"Чудо, чудо огород на окошечке растет!"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Горловка
Дошкольное образовательное учреждение № 146 «Солнечный»
Экологический проект
« Чудо-чудо-огород на окошечке растет »
г. Горловка
2018
Оглавление:
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Введение:
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: долгосрочный.
Участники: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Возраст участников: дети 2-3 года
Название учреждения: ДОУ №146 «Солнечный»
Оборудование: методическое: книга «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Москва,2004 Н.В. Коломина; материально-техническое обеспечение: иллюстрации с изображением овощей, фотографии, художественная литература. Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Актуальность проблемы
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта: 1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
• Наблюдения за ростом растений;
• Беседы о значении овощей в жизни человека;
• Опытно-экспериментальную деятельность.
2. Воспитывать бережное отношение к растениям.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Формы и методы работы: непосредственная образовательная деятельность, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание и изучение иллюстрированного материла, игровая деятельность, беседы, продуктивная деятельность (), заучивание стихотворений, трудовая деятельность.
Прогнозируемые результаты:
Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека;
формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру;
развитие наблюдательности;
активизация словарного запаса;
накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
самоутверждение личности ребенка;
План реализации проекта
№ | Этап | Мероприятия по реализации проекта | Цель | Срок исполнения | Результат |
1 | Орга низационный этап | Постановка задач. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. | Создать условия для реализации проекта «Чудо- чудо-огород на окошечке растет» | 15.01- 16.01 | В группе созданы необходимые условия для реализации проекта. |
Консультация для родителей «Огород на окошке». | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | 16.01 | Повысилась роль родителей в экологическом воспитании детей. Родители приняли непосредственное участие в организации и проведении проекта. | ||
2 | Основной этап | Занятие « Витамины с грядки» | Формировать представление об овощах, как витаминах, полезных для здоровья. | 17.01 | Закреплены знания о том, что овощи очень полезны для здоровья. |
Практическая деятельность: посадка лука. | Вызвать интерес к выращиванию лука. Формировать навыки посадки лука. | 18.01 | У детей сформирован интерес к выращиванию культурных растений в комнатных условиях. | ||
Беседа « Как ухаживать за луком» | Закреплять знания детей об условиях необходимых для выращивания лука. | 19.01 | Дети узнали о необходимых условиях для роста растений. | ||
Заучивание стихотворения Т. Козырина «Баба Таня чистит лук» | Познакомить с художественным произведением . Развивать интонационную выразительность речи. | 22.01 | Дети заучили стихотворение и выразительно его рассказывают. | ||
Наблюдение за ростом лука. | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц. | 23.01 | Дети увидели, что посаженные ими луковицы пустили небольшие ростки. | ||
Труд в уголке природы. Уход за огородом на подоконнике. | Продолжать формировать навыки ухода за растениями. | 24.01 | У детей сформированы навыки ухода за посаженным луком. | ||
Дидактическая игра « Что растет на огороде?» | Закрепить и расширить знания об овощах и их месте произростания. | 26.01 | Дети узнают овощи по внешнему виду, цвету и форме. Понимают, что овощи растут на огороде , не грядке. | ||
Рисование «Полезный лучок» (с помощью трафарета) | Учить передавать в рисунке строение предмета, закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху – вниз. Воспитывать самостоятельность, творчество. Приобщать к изобразительному искусству.
