"Чудо, чудо огород на окошечке растет!"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Беспалова Наталья Леонидовна

Проект . Вторая младшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_ogorod_proekt.docx70.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Управление образования администрации города Горловка

     Дошкольное образовательное учреждение № 146 «Солнечный»

                                 Экологический проект

                  « Чудо-чудо-огород на окошечке растет »

                                             г. Горловка

                                                     2018

Оглавление:

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение
  4. Список литературы
  5. Приложение

   

Введение:

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Возраст участников: дети 2-3 года

Название учреждения: ДОУ №146 «Солнечный»

Оборудование:                                                                                                          методическое: книга «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Москва,2004 Н.В. Коломина;                                                                       материально-техническое обеспечение: иллюстрации с изображением овощей, фотографии, художественная литература. Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

                                  Актуальность проблемы

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.

Задачи проекта: 1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:

• Наблюдения за ростом растений;

• Беседы о значении овощей в жизни человека;

• Опытно-экспериментальную деятельность.

2. Воспитывать бережное отношение к растениям.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Формы и методы работы: непосредственная образовательная деятельность, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание и изучение иллюстрированного материла, игровая деятельность, беседы, продуктивная деятельность (), заучивание стихотворений, трудовая деятельность.

Прогнозируемые результаты:

 Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека;

 формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру;

 развитие наблюдательности;

 активизация словарного запаса;

 накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

самоутверждение личности ребенка;

                                     План реализации проекта

  Этап

Мероприятия   по реализации проекта

            Цель

 Срок исполнения

  Результат

1

Орга низационный этап

Постановка задач. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Чудо- чудо-огород на окошечке растет»

15.01- 16.01

В группе созданы необходимые условия для реализации проекта.

Консультация для родителей «Огород на окошке».

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

16.01

Повысилась роль родителей в экологическом воспитании детей. Родители приняли непосредственное участие в организации и проведении проекта.

2

Основной этап

Занятие            « Витамины с грядки»

Формировать представление об овощах, как витаминах, полезных для здоровья.

17.01

Закреплены знания о том, что овощи очень полезны для здоровья.

Практическая деятельность: посадка лука.

Вызвать интерес к выращиванию лука. Формировать навыки посадки лука.

18.01

У детей сформирован интерес к выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Беседа « Как ухаживать за луком»

Закреплять знания детей об условиях необходимых для выращивания лука.

19.01

Дети узнали о необходимых условиях для роста растений.

Заучивание стихотворения Т. Козырина  «Баба Таня чистит лук»

Познакомить с художественным произведением . Развивать интонационную выразительность речи.

22.01

Дети заучили стихотворение и выразительно его рассказывают.

Наблюдение за ростом лука.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.

23.01

Дети увидели, что посаженные ими луковицы пустили небольшие ростки.

Труд в уголке природы. Уход за огородом на подоконнике.

Продолжать формировать  навыки ухода за растениями.

24.01

У детей сформированы навыки ухода за посаженным луком.

Дидактическая игра « Что растет на огороде?»

Закрепить и расширить знания  об овощах и их месте произростания.

26.01

 Дети узнают овощи по внешнему виду, цвету и форме. Понимают, что овощи растут на огороде , не грядке.

Рисование «Полезный лучок» (с помощью трафарета)

Учить передавать в рисунке строение предмета, закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху – вниз. Воспитывать самостоятельность, творчество. Приобщать к изобразительному искусству.

 

25.01

Дети передали в рисунке строение лука, закрепили умение использовать в процессе рисования краски разных цветов.

Чтение художественной литературы

Познакомить детей с произведениями В.Коркина «Что растет на нашей грядке», Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде»

29.01

Опыт – наблюдение за луком

Учить сравнивать лук, выращенный в разных условиях. Продолжать учить замечать изменения в росте и развитии растени

30.01

С помощью воспитателя дети усвоили что для роста растений нужны свет, вода, тепло.

Просмотр мультфильма  «Про лук»

Вызывать желание у детей узнавать больше о знакомо овоще. Повысить общий эмоциональный фон в группе и познавательную активность детей.

