Проект комнатные растения.занятия. опыты старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа)
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komnatnye_rasteniya.zanyatiya._opyty_srednyaya_gruppa.docx | 48.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Комнатные растения»
Старшая группа
Подготовила воспитатель Третьякова Е.В.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Время проведения проекта: февраль - март 2023 г.
Тип проекта - исследовательский, познавательно-творческий.
Результаты проекта:
- расширение экологических знаний;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе);
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- приобретение практических навыков.
Реализация проекта:
1. Беседы.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Чтение художественной литературы.
4. Работа в книжном уголке.
5. Поисково-познавательная деятельность.
6. Опытно-экспериментальная деятельность.
7. Создание выставок.
8. Продуктивная деятельность.
9. Экологические игры.
10. Дидактические игры.
12. Пальчиковые игры.
13. Подвижные, хороводные игры.
14. Настольные игры:
15. Коррекционные игры.
16. Психологический тренинг, психогимнастика.
17. Сказкотерапия.
18. Физкультминутки.
19. Утренняя гимнастика.
20. Театрализованная деятельность.
21. Трудовая деятельность.
22. Самостоятельная игровая деятельность детей.
23. Музыка.
24. Просмотр мультфильмов.
25. Презентации.
26. Работа с родителями.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Для чего нужны комнатные растения?
Проблемные вопросы
1. Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?
2. Как правильно ухаживать за комнатным другом?
3. Как создать аптеку на подоконнике?
Обучающие вопросы
1. Для чего цветку горшочек?
2. Может ли растение жить без воды?
3. Какая польза от алоэ?
4. Какие растения нельзя выращивать в доме?
5. Какие съедобные растения можно вырастить дома?
Модель 3-х вопросов.
Что дети знают | Что хотят узнать | Где можно узнать |
1. Растения очищают воздух дома. 2. Разнообразие комнатных цветов. 3. Растениям нужен свет и вода. | 1. Как правильно пересаживать и ухаживать за комнатными растениями. 2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении. 3. Как размножаются | 1. В книгах. 2. Просмотр познавательных передач. 3. Спросить у взрослых. 4. В интернете |
Актуальность
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения – наши друзья» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель: формирование основ экологического мировоззрения.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Работа по проекту
Основной этап
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Продолжить знакомство детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
4. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
5. Расширять экологическую среду группы, объединить усилия воспитателя, детей и родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
6. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
7. Развивать творческие способности детей.
8. Развивать психические процессы дошкольников (внимание, память, мышление, воображение).
9. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Мероприятия проекта:
1. Беседы:
«Полезные советы»,
«Комнатные растения в интерьере»,
«Знакомство с комнатными растениями»,
«Какие комнатные растения живут у вас дома?»,
«Что мне больше всего запомнилось и понравилось».
2. Непосредственно образовательная деятельность:
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
«Путешествие в царство комнатных растений»,
Экология «Комнатные растения»,
Коммуникация «Цветущие комнатные растения»,
Коммуникация «Комнатные растения»,
Коммуникация. Занятие по серии сюжетных картинок
«Аленький цветочек».
3. Чтение художественной литературы:
Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
«Привередица» русская народная сказка,
стихотворения Е.Благинина «Бальзамин»,
Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др.,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др.,
В. Тушнова «Не понимаю»,
С. Каратов «Комнатные цветы»,
Н. Нищева «Комнатные цветы»,
О. Аленкина «Кактус»,
И. Евдокимова«Кактус»,
Ю. Лысаков «Кактус»,
Б. Ферпер «Бегония»,
Б. Пастернак «Герань» и др.
4. Работа в книжном уголке:
предметные картинки по теме,
картины из серии «Уход за комнатными растениями»,
картины из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы».
5. Поисково-познавательная деятельность:
экскурсия с детьми в цветочный отдел, «Все для сада».
6. Опытно-экспериментальная деятельность:
изучение строения листа растения под микроскопом,
циклические наблюдения:
Наблюдение 1. Комнатные растения украшают наш дом.
Наблюдение 2. Сравнение комнатного и садового растения (бархатцы).
Наблюдение – исследование 3. Надо ли поливать растение?
Наблюдение - опыт 4. Какую воду любят растения?
