Проект «Что за чудо-огород на окошечке растёт»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Верба Юлия Викторовна

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Землю грело солнышко, прорастало зернышко.

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений на окне – «Огород на окне». Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, уход за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Что за чудо-огород на окошечке растёт»

     Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Землю грело солнышко, прорастало зернышко.

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Большое значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе имеет выращивание растений на окне – «Огород на окне». Здесь дети могут получать первые навыки выращивания растений своими руками, уход за ними, узнают об условиях произрастания различных растений. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, а это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для роста и развития, способен развивать эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Актуальность:

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Огород на окне – это отличный способ для развития любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Поэтому реализация проекта «Что за чудо-огород на окошке растёт» направлена на расширение и обобщение знаний детей по выращиванию культурных огородных растений в комнатных условиях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.

Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Продукт проектной деятельности: создание огорода на окне.

Сроки проекта: 1.5 месяц(10.03 — 20.04.20)

Длительность:долгосрочный

Цель: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.

Предварительная работа:

• Разработка и оформление проекта «Что за чудо-огород на окошке растёт»

• Консультация для родителей «Огород на подоконнике в домашних условиях».

• Подбор коллекции семян, приобретение необходимого оборудования (контейнеры, почва, удобрения, семена, орудия труда, с помощью родителей.

• Разбивка огорода на подоконнике.

• Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

• Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.

• Подборка игр для проведения различных видов деятельности.

Обеспечение:

• Настольно-печатные игры;

• Специальная методическая литература;

• Аудио и видео записи по теме;

• Фотосъемка.

Основные направления реализации проекта:

• Беседы с детьми;

• ООД;

• Продуктивная деятельность;

• Опытно-эксперементальная деятельность;

• Наблюдения с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков и схем;

• Изготовление атрибутов для дизайнерского оформления огорода;

• Трудовая деятельность и поручения;

• Экскурсии;

• Дидактические и подвижные игры;

• Домашнее задание для детей и родителей;

Работа с родителями.

• Беседа с родителями об их участие в проекте "Что за чудо-огород на окошке растёт".

• Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

• Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, горшки, грунт, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки, удобрения, орудие труда.

• Домашнее задание – с детьми вырастить огурцы и зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.

• Консультация для родителей: «Огород на окне» (Просвещать родителей по данной теме)

• Участие в оформлении и дизайне огорода на окне совместно с родителями.

• Совместная экскурсия в магазин.

Предполагаемый результат:

1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

2. С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

3. С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием и разнообразием посевного материала.

4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

7. Активное участие родителей в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

• Получение урожая овощей;

• Календари наблюдений за растениями огорода;

• Альбом с рисунками детей.

• Календари наблюдений последовательности роста (лука, огурцов, гороха, помидор, перца).

Презентация :

• Выставка детских рисунков «От семени к ростку».

• Оформление фотовыставки «Огород на окне».

Источники информации:

• методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды;

• интернет – ресурсы.

1 неделя

- Сбор материала для оформления огорода на окне.

- Экскурсия в специализированный магазин «Семена» совместно с родителями. Покупка семян и земли в специализированном магазине.

- Подготовка парников к посеву семян и посадки лука (формировать интерес к результату своего труда).

- Разучивание с детьми поговорок об овощах.

- Чтение К. И. Чуковского «Огород».

- Беседы о том, что растет на огороде и как выращивают овощи на огороде.

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Узнаем, какая земля», «Вода и растения», «Солнце и растения».

- Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян».

- ООД «Все начинается с семечка».

- Продуктивная деятельность «Декоративный забор».

- Работа с родителями: предложить посадить дома лук.

2 неделя

- Беседа с детьми «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».

- ООД «Раз, два, три, четыре, пять – огород пошли сажать». (практическая деятельность: посадка гороха, салата, огурцов, помидор, перца. (Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.)

- Продуктивная деятельность «Сельский дворик» (дизайнерское оформление).

- Наблюдения за растениями.

- Изготовление табличек-указателей с названием растений.

- Разучивание с детьми стихов, о растениях.

- Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».

- Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

- Настольная игра «Парные картинки».

- Работа с родителями: прорастить и посадить дома с родителями семена огурца.

3 неделя

- Беседы с детьми «Первые всходы».

- ООД «Первые всходы».

- Продуктивная деятельность конструирование «Дачный домик».

- Наблюдения за растениями.

- Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений». (Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений.)

- Трудовые поручения: полив и уход за растениями на «огороде».

- Свободное рисование овощей, сюжетов сельской и дачной жизни.

- Настольно – печатные игры: «Как растет живое», «Дары природы», «Что на что похоже?», «Истории в картинках», домино «Овощи».

- Подвижная игра «Горошина».

-Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок»

- Участие в оформлении и дизайне огорода на окне совместно с родителями.

4 неделя

- ООД «Опыты с луком».

- Творческая мастерская «В гостях у Пугало»

- Беседа с детьми об исследовательской деятельности, рассматривание тематических картинок.

- Наблюдения за ростом корневой системы лука в разной среде;

- Практическая деятельность «Пересадка огуречной рассады».

- Трудовые поручения: полив и уход за растениями на «огороде».

- Чтение: стихотворения - О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино».

- Подвижная игра «Огуречик, огуречик!».

- Консультация для родителей «Огород на окне»

5 неделя

- Беседа с детьми об исследовательской деятельности.

- Наблюдения за растениями.

- Труд в уголке природы. (Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла)

- Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?».

  • Чтение русских народных сказок: «Репка», «Вершки и корешки», белорусской сказки «Пых», украинской сказки «Колосок», Ю. Тувин «Овощи».

6 неделя

- ООД «Результаты эксперимента с луком».

- Организация экскурсии всех возрастных групп «Огород на окне».

- Составление рассказов с детьми «Что росло у нас на огороде»

- Оформление фотовыставки «Наш огород».

- Подведение итогов реализации проекта.

  1. Экологическая сказка

  2.  «Как сорока сады спасла»


Привет, малыш! Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Совсем непростую сказку

Садись поудобней и слушай, тс- с- с!

Эту историю мне рассказала сорока – белобока. Она всюду летает, всё на

свете знает. Так вот, прилетела она на моё окно, села и так тараторит, так

тараторит. Я поняла, что её что – то беспокоит. Открыла ей окно и

спрашиваю«Что случилось? Что приключилось?»А она мне отвечает: «

Далеко летала, такое видала. Всё сейчас по – порядку расскажу. Лечу я, лечу,

вижу – стоит сад, кругом растения какие – то, то ли овощи, то ли фрукты,

листья пожелтевшие на деревьях, дальше лечу. Люди кусты да деревья

поливают, только что – то не весело плодам тем, которые на деревьях да на

кустах висят. Присела я на одну ветку, смотрю – яблочко висит, с виду

красивое, наливное, только от чего – то грустно ему. Решила разговор с ним

завести, такое услышала, жуть.

- «Есть на земле человек один злой, заколдовал он наш сад, разгневался,

велел жителям нашей страны поливать нас какой – то водой, не вкусна она,

не питательна. Краснеем мы, спеем не от того, что на солнышке наливались,

зрели, а что в воду ту добавляли какие – то вещества. И люди нас не едят, нет

в нас вкуса. Что же нам делать?»

- Посмотрела я на них, погоревала, да вспомнила, что одна знакомая

ласточка мне рассказывала о стране «Витаминии», есть там чудо – сады.

Правит той страной добрая Фея. Решила я побывать в той чудесной стране.

Попросила Ветра указать мне путь – дорогу в те далёкие края. Долго летела,

устала. Темно кругом, страшно. Присела на деревце и, что я увидела –

плодов, ягод видимо невидимо. Птицы райские поют. А тут и солнышко

ясное проснулось, встаёт, лучики потягивает, да так и ласкает плоды те

сказочной красоты. Что тут началось!

- Я круглый и красный,

как глаз светофора.

Среди овощей нет сочней меня – ПОМИДОРА!