| 25.01 | Дети передали в рисунке строение лука, закрепили умение использовать в процессе рисования краски разных цветов. | ||
Чтение художественной литературы | Познакомить детей с произведениями В.Коркина «Что растет на нашей грядке», Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде» | 29.01 | |||
Опыт – наблюдение за луком | Учить сравнивать лук, выращенный в разных условиях. Продолжать учить замечать изменения в росте и развитии растени | 30.01 | С помощью воспитателя дети усвоили что для роста растений нужны свет, вода, тепло. | ||
Просмотр мультфильма «Про лук» | Вызывать желание у детей узнавать больше о знакомо овоще. Повысить общий эмоциональный фон в группе и познавательную активность детей. | 31.01 | У детей появилось желание узнать больше о других овощах. | ||
Подвижная игра «Соберем урожай» | Развивать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве. | 01.02 | Двигательная активность детей и умение ориентироваться в пространстве развиты. | ||
3 | Заключи- тельный этап | Мини-драматизация «Спор овощей – о том кто важней» | Формировать у детей умение участвовать в мини –инсценировке. Развивать понимание речи, учить повторять несложные фразы, обогащать словарь детей, развивать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к совместной деятельности взрослых и детей. | 02.02 | Дети успешно приняли в мини- инсценировке, показали свои творческие способности. |
Презентация проекта | Показать практическую значимость проекта, его результативность. |
Заключение
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети закрепили и расширили свои знания об овощах.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
5. В группе был создан мини - огород на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне»
Список литературы:
1.Н.В. Коломина « Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Москва,2004
2.Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе детского сада» М. Мозаика – Синтез 2007
3.«Методика ознакомления с природой в детском саду» под редакцией П.Г. Саморуковой М. Просвещение 1992
4.Ф.А. Виноградова «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой» М.1978
5.О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой в детском саду» первая младшая группа М. Мозаика-Синтез 2015
Приложение
Конспект занятия « Витамины с грядки»
Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах .
Задачи:
Формировать у детей у детей элементарные представления об огородных растениях;
Развивать умение употреблять в речи названия овощей, понимать обобщающее слово «овощи» ;
Формировать представление об овощах , как витаминах, полезных для здоровья человека ;
Формировать умения понимать смысл загадок; развивать умения читать наизусть небольшие стихотворения;
Воспитывать желание помогать «гостю». Развивать желания действовать с элементами костюмов (шапочки); пробуждать интерес к театрализованной игре;
Согласовывать действия с речью.
Предварительная работа: Беседы об овощах — полезных продуктах. Рассматривание иллюстраций, муляжей; чтение загадок, разучивание стихов; дидактические игры.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением огорода; картинка с изображением огорода, где растет репка; силуэты овощей — помидор, огурец, морковь, капуста; корзина.
Ход знятия
. Слышится плачь.
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду- посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.
— Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются).
Зубки у меня болят,
Глазки плохо видят,
Ножки у меня не ходят,
Силушки уходят.
Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами поедем в страну «витаминную» и возьмем с собой зайку. А на чем мы можем поехать? (Ответы детей).
Страна «витаминная» далеко, и поэтому мы поедем на поезде.
Я – паровоз, а вы – паровозики. Все прицепились? Поезд отправляется.
Подвижная игра «Поезд»
Цель: Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и свои возможности;
побуждать к самостоятельным действиям.
Ход игры
Дети становятся друг за другом, они выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети поют и двигают руками в такт
словам «чу-чу-чу».
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Пыхтит паровоз
Далеко-далеко.
Ребят он повез.
Но вот остановка,
В дороге опять,
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
Заяц. Ой, куда мы приехали? (Иллюстрация с изображением огорода).
Воспитатель. Ребята, что это? (огород)
Давайте сядем и расскажем зайчику, что здесь растет? (ответы детей).
А на нашем огороде кроме репки ничего не растет. Давайте посадим овощи.
Я ребятки, загадаю вам загадки,
Вы отгадки все найдите и на огороде посадите.
Растут на грядке, зелёные ветки,
— красные детки. (Помидоры)
(Ребенок находит помидор, называет его характерные особенности и вставляет в огород)
Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
(Ребенок находит капусту, называет ее характерные особенности и вставляет в огород.)
Растет в земле на грядке,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
(Ребенок находит морковь, называет ее характерные особенности и вставляет в огород.)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
(Ребенок находит огурец, называет его характерные особенности и вставляет в огород.)
Воспитатель. Вот все овощи мы и посадили на огороде. Теперь ты понял, заяц, где растут овощи.
Ребята, как называется салат из моркови? (морковный)
Воспитатель. С огорода овощи я собрала и в мешочек их убрала. Посмотрите, ребята, какой у меня красивый мешочек.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей различать овощи на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.
Ход игры
Воспитатель предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял.
Почему, ты, так думаешь» (ребенок достает из мешочка фрукт и описывает его). По очереди задание выполняют все дети.
Так что было в мешочке? (ответы детей),
Воспитатель. Вот все овощи и в корзине, что мы можем приготовить из овощей?( ответы детей)
Физкультминутка
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
Воспитатель: А теперь ребятки расскажу вам сказку, а вы мне поможете. А ты, зайка, внимательно слушай.