Наблюдение – опыт 5. С водой и без воды.
Наблюдение 6. Результаты опыта «С водой и без воды».
Наблюдение 7. Индивидуальные потребности некоторых растений.
Наблюдение 8. За протиранием широких листьев фикуса.
Наблюдение 9. Опрыскивание растений.
Наблюдение 10. За цветущими растениями.
Наблюдение - опыт 11. Для чего корешки?
Наблюдение 12. За появившимися корешками у черенков и их посадка.
Наблюдение 13. Кому в горшочке тесно?
Наблюдение 14. Как размножаются растения.
Наблюдение 15. За рассаживанием цветка.
Наблюдение 16. В погоне за светом.
Наблюдение 17. Рассматривание нового растения - фиалка.
Наблюдение 18. Что изменилось?
7. Создание выставок:
выставка работ «Цветочная фантазия»,
выставка «Цветы своими руками»,
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
8. Продуктивная деятельность:
дизайнерское оформление растений,
«Цветочное царство» коллаж,
«Мой любимый цветок» (рисование),
«Хлорофитум» (рисование простым карандашом);
«Сансевьера» (рисование цветными карандашами);
«Аспарагус» (рисование акварельными красками);
«Кактус» (рисование ногами),
«Кактус» (рисование подошвой обуви),
«Я цветочек посажу, нашу группу наряжу» (рисование пластилином),
«Герань» (аппликация),
«Цветок» (конструирование из гофрированной бумаги),
«Любимые цветы» (пластилиновая картина, процарапывание по пластилину),
«А мы по дому гуляли…» (лепка),
«Экзакум» (ручной труд, из ватных дисков и шерстяных ниток),
«Калла» (ручной труд, из ватных дисков и ватных палочек),
«Цветы небывалой красоты» (бумагопластика).
9. Экологические игры:
«Если бы ты был комнатным цветком».
10. Дидактические игры:
«Узнай растение»,
«Что изменилось?»,
«Найди по описанию растение»,
«Магазин цветов»,
«Где растут цветы»,
«Найди такой же»,
«Где спряталась матрешка»,
«Чего не стало»,
«Найди, о чем расскажу»,
«Большие и маленькие»,
«Найди растение»,
«Отгадай, что за растение»,
«К названному растению беги»,
«Найди похожее»,
«Один и много»,
«Найди такой же»,
«Цветовод»,
«Узнай растение»,
«Угадай растение по описанию»,
«У кого какой цветок»,
«Опиши, а мы отгадаем»,
«За покупками в магазин»,
«Кому что надо»,
«Что лишнее»,
«Что и как растет»,
«Найди растение по названию»,
«Опиши цветок»,
«Загадай, мы отгадаем»,
«К названному растению беги»,
«Собери цветок»,
«Что изменилось?»,
«Продайте то, что назову»,
«Узнай растение»,
«Четвертый лишний»,
«Вылечи человека»,
«Украсим комнату»,
«Собери букет»,
«Какого цветка не стало?»,
«Где спрятано растение?».
11. Пальчиковая игра:
«Наши алые цветы»,
«На окне цветок колючий»,
«Цветок».
12. Подвижные игры:
«Солнышко и дождик»,
«Цветы и ветер»,
«Растения»,
«Кто быстрее посадит цветы».
13. Хороводные игры:
«Мы на луг ходили»,
«Галя по садочку гуляла».
14. Настольные игры:
«Выложи цветы» (мозаика),
«Собери комнатное растение»,
«Собери букет»,
«Цветочное лото»,
Домино – «Цветы».
15. Коррекционные игры:
«На окне в горшочках» (координация речи с движением),
«Подбери листок» (упражнение),
«Фразы» (упражнение на активизацию лексики),
«Солнышко, покажись! Ясное, появись!» (игра-импровизация),
«Болезнь», «Усталость», «Смелость» (пантомимический этюд),
«Движения мышки» (упражнение на ритмизацию),
«Деревья» (упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц),
«Угадай по движению», «Угадай по ритму», «Угадай по музыке» (игра),
«Добрые удальцы» (игра-импровизация).
16. Психологический тренинг:
«Заряд бодрости».
17. Психогимнастика:
«Я - растение».