- Я круглолица,

люблю вдоволь пить водицы.

У меня листочки с хрустом,

А зовут меня – КАПУСТА!

- А на этой грядке

разыгрались в прятки

зелёные хитрецы,

молодые – ОГУРЦЫ!

- «Смотрела я, смотрела, слушала весёлый смех, а дальше ещё интересней

стало. Плавно идёт капустка, осторожно идёт редиска, важно шагаетпомидор, легко бежит горошек, не спеша вышагивает редька, вприпрыжку

спешит морковка, маршируют огурцы – молодцы. А яблочки, какие румяные,

ароматные груши, слышен шепоток вишен. Вот и арбуз подставил свой

зелёный полосатый бочок под лучи солнышка. Как звёздочки сверкают на

листочках капельки росы…

От таких чудес дух перехватило» - не унималась сорока.

- Решила я узнать от жителей этого чудесного сада, как же им живётся

здесь, в чём секрет их красоты и такого весёлого настроения. Все начали

громко рассказывать, перебивая друг друга, но тут своё слово сказал Синьор

Помидор.

- «А нет никакого секрета. Просто наша добрая Фея очень любит нас,

каждый день поливает ключевой водичкой, солнышко греет, ласкает. Вот я,

например, самый полезный, во мне много витаминов, люди меня любят!

«А я, а я» - не унималось яблоко, - «я вообще самое популярное. Это про

меня говорят«В день по яблоку – и врач не нужен». Обо мне узнали люди

аж 4 тысячи лет назад. Сами цари разводили сады яблоневые.

«И я» - тихим голосочком сказала морковка. - «Я полезна для кожи и

глаз».

«И я!» - строго сказал лук. – «Про меня говорят: лук – от семи недуг»

«И мы, и мы» - подхватили свёкла, картошка, лимон, вишни.

И вдруг наступила тишина. Из – за листочков появилась загадочная ягода.

Её ярко – оранжевый цвет слепил глаза.

- Как звать тебя? – поинтересовалась сорока.

- А зовут меня – ХУРМА. Я приехала сюда из заморских стран. Во мне

столько витаминов, целый алфавит. Очень много болезней можно

предотвратить, если меня съесть. Меня называют – «Пища Богов».

Ещё очень много историй услышала сорока от жителей чудо – страны.

- Вот это да…- прищёлкнув клювом, сказала сорока.

Но вдруг что – то грустно стало ей. Рассказала он Фее про то, как бывала в

другой стране, про витамины там даже не слыхали.

- Я помогу тебе! – ласково сказала Фея.

- Я дам тебе «живую воду» и ты спасёшь этих жителей.

Поблагодарила сорока Фею и всех жителей, взяла «живую воду»и полетела.

Как же обрадовались её возвращению те фрукты и овощи. Напились они «

живой водицы» и так хорошо всем стало, так здорово. Зацвели сады,

нарумянились яблочки, запели птицы!

Как благодарны были все за помощь сороке – белобоке.

Ну, что, мой маленький друг, понравилась тебе история? А как бы

поступил ты, если бы был героем этой сказки?А эти приветы передала мне сорока от своих друзей.

Лук – от семи недуг.

Лук с чесноком – родные братья.

Съешь яблоко – освежишь зубы.

Морковь – зубы укрепляет.

Лук – здоровью друг.

Капуста – овощ номер один.

Картофель хлеб бережёт.

Кто съест виноград, тот пьёт сгущённое солнце.

Лук и капуста лиха не пустят.

Ранняя зелень болезни не пустит.

Поел моркови – прибавил каплю крови.

Плоды и овощи – это музыка и поэзия питания.

Овощи – родник здоровья.

Горсть зелени петрушки равна горсти золота.

Зелень на столе – здоровья на сто лет.

Обед без овощей, что праздник без музыки.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Никогда не унываю,

И улыбка на лице.

Потому что принимаю

Витамины А, В, С.

Помни истину простую,

Лучше видит только тот,

Кто жуёт морковь сырую

Или сок морковный пьёт

ООД «Результаты эксперимента с луком»

Цель:

1. Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.

