Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Это удивительная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Астапенко Людмила Юрьевна

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и назначении.
  • Научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

  • Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
  • Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Развивать творческие способности, воображение, любознательность; навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
  • Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_udivitelnaya_sol.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Конспект открытого занятия

по познавательно-исследовательской деятельности 

в группе общеразвивающей направленности

для детей 5-6 лет

«Это удивительная соль»

                                                      Подготовила: воспитатель высшей кв. категории АстапенкоЛ.Ю.                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Оренбург, 2023 г.

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и назначении.
  • Научить использовать соль, как средство для творчества, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

  • Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
  • Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
  • Развивать творческие способности, воображение, любознательность; навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
  • Воспитывать потребность заботиться о своём здоровье, соблюдать правила поведения при проведении опытов с солью.

Наглядно-демонстрационный материал:

Шкатулка, соль, картинки с изображением различных продуктов питания, презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах).

Оборудование для лаборатории:

Стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, салфетки.

Оборудование для творческой мастерской:

Картон, клей, кисточки, простой карандаш, гуашь.

Методы, формы и приёмы:

  • наглядный,
  • словесный (рассказ),
  • исследование,
  • информационно коммуникативный метод,
  • эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ.

Предварительная работа.

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

Наблюдение «Как мама использует соль?».

Ход занятия:

1. Вводная часть.                                                          

Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. У меня сегодня хорошее настроение. А у Вас? С каким настроением вы пришли в детский сад?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравиться общаться с ребятами - поднимите руки!

Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

- У всех хорошее настроение?

- А теперь ребята передайте свое хорошее настроение нашим гостям, которые присутствуют у нас на занятии (дети улыбаются)

Воспитатель: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла -

Только в группу я вошла,

Здесь посылочку нашла (показывает посылочку).

Воспитатель: Мне стало очень интересно от кого же она. Но я решила дождаться вас и вместе ее открыть.  Ну что, открываем?

- Ребята в посылке письмо, давайте прочтем его.

«Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут профессор Всезнайка. Я знаю, что вы очень умные и любознательные ребята, задаете много вопросов взрослым. Думаю, вам будет интересно разгадать одну загадку. Со мной произошла невероятная история, я очень сильно простудился, никак не мог вылечить кашель. И врачи посоветовали побывать в пещере. Сказали, это мне обязательно поможет. Я был там несколько раз и приехал домой абсолютно здоровым. Отправляю вам для опытов материал, который помог мне выздороветь. Ваш профессор Всезнайка».

Воспитатель: Смотрите ребята, мешочек лежит. Как вы думаете, что в нем может находиться?

Ответы детей: (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке.

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это… (СОЛЬ).

- Правильно это соль

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите стать исследователями и узнать все о соли?

Дети: - Да.

- Давайте встанем, произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп

Топ-топ, повернись,

И в исследователей превратись!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое соль? Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»

Ответы детей.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю ваш сделать зрительную гимнастику.

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят наши глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: - Предлагаю продолжить знакомство с солью.

Соль, один из важнейших минералов на земле. Откуда она берётся?

Наша планета очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами.

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. 

Еще способ добычи соли - выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. 

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Дидактическая игра с "Соль полезна для того, чтобы…"

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру " Соль полезна для того, чтобы (С мешочком солью, передаем соседу и говорим)

1) Чтобы консервировать овощи.

2)Чтобы посолить суп

3)чтобы посыпать дорожки весной.

4)Чтобы посолить салат.

5)Чтобы засолить грибы.

6)чтобы делать компрессы.

7)Чтобы полоскать горло.

Воспитатель: А сейчас пришло время отправиться в нашу лабораторию и узнать о свойствах соли.

- Давайте встанем, произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп

Топ-топ, повернись,

И в лаборатории очутись!

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты

А что такое лаборатория? (Это помещении, где много приборов для опытов)

Воспитатель:  Подойдите к столам и наденьте, пожалуйста, фартуки и нарукавники. Для начала давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории.

Правила поведения в лаборатории:

-работая с солью, нельзя трогать глаза;

-на занятиях не толкаться;

-сначала посмотри, что делает воспитатель, а потом повтори;

-соблюдай тишину; на столе соблюдай порядок.)

Опыт № 1«Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

 «Соль сыпучая, без запаха»

Возьмите щепотку соли и потихоньку сыпьте в тарелочку. Что вы видите?

А теперь понюхайте, имеет ли соль запах.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

- Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Воспитатель: про соль говорят: «В воде родится, а воды боится»

- Давайте проверим боится ли соль воды.

Опыт № 3: «Соль растворяться в воде»

Добавьте соль в стакан с водой, размешайте. Что произошло с соль? (соль растворилась в воде)

Вывод: соль растворяется в воде.

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцоВозьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Давайте немного отдохнем и поиграем.

Дидактическая игра «Соленый - несоленый».

 Дети приседают, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Творческая работа.

Воспитатель: Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) 

Опыт 5. «Цветная соль».

Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел на тарелочку с солью и смешиваю. Получилась соль голубого цвета). Таким способом окраски можно получит соль разного цвета.

Вывод: если смешать соль с краской, она окрасится.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли. Только сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Замок».

Воспитатель: Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на тарелочке с солью. Слушайте внимательно:

«Кто бежит по горным склонам,

Тараторит сам с собой

И в густой траве зелёной.

Прячет хвостик голубой?»

(дети рисуют пальчиками ручеек на соли)

«Что видим мы, взглянув в оконце,

Нам ярким светом светит….»

(дети рисуют пальчиками солнце на соли)

Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

«Появился во дворе он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)

(дети пальчиками рисуют снеговика на соли). 

Воспитатель: Проверим, правильно, вы нарисовали отгадку, молодцы, правильно.

Воспитатель: А теперь разровняйте соль ладошкой. Послушайте следующую загадку.

 «С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые (снежинки)

(дети рисуют снежинки)

Как красиво у вас получается!

Воспитатель: Как красиво вы рисуете, все справились с заданием, молодцы!

Ну, что мои юные исследователи, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

- Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп-хлоп

Топ-топ, повернись,

И в группе очутись!

3.Заключительная часть. Подведение итогов занятия

- Что мы делали сегодня? (проводили опыты, играли, рисовали солью)

-Ребята, вам понравилось сегодня быть исследователями?

-А что больше всего понравилось?

- Ребята! Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.

Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Юный исследователь» и дарю вот такие медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"

Конспект открытого мероприятия познавательно-исследовательской деятельности"Путешествие в деревню"...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект открытого просмотра : « Познавательно – исследовательская деятельность через сказку.»

Конспект открытого просмотра  : "Познавательно –   исследовательская деятельность  через  сказку.»Тема :" Волшебная страна Цитрусовых"...

Конспект открытой образовательной познавательно-исследовательской деятельности «Счёт в пределах 3»

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности (ФЭМП) Тема: «Счёт в пределах 3» Средняя группа....

Конспект занятия с опытно-экспериментальной деятельностью "Эта удивительная соль"

Занятие разработано с целью формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....