31.01

У детей появилось желание узнать больше о других овощах.

Подвижная игра «Соберем урожай»

Развивать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве. 

01.02

Двигательная активность детей и умение ориентироваться в пространстве развиты.

3

Заключи- тельный этап

Мини-драматизация «Спор овощей – о том кто важней»

Формировать у детей умение участвовать в мини –инсценировке. Развивать понимание речи, учить повторять несложные фразы, обогащать словарь детей, развивать коммуникативные навыки, воспитывать интерес к совместной деятельности взрослых и детей.

02.02

Дети успешно приняли в мини- инсценировке, показали свои творческие способности.

Презентация проекта

Показать практическую значимость проекта, его результативность.

                                           Заключение

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети закрепили и расширили свои знания об овощах.

2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

5. В группе был создан мини - огород на подоконнике.

6. Дети стали более уважительно относиться к труду.

7. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне»

      Список литературы:

 1.Н.В. Коломина « Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Москва,2004

2.Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе детского сада» М. Мозаика – Синтез 2007

3.«Методика ознакомления с природой в детском саду»  под редакцией      П.Г. Саморуковой    М. Просвещение 1992

4.Ф.А. Виноградова «Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой» М.1978

5.О.А. Соломенникова « Ознакомление с природой в детском саду» первая младшая группа    М. Мозаика-Синтез 2015

                                                                 

Приложение

Конспект занятия « Витамины с грядки»

Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах .

Задачи:

 Формировать у детей у детей элементарные представления об огородных растениях;

 Развивать умение употреблять в речи названия овощей, понимать обобщающее слово «овощи» ;

 Формировать представление об овощах , как витаминах, полезных для здоровья человека ;

Формировать умения понимать смысл загадок; развивать умения читать наизусть небольшие стихотворения;

 Воспитывать желание помогать «гостю». Развивать желания действовать с элементами костюмов (шапочки); пробуждать интерес к театрализованной игре;

        Согласовывать действия с речью.

Предварительная работа: Беседы об овощах — полезных продуктах. Рассматривание иллюстраций, муляжей; чтение загадок, разучивание стихов; дидактические игры.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением огорода; картинка с изображением огорода, где растет репка; силуэты овощей — помидор, огурец, морковь, капуста; корзина.

Ход знятия

. Слышится плачь.
Воспитатель. Ой, ребята, кто-то плачет, пойду- посмотрю. (Входит с зайцем на руке). Ребята, да это же заяц плакал.
— Что с тобой, зайка, зайка-попрыгайка?
Заяц. Здравствуйте, девочки. Здравствуйте, мальчики. (Дети здороваются).
Зубки у меня болят,
Глазки плохо видят,
Ножки у меня не ходят,
Силушки уходят.
Воспитатель. Да ты наверно витамины не ел.
Заяц. Витамины – это что? Где я их возьму?
Воспитатель. Ребята, давайте мы с вами поедем в страну «витаминную» и возьмем с собой зайку. А на чем мы можем поехать? (Ответы детей).
Страна «витаминная» далеко, и поэтому мы поедем на поезде.
Я – паровоз, а вы – паровозики. Все прицепились? Поезд отправляется.

Подвижная игра «Поезд» 
Цель: Учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми; вселять чувство уверенности и свои возможности;
побуждать к самостоятельным действиям.
Ход игры
Дети становятся друг за другом, они выполняют роль вагончиков, а взрослый — паровоза. Паровоз дает гудок, и поезд начинает движение: вначале медленно, а затем все быстрее и быстрее. Дети поют и двигают руками в такт
словам «чу-чу-чу».
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде этом
Ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Пыхтит паровоз
Далеко-далеко.
Ребят он повез.
Но вот остановка,
В дороге опять,
Вставайте, ребята,
Пойдемте гулять!
Заяц. Ой, куда мы приехали? (Иллюстрация с изображением огорода).
Воспитатель. Ребята, что это? (огород)
Давайте сядем и расскажем зайчику, что здесь растет? (ответы детей).
А на нашем огороде кроме репки ничего не растет. Давайте посадим овощи.
Я ребятки, загадаю вам загадки,
Вы отгадки все найдите и на огороде посадите.
Растут на грядке, зелёные ветки,
— красные детки. (Помидоры)
(Ребенок находит помидор, называет его характерные особенности и вставляет в огород)
Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)
(Ребенок находит капусту, называет ее характерные особенности и вставляет в огород.)
Растет в земле на грядке,
Оранжевая, длинная, сладкая. (Морковь)
(Ребенок находит морковь, называет ее характерные особенности и вставляет в огород.)
На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
(Ребенок находит огурец, называет его характерные особенности и вставляет в огород.)
Воспитатель. Вот все овощи мы и посадили на огороде. Теперь ты понял, заяц, где растут овощи.
Ребята, как называется салат из моркови? (морковный)
Воспитатель. С огорода овощи я собрала и в мешочек их убрала. Посмотрите, ребята, какой у меня красивый мешочек.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить детей различать овощи на ощупь, называть их; учить их ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде.

