Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Это удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и назначении.
- Научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие:
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность; навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
- Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_udivitelnaya_sol.docx | 30.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Конспект открытого занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
в группе общеразвивающей направленности
для детей 5-6 лет
«Это удивительная соль»
Подготовила: воспитатель высшей кв. категории АстапенкоЛ.Ю.
Оренбург, 2023 г.
Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и назначении.
- Научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
Развивающие:
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
- Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность; навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
- Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью.
Наглядно-демонстрационный материал:
Шкатулка, соль, картинки с изображением различных продуктов питания, презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах).
Оборудование для лаборатории:
Стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, салфетки.
Оборудование для творческой мастерской:
Картон, клей, кисточки, простой карандаш, гуашь.
Методы, формы и приёмы:
- наглядный,
- словесный (рассказ),
- исследование,
- информационно коммуникативный метод,
- эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ.
Предварительная работа.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня сегодня хорошее настроение. А у Вас? С каким настроением вы пришли в детский сад?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравиться общаться с ребятами - поднимите руки!
Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
- У всех хорошее настроение?
- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение нашим гостям, которые присутствуют у нас на занятии (дети улыбаются)
Воспитатель: Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в группу я вошла,
Здесь посылочку нашла (показывает посылочку).
Воспитатель: Мне стало очень интересно от кого же она. Но я решила дождаться вас и вместе ее открыть. Ну что, открываем?
- Ребята в посылке письмо, давайте прочтем его.
«Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут профессор Всезнайка. Я знаю, что вы очень умные и любознательные ребята, задаете много вопросов взрослым. Думаю, вам будет интересно разгадать одну загадку. Со мной произошла невероятная история, я очень сильно простудился, никак не мог вылечить кашель. И врачи посоветовали побывать в пещере. Сказали, это мне обязательно поможет. Я был там несколько раз и приехал домой абсолютно здоровым. Отправляю вам для опытов материал, который помог мне выздороветь. Ваш профессор Всезнайка».
Воспитатель: Смотрите ребята, мешочек лежит. Как вы думаете, что в нем может находиться?
Ответы детей: (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке.
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это… (СОЛЬ).
- Правильно это соль
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать исследователями и узнать все о соли?
Дети: - Да.
- Давайте встанем, произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в исследователей превратись!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Ответы детей.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю ваш сделать зрительную гимнастику.
Гимнастика для глаз:
«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят наши глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Воспитатель: - Предлагаю продолжить знакомство с солью.
Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?
Наша планета очень богата солёными место рождениями.
Люди научились добывать соль различными способами.
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру.
Дидактическая игра с "Соль полезна для того, чтобы…"
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру " Соль полезна для того, чтобы (С мешочком солью, передаем соседу и говорим)
1) Чтобы консервировать овощи.
2)Чтобы посолить суп
3)чтобы посыпать дорожки весной.
4)Чтобы посолить салат.
5)Чтобы засолить грибы.
6)чтобы делать компрессы.
7)Чтобы полоскать горло.
Воспитатель: А сейчас пришло время отправиться в нашу лабораторию и узнать о свойствах соли.
- Давайте встанем, произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в лаборатории очутись!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
А что такое лаборатория? (Это помещении, где много приборов для опытов)
Воспитатель: Подойдите к столам и наденьте, пожалуйста, фартуки и нарукавники. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории.
Правила поведения в лаборатории:
-работая с солью, нельзя трогать глаза;
-на занятиях не толкаться;
-сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори;
-соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.)
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
«Соль сыпучая, без запаха»
Возьмите щепотку соли и потихоньку сыпьте в тарелочку. Что вы видите?
А теперь понюхайте, имеет ли соль запах.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль хрустит»
- Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Воспитатель: про соль говорят: «В воде родится, а воды боится»
- Давайте проверим боится ли соль воды.
Опыт № 3: «Соль растворяться в воде»
Добавьте соль в стакан с водой, размешайте. Что произошло с соль? (соль растворилась в воде)
Вывод: соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет).
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Давайте немного отдохнем и поиграем.
Дидактическая игра «Соленый - несоленый».
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Творческая работа.
Воспитатель: Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да)
Опыт 5. «Цветная соль».
Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел на тарелочку с солью и смешиваю. Получилась соль голубого цвета). Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.
Вывод: если смешать соль с краской, она окрасится.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Только сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
Воспитатель: Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на тарелочке с солью. Слушайте внимательно:
«Кто бежит по горным склонам,
Тараторит сам с собой
И в густой траве зелёной.
Прячет хвостик голубой?»
(дети рисуют пальчиками ручеек на соли)
«Что видим мы, взглянув в оконце,
Нам ярким светом светит….»
(дети рисуют пальчиками солнце на соли)
Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.
Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.
Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.
«С неба падают зимою и кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки, белые (снежинки)
(дети рисуют снежинки)
Как красиво у вас получается!
Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!
Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
- Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в группе очутись!
3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия
- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли, рисовали солью)
-Ребята, вам понравилось сегодня быть исследователями?
-А что больше всего понравилось?
- Ребята! Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-исследовательская/продуктивная деятельности в средней группе." Космическое путешествие"
Рисование в технике граттаж....
Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"
Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"
Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....
Конспект открытого просмотра : « Познавательно – исследовательская деятельность через сказку.»
Конспект открытого просмотра : "Познавательно – исследовательская деятельность через сказку.»Тема :" Волшебная страна Цитрусовых"...
Конспект открытой образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Счёт в пределах 3»
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) Тема: «Счёт в пределах 3» Средняя группа....
Конспект занятия с опытно-экспериментальной деятельностью "Эта удивительная соль"
Занятие разработано с целью формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....