Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности:"Удивительные свойства песка"
опыты и эксперименты по окружающему миру
В ходе занятия дети познакомятся со составом и свойствами песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие о свойствах песка | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательно – исследовательской
деятельности «Удивительные свойства песка».
Цель: познакомить детей с составом и свойствами песка: при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
Задачи:
Образовательные:
- Развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Формирование представлений о песке как об объекте неживой природы, его свойствах и роли в окружающем мире.
Развивающие:
- Обогащение опыта, развитие мелкой моторики рук; развитие умения отвечать на вопросы, рассуждать, обогащать и активировать словарь детей «пустыня, песчинки, сыпучий, барханы, песчаная буря»; развитие фантазии, творчества, воображения, инициативности и самостоятельности.
Воспитательные:
- Воспитание аккуратности в обращении с песком; воспитание дружеских взаимоотношений.
Материалы: телевизор, песок речной, лупы, воронки, колбы, стаканчики с песком, стаканчики с водой, ложечки, презентация «Для чего людям нужен песок», пластиковая посуда, салфетки, камни, белая бумага, влажные салфетки, тарелочки, весы, передники, нарукавники, микроскопы, цветной песок, картина из цветного песка, шланги.
Предыдущая работа: наблюдение за неживой природой, чтение загадок, проведение бесед о песке и его пользе, проведение опытов с песком, дидактические игры «Необычные следы», «Что я знаю о пустыне», «Угадай, где спрятано», «Узоры на песке», чтение художественных произведений.
Ход занятия:
(Дети входят в зал, становятся в круг)
Приветствие.
Воспитатель:
Ребята, поиграли мы с утра,
А теперь заниматься нам пора!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто сегодня в гостях у нас,
«Добрый день!» мы скажем сейчас!
Дети: «Добрый день!»
( поворачиваются и разводят руки в стороны)
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам вновь сегодня стать учёными, исследователями и провести интересные опыты. Вы согласны?
Дети: да!
Воспитатель: тогда проходим в нашу лабораторию и присаживаемся на стульчики.
Ребята, посмотрите, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, мне передали вот эту посылку, я прочитала кому она адресована и от кого. Посылка была отправлена: «Детям и воспитателю подготовительной группы №2, детский сад «Солнышко», п. Преображение». От «детей Северной Африки из пустыни Сахара». Когда я открыла посылку, то увидела в ней флешку, а на ней фотографии пустыни Сахара и её жителей. Посмотрите, пожалуйста, на экран телевизора!
(Показ фотографий : пустыня, верблюды, дома- шатры, жители Сахары.)
Ребята, а что вы можете рассказать о пустыне Сахара?
Дети: там очень жарко, везде много песка, воды почти нет.
Воспитатель: ребята, а ещё дети из Сахары прислали вам вот эти предметы: стекло, песочный набор для игр с пеком, песочные часы, кирпич. (заранее выложены на стол).
Посмотрите, что это за предметы и скажите, что их может обЪединять?
Дети: у этих предметов общее, что для их изготовления и использования нужен песок.
Воспитатель: правильно, ребята, а как вы думаете, где ещё люди используют песок?
Дети: в строительстве, для тушения пожара, при гололёде зимой, для рисунков.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о том, где же люди используют песок. Может вы узнаете что-то новое.
После просмотра дети рассказывают, что они узнали ещё о песке.
Воспитатель: ребята, а вы хотите узнать о составе и свойствах песка, провести самостоятельные исследования (опыты)?
Дети: да!
Воспитатель: только для начала давайте встанем и отдохнём.
Физминутка и пальчикова гимнастика
Мы немножко отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.
Руки вниз, на пояс, вверх-
Нам сопутствует успех.
Руки в стороны, вперёд-
Нас ещё работа ждёт.
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти за столы (они пронумерованы от 1 до 5) в соответствии с той цифрой, которая находится у вас в кармашке, в научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.
(Дети расходятся по три человека за 5 столов для проведения 5 опытов)
Прежде чем мы начнём, давайте вспомним основные правила при работе с песком.
1. Нельзя брать песок в рот — можешь подавиться!
2. Нельзя песок сыпать на себя и на друзей
3. Нельзя вдыхать песок — можешь задохнуться!
4. После игры с песком — помой руки с мылом!
— Молодцы, эти правила нужно соблюдать, чтобы не навредить себе и другим детям.
А сейчас давайте разомнём наши пальчики, чтобы они хорошо потрудились.
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
ОПЫТЫ:
Опыт №1 « Из чего состоит песок и откуда он берется? »
Материал: три тарелки с песком, 3 листа белой бумаги, 6 камней,3 лупы.
— Дети, как вы думаете, откуда берется песок?
(Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок)
Песок – это природный материал. Песок относится к неживой природе.
— Как мы можем это проверить. (Надо взять два камня и потереть их)
— Как вы думаете, что это сыплется? (Песок)
— Дети, а как можно проверить из чего же состоит песок? (Взять лупу и рассмотреть его)
— Из чего же состоит песок? (Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, они темные и светлые, крупные и мелкие)
- А как же узнать, какой он на ощупь?
— прикоснуться руками
— Какой же вывод можно сделать? (Песок теплый, холодный, рыхлый, сыпучий)
Опыт №2 «Свойства сухого и мокрого песка»
Материал: стаканы с сухим песком 3 штуки, 3 тарелки, 3 лейки с водой, ложечки, весы, формочки для песка, киндер- игрушки.
— Почему говорят, что сухой песок сыпучий? (Потому, что если взять его и высыпать, то он будет сыпаться.