Ход игры
Воспитатель предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял.

Почему, ты, так думаешь» (ребенок достает из мешочка фрукт и описывает его). По очереди задание выполняют все дети.

Так что было в мешочке? (ответы детей),
Воспитатель. Вот все овощи  и в корзине, что мы можем приготовить из овощей?( ответы детей)
Физкультминутка

 Ах, какой же урожай, 

(дети стоят лицом в круг)

Побыстрее собирай. 

(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)

Выкопай картошку с грядки, 

(имитация копания огорода)

Чтобы было всё в порядке.

Огурцы сорви быстрей, 

(наклониться, правой рукой)

Чтобы съесть их поскорей. 

(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)

Срежь капусту, посоли, 

(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)

Маму с папой угости.

(отвести поочерёдно руки вправо – влево)

Выдерни морковь, редиску,

(имитация выдёргивания овощей)

Поклонись им в пояс низко. 

(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)

Ай, какой же урожай, 

(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)

Ты в корзину загружай. 

(руки развести в стороны, направив их движение к себе)

Воспитатель: А теперь ребятки расскажу вам сказку, а вы мне поможете. А ты, зайка, внимательно слушай.

.Ребята, так, где же растут овощи?
Назовите их. Для чего надо кушать овощи? (ответы детей).
Запомните сами и расскажите другим:
Ешьте овощи и фрукты –
Витаминные продукты,
Каждый день и круглый год.
И тогда простуда злая
Стороной вас обойдёт!

Конспект занятия по рисованию «Полезный лучок».

Цель:

1. Воспитывать самостоятельность, творчество; приобщать к изобразительному искусству.

2. Закрепить представление о внешнем виде луковицы.

3. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей; закреплять навыки закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо, рисование (перьев лука) ворсом всей кисти; Передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; закреплять умения использовать в процессе рисования краски разных цветов.

Материал: кисти, баночки с водой, салфетки, альбомный лист, лук, игрушка Чиполино.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня обещал прийти необычный гость.

Он сказал, что любит путешествовать, знакомиться с новыми друзьями, любит, когда с ним происходят веселые приключения. (Раздается стук в дверь, входит Чиполино, здоровается с детьми)

Чиполино: Ребята, вы узнали меня?

Воспитатель: Да, ты Чиполино.

Воспитатель: Кто такой Чиполино?

Дети: Чиполино - это мальчик луковка.

Воспитатель: Но, что случилось, почему ты сегодня такой грустный?

Воспитатель говорит от имени Чиполино:

«Мне грустно, потому что у меня нет друзей. Помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ребята, поможем Чиполино.

Воспитатель: Чиполино, вот посмотри, какие луковички есть у нас в уголке природы, и послушай рассказ про путешествие одной из них.

Дети подходят к столу, где находится луковица в стаканчике с водой.

Воспитатель с детьми рассматривают лук, рассказывают, что у лука есть на головке зеленые волосы – перышки, на что они похожи, какой формы сама луковка, на что похожи корешки.

- Жила была вот такая луковка (показывает луковицу не пророщенную). Она любила путешествовать. Вот однажды она решила покататься в лодочке. Села и поплыла и ей очень понравилось. Проплавав так в воде несколько дней она ожила, у нее появились белые корешки, а сверху зеленые листики - перышки, которые радуются солнышку.