.Ребята, так, где же растут овощи?
Назовите их. Для чего надо кушать овощи? (ответы детей).
Запомните сами и расскажите другим:
Ешьте овощи и фрукты –
Витаминные продукты,
Каждый день и круглый год.
И тогда простуда злая
Стороной вас обойдёт!
Конспект занятия по рисованию «Полезный лучок».
Цель:
1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.
2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.
3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов.
Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, лук, игрушка Чиполино.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти необычный гость.
Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями, любит, когда с ним происходят веселые приключения. (Раздается стук в дверь, входит Чиполино, здоровается с детьми)
Чиполино: Ребята, вы узнали меня?
Воспитатель: Да, ты Чиполино.
Воспитатель: Кто такой Чиполино?
Дети: Чиполино - это мальчик луковка.
Воспитатель: Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?
Воспитатель говорит от имени Чиполино:
«Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, поможем Чиполино.
Воспитатель: Чиполино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушай рассказ про путешествие одной из них.
Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой.
Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.
- Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.
Чиполино: Ребята, а нарисуйте и мне такую подружку луковку, и мы с ней вместе будем путешествовать.
Физкультминутка
Есть у нас огород, там зеленый лук растет
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполино.
(Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что сначала закрашиваем круг слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски. Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти.
По окончании работы воспитатель спрашивает у Чиполино, понравились ли ему друзья.
Воспитатель от имени Чиполино: «Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей… Очень этому рад. Спасибо вам».
Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполино сделаем выставку наших рисунков!
Задачи:
формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;
закрепить знания о месте произрастания;
знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;
формировать привычку к правильному питанию;
развивать вкусовые ощущения;
упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с
простой конфигурацией разреза;
развивать внимание, мышление, память;
способствовать сплочению семей воспитанников.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего
огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.
Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие
«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные
картинки.
Ход занятия.
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.
Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи
овощей.
Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас
сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,
вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)
Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них
много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо
видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и
вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и
свежими за ними надо ухаживать, поливать.
А сейчас угадайте загадки:
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Они бывают разные –
И жёлтые, и красные
На салат они годятся
И для засолки пригодятся…
(Помидоры)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(капуста)
Молодцы, угадали!
Игра «Разрезные картинки».
Задачи:
формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;
закрепить знания о месте произрастания;
знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;
формировать привычку к правильному питанию;
развивать вкусовые ощущения;
упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с
простой конфигурацией разреза;
развивать внимание, мышление, память;
способствовать сплочению семей воспитанников.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего
огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.
Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие
«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные
картинки.
Ход занятия.
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.
Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи
овощей.
Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас
сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,
вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)
Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них
много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо
видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и
вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и
свежими за ними надо ухаживать, поливать.
А сейчас угадайте загадки:
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Они бывают разные –
И жёлтые, и красные
На салат они годятся
И для засолки пригодятся…
(Помидоры)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(капуста)
Молодцы, угадали!
Игра «Разрезные картинки».
Консультация для родителей « Огород на окошке»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада луковицы, используя для этого огород на окне.
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.
Художественная литература
Е. Груданов
Там, на грядке у беседки,
Вырос лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!
А. Тесленко
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.
Е. Попова
В банку мы воды налили,
Лук пузатый посадили.
Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.
Только вот одна беда –
Очень мокнет борода.
СКАЗКА О ЛУКЕ
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг?
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик
"ХОРОВОД ОВОЩЕЙ"
(Дети стоят в круге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог и дети рассказывают стихотворение).
В огород пойдем, хоровод заведем. (Дети идут по кругу, держатся за руки)
В хоровод возьмем редиску.
С ней присядем низко- низко. (Приседают, держатся за руки)
В хоровод возьмем морковку.
И с морковкой спляшем ловко. (Выполняют танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком, (Тянутся вверх, поднявшись на носочки)
Побежим за кабачком (Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки. (Скачут по кругу друг за другом)
В. Коркин
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?
Ю. Мориц
ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК В ВОДЕ
Зеленеет лук в воде,
Пузырьки-на бороде,
Пузырёчки, пузырьки -
Шалуны, озорники!