2. Познакомить с различными сортами лука (золотистый и фиолетовый (красный)

3. Показать развитие луковиц на различных этапах роста.

4. Показать значение света, воды и тепла для развития и роста.

5. Развивать наблюдательность, способность
экспериментировать, делать умозаключения.

Программные задачи:

1. Формировать представление о луковичных, о разнообразии сортов и их назначении.

2. Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры.

3. Формировать желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий.

4. Учить создавать ситуацию опыта, делать необходимые зарисовки.

5.Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат:

После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствую росту и развитию растений (свет, вода, тепло).

Участники эксперимента:

Воспитатели и дети.

Направленность работы:

Исследовательская.

Формы работы:

Рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход, полив, рыхление, срезка, употребление в пищу.

Перспективное планирование:

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету и сорту.

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

Оборудование:

Луковицы 8 штук: лук золотистый - 4 штуки и фиолетовый (красный) - 4 штуки, банки, лейки с водой, поддоны с землёй, фартуки для работы.

  1. Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,подойдите все к столу и станьте вокруг него. Я хочу показать вам, что я нашла сегодня у дверей нашей группы.

(открываю салфетку с коробки, в которой лежит лук)

-Что это?

-Верно, это лук. Но посмотрите, он не только разный по величине, но он разный по окраске – у одних луковиц чешуйки золотистые, а у других фиолетовые. В одном они все одинаковые - твёрдые на ощупь. (предлагаю детям внимательно рассмотреть, ощупать луковицы)

-Еще я хочу рассказать вам невероятную историю. Когда я поднималась по лестнице, я услышала чьи то голоса. Сначала я думала, что это пришёл кто-то из детей, но когда прислушалась, то поняла, что это спорят луковицы в коробке.

Золотистые луковицы кричали: Нас, золотых луковиц, больше всех, нас хозяйки кладут почти во все блюда, в нас больше всего витаминов, наш сорт сажают чаще, растём мы быстро и даём много зелёных перьев.

Фиолетовый тоже не отставал - А нас режут в изысканные салаты, но это не значит, что в нас мало витаминов и мы менее полезны. Растём мы тоже очень быстро и еще никто не жаловался на вкусовые качества зелёного пера.

Долго слушали этот спор две большие луковицы, а потом тоже вступили в разговор - чего вы спорите, мы всё равно из вас самые быстрые в росте. Вам для роста нужна земля, тепло, вода. А мы можем расти даже без земли.

Но тут луковицы притихли, видимо поняли, что за ними кто-то наблюдает.

-Ребята, вы хотите разрешить спор луковиц. Узнать, какой же из них быстрее прорастёт, даст зелёные перья, попробовать на вкус и сравнить их. Вы согласны участвовать в эксперименте?

Наблюдение №1. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы золотистые и фиолетовые, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все три твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях и в воде и в земле.

Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.

Наблюдение № 2, ,,Выращиваем лук’’

Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.

Наблюдение № 3. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре ,,полоской времени’’.

Наблюдение №4. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.

Наблюдение №5. ,,Выращиваем лук’’.

Цель: развивать в детях наблюдательность—умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

В этом наблюдении участвует Заинька. Он интересуется, что выращивают дети, хочет узнать, что они делают с луком, удивляется, что природа есть и в доме (помещении), а не только в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"

В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Работа содержит три этапа проведения: подготовительны...

Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.

Презентация к проекту  "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе

Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта:  «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа

Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет"     Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...

Проект на тему «Чудо – огород на окне»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, формирование знаний об уходе за растениями, на осознание детьми значимости овощей в жизнедеятельности человека...

Проект«Что за чудо огород»

Вырастить растения, изучив необходимые для этого условия - влияние света и воды на их рост. Способствовать формированию  у детей интереса к опытам  по выращиванию овощных культур в комнатных...

ПРОЕКТ "чТО ЗА ЧУДО - ОГОРОД НА ОКОШКЕ РАСТЕТ" В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проект для воспитателей и детей детского сада. старшая группа...