Чиполино: Ребята, а нарисуйте и мне такую подружку луковку, и мы с ней вместе будем путешествовать.

Физкультминутка

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем друзей нашему Чиполино.

(Воспитатель объясняет, как расположить листы, какую гуашь использовать, что сначала закрашиваем круг слитными линиями сверху вниз. В процессе рисования напоминает, что кисть надо промывать после каждого цвета краски. Перышки рисуем зеленой гуашью, всем ворсом кисти.

По окончании работы воспитатель спрашивает у Чиполино, понравились ли ему друзья.

Воспитатель от имени Чиполино: «Я теперь веселый мальчик Чиполино. Я теперь счастливый мальчик-луковка. У меня теперь столько друзей… Очень этому рад. Спасибо вам».

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Чиполино сделаем выставку наших рисунков!

Задачи:  

формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;  

закрепить знания о месте произрастания;  

знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;  

формировать привычку к правильному питанию;  

развивать вкусовые ощущения;  

упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с

простой конфигурацией разреза;  

развивать внимание, мышление, память;  

способствовать сплочению семей воспитанников.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего

огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.

Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие

«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные

картинки.

Ход занятия.

Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.  

Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи

овощей.

Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас

сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,

вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)

Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них

много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо

видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и

вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и

свежими за ними надо ухаживать, поливать.  

А сейчас угадайте загадки:

Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Они бывают разные –

И жёлтые, и красные

На салат они годятся

И для засолки пригодятся…

(Помидоры)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

(капуста)

Молодцы, угадали!

Игра «Разрезные картинки».

Задачи:  

формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей;  

закрепить знания о месте произрастания;  

знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей;  

формировать привычку к правильному питанию;  

развивать вкусовые ощущения;  

упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с

простой конфигурацией разреза;  

развивать внимание, мышление, память;  

способствовать сплочению семей воспитанников.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего

огорода в группе, слушание песни «Овощи» (музыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.

Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие

«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные

картинки.

Ход занятия.

Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.  

Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи

овощей.

Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас

сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,

вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)

Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них

много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо

видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и

вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и

свежими за ними надо ухаживать, поливать.  

А сейчас угадайте загадки:

Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Они бывают разные –

И жёлтые, и красные

На салат они годятся

И для засолки пригодятся…

(Помидоры)

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

(капуста)

Молодцы, угадали!

Игра «Разрезные картинки».

Консультация для родителей « Огород на окошке»

В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада луковицы, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети  наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный  материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.

Художественная литература

Е. Груданов

Там, на грядке у беседки,
Вырос лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!

А. Тесленко

Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!


Т. Казырина


Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает.

 Е. Попова
В банку мы воды налили,

 Лук пузатый посадили.

Он на банке, как на троне
В новой зубчатой короне.

 Только вот одна беда –

Очень мокнет борода. 

СКАЗКА О ЛУКЕ
Много сказок есть на свете.
Эту мне поведал ветер.
Жил на грядке хмурый Лук –
Плакал днём и ночью.
– Отчего ты плачешь, друг? 
– Одиноко очень.
Никому не нравлюсь я.
Говорят, что горький.
Всякий, кто сорвёт меня,
Плачет тут же с горя.
Очень прост я, неказист:
Стрелки, да и только,
Зелен острый длинный лист –
На конце иголка.
Раньше ростом был с вершок.
Нынче вырос – в силе я!
Но у кабачка цветок
Жёлтенький, как лилия.
И огурчики в цветах,
Даже помидоры,
Только я один в мечтах.
В огороде – споры:
У кого красивей цвет?..
Только я молчу в ответ.
Ночь спустилась – не до сна.
Сыплет слёзоньки луна,
И от этого Лучок –
Золотого цвета.
Появился старичок,
В звёздный плащ одетый.
– Кто горюет? В чём беда?
Выслушал обиды
И волшебные слова
Произнёс: «Кру-кри-ды!»
И Лучок тотчас расцвёл,
Словно одуванчик.Счастье и покой обрёл
Наш зелёный мальчик