18. Сказкотерапия:
«Ласковый цветок и сердитые тучки» (выражение замещающей потребности);
«Цветок-лепесток» (познавательно-аффективная ориентировка);
«Цветок-лепесток» (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).
19. Физкультминутки:
«Что нужно, чтоб вырос красивый цветок? »
20. Утренняя гимнастика:
«Волшебные цветы»
21. Театрализованная деятельность:
«Веселые превращения»,
«Дюймовочка».
22. Трудовая деятельность:
поливка комнатных растений,
мытье комнатных растений,
уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
посадка рассады цветов,
черенкование комнатных растений,
пересадка комнатных растений,
наблюдение за комнатными растениями в группе,
сравнение комнатных растений.
23. Самостоятельная игровая деятельность детей:
рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями,
раскрашивание цветов в раскрасках,
продуктивные виды деятельности,
настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры,
составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
24. Музыка:
П. Чайковский «Вальс цветов»,
отрывок из Concerto for cello e-moll Ф. Мендельсона,
музыкальный отрывок из «Ромео и Джульетты» С.С. Прокофьева
музыкальный отрывок из Humoresque А. Дворжака.
25. Просмотр мультфильмов:
«Дюймовочка»
26. Презентации:
«Комнатные растения»,
«Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»,
«Загадки комнатных растений»,
«Комнатные растения – зеленые санитары»,
«Комнатные растения, увлажняющие воздух»,
«Цветы нашей группы».
27. Работа с родителями:
создание лаборатории,
подбор познавательного и иллюстрированного материала,
составление книги «Сборник загадок про комнатные растения для детей и родителей»,
книжки своими руками,
выставка «Цветы своими руками»,
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
Заключительный этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о мире комнатных растений в конце проекта
4. Определить перспективу на будущее.
Мероприятия проекта
Презентация:
альбом «Паспорт комнатных растений»,
выпуск книги «Сборник загадок про комнатные растения для детей и родителей»,
картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями,
карточки – схемы по уходу за комнатными растениями,
презентация «Комнатные растения»,
презентация «Загадки комнатных растений»,
презентация «Комнатные растения – зеленые санитары»,
выставка «Цветы своими руками»,
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома»,
итоговое занятие «Помоги растению».
Ожидаемый результат проекта.
1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
3. Владение детьми информацией: что растению необходимо для роста, части растения, чем растения отличаются друг от друга, как состояние растения зависит от ухода человеком.
4. Обогащение словарного запаса детей по данной теме.
5. Приобретение практических навыков.
6. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
7. Расширение экологической среды группы.
8. Активное участие родителей в жизни группы.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Комнатные растения - наши друзья»
Цель: Закрепление знаний детей о комнатных растениях.
Задачи:
Познавательное развитие:
- поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними.
- уточнить и обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями;
- развивать у детей желание ухаживать за комнатными цветами, относиться к ним с любовью и нежностью как к живым организмам;
- закладывать основы экологического воспитания;
- продолжать знакомить детей с окружающей средой.
- активизировать наблюдательность;
- развивать логическое мышление;
- развиваем слуховое внимание;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- расширять словарь детей;
- развивать звукопроизношение;
- развиваем фонематический слух;
- развивать диалоговую форму речи;
- развитие связной монологической речи;
- учить детей поддерживать беседу;
- активизировать словарь по теме.
- развивать общую моторику, пальчиковую моторику;
- учить замечать красоту окружающего мира и отражать это в ответах;
- развивать эмоциональный отклик.
Материалы и оборудование:
- Картинки с изображением комнатных растений группы
- Карлсон (игрушка)
- Карточки со схематическими изображениями предметов и действий, необходимых для жизни комнатных растений.
Предварительная работа:
- Рассматривание растений в группе с выделением типичного и особенного
- Проведение системы опытов по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)
- Дидактические игры: «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка?», «Найди растение по названию», «Чего не стало?»
Ход занятия:
- Ребята, отгадайте загадку: «На окошках растут – людям радость несут» /цветы/
- А вы видели такие же, как у нас в группе растения на улице? /ответы детей/
- Правильно, ребята! Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома. Поэтому их так и называют: «Комнатные растения».