— Давайте проверим (дети берут сухой песок в стаканах и сыплют в тарелки)
— Возьмите в руку песочек, какой он? (Сыпучий)
— Вылепить фигурки из сухого песка …( не получается)
— Что нужно сделать, чтобы песок был мокрым? (Смочить его)
— Куда исчезла вода? (Она уютно устроилась между песчинками).
— Что случилось с песчинками? (Песчинки прилипли друг к другу, поэтому он лепится)
— Вылепить фигуры из мокрого песка.
— Какие свойства сухого и мокрого песка мы обнаружили? (Сухой песок сыпучий, а мокрый песок лепится )
— Как вы думаете, какой песок тяжелее сухой или мокрый? (Мокрый)
— Как мы можем проверить? (Дети на весах проверяют в стаканах сколько весит песок сухой и мокрый и выясняют, что тяжелее песок мокрый)
— Правильно, в сухом песке между песчинками находится воздух, а в мокром — вода, а вода тяжелее воздуха, поэтому мокрый песок тяжелее сухого.
- На каком песке видны следы от игрушек? (на мокром)
Опыт №3 « Подвижность песка. Песчаная буря. Барханы»
Материал: 3 бутылки с песком и с вставленными в горлышко (пробку) трубочками, вёдра с песком, тарелки.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где много песка?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки?
Воспитатель: Давайте превратимся в ветер: несильно, но довольно долго будем дуть на песок. Что с ним происходит? ( Когда поднимается ветер – это песчаная буря).Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне. Песок лёгкий, поэтому хорошо перемещается.
Опыт №4 « Растворяется ли в воде?»
Материал:3 ложки, 3 стакана с водой, 3 тарелки с песком, салфетки
- Давайте проверим, растворяется ли песок в воде или нет?
- Возьмём стакан с водой и высыпем туда ложку песка. Не размешиваем. Что происходит с песком?
- Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль.
- Перемешиваем. Хорошо перемешиваем, стараемся. Ну что, растворился?
- Песок не растворился, но изменил цвет воды.
- Так какой мы можем сделать вывод?
- Песок не растворяется.
Вывод: Из этого опыта можно сделать следующий вывод. В песке обязательно есть пыль. Песок тяжёлый. Песок не растворяется в воде. Песок окрашивает воду.
Опыт №5 « Пропускает ли песок воду?»
Материал: 3 воронки, 3 стакана с песком, 3 с водой, 3 пустых, 3 ложки, салфетки, вата.
- А сейчас опытным путём узнаем, пропускает ли песок воду?
- Проверим. Берём стаканчик с воронкой, закладываем ватой, насыпаем в воронку ложкой песок. В воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду. Пока песок сухой, вода медленно течёт. Как только промок, вода потекла быстрее.
- Так какой мы можем сделать вывод?
-Вывод: песок пропускает воду. Сырой песок быстрее пропускает воду.
Физкультминутка: (провести после опытов)
— Как вы думаете, какое животное живёт в пустыне? (верблюд)
— Вот на нашем пути появился верблюд. Поиграем вместе с верблюдом.
Верблюд детенышей на полянку
На зарядку вывел спозаранку.
Всем сказал: — стройтесь, смирно!
Сам сел и поднялся быстро.
Верблюжата повторяли:
Сели — встали, сели — встали
Детеныши делают упражнения:
Ногу влево, ногу вправо.
Наклонились, поднялись,
Затем хорошо потянулись.
Верблюжата отдохнули
И за столы все дружно вернулись.
После проведения опытов, один исследователь из каждой команды рассказывает, какой опыт они делали и к каким выводам пришли.
Воспитатель: ребята, а сейчас я вам предлагаю тоже отправить детям из Сахары посылку с нашими необычными подарками. А поможет нам в этом цветной сухой песочек, который мы с вами окрасили заранее на занятии в группе и упаковали в пакетики. Давайте этот цветной песочек и подарим нашим друзьям, чтобы они тоже могли нарисовать цветные песочные картины. Вы согласны? (да). А ещё мы им отправим карты- схемы для проведения опытов с песком, чтобы они тоже изучили свойства песка.
(складываем всё в посылку и потом я схожу на почту и отправлю её в Сахару)
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам понравилось сегодня изучать свойства песка? Что было трудно для вас, а что легко?
Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, вас можно уже назвать настоящими исследователями, я хочу подарить вам медальки «Юный исследователь».
Занятие закончено, прошу вас пройти в группу и помыть руки с мылом после работы с песком! Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Пейте дети молоко"
Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация» «Социализация» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная, двигательная.Цель: обога...
Конспект открытого занятия по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Полезные витамины от дедушки Корнея»
В ходе занятия актуализируются знания детей об овощах и создается проблемная ситуация "как из луковиц получить зелёные стрелки лука?". Занятие является частью проекта "Огород на подоконнике" + дополни...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ д/с №37 г. Ельца Тема: "Путешествие по стране пожарной безопасности"
Программные задачи:· Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности,о пожароопасных предметах и ситуациях, которые могут угрожать жизни и здо...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательскому направлению в группе младшего возраста №9 «Радость». Тема : «Свойства воды».
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Золушка» г. Волгодонска Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательскому направлению в групп...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Это удивительная соль»
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Образовательные:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, об...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Дерево и его свойства"
Цель: расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.Задачи:Образовательная: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и ...
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема «Свойства веществ»
Конспект открытого занятияпо познавательно-исследовательской деятельностиТема «Свойства веществ»Ход непосредственно-образовательной деятельности Цель. Развитие способностей к пре...
- Мне нравится (1)