"ХОРОВОД ОВОЩЕЙ"

(Дети стоят в круге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог и дети рассказывают стихотворение).
В огород пойдем, хоровод заведем.   (Дети идут по кругу, держатся за руки)
В хоровод возьмем редиску.
С ней присядем низко- низко.
   (Приседают, держатся за руки)
В хоровод возьмем морковку.
И с морковкой спляшем ловко.
   (Выполняют танцевальные движения)
Вверх потянемся с лучком,   (Тянутся вверх, поднявшись на носочки)
Побежим за кабачком   (Бегут по кругу друг за другом)
И поскачем по дорожке, как зеленые горошки.   (Скачут по кругу друг за другом)

В. Коркин

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
То запомнил обязательно.
Отвечай-ка по-порядку:
Что растет на нашей грядке?

Ю. Мориц

ЗЕЛЕНЕЕТ ЛУК В ВОДЕ

Зеленеет лук в воде,
Пузырьки-на бороде,
Пузырёчки, пузырьки -
Шалуны, озорники!

Каждый этот пузырёчек
Очень бороду щекочет.
Если так щекотать,
Всяк захочет хохотать!

Лук трясёт бородой,
Навостряет стрелки:
- Скоро буду молодой
Лежать на тарелке!

Мини-инсценировка

«Спор  овощей – о том кто важней»


Ведущий:  Вели однажды жаркий спор
                  горох, морковь и помидор.
                  Кто для людей всего важней,
                  кто полезней, кто вкусней?

                  Краснощёкий помидор
                  сказал, всем остальным в укор:


Помидор:    Из всех известных овощей
                  Я – самый нужный для людей!

Ведущий:    Но возразил ему горох:


Горох:        Не понимаю, я, чем плох?
                   Мне не дают покоя мышки
                   и очень любят ребятишки.


Ведущая:    Морковь с достоинством сказала:


Морковь:      У меня заслуг немало!
                     Во мне особый витамин
                     – незаменимый каротин!

Ведущая:        Тут зашумели огурцы:


Огурцы:            Разве мы не молодцы?
                         Заткнём за пояс мы любого,
                         дайте нам, хотя б два слова!

Ведущая:          Вступил картофель в разговор:


Картофель:       Вы говорите сущий вздор!
                         Я защищаю свой мундир,
                         Я – с давних лет для всех кумир!

Ведущая:          Вздохнула сочная капуста:

Капуста:            Как без меня на кухне пусто!
                          Не буду скромничать, друзья,
                          но без меня прожить нельзя!


Ведущая:          Тут свёкла вся раскипятилась,
                          багровой краскою залилась.


Свекла:             И мне замены не найдёшь,
                         без меня не сваришь борщ!

Ведущая:         Лук стал сердитым от обиды:


Лук:                 Во мне сплошные фитонциды.
                        Да, иногда я раздражаю, —

Ведущая:         сказал он, слёзы вытирая. —


Лук:                  Когда людей сразит недуг,
                         все вспоминают: – Где же лук?

Ведущая:         Всем не в обиду, не в укор,
                        прервал хозяин шумный спор:
                        – Не нужно ссориться, друзья!
                        Живите, как одна семья.
                       Достоинств в вас не перечесть,
                       Вам всем салют, хвала и честь!
                       Отдать кому-то предпочтенье,
                        поверьте, чистое мученье!
                        И потому, я на обед
                        из вас готовлю винегрет!

 «Витамины на грядке» 

Задачи: 

формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей; 

закрепить знания о месте произрастания; 

знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей; 

формировать привычку к правильному питанию;  

развивать вкусовые ощущения;  

упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с

простой конфигурацией разреза;  

развивать внимание, мышление, память;  

способствовать сплочению семей воспитанников.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего

огорода в группе, слушание песни «Овощи» узыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.

Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие

«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные

картинки.

Ход занятия.

Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.  

Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи

овощей. 

Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас

сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,

вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)

Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них

много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо

видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и

вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и

свежими за ними надо ухаживать, поливать.  