- У меня есть несколько картинок с изображениями комнатных растений нашей группы. Давайте поиграем в игру «Найди такое же растение». Я буду показывать картинку, а вы должны отыскать в группе такой же цветок.
Дети выполняют задание, если знают, называют растение.
- Молодцы! Справились с заданием!
- Послушайте еще одну загадку про растение:
«Без рук, без ног, но двигается,
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет».
- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? /предположения детей/ (растет, поворачивается к солнцу)
- Как дышит?/предположения детей/ (через листья и корни)
- Как питается безо рта? /предположения детей/ (корнями)
- Значит, про растения можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.
Динамическая пауза:
- Давайте немного отдохнем. Я превращаю вас в цветы:
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
/дети выполняют действия согласно тексту/
- А сейчас сядьте поудобнее, я хочу вам что-то рассказать. Ребята! Сегодня утром, зайдя в группу, я обнаружила беспорядок. А устроил этот беспорядок вот этот сказочный человечек (показ). Вы его узнали? /Карлсон/
- Карлсон прилетел в группу и очень удивился, увидев так много комнатных растений. Но как обращаться с ними он не знал, а поэтому одни цветы он спрятал под стол, на другие повесил бусы и даже приготовил краски, чтобы раскрасить растения по своему усмотрению. Оказывается, Карлсон думал, что растения – это игрушки, и с ними можно обращаться, как с игрушками.
- А вы согласны с ним? /ответы детей/
- Давайте расскажем Карлсону как надо обращаться с комнатными растениями, ухаживать за ними (поливать, рыхлить землю, мыть).
- Ребята, посмотрите на доску. Я сейчас объясню вам, что обозначают эти рисунки-схемы…
- Из этих карточек вам надо выбрать только то, без чего растения жить не могут.
Игра «Что растениям необходимо для роста?»
- Правильно, ребята! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного тепла и света растения не растут. Растениям нужен воздух, вода, земля. И обязательно им нужна наша забота, нежность, любовь.
Психогимнастика «Я – растение!»:
- Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…
- Вам понравилось быть растениями? Почему? /ответы детей/
- То же самое чувствуют и наши растения в группе. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, чтобы им было приятно жить в нашей группе.
- А теперь давайте внимательно посмотрим, все ли в порядке с нашими растениями. Может быть, какое-то из них надо полить или подрыхлить.
/дети осматривают растения группы и выполняют необходимые действия/
Итог: после занятия у детей появился интерес к растениям группы, они стали относиться к ним, как к живым организмам.
Опыты с комнатными растениями в детском саду
Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей. Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми. Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально-чувственную сферу, получать научные знания. Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное- искать правильное решение. Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали исследовательский центр »Почемучка». Используя разную литературу, подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений. Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за тем, что происходит с объектом, объяснять, объяснять происходящее, делать выводы. Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на свои многочисленные» почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения. Поддерживая жизнь растений, научаются сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперь стараются не срывать цветы с газонов и клумб. А с каким сожалением замечают увядшие листья, стебли, пытаются вернуть растения к жизни! Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы.
В ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ.
Цель эксперимента: Установить, что растению нужен свет и оно ищет его.
Материалы: Комнатное растение бегония крапчатая.
Процесс:
∙ Поставить растение у окна на три – четыре дня.
∙ Разверните растение на 180 градусов и оставьте еще на три- четыре дня.
Итоги: Листья растения поворачиваются к окну. Развернувшись, растение меняет направление листьев, но через некоторое время они снова поворачиваются к свету.
Почему? Растение содержит вещество под названием ауксин, который способствует удлинению клеток. Накопление ауксина происходит на темной стороне стебля. Излишки ауксина заставляют находящиеся на темной стороне клетки вырастать длиннее, из-за чего стебли растут по направлению к свету. Это движение называется фототропизм. Фото - значит свет, тропизм движение.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЯ.
Цель эксперимента: Узнать, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Материалы: Цветок в горшке, вазелин.
Процесс:
∙ Намазать толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев.
∙ Намазать толстый слой вазелина на нижнюю поверхность нескольких листьев.
∙ Ежедневно в течении недели наблюдать за растением.
∙ Есть ли какая-нибудь разница между листьями, обмазанными вазелином сверху и снизу.
