зовут? Что ты так жалостно мяукаешь?

К  -Меня Барсик зовут. Я потерялся, не могу найти дорогу домой.

В – А где твой дом? Где ты живёшь?

К – Я живу в русской старой деревне с бабушкой Матрёной. Наверное, сейчас она сидит в своей избушке скучает и плачет, потому что меня дома нет! Мяу, мяу!(жалостно)

В - Как же ты потерялся?

К – Да я бабушкиным клубочком играл-играл, он далеко и закатился. А обратно я дорогу найти не могу.

В – Что же делать, ребятки? Может быть  поможем найти дорогу домой Барсику?

Д – Да! Поможем!

В  -Ну что, как же нам найти дорогу обратно? (помогаю детям догадаться про клубочек, что ниточка приведёт нас в деревню к бабушке )

-Бери, Никита, клубочек в руки, Таня, Барсика в корзиночку посади и отправимся в дорогу искать дом бабушки Матрёны. (Дети идут друг за другом, звучит  музыка в исполнении оркестра народных инструментов «Яблоко»)

-Давайте будем приговаривать

«Завивайся, ниточка, в клубочек, Завивайся, тонкая, в клубочек.  

Свяжет бабушка хорошенький чулочек.

Развивайся, ниточка, скорее,   Развивайся, тонкая, скорее,                    

 Свяжет бабушка чулочек подлиннее».

Приходят к избушке (макет).

В – Ну что ,Барсик, правильно мы пришли? Это изба  бабушки Матрёны?

Б – Мяу! Мяу! (радостно) Да!

В-Ребятки, подождите-ка я зайду и посмотрю правильно ли мы пришли?(уходит за ширму, надевает сарафан и платок.)

Выходит б.Матрёна в русском сарафане, плачет.

-Где же ты, глупенький мой? Где? Куда же ты запропастился?

В и Д -Здравствуй б. Матрёна! Вот он, нашёлся Барсик!

Б М – Здравствуйте, ребятки! Где ж вы его нашли  озорника?

(дети рассказывают)

Б М – Ой спасибо вам родные мои! Теперь вы самые дорогие гости мои! Проходите скорее ко мне в избу, в деревне так дом называют.

Посредине  стоит макет русской печки, лавка, стол со скатертью, на полке крынка, горшочек, деревянные ложки

- Проходите, гости дорогие! Садитесь на лавку, у нас в деревне, когда много гостей собирается всем на лавках места хватает.

-Посмотрите на моё главное богатство (печь)

 «Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Печка людей обогревала, в ней готовили еду, сушили грибы, ягоды, а еще на ней можно было даже спать! Вот и Барсик любит зимой на печке греться. (сажает Б на печку).

- А прежде чем готовить пищу  вот в этой  печке, надо открыть заслонку дров положить в устье вот сюда (показывает), берёсту зажечь, и топится печь, а на шесток поставим чугунок с кашей , пока дрова горят. Когда угли будут, тогда и чугунок в печь поставим.

Дрова хранятся в опечке, чтобы были сухими (показ на макете)

 А это задвижка (показ на макете), чтобы дым из печи в трубу уходил. У печки есть маленькие печурки (показ на макете), чтобы можно было просушить варежки, носки и всё что угодно. А в самом низу  есть лазейка для Барсика подпечек, чтоб мышей мог ловить.

Давайте вместе затопим печку и испечём вкусные баранки.

Бабушка предлагает детям помочь ей: вызывает ребёнка, даёт задание, называет часть печки (открой заслонку, достань полено из опечка, положи  полено в устье и т.д.)

 Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу, а вот в таких крынках молочко, квас хранили. (показ утвари)

- Посмотрите, ребята, вот в таких чугунках и горшках готовлю я кушать.

Дети рассматривают утварь

- Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащить - это делали с помощью ухвата.  А кочерга нужна, чтобы ворошить угли. (показ ухвата и кочерги)

-Пока печка топится, я вам свой сундучок покажу.

Предлагает заглянуть в сундучок, он не открывается.

-Сундучок с загадками откроется после отгадок,

я вам загадаю загадки, а отгадки (картинки лежат на сундучке) найдите и покажите:                                                  

В горячее место.                                                       
Попало – 
Не пропало, 
Румяной булкой стало
. (ПЕЧЬ)

Рогат да не бык,

Хватает да не сыт,

Людям отдает,

Сам на отдых идет. (УХВАТ).

Железный конь

Скачет в огонь. (КОЧЕРГА).