А сейчас угадайте загадки: 

Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте. 

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. 

Сидит дед, во сто шуб одет, 

Кто его раздевает, тот слезы проливает. 

(Лук) 

Красна девица сидит в темнице, 

А коса на улице. 

(Морковь) 

Они бывают разные – 

И жёлтые, и красные 

На салат они годятся 

И для засолки пригодятся… 

(Помидоры) 

Что за скрип? Что за хруст? 

Это что ещё за куст? 

Как же быть без хруста, 

Если я … 

(капуста) 

Молодцы, угадали! 

Игра «Разрезные картинки».

Задачи: 

формировать элементарные представления об овощах, цвете овощей; 

закрепить знания о месте произрастания; 

знакомить детей с элементами приготовления полезных блюд из овощей; 

формировать привычку к правильному питанию;  

развивать вкусовые ощущения;  

упражнять детей создавать из частей целостное изображение, использовать разрезные картинки с

простой конфигурацией разреза;  

развивать внимание, мышление, память;  

способствовать сплочению семей воспитанников.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, организация весеннего

огорода в группе, слушание песни «Овощи» узыка Э. Силиня, слова Ю. Тувима, перевод С.

Михалкова), дидактическая игра «Овощной суп», сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

Материалы: картина с изображением огорода; овощи и фрукты муляжи; наглядное пособие

«овощи»; сырые нарезанные овощи; фото приготовленных салатов и ингридиентов; разрезные

картинки.

Ход занятия.

Воспитатель вносит картину с изображением огорода и предлагает детям рассмотреть.  

Овощи: морковь, капуста, перец, кабачок, баклажан, огурец, помидор, лук. Показывает муляжи

овощей. 

Ребята, овощи очень полезны для здоровья, если вы будете их есть, то не будете болеть. А у нас

сегодня необычное занятие: к нам в гости пришли мамы, и они расскажут, какие овощи полезные,

вкусные, поиграют с нами, хотите? (Приглашает мам, представляет.)

Мама 1: Ребята, овощи растут на грядках, на земле. Они очень полезные, а все потому, что в них

много витаминов. Овощи нужно есть для того, чтобы было хорошее зрение, чтобы глазки хорошо

видели, для здоровья зубов; еще они нужны для роста, для того, чтобы не болеть. Ешьте овощи, и

вы вырастете большими, будете здоровыми, красивыми. Чтобы овощи выросли вкусными и

свежими за ними надо ухаживать, поливать.  

А сейчас угадайте загадки: 

Ребята я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте. 

Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. 

Сидит дед, во сто шуб одет, 

Кто его раздевает, тот слезы проливает. 

(Лук) 

Красна девица сидит в темнице, 

А коса на улице. 

(Морковь) 

Они бывают разные – 

И жёлтые, и красные 

На салат они годятся 

И для засолки пригодятся… 

(Помидоры) 

Что за скрип? Что за хруст? 

Это что ещё за куст? 

Как же быть без хруста, 

Если я … 

(капуста) 

Молодцы, угадали! 

Игра «Разрезные картинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Чудо - огород на окошке растет" в старшей группе детского сада

Представляю краткосрочный проект наблюдений за растениями, помещенными в разную среду....

Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.

Презентация к проекту  "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....

проект "Вот какой огород на окошечке растет"

Формирование интереса к исследовательской  деятельности по выращиванию растений в комнатных условиях....

Проект в разновозрастной группе «Что за чудо-огород на окошечке растет»

Цель проекта: Привитие практических навыков по формированию экологической культуры, создание в группе огорода на подоконнике, воспитание у детей любви к природе, приобщение родителей к проектированию ...

Проект «Что за чудо-огород на окошечке растёт»

Как без нашей помощи не родятся овощи.Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.Вот какой огород! Удивляется народ.Землю грело солнышко, прорастало зернышко.Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдр...

Презентация проектной деятельности "Наш чудо - огород на окошечке растет."

По ходу проекта у детей обогатился словарный запас посредством использования загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов. Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний. За...

Проект "Чудо-огород на окошечке растет"

Мир вокруг себя дети познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как отв...