Итоги: Листья , на которых вазелин был нанесен снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Почему? Отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица- служат для движения газов внутрь листа и из него наружу. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода.
ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ РАСТЕНИЯМИ.
Цель: Познакомить детей как растение теряет влагу через испарение.
Материалы: Растение в горшке, полиэтиленовый пакет, клейкая лента.
Процесс:
∙ Поместить пакет на часть растения и надёжно прикрепить его к стеблю клей кой лентой.
∙ Поставить растение на 3-4 часа на солнце.
∙ Посмотреть, каким стал пакетик изнутри.
Итоги: На внутренней поверхности пакета видны капельки воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
Почему? Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идет по стеблям, откуда испаряется через устьица. Некоторые деревья испаряют до 7 тонн воды за день. Когда их много, растения оказывают большое влияние на температуру и влажность воздуха. Потеря влаги растением через устьица называется транспирацией.
РАСТЕНИЮ НУЖЕН СВЕТ.
Цель эксперимента: Подвести детей к выводу о необходимости света для растений. Выяснить, почему зелёные растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.
Материалы: Два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, темный шкаф.
Процесс:
∙ Поместить одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.
∙ Оставить растения на неделю.
∙ Сравнить затем их цвет.
∙ Поменять растения местами.
∙ Оставить растения также на неделю.
∙ Сравнить опять растения.
Итоги: Растение находящееся в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло, а растение на солнце стоит зеленым как и прежде. Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.
Почему? Для того, чтобы растение зеленело ей нужен зелёное вещество хлорофилл который необходим для фотосинтеза. Чтобы в растении произошёл фотосинтез, им нужен свет. Когда нет солнца, запас молекул хлорофилла истощается и не пополняется. Из - за этого растение бледнеет и рано или поздно умирает. Зеленые водоросли живут на глубине до ста метров. Чем ближе к поверхности, где больше всего солнечного света, тем они обильнее. На глубине ниже ста метров свет не проходит, поэтому там зелёные водоросли не растут.
КАКИЕ КОРНИ У РАСТЕНИЙ ТУНДРЫ?
Цель эксперимента: Учить понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Материалы: Проращенные бобы, влажная ткань, термометр, вата, прозрачная высокая емкость.
Процесс:
∙ Назвать особенности почвы в тундре(мерзлота).
∙ Выяснить, какие должны быть корни, чтобы растения могли жить при мерзлоте.
∙ Поместить влажную вату в прозрачную высокую ёмкость.
∙ Поместить проращенные бобы на толстый влажный слой ваты.
∙ Прикрыть влажной тканью и поместить на холодный подоконник.
∙ Наблюдать в течении недели за ростом корней, их направлением.
Итоги: Корни начали расти в стороны, параллельно дна емкости.
Почему? Земля в тундре оттаивает только у поверхности, а дальше она мерзлая и твердая. Поэтому корни растут только в оттаявшей и теплой земле над мерзлотой, а в мерзлоте нет ничего живого
ВОЗДУШНЫЕ КОРНИ.
Цель эксперимента: Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.
Материалы: Сциндапсус, прозрачная емкость, с плотной крышкой и с водой на дне, решётка.
Процесс:
∙ Выяснить, почему в джунглях есть растения с воздушными корнями(в джунглях мало воды в почве, корни могут её взять из воздуха).
∙ Рассмотреть с детьми воздушные корни монстеры.
∙ Рассмотреть растение сциндапсус, найти почки - будущие корни.
∙ Поместить растение в емкость с водой на решётку.
∙ Закрыть плотно крышкой.
∙ Наблюдать в течении месяца за появлением»тумана», а затем капель на крышке внутри емкости(как в джунглях).
∙ Рассматривают появившиеся воздушные корни и сравнивают с монстерой и другими растениями.
Итоги: Это говорит о том, что растение приспособлено брать воду из воздуха, хотя мы его и не поливали. А затем необходимо поставить это растение в комнате как другие растения. Растение живет, как и прежде, но корни на растении засохли.
Почему? В джунглях в почве влаги очень мало, а в воздухе ее много. Растения приспособились брать ее из воздуха при помощи воздушных корней. Там где сухой воздух они берут влагу из земли.