Каждый этот пузырёчек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!
Лук трясёт бородой,
Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!
Мини-инсценировка
«Спор овощей – о том кто важней»
Ведущий: Вели однажды жаркий спор
горох, морковь и помидор.
Кто для людей всего важней,
кто полезней, кто вкусней?
Краснощёкий помидор
сказал, всем остальным в укор:
Помидор: Из всех известных овощей
Я – самый нужный для людей!
Ведущий: Но возразил ему горох:
Горох: Не понимаю, я, чем плох?
Мне не дают покоя мышки
и очень любят ребятишки.
Ведущая: Морковь с достоинством сказала:
Морковь: У меня заслуг немало!
Во мне особый витамин
– незаменимый каротин!
Ведущая: Тут зашумели огурцы:
Огурцы: Разве мы не молодцы?
Заткнём за пояс мы любого,
дайте нам, хотя б два слова!
Ведущая: Вступил картофель в разговор:
Картофель: Вы говорите сущий вздор!
Я защищаю свой мундир,
Я – с давних лет для всех кумир!
Ведущая: Вздохнула сочная капуста:
Капуста: Как без меня на кухне пусто!
Не буду скромничать, друзья,
но без меня прожить нельзя!
Ведущая: Тут свёкла вся раскипятилась,
багровой краскою залилась.
Свекла: И мне замены не найдёшь,
без меня не сваришь борщ!
Ведущая: Лук стал сердитым от обиды:
Лук: Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда я раздражаю, —
Ведущая: сказал он, слёзы вытирая. —
Лук: Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Ведущая: Всем не в обиду, не в укор,
прервал хозяин шумный спор:
– Не нужно ссориться, друзья!
Живите, как одна семья.
Достоинств в вас не перечесть,
Вам всем салют, хвала и честь!
Отдать кому-то предпочтенье,
поверьте, чистое мученье!
И потому, я на обед
из вас готовлю винегрет!
«Витамины на грядке»
Задачи:
формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;
закрепить знания о месте произрастания;
знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;
формировать привычку к правильному питанию;
развивать вкусовые ощущения;
упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с
простой конфигурацией разреза;
развивать внимание, мышление, память;
способствовать сплочению семей воспитанников.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего
огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.
Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие
«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные
картинки.
Ход занятия.
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.
Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи
овощей.
Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас
сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,
вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)
Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них
много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо
видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и
вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и
свежими за ними надо ухаживать, поливать.
А сейчас угадайте загадки:
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Они бывают разные –
И жёлтые, и красные
На салат они годятся
И для засолки пригодятся…
(Помидоры)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(капуста)
Молодцы, угадали!
Игра «Разрезные картинки».
Задачи:
формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;
закрепить знания о месте произрастания;
знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;
формировать привычку к правильному питанию;
развивать вкусовые ощущения;
упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с
простой конфигурацией разреза;
развивать внимание, мышление, память;
способствовать сплочению семей воспитанников.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего
огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.
Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие
«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные
картинки.
Ход занятия.
Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.
Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи
овощей.
Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас
сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,
вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)
Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них
много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо
видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и
вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и
свежими за ними надо ухаживать, поливать.
А сейчас угадайте загадки:
Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Они бывают разные –
И жёлтые, и красные
На салат они годятся
И для засолки пригодятся…
(Помидоры)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(капуста)
Молодцы, угадали!
Игра «Разрезные картинки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада
Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....
Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.
Презентация к проекту "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....
проект "Вот какой огород на окошечке растет"
Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях....
Проект в разновозрастной группе «Что за чудо-огород на окошечке растет»
Цель проекта: Привитие практических навыков по формированию экологической культуры, создание в группе огорода на подоконнике, воспитание у детей любви к природе, приобщение родителей к проектированию ...
Проект «Что за чудо-огород на окошечке растёт»
Как без нашей помощи не родятся овощи.Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.Вот какой огород! Удивляется народ.Землю грело солнышко, прорастало зернышко.Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдр...
Презентация проектной деятельности "Наш чудо - огород на окошечке растет."
По ходу проекта у детей обогатился словарный запас посредством использования загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний. За...
Проект "Чудо-огород на окошечке растет"
Мир вокруг себя дети познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как отв...