Стоит девица в избе,

Коса на дворе. (ПЕЧЬ).

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча. (Печка)

 Бычок рогат, в руках зажат,

 Еду хватает, а сам голодает. (УХВАТ.)

Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча.  
(ПЕЧЬ)

 Железная нога – это …(КОЧЕРГА)

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (
ЧУГУНОК)

-Молодцы! Отгадали все загадки!

Сундучок открывается, там лежит  тесто для лепки баранок

- Сейчас вы поможете мне слепить баранки и мы испечём их в русской печи.

Дети раскатывают из теста колбаски, скрепляют их, кладут на поднос.

-А теперь нам надо поставить их в печку.

Пока они пекутся, мы с вами поиграем в русскую народную игру  «Жмурки»   (игра сопровождается  музыкой в исполнении оркестра народных инструментов «Из-под дуба, из-под вяза»,  «Крыжачок») 

Выбираем водящего с помощью считалки:

Шла коза по мостику 
И виляла хвостиком, 
  Зацепилась за перила, 
     Прямо в речку угодила.

После игры дети садятся на лавку.

-вот как мы с вами повеселились, а теперь можно и отдохнуть,

(достаём из печки настоящие баранки)

Посмотрите какие мы с вами бараночки испекли!

Угощайтесь гости дорогие!

Дети кушают баранки, прощаются с бабушкой Матрёной, уходят на стульчики.

(Воспитатель переодевается, выходит к детям )

В- Вам понравилось в гостях у бабушки?

-А как её зовут?

-Что вам больше всего запомнилось?

-Где в русской  деревне готовят еду? Для чего ещё нужна печь в избе?

-Что есть у русской печки?

-В какой посуде варят еду?

-Чем достают чугунок из печки?

-Чем ворошат угли?

Какие вы молодцы! Много всего интересного запомнили.

                                                             

Загадки

Новая посудина - вся в дырках. (Сито)

Огня не боится с ухватом дружит?  (чугунок)

И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)

По моей тарелке 
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою 
Отправляю в рот.

(Ложка)

Стоит девица в избе,

Коса на дворе. (ПЕЧЬ).

Бычок рогат, в руках зажат,

 Еду хватает, а сам голодает. (УХВАТ.)

 Железная нога – это (КОЧЕРГА)

                 http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/vad-earthen.14/0_57a80_73af9cb7_L.jpg   

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=292005027-17-72&n=21   

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=175207821-63-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=144496003-66-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=82731578-47-72&n=21

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=609112800-60-72&n=21   

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=425930974-68-72&n=21

И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами.  (Показывает иллюстрацию «Дети на русской печи».)

А как вы думаете, где хозяйка и ее дети мыли руки, посуду?

Раньше в избах не было водопровода, а был вот такой рукомойник и лохань с водой. (Показывает, как пользоваться рукомойником, дети пробуют, смотрят в лохань с водой.)

Что вы там видите? (Отражение.) Раньше зеркал не было, и люди смотрелись в воду, как в зеркало.

Как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?

Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде поварят - Ребята съедят. (Каша.)

Какую кашу вы больше любите?

Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают каши и из чего их варят.

- Очень много блюд из крупы, каша была одним из основных кушаний крестьян. «Щи да каша - нища наша!»

Из импровизированной печи воспитатель достает горшок с кашей и пирожки.

-А это вам от меня гостинцы. Накройте в группе стол и отведайте моей стряпни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Сретение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру и аппликации...

конспект занятия в гости к бабушке Матрёне

Программное содержаниеУчить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой.Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.Учить детей использовать заданные заместители предметов и р...

Конспект занятия по основам опасности жизнедеятельности. Тема: Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице (старший дошкольный возраст).

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.        Цель: Рассмотреть и обсудить с детьми типичные и опасные ситуации возможныхконтактов с незнакомым...

Конспект занятия (педагога –психолога) направленного на развитие познавательных процессов и создание эмоционального комфорта с детьми старшего дошкольного возраста «Мой помощник – ёжик».

Конспект занятия (педагога –психолога) направленного на развитие познавательных процессов и создание эмоционального комфорта с детьми старшего дошкольного возраста...

Проект на тему "Ознакомление детей с профессией экономист с детьми старшего дошкольного возраста"

Как научить наших детей жить в условиях рыночной экономики, когда они постоянно сталкиваются с такими непонятными им явлениями, как безработица родителей, отсутствие средств, для существования семьи, ...