РАСТЕНИЕ ХОЧЕТ ПИТЬ
Цель эксперимента: Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Подвести детей к выводу о том, что для растений нужна вода.
Материалы: Два цветка бальзамина, поливалка с водой.
Процесс:
∙ Выяснить у детей, нужна ли вода растениям.
∙ Два бальзамина поставить на солнышко. Одно растение полить, а другое нет. . Понаблюдать за растениями и сделать вывод.
∙ Полить это растение и понаблюдать еще неделю.
Итоги: Цветок ,которое поливали, стоит с листочками, зелёное и упругое. Растение, которое не поливали, завяло, листочки пожелтели, потеряли упругость, опустились в низ.
Почему? Растение не может жить без воды и может умереть.
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ РАСТЕНИЕ
Цель эксперимента: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.
Материалы: Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
Процесс:
∙ Выяснить почему в лесу так легко дышать(предположение, что растения выделяют кислород для дыхания человека).
∙ Поместить в емкость горшочек с растением (или черенок).
∙ Ставят его в теплое место ( если растение даёт кислород в банке его станет больше).
∙ Через 1-2 суток уточнить у детей накопился ли в банке кислород. Проверить зажженной лучиной.
Итоги: Наблюдают за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки.
Почему? Растения выделяют кислород, который хорошо горит. Можно сказать - что растения нужны человеку и животным для дыхания.
ВВЕРХ ИЛИ ВНИЗ
Цель эксперимента: Выявить, как сила тяжести влияет на рост растений.
Материалы: Комнатное растение, подставка.
Процесс:
∙ Поставить цветок с горшком набок на подставку.
∙ В течении недели наблюдать за положением стебля и листьев.
Итоги: Стебли и листья поворачиваются к верху.
Почему? В растении содержится ростовое вещество- ауксин-, которое стимулирует рост растений. Благодаря силе тяжести ауксин концентрируется в нижней части стебля. Эта часть растет быстрее, стебель тянется вверх.
ГДЕ ЛУЧШЕ РАСТИ?
Цель эксперимента: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Материалы: Черенки традесканции, чернозём, глина, песок.
Процесс:
∙ Вместе с детьми выбрать почву для посадки растений.
∙ Дети сажают черенки традесканции в разную почву.
∙ Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе за ними в течение двух недель. Делают вывод.
∙ Пересаживают черенки из глины в чернозем и наблюдают за ними в течение двух недель.
Итоги: В глине растение не растет, а в чернозёме - растению хорошо. При пересадке в чернозем у растения отмечается хороший рост. В песке растение растет вначале хорошо, затем отстаёт в росте.
Почему? В черноземе растение растет хорошо, потому что много питательных веществ. Почва хорошо проводит влагу и воздух, она рыхлая. В песке растение вначале растет потому, что в нем много влаги для образования корней. Но в песке мало питательных веществ так необходимых для роста растений. Глина очень твердая по качеству в неё очень плохо проходит вода, в ней нет воздуха и питательных веществ.
Литература:
1. Дженис Ван Клив. Двести экспериментов, биология.-М.:1995
2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников./ Сост.О.В. Дыбина.-М.:ТЦ «Сфера».- 2001
3. План –программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: Методическое пособие для воспитателей./ Сост. Н.В. Гончарова.- СПб.: «Акцидент».-1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перевалка комнатных растений .занятие в старшей группе
Занятие по трудовому воспитанию.В конспекте занятия дается поэтапное выполнение перевалки комнатного растения....
Из опыта работы "Анализ умения детей придумывать рассказы из опыта" (старшая группа)
Приведены результаты эксперимента по выявлению умения составлять рассказы из личного опыта в старшей группе....
Проект "Комнатные растения" во 2 младшей группе
Краткосрочный проект....
Электронное дидактическое пособие «Угадай по описанию (комнатные растения)» (для воспитанников старшей группы)
Дидактическая игра с загадыванием загадок о комнатных растениях. Дети отгадывают растение по описанию, на экране появляется картинка-отгадка....
Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат...
Представление педагогического опыта: реализация проекта "Все профессии нужны!" в старшей группе с тяжелым нарушением речи
Описана реализация проекта "Все профессии нужны" в старшей группе для детей с ОВЗ...